Занятие по экологии «Животные и растения луга»

Для старшей группы

 

Цель: знакомство с луговым сообществом.

Задачи: познакомить с условиями обитания луга, с растениями и животными, показать зависимость состава животного сообщества от растительного, а растительного – от условий неживой природы.

Материал и оборудование: иллюстрация луга, луговых растений и животных, мультимедийная система.

Ключевые слова: луговые растения, насекомые.

 

Ход занятия

Под тихую музыку педагог читает стихотворение:

В. Степанов

Что такое луг?

Ковёр травы вокруг.

Цветов нарядных венчики,

Звонкие кузнечики.

Мотыльки игривые,

Жуки неторопливые

С мёдом сладким пчелки,

Песня перепёлки.

Мяты аромат,

Лета нежный взгляд

И до белых мух

С дудочкой пастух.

Красивое стихотворение, правда? Посмотрите на картинку луга. Чем он отличается от леса. (Ответы детей.)

Луг – это покрытое травянистой растительностью открытое пространство. Обычно луга бывают около рек и заливаются во время половодья водой. На лугах произрастает огромное разнообразие травянистых растений: тысячелистник, колокольчик, ромашка, валериана, мята, вербенник, горицвет, алтей, авран, мышиный горошек, чина, лисохвост, тимофеевка, мятлик, щавель, подмаренник, зопник и многие другие.

Луга – это открытые пространства в нашем крае, где нет совсем или растут одиночные деревья. Это раздолье для трав. Здесь очень много света Деревьев нет, тени от них нет, поэтому света много. Много травы, значит почва здесь какая? (Богатая.) Воды и тепла для растений достаточно, также как и в тайге. На лугу много цветов (показать и назвать луговые растения: тысячелистник, зверобой, колокольчик, ромашка, одуванчик, клубника, вьюнок). Сейчас я вам загадаю загадки про некоторые растения:

То фиолетовый, то голубой, 

Он на опушке встречался с тобой. 

Названье ему очень звонкое дали, 

Но только звенеть он сумеет едва ли.

Ответ: Колокольчик.

Н.Суранова.

На лужайке, возле леса,

Расцвели цветочки.

Желтые, как солнышко.

На зеленой ножке.

А как только подрастут

Шапочки наденут-

Мягкие, воздушные-

Ветерку послушные!

(Одуванчик.)

Страшен на вид —

Кольнуть норовит.

В одежду вопьется —

С трудом оторвется.

(Репейник.)

Скажите, если на лугу много цветущих трав, то каких животных там много? (Насекомых.)

Теперь про них я буду загадывать загадки.

В.Аношина.

Не мычит коровка та, 

Нет рогов, копыт, хвоста,

Молока нам не дает,

Под листочками живет.

В чёрных точках красный плащ

носит жук. Растеньям - страж.

С вредной тлёй воюет ловко 

эта... (Божья коровка.)

Н.Меркушова

Полетала над цветами,

Полетала над полями.

Весело жужжала.

Набрала нектара. 

И добычу понесла 

Прямо в дом к себе. (Пчела.)

Шевелятся у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел –

Он вспорхнул и улетел.

(Бабочка.)

Большеглазый самолет,

Длинный тоненький живот.

Над лугом летает,

Мошкару хватает.

(Стрекоза.)

Со стрекозой провели такой опыт: кормили мухами досыта. Стрекоза съела 40 мух, это все равно, если бы человек за один раз съел 60-80 буханок хлеба. Вот какая прожорливая красавица. Зато сколько она может съесть вредных насекомых!

Во фраке зелёном маэстро

Взлетает над лугом в цвету.

Он — гордость местного оркестра

И лучший прыгун в высоту.

(Кузнечик.)

Летела птица,

Не крылата,

Не перната,

Носик долгий,

Голос тонкий.

Кто её убьет,

Человечью кровь прольёт

(Комар.)

Кто нектар цветочный пьёт,

Полосатый, а не кот?

(Шмель.)

Утро... Весь в цветах лужочек...

Но смотри: один цветочек

Вдруг вспорхнул – и полетел,

И опять на кустик сел!

Удивительный цветок:

Ножки, глазки, стебелёк,

Между крыльев – складочка

Да ведь это ж... (Бабочка.).

Волосата, зелена

В листьях прячется она.

Хоть и много ножек,

Бегать всё равно не может.

(Гусеница.)

Физкультминутка.

Вот стою я на лугу,

И качаюсь на ветру.

Влево, вправо накланяюсь,

А потом земли касаюсь.

Дождь прошёл, встряхну листами,

Потянусь со всеми вами.

(Имитация соответствующих движений.)

А теперь послушайте загадки про других мелких животных, которые живут на лугу.

Толстушка – поползушка,

Дом – завитушка.

Ползи по дорожке,

Ползи по ладошке.

Ползи, не с пеши,

Рога покажи. (Улитка.)

Этот маленький ловец

Сетку прочную плетёт,

Если муха попадет,

Тут бедняжке и конец

(Паук.)

- Паук и улитка насекомые? (Нет.)

- А почему? (У насекомых 6 ног и три части тела: голова, грудь и брюшко.)

- Посмотрите, кто еще живет на лугу (демонстрируются иллюстрации суслика и крота).

Суслики живут колониями, т.е. на небольшом участке земли могут жить вместе 10-50 животных. Питаются травой, а зимой спят в своих норах. Кроты тоже живут в норах, однако зимой не спят. Эти зверьки питаются дождевыми червями и разными личинками насекомых.

Живут на лугу и птицы. Летом на лугу можно слышать такой крик: “Поть-полоть, спать пора”. Это кричит самая маленькая дикая курочка – перепёлка (перепел). Посмотрите картинку. Она серого цвета и величиной всего 15 см. (показать пальцами). Яйца у неё маленькие (желательно показать настоящие перепелиные яйца). А представляете, какие у неё цыплята! Очень

хочется на них, малюток, посмотреть.

Еще одна интересная птица живет на лугу – это жаворонок. Он похож на воробья. У жаворонка оперение такого же серого цвета, только ножки длинные и есть хохолок на голове. Взлетит птичка и поет свою незатейливую переливчатую песенку высоко в небе. Кажется, что пение льется с небес. Люди издавна любили эту птицу за её песню: поэты в своих стихах часто упоминают жаворонка, а композиторы даже сочиняли музыку (в свободное время можно послушать музыку “Жаворонок” М.И. Глинки). Послушайте очень красивое стихотворение.

В. Жуковский.

На солнце тёмный лес зардел;

В долине пар белее тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины

Поёт, на солнышке сверкая:

Весна пришла к нам молодая!

И здесь пою приход весны.

Здесь так легко мне, так радушно,

Так беспредельно, так воздушно

Весь Божий мир здесь вижу я

И славит Бога песнь моя.

 

Литература.

1. Т.А. Скалон. Экология для детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие.

2. Интернет ресурсы http://www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-o-zhivoi-prirode/zagadki-pro-nasekomyh.html

3. http://demosfen-plus.ucoz.ru/publ/stikhi/chistogovorki_dlja_malyshej/nasekomye/48-1-0-115





Новые публикации

Презентация образовательного проекта «А из нашего окна...» для детей старшей…

Презентация образовательного проекта «А из нашего окна...» для детей старшей группы Живут в России разные  народы с давних пор. Одним – тайга...

Сценарий совместного мероприятия с педагогами «При солнышке – тепло, при…

Сценарий совместного мероприятия с педагогами «При солнышке – тепло, при матушке добро» Цель: Привлечь педагогов к совместным мероприятиям. Развивать взаимоотношения между педагогами посредством включения...

Образовательное событие с проблемной ситуацией в младшей группе «Орешки для…

Образовательное событие с проблемной ситуацией в младшей группе «Орешки для белочки» Программное содержание: 1. Художественно-эстетическое развитие Вызывать интерес к процессу лепки. Учить отрывать небольшие комочки от...

Читайте также

Консультация «Обучение танцам дошкольников»

Консультация «Обучение танцам дошкольников» Пришел как - то человек к мудрецу и сказал ему: "О Мудрец, научи меня отличать истину от...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в логопедической группе на…

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в логопедической группе на тему: «Посуда» (Для детей 6-7 лет)     Программные задачи: - Развивать связную речь, учить...

Русская народная сказка как средство развития образности речи старших дошкольников

Русская народная сказка как средство развития образности речи старших дошкольников К концу старшего дошкольного возраста речь детей достигает достаточно высокого уровня...


Комментарии

  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...

     
  • Тамара
    А вы не думали, что дети увидев эти наглядные опыты, не попытаются из повторить???!!! !

    Подробнее...

     
  • Виктория
    Огромное спасибо за красоту!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    отличный сценарий-надо попробовать поставить сказку.Благодар ю.

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    отлично, благодарю

    Подробнее...





В блогах

Конструкт организации совместной деятельности воспитателя и детей Тема: «Зимний город" (ООП ДО "Вдохновение")

Конструкт  организации совместной деятельности воспитателя и детей   Тема: «Зимний город (Первоуральск)». Возрастная группа: старшая группа (дети 5-6 лет) Воспитатель: Форма деятельности: совместная деятельность воспитателя и детей в творческой мастерской. Форма организации: подгрупповая.   Цель: сохранение в ребенке творческого начала...

План самообразования на 2020-2021 учебный год

Тема:  «Развитие связной речи через игру в условиях ФГОС» Цель : Способствовать развитию связной речи с использованием игр. Задачи: Изучение научно – педагогической литературы. Проведение диагностики на начало и конец учебного года. Совершенствовать предметно-развивающую среду, создать условия и комфорт для...

Интегрированное занятие "В гостях у бабушки Арины"

Цель: воспитание нравственной личности ребенка, приобщение его к истокам русской народной культуры через чтение художественной литературы. Задачи: 1. Побуждать эмоционально откликаться на происходящие события в процессе взаимодействия с художественной литературой. 2. Упражнять детей в чтении знакомых потешек, песенок, стихов, договаривании...

игра "Мотыльки"

Для детей от2 до 3лет. Дети изображают мотыльков.Воспитатель поет,дети бегают,помахивая руками,как крыльями. На зеленом на лужку Мотыльки летают И с цветочка на цветок  Весело пархают. Тетя вышла на лужок А в руках у нкй сачок. Берегись-ка ,мотылек, Улетай скорей дружок...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство