Конспект непосредственно-образовательной деятельности по математике

Тема: «Умники» и «Умницы»

Средняя группа

 

1) Задачи:

1.1) Закрепить умение считать в пределах 5;

формировать представление о равенстве и неравенстве двух групп предметов на основе счета;

продолжить работу по формированию умения сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине);

совершенствовать навыки в различении и назывании знакомых геометрических фигур (куб, шар, квадрат, круг).

1.2) Развитие словесно-логического мышления.

1.3) Воспитание чувства коллективизма;

воспитание аккуратности, доведения начатого дела до конца.

2) Методы и приемы руководства: вопросы, пояснение.

3) Материал.

3.1) Демонстрационный: машины 5 шт.; куклы 5 шт.; 4 корзины; 2 набора фигурс шарами и кубами, количество кубов и шаров равно количеству детей.

3.2) Раздаточный: круги (d = 10 см) по 5 шт. для каждого ребенка; квадраты (5 × 5) по 4 шт. для каждого ребенка; дорожки, изготовленные из картона разной длины и ширины по 2 шт. ( L1 = 20 см, b1= 5 см;L2 = 40 см, b2 = 10 см) для каждого ребенка; шары разного размера (d1 = 5см, d2 = 15 см).

4) Подготовка к занятию: до занятия расставляю столы для двух команд.

5) Ход занятия:

1 часть – вводная (организационно-мотивационная) часть.

Дети сидят на стульчиках, перед ними столы для двух команд.

- Ребята, сегодня я предлагаю вам сыграть в игру «Умники и умницы». Давайте разделимся на две команды: команду девочек и команду мальчиков. Команда девочек будет называться «Умницы», а команда мальчиков –«Умники».

(Дети делятся на две команды и рассаживаются за столы.)

2 часть - основная (деятельностная) часть.

Раздаю команде «Умницы» - 4 куклы, а команде «Умники» - 5 машинок, прошу каждую команду расположить игрушки на столе в ряд и спрашиваю:

«Что нужно сделать, чтобы узнать сколько машин и кукол?»

Ответы команд (посчитать).

- Правильно, нужно посчитать сколько кукол и сколько машин! (Дети из каждой команды по очереди пересчитывают игрушки.)

- Сколько кукол? (спрашиваю у команды «Умницы»).

Ответы детей (4).

- Правильно, у вас 4 куклы!

- Сколько машин? (спрашиваю у команды «Умники»).

Ответы детей (5).

- Правильно, у вас 5 машин!

- Ребята, а поровну ли у каждой команды машин и кукол?

Ответы детей (нет).

- А как можно это проверить, какие вы знаете способы сравнения?

Ответы детей (наложение и приложение).

- Правильно! А давайте с вами вспомним что такое наложение и что такое приложение! Как можно сравнить игрушки способом наложения?

Ответы детей (посадить кукол в машины).

- Правильно! А способом приложения?

Ответы детей (посадить кукол рядом с машинами).

- Молодцы! Сейчас из каждой команды я вызову по одному участнику, участнику из команды «Умницы» нужно будет сравнить куклы и машинки способом наложения, а участнику из команды «Умники» - способом приложения (вызываю по одному ребенку из каждой команды по очереди, они выполнят задание).

- Молодцы, вы хорошо справились с заданием! Прежде чем продолжить давайте отдохнем!

Физминутка

Раз - подняться, подтянуться,

Два - согнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на стульчик сесть опять

(Дети рассаживаются по своим местам.)

- Молодцы! Теперь мы готовы продолжить нашу игру! Ребята, давайте с вами уточним пять машин и четыре куклы, что больше?

Ответы детей (пять машин больше, чем четыре куклы).

- Правильно! Четыре куклы и пять машин – сравните, что меньше?

Ответы детей (четыре куклы меньше, чем пять машин).

- Молодцы! А как сделать так, чтобы машин и кукол стало поровну?

Ответы детей (можно добавить куклу).

- Правильно! У меня как раз есть еще одна кукла (показываю ее детям и ложу на стол). А что еще можно сделать, чтобы уравнять количество игрушек?

Ответы детей (убрать машинку) .

- Молодцы! (вызываю ребенка и прошу его уравнять игрушки одним из способов, после спрашиваю каким именно способом он это сделал, т.е. убрал или добавил игрушку и выясняю по сколько стало кукол и машин, затем восстанавливаю неравенство и прошу установить равенство другим способом, после выполнения задания хвалю ребенка).

- А сейчас каждому из вас я раздам по 5 кругов и по 4 квадрата, вам нужно будет сравнить количество кругов и квадратов любым из способов и уравнять их количество!

(Дети выполняют задание, после чего выборочно спрашиваю у детей какими способами они произвели сравнение и уравнивание фигур.)

- Молодцы, вы хорошо освоили способы сравнения и уравнивания предметов и поэтому все справились с заданием! Сейчас мы с вами поиграем в игру «Разложи фигуры», но для этого нам нужно подготовить наши пальчики!

Пальчиковая гимнастика «1-5 научились мы считать»

Один, два, три, четыре, пять (загибают пальцы, начиная с мизинца) .

Научились мы считать (сжимают и разжимают кулаки) .

Один, два, три, четыре, пять (загибают пальцы, начиная с большого) .

Надо нам умнее стать… (сжимают и разжимают кулаки) .

- Ну вот наши пальчики готовы и мы можем поиграть! Каждой команде я раздам по одному набору геометрических фигур (показываю геометрические фигуры детям). Что это за фигуры?

Ответы детей (шары и кубы).

- Правильно! (раздаю детям наборы геометрических фигур) А еще у меня есть вот такие корзины (показываю их детям и ставлю на пол, по 2 корзины для каждой команды). Каждой команде нужно будет отобрать шары и кубы из своих наборов и разложить их в две корзины: в одну – шары, в другую – кубы. Понятно?

Ответы детей (да).

(Каждая команда раскладывает шары и кубы по корзинам. Проверяю правильность выполнения задания.)

- Молодцы! Наши глазки немного устали, давайте дадим им отдохнуть!

Гимнастика для глаз

Глазки вправо, глазки влево,

И по кругу проведем.

Быстро – быстро поморгаем

И немножечко потрем.

Посмотри на кончик носа

И в «межбровье» посмотри.

Круг, квадрат и треугольник

По три раза повтори.

Глазки закрываем,

Медленно вдыхаем.

А на выдохе опять

Глазки заставляй моргать.

Раздаю каждому ребенку 2 дорожки и спрашиваю: «Одинаковой ли длины дорожки?»

Ответы детей (нет)

- Покажите длинную дорожку.

(Дети показывают длинную дорожку.)

- Покажите короткую дорожку.

(Дети показывают короткую дорожку.)

- Одинаковой ли ширины дорожки?

Ответы детей (нет).

- Покажите широкую дорожку.

(Дети показывают широкую дорожку.)

- Покажите узкую дорожку.

(Дети показывают узкую дорожку.)

- Как можно назвать одним словом длинную и широкую дорожку?

Ответы детей (большая дорожка) (в случае затруднений, подсказываю).

- А короткую и узкую?

Ответы детей (маленькая дорожка).

- А сейчас я предлагаю команде «Умницы» составить из длинных и широких дорожек одну большую дорожку и прокатить по ней вот такой большой шар (показываю его команде «Умницы»), а команде «Умники» из коротких и узких дорожек одну маленькую и прокатить по ней маленький шар (показываю его команде «Умники»)! (Дети составляют дорожки и прокатывают по ним шары.)

3 часть – заключительная (рефлексивно-оценочная) часть.

- Вот и подошла к концу наша игра! Ребята давайте с вами вспомним какие задания были у каждой команды? (по очереди спрашиваю у каждой команды, какие задания они выполняли).

Ответы команд.

- А в какие игры мы свами играли?

Ответы детей.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Тематический день в первой младшей группе ко дню бабушек и…

Тематический день в первой младшей группе ко дню бабушек и дедушек «Наши любимые бабушки и дедушки» Цель: познакомить детей с праздником...

Сценарий новогоднего утренника для детей старшей и подготовительной группы «Новогодний…

Сценарий новогоднего утренника для детей старшей и подготовительной группы «Новогодний сюрприз» Участники: дети, ведущие, Снегурочка, Дед Мороз. Атрибуты: светящиеся палочки-звёзды (по количеству детей)...

Формирование предпосылок инженерного мышления у детей 2 - 3 лет

Формирование предпосылок инженерного мышления у детей 2 - 3 лет Образование, в том числе и дошкольное, должно строиться исходя из того...

Читайте также

Одарённый ребенок

Одарённый ребенок Одаренный человек – это сокровище для общества. По этой причине работа вместе с талантливыми детьми считается существенным, а понятие...

Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи для детей подготовительной…

Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи для детей подготовительной группы, по теме «Ягоды» Цель: учить составлять рассказ по предметным картинкам...

Занятие по ОМЦ «Доброта нужна всем»

Занятие по ОМЦ «Доброта нужна всем» (Подготовительная к школе группа) Цель: продолжать формирование нравственных ценностей: добро, уважение, любовь, способствовать развитию сочувствия, сопереживания. Ход...