Сайт для воспитателей детских садов




( 0 Голосов ) 


Конспект НОД по развитию речи «День рождения куклы Маши»

Подготовительная к школе группа

 

Программное содержание.

Коррекционно-образовательные:

  • автоматизировать произнесение звука ш в слогах, словах;
  • учить давать характеристику звука ш;
  • выделение изучаемого звука из ряда других звуков;
  • сформировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза;
  • уточнить, активизировать словарь по теме "Дикие животные наших лесов";
  • учить детей отвечать на вопросы полными предложениями, правильно строя фразы;
  • продолжать учить составлять описательные рассказы;
  • совершенствовать навык чтения слогов.

Коррекционно-развивающие:

  • совершенствовать навык графического изображения звука ш;
  • закрепить условные цветовые обозначения: твёрдый согласный- синего цвета;
  • упражнять детей в отгадывании загадок;
  • упражнять в образовании названий детёнышей животных и их матерей;
  • учить согласовывать существительные с числительными в предложениях;
  • развивать фонематическое восприятие, мышление, общую и пальчиковую моторики.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать у каждого ребенка умение слушать ответы других детей;
  • формирование навыков доброжелательности и сотрудничества.
Этапы деятельности Содержание деятельности Время проведения
Процесс вовлечения в деятельности

Целеполагание

 

Дети вспоминают, что их пригласили на день рождение к кукле Маше… (ведут диалог с логопедом и друг другом).

- Ребятки, но как же мы пойдём на день рождение, ведь подарков у нас нет? Что же делать?

(Варианты ответов детей.)

2 мин

 

Процесс планирования

деятельности

- Но купить подарки именно сейчас мы не можем, давайте подумаем что мы можем подарить из того что у нас есть. Кукла Маша любит те подарки где есть звук Ш. (Дети выбирают предметные картинки.) 1 мин
Осуществления действий Вносится кукла.

- Это Маша.

Звук ш произносится акцентировано.

- Вспомните имена, в которых есть звук ш. (Саша, Наташа, Катюша, Ксюша.)

- Скажите ласково имя Маша. (Машенька.)

- Машенька еще не умеет произносить звук ш, давай ее научим. Что делают наши губы, когда мы произносим этот звук? (Вытягиваются трубочкой.)

- Где находится язык? Какой он – узкий или широкий? (Язык широкий, чашечкой.)

- Как мы произносим звук ш – с голосом или без голоса?

- Он звучит твердо или мягко?

- Гласный или согласный звук ш?

Обозначение звука ш цветовым символом.

Артикуляционная гимнастика.

- Давай расскажем Машеньке, что ей нужно делать, чтобы научиться произносить звук ш правильно. (Нужно выполнять упражнения для языка.)

(Кукла Маша сидит на стуле и наблюдает за процессом, во время деятельности маша подбадривает детей хвалит и помогает советами.)

- Сейчас мы с тобой покажем некоторые упражнения.

1) Упражнение «Наказать непослушный язычок».

2) Упражнение «Вкусное варенье».

Описание.

Упражнение «Грибок».

Произношение звука ш в слогах.

- Услышали мышки про Машин день рождения и зашептались: «Ша-шо-ши (вопросительно – пригласит ли их Маша на день рождения). Шу-шо-шу (с просьбой). Шта-што-шту (утвердительно). Шва-шво-швы (радостно)».

Произношение звука ш в словах. Определение позиции звука. Падежное управление.

Определение позиции звука ш.

10 мин

 

  Ребята, а какие вы приготовили подарки для Машеньки?

_Сначала назовите подарки, в названии которых звук ш слышится в начале слова. (Шарик, шапочку, шоколадку, шарфик, шубку, шторы.) Шляпу, шишку

- Теперь со звуком ш в середине слова. (Машинку, карандаши, грушу, Мишутку/ лягушку, чашку, вишенки, погремушку, катушку.)

- И еще назови подарки, в которых звук ш слышится в конце. (Ковш, карандаш, брошь.) Карандаш, ландыш.

- Перед вами лежат листочки, давайте научим Машеньку писать букву Ш.

- В картинке спряталась буква Ш. давайте мы её найдём и обведём синим карандашом

- А с помощью чего можно ещё изобразить букву Ш (с помощью палочек).

- Выложите из палочек букву Ш, а рядом букву А.

- Прочитайте слог.

- Сейчас выложите слог ШО.

- Слог ШУ, прочитайте.

Процесс вовлечения - Посмотрите ребята, кукла Маша принесла нам флэшку. Я не знаю, а что с ней делают?

Для чего она нам нужна?

(Варианты ответов детей.)

2 мин
Целеполагание - Давайте включим флэшку и посмотрим что там, Хотите?

(Флэшка включается в бук, включается экран, голос за кадром, аудиозапись с голосом лесовичка.)

Слайд № 1

Происходят чудеса,

Не поделим мы леса

Мы забыли кто мы есть,

Где нам жить и что нам есть,

Выручайте, приходите,

И срочно помогите!

Жители леса»

1 мин
Процесс

Планирования

Логопед. От куда? От кого пришло сообщение. Они просят помочь, что же делать?

(Варианты детей.)

- А как вы думаете на чём можно попасть в лес?

(Варианты ответов.)

1 мин
Процесс осуществления

деятельности

- А давайте мы пойдём пешком! А возьмём мы

Машу и звук Ш возьмём с собой?

- А волшебный клубочек покажет нам дорогу и поможет найти Лесовичка.

Слайд.

Физ. минутка «Идём в лес».

- Дети идут по кругу и выполняют движения под текст логопеда

- Идите тихо, на носочках (дети идут на носочках).

- Осторожно, впереди сломались ветви деревьев, наклонитесь ниже, пройдите под ними (дети наклоняются).

- Дальше перед нами глубокая яма, перепрыгните через неё (дети прыгают).

- Что бы попасть на лесную поляну пройдите по бревну маленькими шагами, старайтесь не отступиться, потому что под нами глубокий овраг (идут маленькими шагами).

- Ну вот мы и на лесной полянке. Сядем послушаем звуки леса (дети слушают звуки леса).

Минута релаксации.

Слайд лес (аудиозапись шума леса).

Ребята что вы слышите?

- Ручей журчит.

- Кукушка кукует.

- Листья на деревьях шумят.

- Ребята а где же лесовичок? Давайте его позовём?

(Зовут.)

Д.И. «деление слов на слоги».

Выходит лесовичок.

Лесовичок. Здравствуйте ребятки!

Лесовичок. Ребята, у нас случилась беда , Лесные жители забыли как их зовут, Помогите! А помогут вам загадки

(Детей подводят к «загадочному» дереву.На дереве прикреплены загадки о диких животных.)

Логопед: На лесной полянке слушаем загадки,

Будем все внимательными,

Дружными, старательными.

Д.игра «отгадайка».

Лес: Послушайте первую загадку:

У кого нет берлоги,

Не нужна ему нора,

От врагов спасают ноги,

А от голода - кора? (Заяц.)

Щелчок. Слайд № 4 Заяц

Лес. Послушайте вторую загадку:

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке - летом. (Белка.)

Щелчок. Слайд № 4 Белка

Лес. На собаку он похож,

Что ни зуб - то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк.)

Щелчок. Слайд волк.

Лес. загадку Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придёт весна,

Просыпается от сна. (Медведь.)

Щелчок. Слайд медведь.

Лес. Хитрая плутовка, рыжая головка

Квостпушистий - краса!

Как зовут её лиса! (Лиса.)

Щелчок. Слайд лиса.

Лес. Смотри: лежит под ёлками

Подушечка с иголками

Лежала. Лежала

Да вдруг побежала. (Ёж.)

Щелчок. Слайд ёж.

- Травы копытами касаясь, ходит по лесу красавец, ходит смело и легко, рога раскинув широко.

Щелчок. Слайд лось.

Составление описательного рассказа.

Логопед: Давайте сделаем подарок для животных и составим для них рассказ, а поможет нам в этом схема.

Рассматривание схемы.

•  Величина.

•  Назовите части тела?

•  Чем покрыто тело животного?

•  Какое это животное?

•  Чем питается?

(Описательный рассказ.)

2. Беседа о диких животных.

Лесовичок: Скажите, как называются животные, которые живут в лесу?

Дети. Дикие.

- Почему их называют дикими?

(Ответы детей.) Они живут в лесу, сами добывают себе корм, сами о себе заботятся.

- Молодцы ребята. Вы помогли вспомнить животным как они выглядят.

Лесовичок: А вот наши животные не могут вспомнить где они живут, что делать?

Дети: Нужно им помочь найти свои домики.

Дидактическая игра "Кто где живёт?"

Для этого я вас приглашаю в нашу лесную школу.

(Дети садятся за столы.)

Лесовичок: Давайте, разомнём пальчики, и вспомним кто где живёт.

Дидактическая игра.

«Пальчиковая гимнастика».  

Лесовичок:

Есть у каждого свой дом:

Он у рыбки под водой,

У слона - в саванне знойной,

У коровы - в тёплом стойле,

У тюленя он на льдине,

У кита дом в море синем.

Лесовичок: Ребята возьмите карточки пи проведите дорожку от домика к каждому животному.

(Дети выполняют.)

Игра: «Кто где живёт?

- Где живёт белка? Слайд.

- Где живёт заяц? Слайд.

Где живёт лиса? Слайд.

Лесовичок: А теперь проверьте всё так сделали?

Слайд.

Лес. Молодцы! Вы помогли животным найти их домики.

(Звуки плачущих детёнышей.)

Лес: Кажется, что всё в порядке,

Но не всё в лесу так славно -

Кто-то плачет очень странно:

Мы поможем тем бедняжкам,

Что рыдают у овражка.

4. Д/И "Где, чья мама?"

Логопед. Посмотрите на несчастных детёнышей. Они забыли, как зовут их мам. Даже Лесовичок не может им помочь. Как нам поступить?

Дети. Нужно помочь детёнышам диких животных вспомнить имена их мам.

Лесовичок. Расскажите, как зовут их мам.

Дети. У лисёнка мама - лисица. У медвежонка мама - медведица и т.д.

(Наглядный материал для фронтальных занятий.)

Лес. Посмотрите, как обрадовались детёныши и их мамы.

Лес: Ребята зимой в лесу холодно, а летом жарко и все звери идут на водопой.

Лого ритмическое упражнение «Водопой». Жарким днём, лесной тропой звери шли на водопой (дети идут по кругу друг за другом).

За мамой лосихой, топал лосёнок (идут громко топая).

За мамой лисицей, крался лисёнок (крадутся на носочках).

За мамой ежихой катился ежонок (приседают и медленно двигаются в перёд).

За мамой медведицей шёл медвежонок (идут в перевалку).

За мамою белкою, скакали бельчата (двигаются прыжками).

За мамой зайчихой, косые зайчата (прыгают сделав уши из ладоней).

Волчица вела за собою волчат (крадутся большими шагами).

Все мамы и дети напиться хотят (делается артикуляционная гимнастика «Качели»).

Дети показывают.

Лес: Молодцы ребята, вы помогли моим животным.

Логопед: а теперь нам пора возвращаться в детский сад. Но как нам вернуться? Вы знаете?

Лесовичок: А я вам сей час помогу, мы произнесём волшебное заклинание

«Мы гуляли, мы устали, а теперь

хотим вернуться. В дет сад»

А теперь закройте глазки, обернитесь вокруг себя три раза

Звучит музыка дети крутятся, лесовичок исчезает.

Слайд детского сада.

Логопед: Ребята вам понравилось наше путешествие? Кому сегодня помогали? Что было трудного. Интересного? Ребята а кто ещё с нами путешествовал?

Дети: Кукла маша и звук Ш, вспомните а какие слова со звуком ш мы говорили?

Логопед: Ой ребята здесь стоит какая то корзинка, что это? А в ней записка (читают текст).

«Дорогие ребята спасибо вам за помощь ваши жители леса».

Логопед А теперь пойдёмте в группу, сами угощайтесь и угостите друзей.

15 мин

Оборудование: кукла Маша, предметные картинки на звук Ш, графическое изображение буквы Ш (прописи), карандаши презентация; картинки с изображением детёнышей диких животных и их матерей; звёздочки голубого и чёрного цветов (плоскостные изображения); конспект занятия; музыкальное сопровождение (на выбор педагога); гимнастические палки, верёвка.

Предварительная работа: чтение пригласительного письма на день рождение от куклы Маши, рассматривание картинок с изображением диких животных и их детёнышей, чтение произведений: Т.А. Шорыгина, "Какие звери в лесу?!"; Л.Г. Селихова "Ознакомление с природой и развитие речи".

 

Список используемой литературы:

    1. Вакуленко Л.С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей: справочник начинающего логопеда: Учебно-методическое пособие – СПб: ООО Издательство «Детство – Пресс», 2012-128с.
    2. Коноваленко В.В, Коноваленко С.В. Автоматизация звуков у детей. М, 2007 г.
    3. Туманова Т.В. Исправление произношения у детей. Дидактический материал. Учебно-методическое пособие для логопеда, воспитателей и родителей/ Под редакцией проф. Т.Б.Филичевой –М: «Гном-Пресс» 1999-96с. (Коррекционная работа в специальных дошкольных учреждениях).
    4. http://logoped18.ru/logopedist/konspekty-logopedicheskikh-zanyatiy-individualnyye.php

Беридзе Н.К., Учитель-логопед. «Конспект индивидуального логопедического занятия «В цирке», автоматизация звука [ ш] в слогах и словах».

    1. http://logoportal.ru. Ломоносова Т.Н. учитель-логопед МКДОУ №324 г.о. Самара «Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия: постановка звука [ ш]
    2. Индивидуальные формы логопедической работы. Автор-составитель Н.Э.Куликовская, С.В. Семенова. Якутск: Издательство ин-та мерзлотоведения СОРАН, 2010-122с.
    3. О.В.Бачина, Н.Ф.Коробова Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыка письма у детей 6-8 лет: Практическое пособие для педагогов и родителей – М: АРКТИ,2009 – 88с.
    4. Смирнова Л.Н. «Мы учим звуки Ш и С» М 2002 г.
    5. Школьник Ю.К. «Логопедия», М.2006 г.


Добавить комментарий


Читайте также

Методические разработкиРабота с родителямиПроектная деятельность





Вход на сайт


Комментарии

  • Наталья
    Очень понравилось, видна большая работа воспитателя!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Замечательный проект!!!

    Подробнее...

     
  • ИРИНА
    Очень интересно услышать отзывы! спасибо!

    Подробнее...

     
  • Ольга
    материал интересный, доступный

    Подробнее...

     
  • Елена
    Спасибо!Очен ь достойный сценарий, ещё хорошо, что он весенний (очень много осенних, весенние ...

    Подробнее...