НОД с детьми старшего дошкольного возраста (ЗПР, ОНР, первый год обучения)
«Волшебное превращение капельки»
Цель: формировать представления о воде как природном растворителе.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- познакомить детей с основным свойством воды (вода-растворитель);
- познакомить детей со способами очистки воды;
- познакомить детей с веществами, которые растворяются и не растворяются в воде;
- формировать навык анализа и синтеза в процессе продуктивной деятельности.
Коррекционно- развивающие:
- развивать речевую активность;
- развивать познавательную активность;
- развивать умение выстраивать логические связи на основе зрительного и тактильного восприятия;
- формировать представления о значении воды в жизни всего живого;
- формировать начальные экологические представления.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать навыки безопасного поведения в социуме;
- воспитывать навык совместной работы;
- воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.
Оборудование:
- иллюстративный материал: карточки с изображением правил безопасного поведения при проведении опытов.
- оборудование для опытов: фильтр-кувшин, вата, бинт, стаканы, лейка, кувшин с грязной водой, салфетки, масло подсолнечное, соль, сахарный песок, фасоль, крупа , ложки, закрытые бутылки с водой, шапочки.
- фланелеграф;
- интерактивная доска.
Игры: игра-презентация «Очисти воду», «Растворишка», «Что сначала, что потом».
(Игры сделаны самостоятельно в программе Microsoft Office PowerPoint 2007 с помощью триггеров.)
Предварительная работа:
- цикл бесед «Вода в природе»;
- опыт с пекинской капустой (итог опыта дети узнают на занятии); зарисовка последовательности опыта.
Ход занятия:
Организационный момент:
Второй воспитатель приводит детей в музей воды.
Воспитатель: здравствуйте, ребята! Я приветствую вас в необычном музее- музее воды. Меня зовут Инна Витальевна, я ваш экскурсовод. А как зовут вас?
(Дети называют свои имена детей).
В нашем музее существует хорошая традиция, которая дарит всем хорошее настроение. Для этого надо встать в круг и улыбнуться друг с другу.
Станем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!!!
Основная часть:
Предварительна беседа:
Ребята, наш музей не обычный, а интерактивный. Кто знает, что значит это слово- интерактивный.
(Ответы детей.)
Воспитатель: интерактивный музей - это музей, в котором можно не только рассматривать экспонаты, но экспериментировать с ними. Наш музей называется «музей воды», как вы думаете, о чём рассказывает наш музей?
Дети: в музее рассказывается о воде.
Воспитатель: правильно, и экспериментировать мы будем с водой. Вода состоит из капелек, поэтому каждый, кто приходит к нам, превращается в капельку (детям надеваются бейджики с изображением капли воды).
Но для того, чтобы наша экскурсия прошла интересно и безопасно, нам необходимо знать определенные правила.
Работа с демонстрационным материалом (на фланелеграфе).
Воспитатель: посмотрите, на столе лежат карточки. Вася, возьми первую карточку.
(Картинка с перечёркнутым изображением «ребята толкают друг друга».)
Воспитатель: что изображено на этой карточке?
Дети: дети толкают друг друга.
Воспитатель: ребята, а почему нельзя толкать друг друга? (Ответы детей.)
Воспитатель: если мы будем толкаться, то можем что- нибудь разбить, сломать и самое главное- вы можете поранить себя и рядом стоящего человека.
Картинка с изображением «рот перечеркнут красной линией».
Воспитатель: как вы думаете, почему на этой картинке изображен перечеркнутый рот? (Ответы детей.)
Воспитатель: правильно, ребята, в рот мы ничего не берем, не пьем и не разговариваем слишком громко друг с другом, а внимательно слушаем экскурсовода.
Картинка с изображением стакана с восклицательным знаком.
Воспитатель: а почему возле стакана изображен восклицательный знак? (Ответы детей.)
Воспитатель: ребята, восклицательный знак это знак внимания, он изображен для того чтобы мы были осторожны со стеклом так, как стекло может разбиться, и мы можем пораниться.
Мы с вами повторили правила безопасного поведения и я предлагаю вам начать нашу экскурсию, которая называется «Волшебные превращения капельки».
Экспериментирование:
Воспитатель: давайте мы пройдем с вами к нашей первой экспозиции.
(На столе - графин с грязной водой, фильтр, вата, бинт, воронка, пустой стакан.)
Ребята, как выдумаете, что находится в кувшине?
Дети: грязная вода.
Воспитатель: вместо чистой воды – грязная, а как вы думаете, что нам нужно сделать чтобы вода стала чистой?
Дети: воду можно очистить с помощью фильтра.
Воспитатель: вот сейчас мы с вами это попробуем сделать. Ребята перед вами фильтр, изготовленный на заводе, а другой фильтр мы сейчас с вами изготовим из ваты и бинта и посмотрим, что у нас получится.
В кувшин с фильтром грязную воду наливает ребенок, а через самодельный фильтр воду пропускает воспитатель.
Ребята, обратите внимание на фильтр (самодельный), через который мы пропустили воду. Что вы видите? (Грязь.) Да, вы правы - это та грязь, которая была растворена в воде. А вода стала чистой?
Дети: вода очистилась плохо.
Воспитатель: а теперь посмотрите на фильтр, изготовленный на заводе, какая там вода?
Дети: в фильтре, изготовленном на заводе, чистая вода.
Воспитатель: ребята, какой фильтр лучше очистил воду?
Дети: фильтр, изготовленный на заводе, очистил воду лучше.
Воспитатель: с помощью фильтров можно очистить воду, но разные фильтры очищают воду по-разному.
Воспитатель: вода, которая течет у нас в кране, то же проходит через систему специальных фильтров.
Воспитатель: ребята вода – одно из главных богатств на Земле. В воде могут растворяться многие вещества, она станет грязной и непригодной для использования. От загрязненной воды страдает все живое, она вредна для жизни человека. Поэтому вода – наше главное богатство, ее надо беречь! А как ее можно беречь?
(На доске- картинки «грязный водоем», «экономь воду».)
Дети: не бросать в водоемы мусор, расходовать воду экономно; не оставлять кран включенным без присмотра.
Воспитатель: Теперь мы с вами переходим к следующей экспозиции, которая называется «Растворишка».
Мы сейчас с вами проверим, какие вещества растворяет вода. Для этого нам понадобятся стаканы с водой, соль, сахар, фасоль, масло и ложки.
(Разделить детей по подгруппам. В одной группе будут растворять соль. Другая будет растворять сахар, другие фасоль, а следующие- масло.)
Воспитатель: что произошло с солью?
Дети: соль растворилась.
Воспитатель: что произошло с сахаром?
Дети: сахар растворился
Воспитатель: что произошло с фасолью?
Дети: фасоль не растворилась, упала на дно.
Воспитатель: что произошло с маслом?
Дети: масло не растворилось, а плавает на поверхности.
Воспитатель: какие вещества растворяются в воде? Какие- нет?
(Дети отвечают по очереди.)
Воспитатель: Правильно дети. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.
Воспитатель: на этом мы закончили свое знакомство с экспозицией «Растворишка», и я предлагаю вам перейти к следующей экспозиции. Обратите внимание, здесь вы видите изображения водных видов спорта, которые напоминают нам о занятиях физической культурой.
Физкультминутка:
Это лёгкая забава
Это лёгкая забава —
Повороты влево- вправо.
Нам известно всем давно —
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания.)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)
Воспитатель: ребята, как прекрасно у вас все получилось. Я предлагаю вам перейти к следующей экспозиции. Эта экспозиция у нас волшебная. Для того, чтобы стать волшебниками нам нужно одеть волшебные шапочки.
Воспитатель: ребята перед вами простая вода, какого она цвета?
Дети: вода прозрачная.
Воспитатель: а теперь скажите волшебные слова: 1-2-3- чудо, произойди и сильно-сильно встряхните, как я . Что это с нашей водой случилось?
Дети: вода окрашивается в разные цвета: зеленый, красный, синий, желтый.
Воспитатель: как вы думаете, почему вода окрасилась в разные цвета? А откуда в бутылке появилась краска? (Ответы детей.)
Воспитатель: давайте посмотрим.
Дети: на крышке краска.
Воспитатель: а какого краска цвета на крышке?
Дети: на крышках зеленого, красного, синего, желтого цвета.
Воспитатель: как вода стала цветной?
Дети: вода смешалась с краской и стала цветной.
Воспитатель: вода стала такого цвета, какой была краска в крышке.
Воспитатель: давайте теперь снимем наши волшебные шапочки и перейдем к следующей экспозиции. А для этой экспозиции нам пригодилась ваша коробочка, которую вы принесли с собой. Давайте присядем за стол и посмотрим, что в коробочке (достать зарисовки). Ребята, посмотрите на свои зарисовки и расскажите мне, что вы делали?
Дети: в цветную воду поставили листики капусты.
Воспитатель: совершенно верно, и вы даже зарисовали это. А теперь я предлагаю вам посмотреть, что у вас получилось?
Воспитатель: что случилось с вашей капустой?
Дети: лист капусты изменил цвет.
Воспитатель: как вы думаете почему?
Дети: вода была цветная и поэтому листья, питаясь цветной водой стали тоже цветными.
Воспитатель: правильно, ребята растения всасывают воду и за счет этого питают свои цветы и листья, при этом вода сама стремится заполнить тоненькие трубочки внутри растений. Так питаются и цветы, и трава, и большие деревья.
Воспитатель: давайте мы сейчас с вами зарисуем последний этап вашей работы. Что вы будете рисовать?
Дети: нам нужно нарисовать стакан с цветной водой и цветной лист.
Воспитатель: ребята, мы с вами уже сегодня говорили о том, что вода нужна всему живому и это подтверждает, что растения тоже питаются водой.
Итог занятия: а теперь давайте вспомним, на каких экспозициях мы с вами сегодня побывали, а для этого нам поможет игра: волшебное превращение капельки.
Воспитатель: посмотрите на экран, при помощи чего можно очистить воду?
Дети: воду можно очистить с помощью фильтров (выбирают фильтр, перемещают его).
Воспитатель: вспомните, в воде одни вещества растворяются, а другие не растворяются совсем. (Дети называют, какие вещества растворяли, что с ними произошло.)
Воспитатель: вода имеет свойство становиться цветной с помощью любых красителей. Вспомните, как мы это доказали (дети называют цвета, соединяют цвет и картинку).
Воспитатель: вода нужна всему живому и в том числе растениям. Мы это с вами доказали: вспомните, как. Игра «Что сначала, что потом» - дети перемещают картинки в последовательности опыта с капустой.
Последняя картинка - «вода нужна всему живому».
Воспитатель: мне было приятно познакомиться с вами, приходите в наш музей ещё раз. Вы узнаете ещё много интересного про воду, о том, как люди используют свойства воды.
На этом наша экскурсия окончена, до свидания, жду вас снова.
Читайте также |
---|
Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования
Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования Формирование познавательных интересов и познавательных действий детей в различных видах деятельности является одной из...
Проект для старшей группы. Тема: «Воздух и его свойства»
Проект для старшей группы. Тема: «Воздух и его свойства» Паспорт проектной работы 1. Название проекта: «Воздух и его свойства». 2. Участники проекта: воспитатели группы, воспитанники старшей...
Спортивное развлечение «Путешествие в сказку» Средняя группа Для методического объединения…
Спортивное развлечение «Путешествие в сказку» Для методического объединения воспитателей – экологов «Экологизация видов деятельности в ДОУ» Средняя группа Цель: сохранение и укрепление здоровья...