Конспект индивидуального логопедического занятия «Цирк, цирк, цирк!»
Цель: Автоматизация звука [Л].
Задачи:
1. Образовательные:
- уточнить представления ребёнка о звуке [Л].
2. Коррекционно-развивающие:
- развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- уточнить представления об артикуляционном укладе звука [Л];
- развивать фонематический слух на звук [Л];
- развивать фонематическое восприятие;
- развитее внимания;
- развитие мелкой моторики;
- автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях.
3. Воспитательные:
- формировать положительную мотивацию на занятии;
- воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.
Оборудование: большое зеркало, кукла-клоун - макет речевого аппарата изготовлен из большой пластиковой бутылки с открытым ртом – прорезь и варежкой (одевается на руку логопеда или ребенка) – имитирующей язык, картинки артикуляционных упражнений со стихами, карточки для анализа артикуляции звука, кружочки-сигналы, мяч, ватный шарик, компьютер, компьютерная игра «В стране математики».
Ход занятия.
1. Орг. Момент
Л: - Как ты думаешь, куда любят ходить и дети и взрослые, чтобы повеселиться, посмеяться?
Р: - В цирк.
Л: - Сегодня я предлагаю тебе поиграть в цирк. Кого бы ты хотела увидеть из артистов цирка?
Р: - Клоуна.
Л: - Как ты думаешь, важно ли, чтобы артист говорил красиво и правильно, почему?
Р: - Важно, не важно, не знаю
Л: - У нас в гостях клоун Звучок, он согласен с нами и считает, что в цирке это очень важно, ведь цирк очень любят дети, а они всегда подражают взрослым. Послушай, пожалуйста, что получится, если артисты начнут говорить не правильно, ты хлопай в ладоши если я произнесу слово не правильно: ВАДОНИ, МАВЫШ, КВОУН, ВАВКА, СВОН – молодец, ты все услышала правильно. Потому что правильно эти слова звучат так: ЛАДОНИ, МАЛЫШ, КЛОУН, ЛАВКА, СЛОН.
2. Объявление темы занятия.
Л: - Я хочу прочитать тебе стихотворение про клоуна, стих. «Клоун - чудак» - речь с движением - (утрированное выделение звука Л)
Клоун – чудак, делал все не так:
Л: - Скажи пожалуйста, какую песенку (звук) я произносила чаще?
Р: - «Песенку парохода»(Звук [Л]).
Л: - Правильно, сегодня мы будем упражняться в правильном произнесении «Песенки парохода» (звука [Л]).
3. Артикуляционная гимнастика.
Л: - Наш Клоун Звучок говорит, что перед выходом на арену надо долго и много готовиться, чтобы правильно говорить, для начала потренировать язычок, я буду читать сказку, а клоун будет показывать, как правильно выполнять все упражнения для язычка.
«Сказка о Весёлом Язычке»
Жил-был Язычок. Проснувшись рано утром, он отправился на прогулку и встретил лягушку.
Подражаем мы лягушкам,
тянем губы прямо к ушкам.
Упр. «Лягушка»
Понаблюдал Язычок за лягушкой и пошёл дальше. Видит, лошадка детей катает. Сел Язычок на лошадку и тоже поскакал.
Язычком пощёлкай громко-
стук копыт услышишь звонкий.
Упр. «Лошадка»
Спрыгнул Язычок с лошадки и побежал на качелях покачаться.
На качелях я качаюсь
вверх-вниз, вверх-вниз,
я до крыши поднимаюсь,
а потом спускаюсь вниз.
Упр. «Качели» (с варежкой)
Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка.
Я – индюк «балды-балда».
Разбегайтесь кто куда.
Упр. «Индюк»(с варежкой)
Вдруг подул сильный ветер, Язычок испугался и побежал домой к маме.
Упр. «Фокус»
А дома мама испекла блинов с малиновым вареньем. Поел Язычок блинов с вареньем, да все губы испачкал. Надо губы аккуратно облизать.
Ох и вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе.
Язычок я подниму
И остатки оближу.
Упр. «Вкусное варенье»(с варежкой)
Поел Язычок блинчиков с вареньем и решил чаю выпить.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.
Упр. «Чашечка»(с варежкой)
Попил Язычок чаю из своей красивой чашки и пошёл спать. А перед сном он пошёл умываться и чистить зубки. Давай и мы с тобой почистим наши верхние зубки.
Зубки нужно чистить дважды:
Каждое утро и вечер каждый.
Упр. «Чистим зубки»
4. Произношение изолированного звука.
Л: - И вот клоун выходит на арену и объявляет конкурс, называется - «Пароходы» (картинка) - кто сможет долго и громко спеть песенку парохода, МЕЖЗУБНОЕ -Л (ы – язык между зубами): ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ, уплывает пароход: тихо слышен гудок, приближается: громко.
5. Анализ артикуляции звука.
Л: - Посмотри, как красиво улыбается Звучок, когда произносит – «Песенку парохода» (звук Л)
- губы в улыбке
- между зубами широкое расстояние
- язычок поднят вверх
- горлышко поёт
- воздушная струя сильная и тёплая.
(обратить внимание ребенка на артикуляционный уклад звука Л)
6. Гимнастика для глаз
«Отгадай загадку и найди её глазами» (на стекла окон наклеены предметные картинки в разных местах, логопед описывает предмет, а ребенок отыскивает его глазами)
7. Развитие фонематического слуха.
Л: - Как говорит Звучок в цирке есть жонглеры – это артисты которые могут одновременно подбрасывать и ловить несколько предметы по очереди, например шары, а вот и я предлагаю тебе такой кружок , пока с одним потренируемся. Игра «Поймай звук» (подними кружок вверх, если услышишь «Песенку пароходика» (звук - Л)
а) на уровне ряда звуков:
Л Л Н Г Р Л З Л Л Л В Л Д Л Ж М Л Л Л
б) на уровне ряда слогов:
РА-ЛО-ПО-ЛУ-МЫ-ОЛ-ВА-ЛА-ЛЫ-КО-РУ-АЛ
в) на уровне слов:
ЛАПА, ЛОМ, ЛУК, ПОЛКА, БУЛКА, СТОЛ, ПЕНАЛ
8. Автоматизация звука в слогах.
Л: В цирке есть и дрессированные птицы, например, попугай живущий в цирке очень любит играть в повторялки. Давай и мы с тобой поиграем в такую игру.
Игра «Повторялки» (с пальчиками)
АЛА _ АЛА _ АЛА_АЛА_АЛА_АЛА_
ЛА_ЛА_ЛА
ЛО-ЛО-ЛО
ЛУ-ЛУ-ЛУ
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ
9. Автоматизация звука в словах.
Л: - А Звучок в цирке очень любит в мяч играть.
Игра «Один – много» (с мячом).
ЛУК – ЛУКИ
ЛАПА – ….
ЛОЖКА - …
ЛЫЖА - …
ЛОДКА - …
ЛУЧ - …
10. Автоматизация звука в предложении.
Л: - В цирке всегда очень светло и празднично, там много различных световых лучей, которые так и хочется поймать.
Игра «Изменяй предложения».
Я ловлю луч света. Ты… Он… Она… Мы… Вы… Они…
11. Компьютерная игра на внимание: «Одень медведя»
Л: - Ты знаешь, как часто приходится переодеваться артистам цирка, правда Звучок? И поэтому Звучок приготовил для тебя очень интересную игру, чтобы ты знала, что еще важно быть ловким, и быстрым, и внимательным.
Молодец, ты одел всех медведей и получал за это яблочки.
12. Итог занятия
Л: - Какую песенку (звук) мы сегодня произносили чаще всего?
Р: - «Песенку парохода» (звук [Л]) .
Уточняем артикуляцию звука: что делали губки, зубки, где был язычок, какая была воздушная струя, пело горлышко или нет.
13. Оценка речевой деятельности
Ты прекрасно сегодня работала, правильно произносила звук, (ничего страшного, что кое-что у нас не получилось, в следующий раз у нас обязательно все получится) зато теперь мы точно знаем, что правильно говорить - это очень важно, но для этого надо очень много работать, как наш клоун Звучок, который нам помогал., спасибо ему большое, мы его оставим у себя, чтобы он и другим ребятам тоже рассказывал о правильности речи.
14. Домашнее задание.
По аудио записи – повторение слоговых рядов.
Рефлексия: Цветы для кабинета (открытки).
Читайте также |
---|
Квест для детей в младшей группе «23 февраля»
Квест для детей в младшей группе «23 февраля» Цель: Создать радостную атмосферу праздника, развивать уважение к Российской армии и также воспитывать...
Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников
Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников Аннотация. В статье рассматривается актуальность применения гендерного подхода в физическом воспитании дошкольников, в частности детей...
Рабочая программа на 2021-2022 учебный год по эмоционально-личностному развитию для…
Рабочая программа на 2021-2022 учебный год по эмоционально-личностному развитию для старшей группы Планирование составлено на основе Образовательной системы «Школа 2100». Учебник. Программа...