Конспект интегрированного занятия по изодеятельности и народной культуре «Берегини»

Программное содержание:

1. Обучающие задачи:

  • Продолжать учить детей рисовать нетрадиционными способами, упражняя их в умении совмещать различные способы (отпечатки, тампонирование, монотипия, примакивание);
  • Закреплять умение смешивать цвета;

2. Развивающие:

  • Развивать воображение, чувство ритма, эстетические чувства, цветовосприятие.

3. Воспитательные:

  • Воспитывать аккуратность в работе; любовь к родной старине, народному творчеству.

Материалы:

  • Наборы гуаши, палитры, томпончики или ватные палочки, печати, кисти, баночки с водой, салфетки;
  • Бумажные птицы (по типу деревянных птиц-берегинь) по числу детей;
  • Деревянная птица – берегиня;
  • Ширма с фоном неба;
  • Фонограмма «пение соловья».

Предварительная работа:

  • Рассказы о мифологических птицах: василиске, красном петухе, Гамаюне, Жар – птице; сказочных персонажах: Финисте – Ясном Соколе, Соловье – Разбойнике, Царевне – Лебеди.
  • Рассматривание иллюстраций к сказкам «Царевна-лебедь», «Финист-Ясный Сокол» и так далее.
  • Беседа о птицах – вестниках весны.
  • Фольклорный праздник «Сороки».

Методы и приемы:

беседа, рассказывание сказки, вопросы к детям, показ пояснение, поощрение.

 

Ход образовательной деятельности.

Воспитатель: - Знаете ли вы, какой сегодня праздник? По народному календарю сегодня Борисов день – соловьиный праздник: начинают петь соловьи.

Существует поверье: если в этот день запел соловей, будешь с хлебом.

Есть и примета: соловей запел – весна пошла на убыль, а лето на прибавку.

Послушайте, кто это поёт?

Дети: - Соловей.

Воспитатель: - Конечно соловушка. Как выводит свои замысловатые трели (звучит в записи пение соловья).

Издавна на Руси люди любили птиц, приписывали им небывалые качества, силы, считали вестниками времён года. Кто помнит приметы о птицах, приносивших весть о тепле?

Дети: -  «Чибис прилетел – на хвосте воду принёс», «Овсянка запела: покинь сани, возьми воз», «Грач весну принёс», «Журавушка курлычет, - о тепле весть подаёт.

Воспитатель: - Русичи давали птичьи «имена» сказочным персонажам.

Кто знает, что это за персонажи?

Дети: - Финист – Ясный Сокол, Соловей – Разбойник, Царевна – Лебедь.

Воспитатель: - Так же славяне верили в волшебных птиц и слагали о них сказания, сказки. Знаете ли вы, о каких?

Дети: - Василиск, петух, Гамаюн, Жар – птица, Феникс.

Воспитатель: - А знаете ли вы, какая птица является символом Смоленской области?

Дети: - Птица ГАМАЮН.

Воспитатель: - И сказка моя так же будет про птиц.

Сказка, сказка – прибаутка!

Рассказать её не шутка,

Чтобы речь моя вначале,

Словно реченька журчала.

Посерёдке, чтоб народ

От её разинул рот.

А в конце, чтоб стар и мал

Под неё не задремал.

Старину скажу вам стародавнюю,

Стародавнюю да небывалую.

Среди моря лягушка самовар раздувает,

Щука и карась чай распивают.

То вам не чудо, не диковина.

Уж я видала чудо и чуднее того:

Жареный гусь на гуслях играет,

Вареный рак ему подпевает.

А поёт он про чудо – чудное,

Диво – дивное.

В стародавние времена в Китеж – граде, что у реки Смородины, жил мастер на все руки Златоперст.

Делал он птиц небывалых: Жар-птицу злато-огненную, словно солнце. И Сон-птицу, чёрную с золотой россыпью звёзд и ясным месяцем. Изготовил Снеговею, из крыльев которой сыпятся на землю снежинки. И Зелёная Песня, и Листопадница вышли из рук Златоперста.

Но была у мастера любимая птица. Вытачивал да выстругивал он её из дерева за 52 прикосновения ножом. А на каждое прикосновение говаривал он слово заветное. 52 удара - 52 слова (по числу недель в году) и получалась птица Чудо – загляденье. Дарил Златоперст птиц этих только хорошим людям.

Подвешивали таких птиц под потолок. У кого была такая птица, того не страшили ни беды, ни злые вороги. Берегла птица и дом, и двор, охраняла и хозяев, и скот. И за это прозвали её Берегиней.

(Воспитатель показывает птиц Берегиню, исполненную мастером.)

 

Воспитатель: - Посмотрите, какая замечательная птица, как мастер искусно выстругал пёрышки, словно кружева сплёл. Полюбовались? Давайте привесим её под потолок, как в старину делали. Пусть Берегиня приносит удачу и счастье всем, кто здесь находится.

Правда, ведь, что каждый человек желает, чтобы в его доме царили мир и уважение, любовь, покой и уют?

Дети: - Да.

А вы хотите, чтобы у вас дома была такая птица?

Дети: - Да, хотим.

Воспитатель: - Вы можете её сделать сами, только не из дерева, а из бумаги.

Попробуйте каждый поймать свою птицу. Потяните за верёвочки.

(Дети подходят к ширме, тянут за верёвочки, на конце которых привязаны бумажные птицы).

Воспитатель: - Вот и птицы прилетели к каждому из вас. Берите их.

 

На рабочем месте.

Воспитатель: - Кто скажет, что нужно сделать, чтобы изображение на двух сторонах получилось одинаковым?

Дети: - Нарисовать на одной стороне, затем сложить пополам – рисунок отпечатается.

Воспитатель: - Что ж, подумайте, какими красками и материалами вы будете работать, какое счастье хотите себе и своему дому.

 

Самостоятельная работа.

Воспитатель: - Вложите в работу всё своё умение. Пофантазируйте, какие пёрышки бкдут у вашей птицы. Если в бумажную птицу вдохнуть свою любовь и вложить частичку своей души, то она обязательно станет волшебной.

Воспитатель: - Замечательные птицы получаются. А давайте оставим возможность вашим родителям закончить расписывать птиц. Тогда птицы станут настоящими берегинями вашего дома.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Процесс познания ребёнка дошкольного возраста, исследовательской деятельностью

Процесс познания ребёнка дошкольного возраста, исследовательской деятельностью В концепции модернизации российского образования говориться, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые...

«Новый год у ворот». Образовательная деятельность в форме квест-игры для…

«Новый год у ворот». Образовательная деятельность в форме квест-игры для детей средней группы Цель: расширять представления детей о празднике Новый год;...

Конспект занятия образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с…

Конспект занятия образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием технологии В. В. Воскобовича в средней группе Цель: Развивать интеллектуальные...

Читайте также

Правополушарное рисование в детском саду

Правополушарное рисование в детском саду

Конспект занятия по финансовой грамотности «Не имей сто рублей, а…

Конспект занятия по финансовой грамотности «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» Старший дошкольный возраст Цель: Формировать социально-нравственные представления о ценностях...

Сценарий к празднику осени «Осень в лесу» для средней группы

Сценарий к празднику осени «Осень в лесу» для средней группы Зал украшен осенними листьями. Под медленную музыку в зал входят дети, садятся на стульчики. Ведущий: Здравствуйте...