Конспект интегрированной образовательной деятельности в области «Художественно – эстетическое развитие» в старшей группе (с участием родителей) на тему

«Чай пить – приятно жить!»

 

Цель.

Расширять и обогащать знания детей о традициях чаепития. Формировать интерес и любовь к русскому, татарскому народному творчеству.

Задачи.

Обучающие.

Познакомить детей с историей возникновения чая, самовара, русскими и татарскими пословицами и поговорками о гостеприимстве. Формировать культуру чаепития, показать пользу чая. Создать атмосферу уважения и интереса к народной культуре. Формировать стремление участвовать в совместной творческой деятельности с взрослыми.

Развивающие.

Развивать музыкальный и интеллектуальный кругозор детей, творческую активность, самостоятельность, воображение, мышление, четкую, связную речь, музыкально-ритмический слух.

Воспитательные.

Воспитывать любовь к родному народу и уважение к традициям, желание быть гостеприимным, умение сотрудничать друг с другом. Доставить детям радость.

Методические приемы.

Беседа о чае, пословицы, поговорки о чае, рассказ детей, использование слайдов, подвижные и словесные игры, пение песен, частушек о чае, игра на музыкальных инструментах, игра на чайной посуде, танцы, приход сказочных героев.

Словарная работа.

Самовар, чай, чаепитие, чаёчек, денёчек, щепка, спитый, церемония.

Материал.

Мультимедийный проектор, ноутбук, слайды, чайная посуда, самовар, столы, скатерти, музыкальные инструменты, костюмы, чай в пачках, деревянные ложки, платочки для танца, нарисованные самовары.

Предварительная работа.

Беседа о чае, о чайных традициях разных стран, разучивание стихов, пословиц, поговорок о чае, песен, танцев, игра на чайной посуде.

Интегрируемые образовательные области:

«Социально – коммуникативная», «Познавательная», «Речевая», Художественно – эстетическая», «Физкультурная».

Оформление зала: на центральной стене рисунок самовара, чайной посуды, сбоку – работы родителей из чая.

Под русскую народную мелодию входят два Скомороха - родители

1 скоморох. Слушайте, слушайте люди добрые, в нашем районе проживающие!

Сегодня в детском саду «Снегурочка» состоится праздник чая.

Приглашаем всех веселиться, петь, играть!

2 скоморох. Не толпитесь у дверей, проходите вы скорей!

Ждут баранки и коврижки, калачи, ватрушки, пышки.

Налетайте, разбирайте, сладким чаем запивайте!

Под русскую народную мелодию входят дети и встают полукругом, поют на мотив русской народной песни «Ах вы, сени».

  1. Вы дела все отложите, в зал наш светлый поспешите,

Будем петь, играть, шутить и о чае говорить.

  1. Мы гостей своих встречаем у нас нынче праздник чая.

Собрались мы с вами вместе, будет очень интересно.

Ребёнок. Сегодня день такой чудесный, только б петь и танцевать.

Вот и мы вас приглашаем чай попить да поиграть!

Ребёнок. Пусть играют здесь гармошки и выходят плясуны,

Хорошеют наши лица, когда радуемся мы!

1 скоморох. Так что же, погуляем на празднике нашем,

Нигде не найдёте вы праздника краше!

2 скоморох. А вот сюда Хозяюшки идут!

Под музыку входят Хозяюшки – воспитатели (одна в русском костюме, другая в татарском костюме).

1 хозяюшка. Здравствуйте, гости дорогие, люди свойские, простые!

Мы давно вас в гости ждали, долго думали, гадали,

Как бы нам повеселей встретить дорогих гостей.

На праздник чая вас, друзья, пригласили мы не зря.

Будем чай мы свами пить, да о чаепитии говорить.

2 хозяюшка. Исәнмесез балалар! Исәнмесез, кунаклар! Все на праздник к нам спешите и друзей с собой берите. Всех гостей мы угощаем ароматным крепким чаем!

Хозяюшки (вместе). К нам смотри, не опоздай, а не то остынет чай!

Под музыку входит Чай – барин (родитель).

Чай – барин. Добрый день! Я – Чай – барин, именниник сегодня! Наш народ без чая не обходится. Народная мудрость гласит: «Чая не попьёшь – целый день голодный!». Ребята, а вы знаете, когда и откуда пришёл к нам чай?

Девочка. Чай пришёл к нам из Китая. Выращивание и изготовление чая хранили в секрете. Чай ценился очень высоко и его пили только во время торжественных церемоний.

1 хозяюшка. Одна из легенд рассказывает, что давным – давно пастухи заметили, стоит овцам пощипать листья вечнозелёного растения, как они начинают резвиться и легко взбираться на кручи. Пастухи испробовали силу листьев на себе: они их высущили, заварили в кипятке и стали пить ароматный настой ощущая прилив свежих сил.

А сейчас мы поиграем, кто же ловкий мы узнаем.

Игра «Перенеси пачку чая в ложке».

Чай – барин. Ребята, как чай попал в Россию?

Мальчик. Долгое время в России не знали чай и вместо него заваривали листья земляники, смородины, цветы липы, Иван-чая и другие.

1 хозяюшка. Чай попал в Россию 300 лет назад. Царский посол Василий Старков привёз русскому царю «диковинного сушёного листа» в дар от монгольского хана.

Мальчик. Сначала чай употребляли как лекарство. Многие не знали, как его заваривать. Чай был очень дорогим и поэтому его пили в особых случаях. Раньше было такое приветствие. Приходя в гости, хозяева говорили:

1 хозяюшка. Чай да сахар!

Мальчик. Что означало - здравствуйте!

1 хозяюшка. «Давайте чайком побалуемся» - отвечали хозяева.

2 хозяюшка. Ребята, а я вам хочу рассказать, как чай попал в Татарстан. Чай являлся самым востребованным товаром. Продавали его на Казанской ярмарке, где он пользовался большим успехом. Вскоре чай стал главным угощением у татар. «Чәй әчү» - так называлось чаепитие у татар. Чай подавали «парой» в двух чайниках: в большом – кипяток, в маленьком – заварку. В гостях надо было выпить не менее четырёх чашек. Без чая не проходил ни один праздник. Чай наливал хозяин дома. Вот как написал о чае татарский поэт Габдулла Тукай: «Бу вакытта йорт саен кайный самавыр һаман; чәйнекләрдә пешмәктә. Чәй фирмасы «Караван».

Ребёнок. С молоком, лимоном, мёдом, с тортом или бутербродом,

Иди скорей друзей встречай наливай всем вкусный чай! (А. Малахова)

2 хозяюшка. Я предлагаю ребятам определить чай на вкус.

Игра «Определи чай на вкус»

(Детям предлагается с закрытыми глазами угадать чай на вкус: чай с лимоном, чай с молоком, чай с вареньем.)

Ребёнок. Заслужить хотим мы чай, а ну, частушки запевай!

Частушки о чае

  1. Чай горячий – наша сила, украшение стола.

Чаепитие в России – вот хорошие дела!

  1. Лучше доктора любого лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого ароматного чайку.

  1. Чай бальзам от всех болезней, и напитка нет полезней.

Кто здоровым хочет быть, больше чая надо пить.

  1. «Много чая не бывает» - так в народе говорят.

Чай – здоровье, каждый знает, пей хоть пять часов подряд!

  1. Чәй әчәбез бал белән, бала – чагалар белән.

Бала – чага алты җан: Ярослав, Илҗя, Ислам

Карина белән Дарина, иң соңгысы Самира.

  1. Чәй әчәбез бал белән, бала – чагалар белән.

Балны кем бигрәк сөя? Иң кечкенә Самира.

  1. Мы пропели тут для вас чайные частушки,

А теперь давайте вместе спляшем топотушки.

Чай – барин. Ребята, чаепитие всегда обставлялось красиво и имело праздничный вид. На столе обязательно стоял самовар, который занимал своё почётное место, расставлены чайные приборы и сладости.

1 хозяюшка (вносит самовар). Я иду, иду, иду, самовар в руках несу. (Ставит самовар на стол). По обычаю, для гостей добрых самовар кипит, белой скатертью стол накрыт.

Песня «Самовар – хозяин», слова и музыка З. Роотх

2 хозяюшка. Первые самовары были изготовлены на Урале, а потом их начали делать по всей России, особенно в Туле. Самовары делали из меди и латуни. Каких только самоваров не делали: самовары – малютки всего на один стакан и самовары – великаны на несколько вёдер. К самовару относились бережно и передавали его по наследству.

Ребёнок. Какой чай без самовара? Вот он – красавец! Растапливали его щепкой. После того, как самовар закипал, его ставили на стол, и пили чай. Хороший и чистый самовар считался гордостью хозяина.

Вариации на русские народные песни.

Ребёнок (поёт на мотив песни «Я на горку шла»):

Ах, какой самовар! Из него валит пар.

Чай попьём, посидим, про самовар поговорим.

Дети (играют на шумовых инструментах и поют):

Ой, чай, крепкий чай, пейте чай – чаёчек,

Чтобы радость приносил каждый день – денёчек.

Ребёнок (поёт на мотив песни «Пойду ль я, выйду ль я да»):

В Суксуне на Урале самовар родился,

В веке девятнадцатом он в Туле очутился.

Дети (играют на инструментах и поют):

Ой, чай, крепкий чай, пейте чай – чаёчек,

Чтобы радость приносил каждый день – денёчек.

Ребёнок (поёт на мотив песни «Я на камушке сижу»):

Самовары делали медные, стальные.

А для знатных и богатых даже золотые.

Дети (играют на интсрументах и поют):

Ой, чай, крепкий чай, пейте чай – чаёчек,

Чтобы радость приносил каждый день – денёчек.

Ребёнок. Хорошо чайку попить, о том, о сём поговорить.

А теперь пора сплясать, нашу удаль показать.

Танец «Самоварчики» (танцуют девочки)

Чай – барин. Ребята, давайте вспомним пословицы и поговорки о чае.

Ребёнок. Чай не пьёшь, где силы берёшь?

Ребёнок. Чай усталость всю снимает.

Ребёнок. Холодно – пей чай, жарко – пей чай, устал – пей чай.

Ребёнок. Чай пить – не дрова рубить.

Ребёнок. Чай пить – приятно жить.

Ребёнок. Аш артыннан – чәй шатыннан.

Ребёнок. Чәй яны – гаилә җаны.

Ребёнок. Чәй көлдерер, кесәне бөлдерер.

2 хозяюшка. А сейчас прошу всех встать весёлый танец показать!

Парный танец «Во саду ли, в огороде».

Чай – барин. Ребята, чай славится не только своим вкусом и запахом, но и своими свойствами. Я предлагаю вам посмотреть, как правильно надо заваривать чай.

Завариваем чай

(2 хозяюшка проделывает то, что проговаривает 1 хозяюшка.)

1 хозяюшка. Заваривать чай следует свежекипячёной водой. Чайник для заварки желательно фарфоровый, надо ополоснуть кипятком, всыпать чай, залить кипятком на две трети, закрыть крышкой и настаивать 3 – 5 минут, а зелёный чай – 5 – 8 минут, затем долить кипяток в чайник. Если при заварке появляется пенка, значит, чай заварен правильно. Снимать её не следует. Самый лучший чай после первого настоя.

Чай – барин. Ребята, какую пользу приносит чай?

Ребёнок. Чай укрепляет сосуды мозга, улучшает работу сердца, снимает головную боль, утоляет жажду.

Ребёнок. Пить надо только свежезаваренный чай.

2 хозяюшка. Восточная мудрость гласит: «Свежий чай подобен бальзаму, чай простоявший ночь, подобен змее».

Чай – барин. Как можно использовать чай?

Ребёнок. Чай можно использовать как средство ухода за волосами.

Ребёнок. Спитым чаем чистят ковры, чтобы краски на них были яркими.

Чай – барин. Ребята, скажите, какие предметы надо поставить на стол для чаепития? (Ответы детей.)

Ребёнок. Вот большой пузатый чайник, очень важный как начальник.

Ребёнок. Вот фарфоровые чашки очень хрупкие бедняжки.

Ребёнок. Вот фарфоровые блюдца, если стукнешь, разобьются.

Ребёнок. А вот ложки чайные, очень музыкальные!

Дети играют на чайной посуде: заварочный чайник, сахарница, чашки, блюдца, чайные ложки оркестр «Чайный».

(Музыка по выбору музыкального руководителя.)

Чай – барин. Всем спасибо за вниманье, всех друзей на чай зовём!

Угощаем ароматным, вкусным чаем с пирогом!

1 хозяюшка. Мы хотим вам дать совет: если хворь с кем приключится,

Чаем можете лечиться, чай всех снадобий полезней,

Помогает от болезней.

2 хозяюшка. Чай в жару вас освежает, а в морозы согревает,

И сонливость переборет, и с усталостью поспорит,

Сокрушит любой недуг, чай здоровью – лучший друг!

Песня «Приглашаем вас на чай!», слова и музыка В. Шестаковой

Дети вручают гостям чашки, сделанные из бумаги.

1 скоморох. Повеселились очень дружно, подкрепиться теперь нужно!

2 скоморох. За столы скорей садитесь чаем вкусным угоститесь!

Дети идут в группу пить чай со сладостями

 

Список литературы

  1. Детские частушки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов /Составитель Бахметьева Т. И., Соколова Г. Т. – Ярославль: «Академия развития», 2001– 224 с.
  2. Н. Зарецкая, З. Роот Танцы в детском саду. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 112 с.
  3. Т. Э. Тютюнникова. Бим – бам – бом! Сто секретов музыки для детей. Выпуск 1. Игры звуками: Учебно – методическое пособие. СПб.: ЛОИРО, 2003 – 100 с.
  4. Журнал «Музыкальный руководитель» № 7, 2013г. – с. 41 – 43
  5. Журнал «Музыкальная палитра» № 2, 2006 г.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Занятие по ОМЦ «Доброта нужна всем»

Занятие по ОМЦ «Доброта нужна всем» (Подготовительная к школе группа) Цель: продолжать формирование нравственных ценностей: добро, уважение, любовь, способствовать развитию сочувствия, сопереживания. Ход...

Ознакомление детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности

Ознакомление детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности «Самое дорогое у человека – это жизнь». Н. А. Островский. Потребность обучения и ознакомления детей правилами...

Конспект занятия по театрализованной деятельности в старшей группе «Мы учимся…

Конспект занятия по театрализованной деятельности в старшей группе «Мы учимся быть актерами» (Группа компенсирующей направленности) Задачи: Развивать умение импровизировать под музыку соответствующего характера;...

Читайте также

Проект с детьми старшей группы в форме Квест-игры: по теме:…

Проект с детьми старшей группы в форме Квест-игры: по теме: «Как мы Зиму искали»

Рабочая программа по дополнительной образовательной деятельности кружок «Волшебные краски»

Рабочая программа по дополнительному образованию (кружок по нетрадиционному рисованию) «Волшебные краски» психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Детский фитнес в дошкольном…

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Детский фитнес в дошкольном образовательном учреждении DANCE - класс»