Конспект организации непрерывной непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе по теме: «Мы – исследователи»

 

Образовательные задачи в приоритете:

  • «Познавательное развитие» - развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира.

Образовательные задачи в интеграции:

  • «Социально-коммуникативное развитие» - усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
  • «Речевое развитие» - овладение речью как средством общения, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие свободного общения.

Предпосылки УД: умение слушать взрослого, выполнять инструкции; умение проявлять инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности; умение договариваться со сверстниками; имеет первичные представления о природном мире.

Оборудование для детей: пластиковые стаканчики на каждого ребёнка, наполненные водой, различными жидкостями (молоко, кофе, сок томатный, апельсиновый), вещества для опытнической деятельности: соль, сахар, крупа, песок, масло; ракушки, яйцо куриное на каждого ребёнка; миска с водой, различные формочки для наполнения водой.

Оборудование для педагога: глобус, мнемосхемы для опытнической деятельности.

Содержание ННОД Образова-тельная область Формы работы Наличие средства у детей Образова-тельные задачи Целевые ориентиры (характе-ристики)
Вводная часть
Дети сидят полукругом на стульчиках, перед ними глобус.

Воспитатель: Ребята, что это за предмет?

Дети: Глобус.

Воспитатель:

А что такое глобус, как вы думаете?

(Ответы детей.) Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. А что мы можем сказать о нашей планете, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус? 

Дети: На нашей планете много морей, океанов, гор, рек, стран...

Воспитатель: А чего всё же больше на нашей планете? Воды или суши? Как это определить?

Дети: На нашей планете больше воды. На глобусе больше синего цвета, чем остальных цветов, а синим цветом обозначена вода.

Воспитатель: Действительно, на планете больше воды. Для чего нужна вода, как вы думаете?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Ребята, а вам интересно узнать какими свойствами обладает вода и проверить, всё ли вы о ней знаете?

Чтобы узнать её свойства, мы в нашей группе создали целую лабораторию!

Предлагаю вам, разделиться на две команды (дети выбирают по одной карточки). Одна команда будет называться «Знатоки», а вторая «Почемучки». По считалочке выбираем капитанов команд.

(Команды проходят к столам.)

Социально-коммуника-

тивное развитие (коммуникация)

 

Построение устных высказываний

 

Слово

 

Развитие свободного общения со взрослым и детьми

 

Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли

 

Физминутка
(имитация движений по тексту)

Две ладошки прижму

И по морю поплыву,

Две ладошки, друзья,-

Это лодочка моя.

Паруса подниму,

Синим морем поплыву.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там

 

Физическое развитие (игровая деятельность)

 

М/п игра

 

Слово, движение

 

Выполнение упражнений, направленных на развитие различных физических качеств

 

Ребёнок подвижен, обладает развитым воображением

 

Основная часть
В группе расставлены пять столов, на каждом столе стоят таблицы (мнемосхемы), глядя на которые дети должны догадаться какие действия им потребуется произвести и какие свойства воды им нужно объяснить в том или ином опыт (при необходимости с помощью воспитателя).

После каждого опыта дети проходят к доске и прикрепляют мнемосхему, соответствующую выводу данного опыта.

Команды подходят к разным столам.

Воспитатель: Друзья, приглашаю вас пройти в нашу лабораторию!

Опыт №1 «Вода прозрачная жидкость»

На столе 5 пластиковых стаканчиков наполненных: водой, кофе, молоком, сок томатный и апельсиновый; тарелочка с ракушками.

Воспитатель: Как вы думаете, что мы будем определять за этим столом (рассмотрите схему)?

Дети рассматривают мнемосхему (на мнемосхеме изображены разноцветные капли воды), делают предположение, какое им задание нужно будет выполнить, приходят к выводу, что им необходимо будет определить цвет воды. Рассматривают расставленные принадлежности, выдвигают предположения, как можно проверить при помощи имеющегося материала цвет воды.

Дети берут ракушки и опускают в каждый стакан. Делают вывод, что вода прозрачная (бесцветная), так как видно предмет, остальные жидкости в стаканчиках не прозрачные, имеют каждая свой цвет. Дают объяснение своего опыта противоположной команде (1-2 мин.) Затем выбирают нужную мнемосхему, соответствующую данному свойству воды, прикрепляют её на магнитную доску.

Познавательное развитие, С-к.р., Р.р. (познавательно-исследова-тельская деятельность)

 

Познавательно-исследова-тельская деятельность

 

На каждого ребёнка: пластиковые стаканчики с водой, стаканчики с жидкостями (кофе, молоко, сок), крупа, песок, масло растит, соль, сахар, большая миска с водой, различные по форме сосуды для наполнения их водой, куриное яйцо

 

Развитие интересов детей, любозна-тельности, развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослым и сверстниками, формирование первичных представлений об окружающем мире

 

Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, обладает развитым воображением, проявляет инициативу и самостоя-тельность, способен договариваться

 

Опыт №2 «Вода не имеет собственного запаха».
Тем временем противоположная команда проводит другой опыт, где так же с помощью мнемосхемы (изображён нос) определяет, какое именно свойство воды нужно будет им устанавливать. На столе 5 стаканчиков с теми же самыми жидкостями, дети с помощью обоняния и сравнения с другими жидкостями определяют, какой вода имеет запах. Делятся своими выводами с противоположной командой, нужную мнемосхему размещают на магнитной доске.

Далее обе команды проходят за следующие столы¸ одновременно выполняют опыты №3, №4.

Познавательное развитие, С-к.р., Р.р. (познавательно-исследова-тельская деятельность)

 

Познавательно-исследова-тельская

 

На каждого ребёнка пластиковые стаканчики: вода, молоко, кофе, сок томатный, сок апельсиновый

 

Развитие интересов детей, любознатель-

ности, развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослым и сверстниками

 

Ребёнок может выражать свои мысли и желания, обладает развитым воображением, проявляет инициативу и самостоятель-

ность

 

Опыт №3 «Форма воды».
На столе заготовлены большая миска с водой, 5 различных формочек (на каждого ребёнка), так же имеется мнемотаблица (изображены геометрические формы). Дети делают вывод, что в данном опыте они будут определять, какую форму имеет вода; разливают воду из миски по формочкам. Дети делают заключение, что вода не имеет собственной формы и будет принимать форму любого предмета, в который её нальют. Рассказывают о своём опыте противоположной команде, выбирают нужную мнемосхему, размещают на доске
Познавательное развитие, С-к.р., Р.р. (познавательно-исследова-тельская деятельность)

 

Познавательно-исследова-тельская

 

На каждого ребёнка различные формочки для заполнения их водой, большая миска с водой

 

Развитие интересов детей, любознатель-

ности, развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослым и сверстниками

 

Ребёнок может выражать свои мысли и желания, обладает развитым воображением, проявляет инициативу и самостоятель-

ность

 

Опыт №4. «Вода – растворитель». На столе стоят 5 стаканчиков с водой и 5 стаканчиков с различными веществами (соль, сахар, песок, крупа, масло). Воспитатель: Как вы думаете, что это за вещества и что за эксперимент нам предстоит? Дети высказывают предположения.

Воспитатель: хочу вам напомнить, что пробовать на вкус не знакомые вещества нельзя, а нюхать с осторожностью, направляя запах от стаканчика ладошкой. Теперь вы можетепо ложечке добавить в стаканчик по одному веществу (один ребенок растворяет сахар, другой масло и т.д.)

Какой вывод можно сделать, ребята? Давайте поделимся полученными знаниями с противоположной командой.

Дети: некоторые вещества вода растворяет, а некоторые нет. Вода имеет свойство растворять некоторые вещества. Выбирают нужную мнемосхему, размещают на магнитной доске

Познавательное развитие, С-к.р., Р.р. (познавательно-исследова-тельская деятельность

 

Познавательно-исследова-тельская

 

На каждого ребёнка стаканчики с водой + крупа, соль, сахар, песок, масло (для растворения)

 

Развитие интересов детей, любознатель-

ности, развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослым и сверстниками

 

Ребёнок может выражать свои мысли и желания, обладает развитым воображением, проявляет инициативу и самостоя-

тельность

 

Опыт №5. «Плотность воды» (вводится новое понятие: плотность)
В данном опыте обе команды объединяются за одним столом. Дети пытаются предположить, какой опыт им нужно провести в данном случае.

Воспитатель: предлагаю сперва провести эксперимент, а потом мы узнаем, какое свойство воды нам предстоит открыть. Ребята перед вами стаканы с водой и соль добавьте соли 5 ложек и перемешайте, а теперь возьмите яйцо и опустите в воду. Сперва дети опускают яйцо в пресную воду, говорят, что произошло. Воспитатель предлагает аккуратно достать яйцо из воды и насыпать в воду соль, а затем повторно опустить яйцо.

Воспитатель объясняет, что вода имеет разную плотность. Плотность солёной воды больше, чем плотность пресной. И если тело, погруженное в солёную воду, имеет меньшую плотность, чем эта вода, то такое тело не утонет. Яйцо утонуло в пресной воде, потому что его плотность больше, чем плотность пресной воды. Соленая вода стала тяжелее пресной из-за раствора соли.

Дети прикрепляют на магнитную доску новую мнемосхему, отражающую понятие «плотность воды»

Познавательное развитие, С-к.р., Р.р. (познавательно-исследова-тельская деятельность)

 

Познавательно-исследова-тельская

 

На каждого ребёнка большие стаканы с водой, куриное яйцо, соль

 

Развитие интересов детей, любознатель-ности, развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослым и сверстниками

 

Ребёнок может выражать свои мысли и желания, обладает развитым воображением, проявляет инициативу и самостоятель-

ность

 

Заключительная часть
Воспитатель предлагает обеим командам внимательно посмотреть на доску и вспомнить все свойства воды, которые сегодня дети узнали и проверили. Дети дают характеристики следующим свойствам воды: цвет, запах, форма, растворимость, плотность. Воспитатель: Какие вы молодцы ребята! Из вас получились отличные команды «Знатоков» и «Почемучек»
Речевое развитие, (познавательная деятельность) Беседа Слово, изображения мнемосхем Развитие интересов детей, любознатель-ности, развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослым и сверстниками, формирование первичных представлений об окружающем мире

 

Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, обладает развитым воображением, проявляет инициативу и самостоя-тельность, способен договариваться


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект открытого интегрированного занятия с использованием нетрадиционной техники рисования во…

Конспект открытого интегрированного занятия с использованием нетрадиционной техники рисования во второй младшей группе на тему: «Путешествие в лес» Цель: формирование первоначальных представлений о...

Значение пальчиковых игр для детей дошкольного возраста

Значение пальчиковых игр для детей дошкольного возраста Научно доказано, что у детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность...

Использование современных технологий в игре на детских музыкальных инструментах

Использование современных технологий в игре на детских музыкальных инструментах Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека. В.А. Сухомлинский. Одна...

Читайте также

Доклад «Формирование активной позиции родителей при проведении логопедической работы»

Доклад «Формирование активной позиции родителей при проведении логопедической работы» Свое сообщение мне хотелось бы начать с цитаты психолога, группового тренера, мастера...

Дидактическая игра «Мороженое по рецепту» для детей младшего возраста

Дидактическая игра «Мороженое по рецепту» для детей младшего возраста Аннотация: Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о...

Сказочная гимнастика для глаз

Сказочная гимнастика для глаз В прошлой публикации мы рассмотрели достаточно сложную тему для современных детей и родителей: цифровые игрушки, гаджеты. Действительно, наши...