Познавательное занятие «Мы друзья природы»
(Подготовительная группа)
Цель: Закрепить знания детей о характерных признаках весны (солнце светит ярче, тает снег, бегут ручьи, набухают почки, день становится длиннее, ночь короче, появляются проталины). Способствовать обобщению представлений детей о растениях (это деревья, кустарники, травы). Воспитывать интерес к растениям, желание узнать как она себя чувствует, умение помочь растению, выполняя определенные трудовые действия (поливать, рыхлить, купать растения, вытирать пыль с листьев, удалять желтые листья).
Предварительно: прослушали гр.з. «Времена года» Чайковского. Серия наблюдений за растениями (деревьями, кустарниками, травянистыми).
Беседа о комнатных растениях, о размножении растений. Посадка отростков традесканции в воду для размножения растения.
Ход занятия.
Воспитатель. – Какой сегодня чудесный день, ребята у вас хорошее настроение? А у наших гостей?
Тогда я хочу вам предложить немного помечтать. Кто хочет, может закрыть глаза и представить перед собой весеннюю картину. Я поставлю вам произведения П.И. Чайковского «Времена года» «Март». Вы внимательно слушайте, и расскажите мне кто, что услышал (играет грамзапись).
Воспитатель. – Ребята, что вы услышали?
(Дети: пение птиц, журчание ручья, звон капели, представили появление первой травы.)
Прекрасно, ребята. Молодцы!
Воспитатель. – дети, назовите мне характерные признаки весны.
Дети: Солнце светит ярче, тает снег, бегут ручьи, набухают почки, появляются проталины, день становится длиннее, ночь короче.
Воспитатель. – Ребята, а какие пословицы и поговорки вы знаете о весне?
«Кто весной трудится рад, будет осенью богат».
«Весенний день умный год кормит».
«Март сухой да мокрый, май будет каша да каравай».
«Весна красна цветами, а осень пирогами».
«Весна да осень – на дню погод восемь».
«Апрель с водою, а май с травою».
Воспитатель. – Молодцы ребята, хорошие поговорки и пословицы вы нам рассказали.
– Вы знаете приметы весны, я думаю вы поможете мне разгадать кроссворд.
– А теперь мы с вами проведем викторину «Мы - друзья природы». Для этого нам нужно разделиться на две команды: «Проталинка» и «Ручеек». Я буду загадывать вам вопросы и за каждый правильный ответ команда будет получать фишку, и потом по количеству фишек мы подведем итог.
Вопросы викторины.
- С какого дня по календарю считается начало весны? (21 марта.)
- Какие цветы весной расцветают первые? (Подснежник, мать-и-мачеха.)
- Почему подснежник называют подснежником?
- Почему мать-и-мачеху называют мать-и-мачеха?
- Знаете ребята в какой области мы живем? (Оренбургской.) Правильно ребята. Наша область очень большая, она богата природными ресурсами (газом, рудой). Растительный и животный мир нашей области очень разнообразен.
- Как вы считаете, наш край лесной или степной? (Степной.)
- Ребята, какой климат в нашей области? (Лето жаркое, сухое, зима морозная и холодная.)
Воспитатель. – Ребята, как вы думаете, трудно расти растениям в таком климате? (Трудно.)
Правильно, трудно, и поэтому многие растения, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими, но не только из-за сурового климата, но и от жестокого отношения людей к природе. Эти растения занесены в «Красную книгу» нашей области.
- Почему эта книга называется красной? (эта книга называется так, потому что красный цвет – сигнал опасности). Правильно ребята, растениям, которые занесены в «Красную книгу» угрожает огромная опасность.
- Ребята, назовите мне растения, которые занесены в «Красную книгу» нашей области (тюльпан, сон-трава, ландыш, купавка, бошмачек). Правильно ребята. Молодцы! Я вам принесла показать «Красную книгу», все растения, которые вы называли есть в этой книге.
Воспитатель. – А еще, я хотела спросить вас, что вы знаете о лечебных растениях (о тех, которые нас лечат, как они называются)?
Дети: они называются лекарственные травы.
- Назовите мне лекарственные растения нашей области (чебрец, душица, шалфей, ромашка, мята, подорожник).
Воспитатель. – Правильно ребята, вы знаете растения нашей области, и лекарственные травы. Давайте подведем итог.
А теперь ребята, я хочу чтобы вы посмотрели какой случай произошел с детьми в лесу (инсценировка «Случай в лесу»).
(Изображаемая опушка леса, идут дети: две девочки и два мальчика. Дети несут большие охапки цветов.)
Саша: - Мы прошли уже немало, посидим я так устала.
Маша: - Да, и я устала тоже. На траву цветы положим.
(Садятся, кладут цветы на траву.)
Витя: - Ну и много мы нарвали, донесем домой едва ли.
Кирилл: - Путь до дома длинный-длинный. Здесь оставим половину.
Чей-то голос: - Вы зачем цветы нарвали и все их разбросали?
Саша: - (испуганно) Слыхали голос?
Дети: - Да слыхали.
Маша: - Я испугалась.
Кирилл: - А может быть нам показалось?
Голос: - Нет, не показалось. Это я сказал.
Дети: - (испуганно) Кто ты?
(Из-за большого пня выходит старичок-лесовичок с суховатой палкой.)
Я старичок-лесовичок.
Я хожу с клюкой вокруг
Стерегу и лес и луг,
И деревья и кусты,
Ягоды, цветы, грибы.
Вы кусты ломаете
Вы цветы бросаете
Вот взмахну сейчас клюкой –
Не найдете путь домой.
Дети: - Дедушка, не надо, мы больше не будем, прости нас!
Саша: - Мы не будем рвать цветы.
Лесовичок: - Ну как дети простить их, указать дорогу домой.
Дети: – Да!
Лесовичок: Так и быть, вам удружу, путь из леса укажу. Приходите к нам почаще, нет лесной поляны слаще.
Дети: - Спасибо! Придем! До свидания.
Витя: - Мы дружить с природой станем.
Маша: - Мы беречь растения будем.
Все: - Ведь растения служат людям!
Воспитатель. – Ребята, а с вами не происходили такие случаи в лесу (нет).
Дети, а что мы можем сделать чтобы растения не исчезали, чтобы их стало больше.
Дети. – Соблюдать правила поведения на природе.
Воспитатель. – А какие правила вы знаете?
Красивы цветы, но ты их рвать на спеши
Чтоб были они хороши, оставь их на воле в полях и в лесу
Ты лучше любуйся на эту красу.
Чтоб не портить травку, жука не задавит
Будем по тропинкам, мы в лесу ходить.
Деревья и кустарники, как много их вокруг
Но не ломай их ветки, ведь ты природы друг.
Воспитатель. – Ребята, а для чего нам нужны растения. (Чтоб красиво было, зелено, растения помогают дышать.)
Воспитатель. – Да, молодцы! Растения помогают нам жить. Они выделяют кислород, и мы им дышим. Так давайте ребята сегодня посадим с вами комнатное растение для того, чтобы нам с вами в группе дышалось легче.
Воспитатель. – Что нам нужно, чтобы посадить растение (почва, горшочек, мелкие камни, песок, вода).
Воспитатель. – Ребята, для посадки растений подходит не каждая почва. Нужно брать верхний слой земли, в нем перегнивают корни растений, сухие листья, трава и образуется плодородная почва, она очень благоприятна для комнатных растений.
Воспитатель. – Отростки какого растения мы с вами будем сажать? (Традисканция.)
Помните я вам рассказывала, как размножаются комнатные растения. (Листочками и отростками.)
Воспитатель. – Давайте посмотрим, когда тростки традисканции мы ставили в воду, у них были корни. (Нет.)
Но прошло время и корни выросли.
- Ребята, а для чего растению нужен корень? (Для того, чтобы впитывать воду и расти.)
Воспитатель. – Назовите мне правило посадки растения.
- На дно положим мелкие камни и песок. (Для чего? Чтобы вода долго не задерживалась и корни не подгнивали.)
- Немного земли (полить).
- Затем сажаем отросток.
- Засыпаем сверху землей и поливаем.
Воспитатель. – Растение посадили. Ребята, какие нужны условия для хорошего роста растений. (Вода, рыхлить, свет, но не прямые лучи света.)
Воспитатель. – Молодцы! Комнатное растение мы с вами посадили.
А теперь, чтобы легче проследить за ростом, давайте это растение нарисуем, и когда пройдет время, месяц, другой, мы сравним рисунки и растения и увидим как оно выросло.
Пока вы будете рисовать, я включу вам музыку, чтобы вы могли передать в своем рисунке не только то, что видите, но и свое настроение.
Воспитатель. – Ребята, закончили свои работы. Молодцы! (Давайте мы их разложим на столе, чтобы они подсохли.)
Воспитатель. – Ребята, мы с вами знаем правила поведения на природе, умеем ухаживать за комнатными растениями, сажаем на участке деревья, кустарники.
Скажите, а для чего нам все это нужно.
Дети. – Чтобы сохранить и сберечь нашу природу.
Воспитатель. – Да ребята, в руках человека красота и богатство родной земли, помните об этом.
Спасибо! Вы мне сегодня очень помогли.
Читайте также |
---|
Конспект сценария театрализованного представления для детей «Сказка о здоровом образе…
Конспект сценария театрализованного представления для детей «Сказка о здоровом образе жизни «Айболит спешит на помощь» Цель: 1. Уточнить и расширить знания детей...
Интегрированное занятие по математике и развитию речи «Посадил дед репку»
Интегрированное занятие по математике и развитию речи «Посадил дед репку» Цель: Закрепление детьми элементарных математических представлений при помощи заданий по ФЭМП...
Конспект занятия по коллективной аппликации в средней группе «Цветочная клумба»
Конспект занятия по коллективной аппликации в средней группе «Цветочная клумба» Цель: развить чувство коллективизма, создать эмоциональное настроение детей. Задачи: • учить детей создавать цветок...