Конспект открытого занятия по развитию речи
«Что такое этикет» для детей старшей группы

(Развитие речи)

 

Программное содержание:

- расширить знания детей об этикете;

- закрепить знания о назначении и названии различной посуды;

- закрепить умение правильно сервировать стол;

- вызвать у детей желание красиво сервировать стол и соблюдать правила этикета;

- развивать речь, внимание, память, логическое мышление.

Предварительная работа.

  1. Чтение вежливые сказки. Т.А. Шорыгина. «Этикет для малышей».
  2. Заучивание стихов.
  3. Беседы «Поведение ребёнка за столом» Т.А. Шорыгина.
  4. Беседы «О хорошем и плохом поведении. Т.А. Шорыгина.
  5. Хозяйственно бытовой труд. «Дежурство».
  6. Работа с родителями.
  7. Участие в конкурсах.

Материалы и оборудование: различная посуда (кастрюли, сковорода, тарелки, чашки, стаканы, ложки, вилки, ножи; фартуки для дежурных, скатерть для сервировки стола).

 

Звучит музыка пробуждение природы в зал входят дети. (Слайд.)

Воспитатель. Сегодня на наш праздник вежливости и этикета пришло много гостей. Давайте поздороваемся и пожелаем доброго утра.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

- Доброе утро! Солнцу и птицам!

Доброе утро! Улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым...

Пусть доброе утро длится до вечера.

 

Доброго утра всем, кто проснулся,

Всем, кто родным своим улыбнулся,

Всем, кто готов заниматься делами

Или же просто общаться с друзьями.

 

Пусть этот день будет лучше, чем прежний,

Может, подарит кому-то надежду,

Может, желанье исполнит любое.

Счастья, удачи, добра и покоя!

Воспитатель. Мы поздоровались с нашими гостями. Теперь мы вместе расскажем и покажем присутствующим, чему мы научились за этот год. В этом году мы узнали много нового, а самое главное научились вести себя согласно этикету. А что такое этикет мы сейчас расскажем. (Слайд.)

Что такое этикет –

Знать должны мы с детских лет.

Это – нормы поведения:

Как ходить на День рождения?

Как знакомиться?

Как есть?

Как звонить?

Как встать?

Как сесть?

Как здороваться со взрослым?

Много разных есть вопросов.

И на них даёт ответ

Этот самый этикет.

У сеньора Этикета

Есть всегда на все ответы:

Как входить и где стоять,

Кому место уступать,

Как прилично одеваться,

Где молчать, а где смеяться,

Как к обеду пригласить,

Что подруге подарить.

В школе, в доме, на работе,

И в трамвае, в самолете,

И в театре, и в кафе

Пригодиться он тебе.

И пора нам всем понять –

Чтоб воспитанным стать,

Чаще надо к Этикету

Обращаться за советом.

Воспитатель. А вот если соблюдать этикет, то весь день будет добрым и весёлым.

Сценка ребёнок не хочет идти в детский сад. (Слайд.)

По утрам просыпайся вовремя, чтобы не опоздать в детский сад.

Не охота по утрам просыпаться малышам.

Но порядок - есть порядок…

Просыпаться все же надо!

Маме нервы не мотай, улыбнись ей и вставай.

Не ворчи и не кричи – лучше в ванну поспеши.

Обязательно умойся, хорошенько причешись,

Не забудь почистить зубки и одеться не ленись!

За собой заправь постель –

И в детсад беги скорей.

Поздоровайся с друзьями, с воспитателем и няней.

Маму тихо отпусти – на работу ей идти!

Очень быстро день пройдет, -

Мама за тобой придет.

Сценка ребёнок не слушает воспитателя. (Слайд.)

Во всем слушайся воспитателя.

Должен ты запомнить, кроха,

В группе вас детишек много…

Воспитателя жалей –

Он один на всех детей!

Постарайся его слушать,

Без приказа спи и кушай.

Не груби ему в ответ –

Старше он на много лет!

Помогай друзьям мириться. (Слайд)

Не дерись, не обзывайся,

Сам мирить ребят пытайся.

Слабых ты не обижай (Слайд.)

И в обиду не давай!

Ты игрушки не ломай и на место собирай!

Думай: чем играть другим?

Ты не должен быть таким!

Воспитатель. А ещё мы знаем поговорки и пословицы о хорошем поведении. Сейчас мы их Вам расскажем и объясним, как мы их понимаем.

Пословицы и поговорки. (Слайд.)

Жизнь дана на добрые дела.

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

Добрые слова дороже богатства.

Сумел провиниться, сумей и повиниться.

Старайся выглядеть опрятно.

За столом будь аккуратным – можно ведь запачкать платье…

Мой почаще с мылом руки, грязь не вытирай об брюки.

Не забудь напомнить маме, чтобы был платок в кармане.

Будь опрятным, будь красивым, чтобы все тебя любили!

Перед тем, как сесть за стол, руки ты свои помой.

Это нужно для того, чтобы не болел живот!

«Когда я ем – я глух и нем» - запомни правило простое!

Своих друзей не отвлекай, оставь на время их в покое.

Ешь аккуратно, не спеша, - должна тарелка быть пустая!

Поел, попил – иди гулять. Свободен ты, довольна няня…

(Слайд.)

Воспитатель. Сейчас мы поговорим о столовом этикете, как себя вести за столом, расскажем, какая бывает посуда и как надо сервировать стол. Для этого, прежде всего, необходимо знать какой посудой мы пользуемся. Она различна по материалу изготовления. Если посуда из стекла она (стеклянная, из глины - глиняная, из дерева - деревянная, из железа -, из алюминия -, из пластмассы-, из керамики-, из фарфора-, из серебра,). Посуда также различна по назначению.

Воспитатель. Как называется посуда которую мы обычно видим на столе: тарелки, миски, салатницы, стаканы, бокалы, кружки и др. (Ответы детей – столовая.) (Слай.)

Воспитатель. Как называется посуда, в которой происходит процесс приготовления пищи: кастрюли, скороварки, сковороды, утятницы, сотейники и другие изделия. Как правило, они выполнены из металла (нержавейка), но могут быть также из жаропрочного стекла (посуда для микроволновой печи) или керамики (глиняные горшочки для приготовления пищи в духовке).

(Ответы детей – кухонная.) (Слайд.)

А какая ещё есть посуда в доме? Как называется посуда, в которой подают на стол масло (маслёнка, соль-солонка, перец-перечница, хлеб- хлебница, конфеты-конфетница).

Но одной посуды недостаточно. Я загадаю загадки и мы узнаем, чего нам не хватает.

Круглое лицо

Вытянуто, как яйцо,

Длинная ножка.

Чем щи хлебают?

(Ложкой.)

Младшая сестра граблей,

Четыре зуба есть у ней.

Но на кухне жизнь её,

И дело знает лишь своё!

(Вилка.)

Им можно хлебушек порезать

И колбасу на бутерброд,

И маслом булочку помазать.

Хорош для многих он работ!

(Нож.) (Слайд.)

Воспитатель. Правильно это столовые приборы. Сейчас имея всю посуду и столовые приборы, мы сервируем стол (дети сервируют стол).

Молодцы, давайте посмотрим правильно мы сервировали стол. (Слайд.)

Теперь мы можем продолжить.

Не стесняйся участвовать в мероприятиях. (Слайд)

Будь активным и веселым – это пригодится в школе.

Постарайся не бояться, не дрожать, не отпираться

Разучить с друзьями вместе к празднику стишки и песни!

Учись сам убирать свою постель. (Слайд)

После сна заправь постель, даже если очень лень!

Няню ты не дожидайся, сам заправить попытайся.

Покажи пример другим, помоги сложить и им!

Нужно всем ребята м знать, что полезно днем поспать!

Будешь радостным, веселым, будешь сильным и здоровым!

Если спать не хочешь ты – лежи тихо, не шуми!

Постарайся не мешать, другим детям отдыхать!

Не уходи из детского сада один, дождись родителей. (Слайд.)

Никогда не уходи из дет садика один!

Этим ты расстроишь маму, воспитателя и няню.

Сам ты можешь потеряться и до дому не добраться!

Помни правило одно: никогда и ни за что

С посторонними людьми никуда не уходи!

Люди всякие бывают! -

Деток бьют и обижают…

Воспитатель. Вот наш праздник вежливости подошёл к концу и нам надо подытожить, что мы знаем и умеем.

Заветные слова (Слайд.)

И в Нью-Йорке, и в Париже,

И на Кубе, и поближе.

И у русских, у эстонцев,

У французов и японцев

Есть заветные слова.

Знать должна их детвора!

Все народы на планете –

Дяди, тети, даже дети,

Просыпаясь ранним утром,

Произносят: - С добрым утром!

 

Говорят кому-то либо:

- Добрый день, привет, спасибо,

Благодарствую, простите,

До свиданья, извините.

Эти главные слова

Повторяются всегда:

Днем и вечером, в квартире,

На работе, в магазине,

И в трамвае, и в метро,

И в театре, и в кино.

 

Почему в любой стране,

На Чукотке и в Москве

Эти главные слова

Повторяют все с утра?

Это вежливое слово

Ключ к душе, друзья, любого:

К маме, папе, брату, деду,

К однокласснику, соседу,

К старшим, младшим и друзьям,

К иностранцам тут и там.

 

Добрым словом сможешь ты

Избежать любой вражды,

Мир узнать и помириться,

С новым другом подружиться.

Если ты не прав

– Простите!

Вдруг толкнул

– Ой, извините.

Друг приветствует, в ответ

Отвечай ему: - Привет!

 

Если кто-то что-то дарит

Говори: - Я благодарен,

За подарок вам спасибо:

Очень кстати, очень мило!

Если нужно в дом войти,

Постучись, затем спроси:

- Извините, можно к вам

На два слова по делам?

Получается, друзья,

Что заветные слова

Знать должны на всей планете

Дяди, тети и их дети.

Книги, которые можно прочитать детям

Хочу предложить список книг, которые буде полезно прочитать малышам, чтобы они лучше усвоили правила поведения. Читайте, учите стихи, беседуйте, играйте с детьми.

  • Мойдодыр К.И. Чуковского;
  • Что такое хорошо и что такое плохо В. Маяковского;
  • Русская народная сказка «Лиса и журавль»;
  • Ежели вы вежливы С. Маршака;
  • Правила поведения для детей О. Журавлева;
  • Волшебное слово В. Осеевой;
  • Уроки вежливости А. Усачева.

 

Список используемой литературы и других источников.

  1. Вежливые сказки. Т.А. Шорыгина. «Этикет для малышей» Издательство: Книголюб, 2005 г.
  2. Беседы «О хорошем и плохом поведении. Т.А. Шорыгина Издательство: Сфера, 2015 г.
  3. Ковалец И.В. Формирование у дошкольников представлений о времени. Части суток: учеб. пособие для детей. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 72 с.
  4. Грабчикова, Е. С. Речевой этикет: факультатив, занятия по рус. яз. в 3-м кл. : пособие для учителей учреждений общего сред, образования с белорус, и рус. яз. обучения / - 2-е изд. - Минск : Пачатковая школа, 2012. - 72 с.
  5. https://stihi.ru/2015/01/28/2558
  6. http://chudo-udo.com/pravila-etiketa/item/1888-pravila-etiketa-v-detskom-sadu-v-stihah
  7. http://igri-uma.ru/forum/index.php?showtopic=3969


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Эта удивительная…

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Эта удивительная солнечная система» Цель: Вызвать интерес детей к изучению космоса, с помощью такой...

Познавательно-творческий проект «Народные промыслы России»

Познавательно-творческий проект «Народные промыслы России» «…воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых...

Педагогически проект «Планета и Мы»

Педагогически проект «Планета и Мы» Паспорт педагогического проекта Тема проекта Планета и Мы Вид проекта Учебно-познавательный, творческий Актуальность проекта В современном мире познание ребенком окружающей его природы...

Читайте также

Дидактическая игра «Пришей пуговицу» для детей младшего возраста

Дидактическая игра «Пришей пуговицу» для детей младшего возраста Аннотация: Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по конструированию в группе раннего возраста…

Конспект непосредственной образовательной деятельности по конструированию в группе раннего возраста Тема: «Заборчик для цыплят» Цель: Формирование у детей умения строить заборчик.  Задачи: Образовательные: 1. Учить строить...

Патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ

Патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Дошкольникам особенно старшего возраста, доступно чувство любви...