Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре, используя нетрадиционную технику «пластилинографию»

 

Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, он постоянно с гордостью рассказывает о красоте, богатстве своего родного края? «Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В.А. Сухомлинского как нельзя точно отражает работу в дошкольных учреждениях по патриотическому воспитанию. Я попыталась приобщить детей к национальной культуре на примере всеми любимого календарно-обрядового праздника Масленица.

Задачи:

  1. Использование фольклора во всех видах детской деятельности.
  2. Приобщать детей к основам духовности русского народа и традиционного уклада жизни, особенностями подготовки и проведения праздничных дней, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа.
  3. Развивать личностные качества ребенка (доброту, милосердие, толерантность).
  4. Формировать умение детей реализовывать представления и знания о русских народных традициях в создании коллективной картине, выполненной в нетрадиционной технике.

Для создания коллективной работы мы использовали необычную для детей технику- пластилинографию. Пластилинография относится к нетрадиционным художественным техникам, она заключается в рисовании пластилином на картоне или любой другой плотной основе. Фон и персонажи изображаются не с помощью рисования, а с помощью вылепливания, при этом объекты могут быть более или менее выпуклыми, рельефными. Допускается включение дополнительных материалов – бисера, бусинок, природного и бросового материалов.

Образовательная деятельность:

1. Беседа.

2. Рассматривание фотоальбома «Масленица»

3. Создание коллективной картины в технике пластилинография «Весёлая Масленица».

Поскольку работа с пластилином требует много времени, в середине работы проводят физкультурную разминку (бег с блином).

Беседа: детям о календарно-обрядовом празднике – «Масленица»

Заканчивается зима, начинается весна. Дни становятся длиннее и светлее, яркое солнце светит на голубом небе. На Руси в это время устраивались народные гулянья. Называли этот праздник – «Масленица». Веселый, разгульный, этот праздник длится целую неделю: ярмарки, песни, пляски, ряженые, игрища. Недаром его величали в народе широкой Масленицей. И, конечно же, на празднике было главное угощение - блины, этот древний славянский символ возврата солнца и тепла в природе. Народ веселится, катается с горок на санках, устраивает кулачные потехи - в общем предается «масленичным удовольствиям». Всю Масленичную неделю пекут блины. Даже поговорка такая пошла в народе: «Не житье, а масленица». Самое главное угощение на этой неделе, несомненно, блины! Без блинов нельзя представить себе Масленицу. Каждый день женщины пекли блины. На седьмой – последний день Масленицы пекли «Царские блины» - самые большие. 

Изготовление коллективной картины в технике "пластилинография" «Весёлая Масленица!»

Прелесть техники заключается в том, что картины из пластилина можно создавать с самыми маленькими детьми. Работа с пластилином, помогают ребенку выразить эмоции, свое видение окружающего мира и свое отношение к нему, сформировать эстетический вкус, развить гибкость, координацию, мелкую моторику пальцев (что в свою очередь способствует речевому развитию). Пластилин также обогащает сенсорный опыт ребенка, который ярко ощущает пластику, форму и вес. Создавая изображение с помощью данной техники, ребенок покрывает пластилином поверхность листа, скатывает и раскатывает различные формы, что делает руку более послушной, также развивает детское творчество Можно с уверенностью сказать, что пластилинография готовит руку ребенка к школьному письму.

Физкультурная разминка: бег с блином лежащим на игрушечной сковороде.

 Как на масленой неделе

Из трубы- блины летели!

Уж вы блины мои,

Уж блиночки мои!

Широкая масленица

Мы тобою хвалимся

На горах катаемся

Блинами наедаемся

Правила создания пластилинового рисунка

1. Для создания одного рисунка потребуется коробка цветного пластилина (лучше мягкого), картон или плотная бумага. Нужно накатать шарики - заготовки из пластилина. Поскольку суть техники в размазывании и раздавливании пластилина по листу, шарики не должны быть большого диаметра. Выбираем рисунок-основу для создания картины из пластилина. Переносим эскиз понравившегося изображения на картон, обращая внимание на то, на каком фоне будет лучше смотреться выбранная картинка: белом или цветном.

 

Правила создания пластилинового рисунка

Правила создания пластилинового рисунка

 

2. Отделяем от брусков пластилина небольшие кусочки и наносим их на основу в соответствии с задумкой. При этом используем различные приемы лепки:

- раскатывание – кусочек пластилина, находящийся между ладонями или ладонью и доской, раскатывается при помощи прямолинейных движений кистей, приобретая при этом цилиндрическую форму;

- скатывание – кусочек пластилина приобретает шарообразную форму при помощи кругообразных движений кистей;

- заглаживание – используется для создания плоских и гладких поверхностей;

- сплющивание – сдавливание шарика из пластилина в лепешку;

- прищипывание;

- оттягивание.

 

Правила создания пластилинового рисунка

Правила создания пластилинового рисунка

 

3. Добиться более яркого и глубокого оттенка можно путем примешивания к любому цвету черного пластилина, получить пастельные оттенки можно примешивая к любому цвету белого пластилина.

 

Правила создания пластилинового рисунка

Правила создания пластилинового рисунка

Правила создания пластилинового рисунка

 

Источники:

1. Романенко О. Г., Дорошина Т. В., Григорян К. И. Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. — Уфа: Лето, 2012.

2. Сайт для детей и любящих их родителей. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://pesochnizza.ru/prazdnuem/detyam-o-maslenitse#ixzz42QR6mVca

3. Советы на все случаи жизни. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://womanadvice.ru/plastilinografiya-v-detskom-sadu#ixzz42xMZ2DBX



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам»

Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам» Цель: Создание у детей доброго, позитивного настроения в процессе сказочного путешествия в дружеской и...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (окружающий мир) …

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (окружающий мир) в средней группе Тема: «В гостях у бабушки Настасьи»

Конспект НОД «В гостях у Дракоши»

Конспект НОД «В гостях у Дракоши» Вторая младшая группа Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие. Музыка» Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы...

Читайте также

Организация непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы по теме «Развитие…

Организация непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы по теме «Развитие труда» с применением ТРИЗ-технологии Цель: формирование уважительного отношения к результатам труда человека...

Мастер-класс с эффектом 3D «Цветочная поляна»

Мастер-класс с эффектом 3D «Цветочная поляна» Цель: ознакомить педагогов с техникой создания панно с эффектом 3D. Задачи: - создание условий для самореализации и...

Художественный проект на тему «Золотая осень»

Художественный проект на тему «Золотая осень»