Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познание» «Формирование элементарных математических представлений»
«Животные северных стран»
(В подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР)
Цель: реализация коррекционных задач в контексте ФГОС в процессе формирования элементарных математических представлений, по лексической теме «Животные севера».
Задачи.
1. Коррекционно-воспитательные задачи:
1.1. Воспитывать любовь к природе, животным.
1.2. Формировать умение вести диалог с воспитателем и сверстниками, быть доброжелательными и корректными собеседниками.
1.3. Воспитывать культуру речевого общения.
2. Коррекционно-развивающие задачи:
2.1. Развивать любознательность и навыки учебной деятельности.
2.2. Развивать речевое дыхание, тональный диапазон голоса.
2.3. Закреплять представления о взаимосвязи целого и частей, их схематическом изображении с помощью отрезка.
2.4. Развивать общую и мелкую моторику.
2.5. Развивать интонационную выразительность речи.
2.6. Развивать логическое мышление.
2.7. Развивать умение согласовывать числительные с существительными.
2.8. Развивать умение образовывать притяжательные прилагательные.
2.9. Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей, развивать процессы анализа и синтеза
3.Коррекционно-образовательные задачи:
3.1. Закреплять прямой и обратный счёт в пределах 8.
3.2. Совершенствовать умения соотносить цифру с количеством предметов.
4. Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие задачи:
4.1. Развитие двигательных умений и навыков.
4.2. Развитие умения согласовывать речь с движением.
4.3. Соблюдение режима зрительного напряжения и расслабления.
Оборудование: картинки с изображением животных севера; контурные изображения животных севера; фигурка снежинки (вата); письмо в конверте; изображение на ватмане Африки; фонограмма музыки: звуки бубенцов, песня «Умчи меня олень»; проектор; ноутбук; экран.
Ход НОД:
I. Начальный этап деятельности.
Педагог: Добрый день, друзья! Я сегодня в почтовом ящике группы обнаружила письмо. Интересно, оно по адресу или это ошибка?
Педагог зачитывает адрес.
Педагог: Итак, письмо именно для нас. Интересно, от кого оно и о чём в нём написано?
Педагог читает письмо.
Здравствуйте, детишки!
Пишут Вам тюлени,
Милые олени,
Котики, моржи!
Мы гуляли – заблудились
И немного простудились!
Помогите! Вот беда!
Нам домой давно пора!
Педагог: Ребята, нас просят о помощи! Где же живут эти животные?
Предположительный ответ детей: На Севере.
Педагог: Нам срочно нужно попасть на Северный полюс! Кто из животных поможет нам добраться до Северного полюса, отгадайте. (Воспитатель читает загадку.)
Стройный, быстрый.
Мех пушистый,
Рога ветвисты,
Бьет копытами цок-цок,
Снег летит, словно, песок,
Знают все кому не лень – это…
Предположительный ответ детей: Северный олень.
Педагог: Верно. Молодцы! Сейчас мы подуем на волшебную снежинку и превратимся в оленей. Метель, вьюга, закрути, нас в оленей преврати!
Упражнения коррекционной направленности (речь с движением).
Как олени резво скачем
(Бег с высоким подниманием колен.)
И попрыгаем, как мячик.
(Прыжки на месте на двух ногах.)
Как метель мы покружились,
(Повернуться вокруг себя один раз.)
А теперь – остановились.
(Остановиться.)
Мы немного отдохнём
(Вдох – выдох 3 раза.)
И затем пешком пойдём.
(Ходьба на месте.)
Опустили руки вниз
И на льдинки все садись.
II. В ходе процесса деятельности.
У детей в руках карточки с цифрами от 0-8, а на стульчиках наклеены карточки с кружочками от 0-8. Дети соотносят цифру с количеством кружочков и садятся на свой стульчик- «льдинку».
Педагог: Вот мы и на месте. Смотрите, какие интересные ледяные фигуры на стене. Кто это?
На ватмане с изображением Африки расположены контурные изображения животных (олень, морж, тюлень, пингвин, белый медведь).
Педагог: Верно. Ребята посмотрите внимательно и скажите, мы на правильном пути? Куда мы спешили?
Предположительный ответ детей: На Северный полюс.
Педагог: Где же мы сейчас?
Предположительный ответ детей: Мы в жарких странах, в Африке.
Педагог: Как вы это определили?
Предположительный ответ детей: На Севере- льды, снега, Северное Сияние, малая растительность, а здесь: пальмы, море, яркое солнце…
Педагог: Вы очень наблюдательны и ответили правильно. Животные заболели от жары и потеряли свою окраску, надо им помочь её вернуть.
Дидактическая игра «Кто где живёт?»
- Какое животное находится в правом верхнем углу?
- Какое животное находится в левом нижнем углу?
- Где находится медведь?
- Где находится пингвин?
- Какое животное находится в правом нижнем углу?
- Где находится морж?
Если дети правильно ответили на вопросы, то контурное изображение заменяется на картинку. На экране появляются картинки с изображением животных Севера.
Педагог: Молодцы, ребята! Животные расколдованы.
- Ребята, кто здесь лишний?
Предположительный ответ детей: Пингвин.
Педагог: Почему?
Предположительный ответ детей: У него тело покрыто перьями, а не шерстью – значит, это птица, а не животное.
Педагог: Правильно. Нам срочно надо отправить всех обитателей Севера домой – иначе они вновь заболеют. Для этого нам необходимо собрать семьи животных.
Дети раскладывают животных: папа-мама-детёныш.
- Сосчитай животных слева направо.
- Какое число получилось? (8)
- А теперь сосчитай животных справа налево.
- Какое число получилось? (8)
- Количество животных от направления счёта не изменилось.
- Какой по счёту стоит морж (медведица, тюлень)?
- А сейчас я хлопну в ладоши и вы скажете, кто стоит на этом месте.
- Какое животное стоит под номером 5 (3, 6, 8)?
- Какое животное стоит между 1и3 (4 и 6,2и4)?
- Какое животное стоит рядом с моржонком (медведем, оленем)?
Педагог: Отлично справились.
-А чьи это рога показались над холмом?
Предположительный ответ детей: (Оленьи).
Это идёт большой-(олень). За ним идёт мама - (олениха), с маленьким - (оленёнком).
- В море плывёт-(морж), с мамой-(моржихой) и маленьким - (моржонком).
- На нас смотрит огромный - (тюлень). Рядом с ним мама - (тюлениха) с маленьким-(тюленёнком).
-Я взяла с собой в путешествие картинки с животными севера, которые были сложены из геометрических фигур. Но подул сильный ветер и все фигурки раздул. Что мне теперь делать я не знаю. Вы мне поможете собрать?
Работа в четвёрках. (На листе бумаги нарисованы геометрические фигуры. Дети дорисовывают животное.)
- Молодцы.
- А теперь закройте глаза и представьте, что мы идём по глубокому снегу, скользим по ледяной горке, попали в пургу, встретили оленя. Откройте глаза! Что вы ему скажете?
- А нам пора возвращаться домой в детский сад.
- Все на ножки становитесь.
И немного покружитесь.
- Начинаем обратный отсчёт 10-0, сдуваем снежинку с ладошки.
III.Заключительный этап деятельности.
- Где мы сегодня были?
Предположительный ответ детей: В Африке, в жарких странах, на Севере, на Северном полюсе.
- Каких животных увидели?
- До скольких считали?
- Что было трудным?
- А под самой большой льдиной я нашла вот это…В конверте образцы для аппликации- пингвины. Детям предлагается сделать аппликацию в технике «мозаика».
Читайте также |
---|
Конспект летнего развлечения для детей среднего дошкольного возраста «Как друзья…
Конспект летнего развлечения для детей среднего дошкольного возраста «Как друзья солнышко искали» Цель: Создавать атмосферу радости, формировать положительное, эмоциональное состояние детей. Задачи: - закрепить, обобщить...
«Животные, животные красочные чудные»
«Животные, животные красочные чудные» Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир. От людей во многом зависит многообразие и численность этого...
Формирование дивергентного мышления детей дошкольного возраста средствами дополнительного образования технической…
Формирование дивергентного мышления детей дошкольного возраста средствами дополнительного образования технической направленности Дивергентное мышление – нестандартное, творческое, креативное – это тот тип...