НОД с детьми старшего дошкольного возраста (ЗПР, ОНР, первый год обучения)
«Волшебное превращение капельки»

 

Цель: формировать представления о воде как природном растворителе.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- познакомить детей с основным свойством воды (вода-растворитель);

- познакомить детей со способами очистки воды;

- познакомить детей с веществами, которые растворяются и не растворяются в воде;

- формировать навык анализа и синтеза в процессе продуктивной деятельности.

Коррекционно- развивающие:

- развивать речевую активность;

- развивать познавательную активность;

- развивать умение выстраивать логические связи на основе зрительного и тактильного восприятия;

- формировать представления о значении воды в жизни всего живого;

- формировать начальные экологические представления.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать навыки безопасного поведения в социуме;

- воспитывать навык совместной работы;

- воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.

Оборудование:

- иллюстративный материал: карточки с изображением правил безопасного поведения при проведении опытов.

- оборудование для опытов: фильтр-кувшин, вата, бинт, стаканы, лейка, кувшин с грязной водой, салфетки, масло подсолнечное, соль, сахарный песок, фасоль, крупа , ложки, закрытые бутылки с водой, шапочки.

- фланелеграф;

- интерактивная доска.

Игры: игра-презентация «Очисти воду», «Растворишка», «Что сначала, что потом».

(Игры сделаны самостоятельно в программе Microsoft Office PowerPoint 2007 с помощью триггеров.)

Предварительная работа:

  1. цикл бесед «Вода в природе»;
  2. опыт с пекинской капустой (итог опыта дети узнают на занятии); зарисовка последовательности опыта.

 

Ход занятия:

Организационный момент:

Второй воспитатель приводит детей в музей воды.

Воспитатель: здравствуйте, ребята! Я приветствую вас в необычном музее- музее воды. Меня зовут Инна Витальевна, я ваш экскурсовод. А как зовут вас?

(Дети называют свои имена детей).

В нашем музее существует хорошая традиция, которая дарит всем хорошее настроение. Для этого надо встать в круг и улыбнуться друг с другу.

Станем рядышком по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся — 

Утро доброе начнётся.

— ДОБРОЕ УТРО!!!

Основная часть:

Предварительна беседа:

Ребята, наш музей не обычный, а интерактивный. Кто знает, что значит это слово- интерактивный.

(Ответы детей.)

Воспитатель: интерактивный музей - это музей, в котором можно не только рассматривать экспонаты, но экспериментировать с ними. Наш музей называется «музей воды», как вы думаете, о чём рассказывает наш музей?

Дети: в музее рассказывается о воде.

Воспитатель: правильно, и экспериментировать мы будем с водой. Вода состоит из капелек, поэтому каждый, кто приходит к нам, превращается в капельку (детям надеваются бейджики с изображением капли воды).

Но для того, чтобы наша экскурсия прошла интересно и безопасно, нам необходимо знать определенные правила.

Работа с демонстрационным материалом (на фланелеграфе).

Воспитатель: посмотрите, на столе лежат карточки. Вася, возьми первую карточку.

(Картинка с перечёркнутым изображением «ребята толкают друг друга».)

Воспитатель: что изображено на этой карточке?

Дети: дети толкают друг друга.

Воспитатель: ребята, а почему нельзя толкать друг друга? (Ответы детей.)

Воспитатель: если мы будем толкаться, то можем что- нибудь разбить, сломать и самое главное- вы можете поранить себя и рядом стоящего человека.

Картинка с изображением «рот перечеркнут красной линией».

Воспитатель: как вы думаете, почему на этой картинке изображен перечеркнутый рот? (Ответы детей.)

Воспитатель: правильно, ребята, в рот мы ничего не берем, не пьем и не разговариваем слишком громко друг с другом, а внимательно слушаем экскурсовода.

Картинка с изображением стакана с восклицательным знаком.

Воспитатель: а почему возле стакана изображен восклицательный знак? (Ответы детей.)

Воспитатель: ребята, восклицательный знак это знак внимания, он изображен для того чтобы мы были осторожны со стеклом так, как стекло может разбиться, и мы можем пораниться.

Мы с вами повторили правила безопасного поведения и я предлагаю вам начать нашу экскурсию, которая называется «Волшебные превращения капельки».

Экспериментирование:

Воспитатель: давайте мы пройдем с вами к нашей первой экспозиции.

(На столе - графин с грязной водой, фильтр, вата, бинт, воронка, пустой стакан.)

Ребята, как выдумаете, что находится в кувшине?

Дети: грязная вода.

Воспитатель: вместо чистой воды – грязная, а как вы думаете, что нам нужно сделать чтобы вода стала чистой?

Дети: воду можно очистить с помощью фильтра.

Воспитатель: вот сейчас мы с вами это попробуем сделать. Ребята перед вами фильтр, изготовленный на заводе, а другой фильтр мы сейчас с вами изготовим из ваты и бинта и посмотрим, что у нас получится.

В кувшин с фильтром грязную воду наливает ребенок, а через самодельный фильтр воду пропускает воспитатель.

Ребята, обратите внимание на фильтр (самодельный), через который мы пропустили воду. Что вы видите? (Грязь.) Да, вы правы - это та грязь, которая была растворена в воде. А вода стала чистой?

Дети: вода очистилась плохо.

Воспитатель: а теперь посмотрите на фильтр, изготовленный на заводе, какая там вода?

Дети: в фильтре, изготовленном на заводе, чистая вода.

Воспитатель: ребята, какой фильтр лучше очистил воду?

Дети: фильтр, изготовленный на заводе, очистил воду лучше.

Воспитатель: с помощью фильтров можно очистить воду, но разные фильтры очищают воду по-разному.

Воспитатель: вода, которая течет у нас в кране, то же проходит через систему специальных фильтров.

Воспитатель: ребята вода – одно из главных богатств на Земле. В воде могут растворяться многие вещества, она станет грязной и непригодной для использования. От загрязненной воды страдает все живое, она вредна для жизни человека. Поэтому вода – наше главное богатство, ее надо беречь! А как ее можно беречь?

(На доске- картинки «грязный водоем», «экономь воду».)

Дети: не бросать в водоемы мусор, расходовать воду экономно; не оставлять кран включенным без присмотра.

Воспитатель: Теперь мы с вами переходим к следующей экспозиции, которая называется «Растворишка».

Мы сейчас с вами проверим, какие вещества растворяет вода. Для этого нам понадобятся стаканы с водой, соль, сахар, фасоль, масло и ложки.

(Разделить детей по подгруппам. В одной группе будут растворять соль. Другая будет растворять сахар, другие фасоль, а следующие- масло.)

Воспитатель: что произошло с солью?

Дети: соль растворилась.

Воспитатель: что произошло с сахаром?

Дети: сахар растворился

Воспитатель: что произошло с фасолью?

Дети: фасоль не растворилась, упала на дно.

Воспитатель: что произошло с маслом?

Дети: масло не растворилось, а плавает на поверхности.

Воспитатель: какие вещества растворяются в воде? Какие- нет?

(Дети отвечают по очереди.)

Воспитатель: Правильно дети. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.

Воспитатель: на этом мы закончили свое знакомство с экспозицией «Растворишка», и я предлагаю вам перейти к следующей экспозиции. Обратите внимание, здесь вы видите изображения водных видов спорта, которые напоминают нам о занятиях физической культурой.

Физкультминутка:

Это лёгкая забава

Это лёгкая забава —

Повороты влево- вправо.

Нам известно всем давно —

Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)

Приседаем быстро, ловко.

Здесь видна уже сноровка.

Чтобы мышцы развивать,

Надо много приседать. (Приседания.)

А теперь ходьба на месте,

Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)

Воспитатель: ребята, как прекрасно у вас все получилось. Я предлагаю вам перейти к следующей экспозиции. Эта экспозиция у нас волшебная. Для того, чтобы стать волшебниками нам нужно одеть волшебные шапочки.

Воспитатель: ребята перед вами простая вода, какого она цвета? 

Дети: вода прозрачная.

Воспитатель: а теперь скажите волшебные слова: 1-2-3- чудо, произойди и сильно-сильно встряхните, как я . Что это с нашей водой случилось?

Дети: вода окрашивается в разные цвета: зеленый, красный, синий, желтый.

Воспитатель: как вы думаете, почему вода окрасилась в разные цвета? А откуда в бутылке появилась краска? (Ответы детей.)

Воспитатель: давайте посмотрим.

Дети: на крышке краска.

Воспитатель: а какого краска цвета на крышке?

Дети: на крышках зеленого, красного, синего, желтого цвета.

Воспитатель: как вода стала цветной?

Дети: вода смешалась с краской и стала цветной.

Воспитатель: вода стала такого цвета, какой была краска в крышке. 

Воспитатель: давайте теперь снимем наши волшебные шапочки и перейдем к следующей экспозиции. А для этой экспозиции нам пригодилась ваша коробочка, которую вы принесли с собой. Давайте присядем за стол и посмотрим, что в коробочке (достать зарисовки). Ребята, посмотрите на свои зарисовки и расскажите мне, что вы делали?

Дети: в цветную воду поставили листики капусты.

Воспитатель: совершенно верно, и вы даже зарисовали это. А теперь я предлагаю вам посмотреть, что у вас получилось?

Воспитатель: что случилось с вашей капустой?

Дети: лист капусты изменил цвет.

Воспитатель: как вы думаете почему?

Дети: вода была цветная и поэтому листья, питаясь цветной водой стали тоже цветными.

Воспитатель: правильно, ребята растения всасывают воду и за счет этого питают свои цветы и листья, при этом вода сама стремится заполнить тоненькие трубочки внутри растений. Так питаются и цветы, и трава, и большие деревья.

Воспитатель:   давайте мы сейчас с вами зарисуем последний этап вашей работы. Что вы будете рисовать?

Дети: нам нужно нарисовать стакан с цветной водой и цветной лист.

Воспитатель: ребята, мы с вами уже сегодня говорили о том, что вода нужна всему живому и это подтверждает, что растения тоже питаются водой.

Итог занятия: а теперь давайте вспомним, на каких экспозициях мы с вами сегодня побывали, а для этого нам поможет игра: волшебное превращение капельки.

Воспитатель: посмотрите на экран, при помощи чего можно очистить воду?

Дети: воду можно очистить с помощью фильтров (выбирают фильтр, перемещают его).

Воспитатель: вспомните, в воде одни вещества растворяются, а другие не растворяются совсем. (Дети называют, какие вещества растворяли, что с ними произошло.)

Воспитатель: вода имеет свойство становиться цветной с помощью любых красителей. Вспомните, как мы это доказали (дети называют цвета, соединяют цвет и картинку).

Воспитатель: вода нужна всему живому и в том числе растениям. Мы это с вами доказали: вспомните, как. Игра «Что сначала, что потом» - дети перемещают картинки в последовательности опыта с капустой.

Последняя картинка - «вода нужна всему живому».

Воспитатель: мне было приятно познакомиться с вами, приходите в наш музей ещё раз. Вы узнаете ещё много интересного про воду, о том, как люди используют свойства воды.

На этом наша экскурсия окончена, до свидания, жду вас снова.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования

Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования Формирование познавательных интересов и познавательных действий детей в различных видах деятельности является одной из...

Проект для старшей группы. Тема: «Воздух и его свойства»

Проект для старшей группы. Тема: «Воздух и его свойства» Паспорт проектной работы 1. Название проекта: «Воздух и его свойства». 2. Участники проекта: воспитатели группы, воспитанники старшей...

Спортивное развлечение «Путешествие в сказку» Средняя группа Для методического объединения…

Спортивное развлечение «Путешествие в сказку» Для методического объединения воспитателей – экологов «Экологизация видов деятельности в ДОУ» Средняя группа Цель: сохранение и укрепление здоровья...

Читайте также

Технологическая карта (конструкт) непосредственно-образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию «Доброта живет…

Технологическая карта (конструкт) непосредственно-образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию «Доброта живет повсюду»

Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы…

Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности «Волшебные палочки – наши выручалочки» Цель: Создать условия для развития...

Конспект игры - занятия «Королевство точных наук» в подготовительной к…

Конспект игры - занятия «Королевство точных наук» в подготовительной к школе группе Программное содержание: Закрепить порядковые числа. Закрепить числа – «соседи». Закрепить умение делить...