ННОД по обучению грамоте для старшей группы

«Обобщение изученного. Гласные: А, У, О. Согласные: С, М, Х, Ш, Л»

 

Цель: закреплять название букв, соотнесение их в группы: гласные и согласные, формировать умение в прочитывании слогов, составление слов по заданному слогу. Дать представления в отдельных единицах речи: звук, слог, слово, предложение. Чтение повествовательных предложений из двух – трех слов. Точка в конце предложения. Написание большой буквы в начале предложения. Составление схемы предложения. Чтение слогов с договариванием до целого слова по слоговым таблицам, работа по разрезным азбукам различного формата.

Материал: шапочки – символы; таблицы с картинкой (начало, середина, конец); кассы букв; карточки со словами: Луша, Саша, Маша, сом, сам, ус, сухо, ухо, уха, мала, мама, ум, масло, оса, ушла, мула

Ход НОД:

I. Организационный момент.

- Сегодня на занятии мы с вами отправимся в гости на страницы книги. А кто живет в книгах? (В книгах живут буквы, слоги, слова, предложения). И для того, чтобы нам попасть на страницы книги мы должны превратиться в буквы. (Наденем шапочки и превратимся в буквы, девочки надевают шапочки с гласными буквами, мальчики – с согласными)

- Вот сейчас мы с вами можем попасть на страницы книги. Но посмотрите, буквы у всех разные, может, мы можем как-то разделить эти буквы? (у девочек – гласные буквы, у мальчиков - согласные)

Девочки садятся за один стол, мальчики за другой

II. Работа по теме НОД

1. Гласные и согласные буквы

- Девочки, что вы можете рассказать про свои буквы?

- Буквы А, У, О – гласные звуки, эти звуки мы произносим только голосом, никакой преграды во рту не возникает.

- Мальчики, а что общего у ваших букв?

- Буквы С, М, Х, Ш, Л – согласные звуки, при произношении этих звуков во рту возникает преграда, их мы не можем спеть, произнести громко, нам мешает язык, зубы, губы.

2. Стихи (дети рассказывают, заранее подготовленные воспитателем стихи)

 

А – начало алфавита

Тем она и знаменита.

А узнать ее легко,

Ноги ставит широко.

 

Вот два столба наискосок

А между ними поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква….(А)

 

Буква У – два длинных ушка

Или У дубочка два сучочка

В этой букве нет угла

Оттого она кругла

 

Посмотри на колесо

И увидишь букву О.

 

Август

Алеет за лесом закат

Алые аисты к лесу летят

Астры зарделись на клумбах в саду

Алые тени дрожат на пруду

Алые утки по пруду скользят….

Жаль, что уже отгорает закат.

 

Устала утка на пруду

Учить своих утят.

Утята плавать на виду

У мамы не хотят

Ужасно утка мучится

Ну что из них получится!?

 

Облако, облако, шерстка колечками

Очень ты облако схоже с овечками

 

Взялись мы за руки друзья

И сказали «Ты да я –

Это мы, а между тем

Получилась буква ……(М)»

 

Мы ныряем не в реке –

Мы ныряем в молоке.

Молоко поля залило,

Мостик, речку и кусты.

Молоко дома покрыло

Мягко льется с высоты.

Мы теперь на самом дне

Мы – в молочной глубине

Мы плывем не в океане –

Мы плывем в густом тумане.

 

Солнце село за селом

Спят синицы, сойки спят

Спит в реке усатый сом

Спят и лес, и степь, и сад

Стадо спит, пастух и пес

Смолкли скрипы, песни, смех

Сон в страну свою унес всех.

 

Х все ходит, ходит, ходит -

Места, что ли не находит?

 

Шорох, шептанье, шумок под окном,

Шлепанье легкое… Кто это – гном?

Ш-ш-ш! Там, за шторами, возле окна

Шустрым мышонком шуршит тишина.

 

Пошел Игнат лопаты покупать

Купил Игнат пяток лопат

- Мы рассказали про буквы, теперь мы еще раз назовем гласные звуки (мальчики говорят), согласные звуки (называют девочки)

3. Место звука в словах

- А сейчас мы вспомним, в каких словах встречаются данные звуки в трех позициях (начало, середина, конец)

Работа по таблицам, приготовленными детьми совместно с родителями

4. Игра «Живые слоги»

По вызову педагога по очереди выходят дети из одной и из другой команды, поворачиваются к детям, дети читают полученный слог.

5. Игра «Собери разные слова»

Детям дается задание: составить слова (слова для каждого заранее подготовлены на отдельных карточках) из имеющихся букв из букв разрезной азбуки.

Луша, Саша, Маша, сом, сам, ус, сухо, ухо, уха, мала, мама, ум, масло, оса, ушла, мула

6. Работа по единицам речи – звук, слог, слово, предложение

6.1. Предложение

Устно составляется предложение из трех слов

Маша любит масло.

Педагог показывает детям, как составить схему предложения, определяется количество слов в предложении, как написано первое слово, что стоит в конце предложения, дети (на подготовленных карточках) составляют схему предложения

6.2. Слово

Маша, масло

Педагог вспоминает с детьми, как составляется схема слова, определяют количество слогов в словах, на подготовленных карточках составляется схема слов

III. Итог НОД

1. Создание своей книги

- А сейчас я предлагаю вам, создать свою книгу, я приготовила странички, но на них не все закончено, давайте подумаем, как правильно закончить начатую мной страничку книги? (на страничке предложены картинки на изученные буквы, слева картинки на гласные буквы, справа картинки на согласные буквы, на столах у детей лежат контуры букв – дети совместно с воспитателем определяют к какой картинке какую букву подставим и почему)

Еще раз повторяются гласные и согласные звуки

- Как вы видите, страничка нашей книги заполнена не вся, это потому что изучили мы еще не все буквы, нам с вами еще предстоит познакомиться с остальными буквами и закончить нашу книгу.

- Сегодня вы хорошо поработали, давайте вспомним, что вам большего всего понравилось? Что было очень трудно? С чем бы вы еще хотели поработать?

IV. Домашнее задание

- Чтение слоговых таблиц с составление слов и схемы к словам (работа в тетрадях)



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по правовому воспитанию детей старшего возраста «Правовая школа»

Конспект занятия по правовому воспитанию детей старшего возраста «Правовая школа» Цель: Формировать основы правового сознания. Познакомить с Конвенцией о правах ребенка. Задачи: Уточнить и обобщить представления...

Художественная литература как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Художественная литература как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Философский взгляд на воспитание физической культуры у дошкольников

Философский взгляд на воспитание физической культуры у дошкольников С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность...

Читайте также

Проект по пожарной безопасности «Крепко помните друзья, что с огнем…

Проект по пожарной безопасности «Крепко помните друзья, что с огнем играть нельзя!»

Физическое воспитание в детском саду

Физическое воспитание в детском саду В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Нравственное воспитание – одна...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений по…

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений по теме: «Количество и счет» (Вторая младшая группа) Цель: Создать условия для формирования умения сравнивать...