Познавательное занятие «Мы друзья природы»

(Подготовительная группа)

 

Цель: Закрепить знания детей о характерных признаках весны (солнце светит ярче, тает снег, бегут ручьи, набухают почки, день становится длиннее, ночь короче, появляются проталины). Способствовать обобщению представлений детей о растениях (это деревья, кустарники, травы). Воспитывать интерес к растениям, желание узнать как она себя чувствует, умение помочь растению, выполняя определенные трудовые действия (поливать, рыхлить, купать растения, вытирать пыль с листьев, удалять желтые листья).

Предварительно: прослушали гр.з. «Времена года» Чайковского. Серия наблюдений за растениями (деревьями, кустарниками, травянистыми).

Беседа о комнатных растениях, о размножении растений. Посадка отростков традесканции в воду для размножения растения.

 

Ход занятия.

Воспитатель. – Какой сегодня чудесный день, ребята у вас хорошее настроение? А у наших гостей?

Тогда я хочу вам предложить немного помечтать. Кто хочет, может закрыть глаза и представить перед собой весеннюю картину. Я поставлю вам произведения П.И. Чайковского «Времена года» «Март». Вы внимательно слушайте, и расскажите мне кто, что услышал (играет грамзапись).

Воспитатель. – Ребята, что вы услышали?

(Дети: пение птиц, журчание ручья, звон капели, представили появление первой травы.)

Прекрасно, ребята. Молодцы!

Воспитатель. – дети, назовите мне характерные признаки весны.

Дети: Солнце светит ярче, тает снег, бегут ручьи, набухают почки, появляются проталины, день становится длиннее, ночь короче.

Воспитатель. – Ребята, а какие пословицы и поговорки вы знаете о весне?

«Кто весной трудится рад, будет осенью богат».

«Весенний день умный год кормит».

«Март сухой да мокрый, май будет каша да каравай».

«Весна красна цветами, а осень пирогами».

«Весна да осень – на дню погод восемь».

«Апрель с водою, а май с травою».

Воспитатель. – Молодцы ребята, хорошие поговорки и пословицы вы нам рассказали.

– Вы знаете приметы весны, я думаю вы поможете мне разгадать кроссворд.

– А теперь мы с вами проведем викторину «Мы - друзья природы». Для этого нам нужно разделиться на две команды: «Проталинка» и «Ручеек». Я буду загадывать вам вопросы и за каждый правильный ответ команда будет получать фишку, и потом по количеству фишек мы подведем итог.

Вопросы викторины.

  1. С какого дня по календарю считается начало весны? (21 марта.)
  2. Какие цветы весной расцветают первые? (Подснежник, мать-и-мачеха.)
  3. Почему подснежник называют подснежником?
  4. Почему мать-и-мачеху называют мать-и-мачеха?
  5. Знаете ребята в какой области мы живем? (Оренбургской.) Правильно ребята. Наша область очень большая, она богата природными ресурсами (газом, рудой). Растительный и животный мир нашей области очень разнообразен.
  6. Как вы считаете, наш край лесной или степной? (Степной.)
  7. Ребята, какой климат в нашей области? (Лето жаркое, сухое, зима морозная и холодная.)

Воспитатель. – Ребята, как вы думаете, трудно расти растениям в таком климате? (Трудно.)

Правильно, трудно, и поэтому многие растения, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими, но не только из-за сурового климата, но и от жестокого отношения людей к природе. Эти растения занесены в «Красную книгу» нашей области.

  1. Почему эта книга называется красной? (эта книга называется так, потому что красный цвет – сигнал опасности). Правильно ребята, растениям, которые занесены в «Красную книгу» угрожает огромная опасность.
  2. Ребята, назовите мне растения, которые занесены в «Красную книгу» нашей области (тюльпан, сон-трава, ландыш, купавка, бошмачек). Правильно ребята. Молодцы! Я вам принесла показать «Красную книгу», все растения, которые вы называли есть в этой книге.

Воспитатель. – А еще, я хотела спросить вас, что вы знаете о лечебных растениях (о тех, которые нас лечат, как они называются)?

Дети: они называются лекарственные травы.

  1. Назовите мне лекарственные растения нашей области (чебрец, душица, шалфей, ромашка, мята, подорожник).

Воспитатель. – Правильно ребята, вы знаете растения нашей области, и лекарственные травы. Давайте подведем итог.

А теперь ребята, я хочу чтобы вы посмотрели какой случай произошел с детьми в лесу (инсценировка «Случай в лесу»).

(Изображаемая опушка леса, идут дети: две девочки и два мальчика. Дети несут большие охапки цветов.)

Саша: - Мы прошли уже немало, посидим я так устала.

Маша: - Да, и я устала тоже. На траву цветы положим.

(Садятся, кладут цветы на траву.)

Витя: - Ну и много мы нарвали, донесем домой едва ли.

Кирилл: - Путь до дома длинный-длинный. Здесь оставим половину.

Чей-то голос: - Вы зачем цветы нарвали и все их разбросали?

Саша: - (испуганно) Слыхали голос?

Дети: - Да слыхали.

Маша: - Я испугалась.

Кирилл: - А может быть нам показалось?

Голос: - Нет, не показалось. Это я сказал.

Дети: - (испуганно) Кто ты?

(Из-за большого пня выходит старичок-лесовичок с суховатой палкой.)

Я старичок-лесовичок.

Я хожу с клюкой вокруг

Стерегу и лес и луг,

И деревья и кусты,

Ягоды, цветы, грибы.

Вы кусты ломаете

Вы цветы бросаете

Вот взмахну сейчас клюкой –

Не найдете путь домой.

Дети: - Дедушка, не надо, мы больше не будем, прости нас!

Саша: - Мы не будем рвать цветы.

Лесовичок: - Ну как дети простить их, указать дорогу домой.

Дети: – Да!

Лесовичок: Так и быть, вам удружу, путь из леса укажу. Приходите к нам почаще, нет лесной поляны слаще.

Дети: - Спасибо! Придем! До свидания.

Витя: - Мы дружить с природой станем.

Маша: - Мы беречь растения будем.

Все: - Ведь растения служат людям!

Воспитатель. – Ребята, а с вами не происходили такие случаи в лесу (нет).

Дети, а что мы можем сделать чтобы растения не исчезали, чтобы их стало больше.

Дети. – Соблюдать правила поведения на природе.

Воспитатель. – А какие правила вы знаете?

Красивы цветы, но ты их рвать на спеши

Чтоб были они хороши, оставь их на воле в полях и в лесу

Ты лучше любуйся на эту красу.

Чтоб не портить травку, жука не задавит

Будем по тропинкам, мы в лесу ходить.

Деревья и кустарники, как много их вокруг

Но не ломай их ветки, ведь ты природы друг.

Воспитатель. – Ребята, а для чего нам нужны растения. (Чтоб красиво было, зелено, растения помогают дышать.)

Воспитатель. – Да, молодцы! Растения помогают нам жить. Они выделяют кислород, и мы им дышим. Так давайте ребята сегодня посадим с вами комнатное растение для того, чтобы нам с вами в группе дышалось легче.

Воспитатель. – Что нам нужно, чтобы посадить растение (почва, горшочек, мелкие камни, песок, вода).

Воспитатель. – Ребята, для посадки растений подходит не каждая почва. Нужно брать верхний слой земли, в нем перегнивают корни растений, сухие листья, трава и образуется плодородная почва, она очень благоприятна для комнатных растений.

Воспитатель. – Отростки какого растения мы с вами будем сажать? (Традисканция.)

Помните я вам рассказывала, как размножаются комнатные растения. (Листочками и отростками.)

Воспитатель. – Давайте посмотрим, когда тростки традисканции мы ставили в воду, у них были корни. (Нет.)

Но прошло время и корни выросли.

- Ребята, а для чего растению нужен корень? (Для того, чтобы впитывать воду и расти.)

Воспитатель. – Назовите мне правило посадки растения.

  1. На дно положим мелкие камни и песок. (Для чего? Чтобы вода долго не задерживалась и корни не подгнивали.)
  2. Немного земли (полить).
  3. Затем сажаем отросток.
  4. Засыпаем сверху землей и поливаем.

Воспитатель. – Растение посадили. Ребята, какие нужны условия для хорошего роста растений. (Вода, рыхлить, свет, но не прямые лучи света.)

Воспитатель. – Молодцы! Комнатное растение мы с вами посадили.

А теперь, чтобы легче проследить за ростом, давайте это растение нарисуем, и когда пройдет время, месяц, другой, мы сравним рисунки и растения и увидим как оно выросло.

Пока вы будете рисовать, я включу вам музыку, чтобы вы могли передать в своем рисунке не только то, что видите, но и свое настроение.

Воспитатель. – Ребята, закончили свои работы. Молодцы! (Давайте мы их разложим на столе, чтобы они подсохли.)

Воспитатель. – Ребята, мы с вами знаем правила поведения на природе, умеем ухаживать за комнатными растениями, сажаем на участке деревья, кустарники.

Скажите, а для чего нам все это нужно.

Дети. – Чтобы сохранить и сберечь нашу природу.

Воспитатель. – Да ребята, в руках человека красота и богатство родной земли, помните об этом.

Спасибо! Вы мне сегодня очень помогли.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект сценария театрализованного представления для детей «Сказка о здоровом образе…

Конспект сценария театрализованного представления для детей «Сказка о здоровом образе жизни «Айболит спешит на помощь» Цель: 1. Уточнить и расширить знания детей...

Интегрированное занятие по математике и развитию речи «Посадил дед репку»

Интегрированное занятие по математике и развитию речи «Посадил дед репку» Цель: Закрепление детьми элементарных математических представлений при помощи заданий по ФЭМП...

Конспект занятия по коллективной аппликации в средней группе «Цветочная клумба»

Конспект занятия по коллективной аппликации в средней группе «Цветочная клумба» Цель: развить чувство коллективизма, создать эмоциональное настроение детей. Задачи: • учить детей создавать цветок...

Читайте также

Мастер - класс по художественно-эстетическому развитию «Весенняя картина из соленого…

Мастер - класс по художественно-эстетическому развитию «Весенняя картина из соленого теста» Цель: создать условия для развития сенсомоторной функции детей дошкольного возраста через использование технологии...

Сценарий встречи детей старшего дошкольного возраста с олимпийским чемпионом

Сценарий встречи детей старшего дошкольного возраста с олимпийским чемпионом Цель: Формирование у детей ценностей здорового образа жизни, развитие социальных, нравственных, физических качеств...

Конспект открытого занятия во второй младшей группе «Домашние животные»

Конспект открытого занятия во второй младшей группе «Домашние животные» Цель: формировать у детей знания о домашних животных. Задачи: 1. Закрепить знания о домашних животных...