Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы
«Образ женщины - матери в скульптурах больших и малых форм в моей стране»
Образовательные деятельности: «Познание»; «Художественно – эстетическое развитие» (Художественное творчество – роспись глиняных игрушек по мотивам дымковской народной игрушки), «Музыка»; «Речевое развитие».
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Речевое развитие», «Художественно эстетическое развитие», «Социализация»; «Рисование – роспись»; «Музыка».
Цель: Рассмотреть с детьми разносторонний образ женщины матери в игрушках, скульптурах. Воспитывать познавательный интерес, чуткость к восприятию красоты кукол в народных костюмах, монументальных скульптурах, дымковской народной игрушки (малой бытовой скульптуре). Воспитывать воображение, внимание и память, дружеские взаимоотношения, желание больше узнать. Развивать мелкую моторику рук. Продолжать знакомить детей с декоративно прикладным искусством. Закреплять знания детей о своеобразии дымковской росписи.
Воспитывать у детей толерантное отношение к людям разных национальностей.
Задачи.
Образовательные:
Развивать свободное общение детей со взрослыми и сверстниками, поощрять попытки детей делиться разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информацией (коллекции, презентации и другое).
Продолжать учить навыкам росписи глиняной игрушки по мотивам дымковской народной игрушки используя карту схему последовательности наложения узора; выделять традиционные особенности дымковской росписи (белый фон, симметрично располагающийся узор яркими красками смешанные белилами…).
Развивающие:
Способствовать развитию интереса к познанию истории и культуры нашего народа через образ ЖЕНЩИНЫ – МАТЕРИ. Способствовать развитию всех аспектов разговорной речи.
Технические:
Продолжать учить детей использовать кисти разных размеров, ориентируясь на роспись (основа наноситься кистью с широким или средним концом; для нанесения оживок кисточка с тонким концом); использование палитры для получения нужного оттенка. Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
Воспитывать у детей патриотические чувства; толерантное отношение к людям разных национальностей. Продолжать воспитывать у детей эмоциональное отношение к художественным, историческим ценностям. Воспитывать воображение, внимание, память, дружеское отношение к своим сверстникам.
Предварительная работа:
Рассматривание коллекции «Кукол в народных костюмах»; рассматривание буклетов к коллекции; просмотр презентации «Монументы и памятники России с образом Матери – Женщины», «Дымковские барышни»; лепка глиняных игрушек к предстоящей росписи по мотивам дымковской народной игрушки; чтение стихов, сказок, рассказов о маме – о женщине; слушание музыки и песен.
Материал и оборудование:
- Коллекция «Куклы в народных костюмах».
- Презентация «Монументы и памятники России с образом Матери – Женщины».
- Глиняные игрушки для образца сделанные по мотивам дымковской народной игрушки.
- Карты схемы последовательности нанесения дымковского узора.
- Многоэтажная полка для коллекции.
- Кисти разных размеров, емкости для воды (большие, средние), палитры, салфетки, подставки под кисточки, гуашь, акварельные краски, подставки под скульптуры.
- Заготовки глиняных игрушек для росписи.
- Мультимедийный проектор, проигрыватель.
Методы и приемы:
- Актуализация знаний детей;
- Моделирование игровой ситуации;
- Отгадывание загадок;
- Рассматривание кукол в народных костюмах;
- Рассматривание монументов;
- Ответы на вопросы;
- Расписывание глиняных игрушек;
- Пальчиковая игра.
Словарная работа: тульчанка – тульчаночка, украинка – украиночка,
Молдаванка - молдаваночка, татарка - татарочка, чувашка – чувашечка, …
Содержание организованной образовательной деятельности с детьми.
- Ребята обратите внимание у нас сегодня гости. Давайте поприветствуем наших гостей.
Дети здороваются!
- Ребята посмотрите у нас сегодня выставляется почти вся коллекция кукол в народных костюмах. Посмотрите вот с этими куклами мы с вами уже успели подружиться (обращаю внимание детей на расставленные куклы на много ярусной полке), а вот эти куклы то же хотят с вами познакомиться и у нас с вами еще много нового и интересного.
- Сегодня я бы хотела услышать от вас самих, что вы думаете о нашей коллекции, кому какая кукла запомнилась – понравилась и почему?
Дети показывают куклу, называют от куда она и что запомнилось им при знакомстве с ней (это может быть место или местность, достопримечательности той местности, национальный наряд, детали одежды).
- Посмотрите ребята какие мы с вами молодцы, мы очень интересно рассказали нашим гостям о нашей коллекции кукол в народных костюмах, провели целую экскурсию. А как называется профессия связанная с проведением экскурсии?
- Правильно эта профессия называется – экскурсовод.
- Ребята посмотрите на кукол и скажите чей образ они вам напоминают.
Дети называют образы которые им навеяли куклы (обращаю внимание на полные ответы детей).
- Ребята сколько много прекрасных образов вы назвали, а знаете в ком эти образы все мы можем увидеть? Я думаю вы сейчас назовете этого человека сами, вот послушайте:
Кто открыл мне этот мир?
Не жалея своих сил,
И всегда оберегает
Что мне надо точно знает.
Даже если мы упрямы
Знаем любят нас всех?
Дети – Мамы!
- Правильно мамы. В наших мамах сочетаются самые прекрасные образы, которые вы сейчас назвали.
- Ребята а вы любите путешествовать?
Ответы детей.
- А как можно путешествовать?
Выслушиваю ответы детей.
- Мы с вами сейчас совершим виртуальное путешествие не выходя из группы.
Включается проектор со слайдом Чебоксарского монумента «Мать Покровительница».
- Ребята в каком городе мы с вами оказались?
Ответы детей. Поощряю полные ответы детей.
- Правильно мы с вами оказались в городе Чебоксары, в столице нашей республики - Чувашии.
- Правильно – этот монумент называется Мать - Покровительница.
- Как вы думаете, ребята почему он так называется?
Ответы детей.
- Как вы думаете, какой образ воплотил в этот монумент скульптор, который, создал такой красивый монумент?
Ответы детей.
Обобщаю ответы детей.
- А теперь мы с вами опять виртуально перемещаемся (появляется новый слайд - монумент «Родина-мать зовет!»).
- Где мы с вами теперь очутились?
Помогаю детям назвать - вспомнить город, если они затрудняются.
- Как вы ребята догадались, что это город Волгоград?
- Правильно по монументу Родина Мать.
- Как вы думаете, какой образ воплотил скульптор?
- Правильно ребята: мужественный, сильный, красивый, храбрый…
- Очень много образов мы с вами увидели и вспомнили в коллекции кукол в народных костюмах и в нашем с вами виртуальном путешествии. Давайте вернемся в нашу родную группу.
Посмотрите ребята на этих дымковских барышень, их вылепили и расписали дымковские мастера и каждая мастерица вложила в свою барышню свой неповторимый образ
- Посмотрите в нашей мастерской все готово для того, чтобы каждый из вас создал свой прекрасный образ. Мы с вами распишем наши скульптуры по мотивам дымковской народной игрушки.
- Каким узором расписывается дымковская игрушка?
- Правильно.
- Кто ребята мне напомнит какие краски используют дымковские мастера?
Ответы детей.
Все краски смешиваю с белилами…
- Как правильно нанести яркий, красочный, веселый дымковский узор?
- Правильно, можно использовать карту схему нанесения узора (обращаю внимание на карты схемы вывешенные на доске).
- Давайте сделаем зарядку для наших пальчиков, что бы им было легче работать:
Мы не ели, мы не пили.
Мы игрушки все лепили.
Нам теперь их расписать-
И красивый образ дать……….
- Берем своих барышень и садимся.
Дети расписывают глиняные игрушки по мотивам дымковской народной игрушки. Звучит тихая музыка.
- Ребята давайте поставим игрушки на нашу полочку (дети ставят игрушки).
-Встаньте по удобнее. Посмотрите у нас с вами получилась большая коллекция глиняных барышень и у каждой свой неповторимый образ, который воплотили вы сами.
- Кто хочет сказать какой женский образ он воплощал в свою малую скульптуру?
Ответы детей.
- Ребята дымковские мастера выносили и продавали свои игрушки на ярмарках и все охотно покупали разные дымковские игрушки, потому что она привлекала всех своим красивым, добрым образом.
- Давайте пригласим наших гостей на нашу ярмарку.
Ой вы гости дорогие,
У нас игрушки расписные –
Веселы и ярки примите их в подарки!
Приходите в гости к нам -
Рады мы всегда гостям!
Читайте также |
---|
Дидактическая игра «Подбери по цвету» для детей младшего возраста
Дидактическая игра «Подбери по цвету» для детей младшего возраста Аннотация: Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах...
Проект для детей младшего возраста «В гостях у бабушки Забавушки»
Проект для детей младшего возраста «В гостях у бабушки Забавушки» Пояснительная записка Игра ведущий вид деятельности ребенка. В игре малыш развивается, познаёт...
Конспект занятия по ознакомлению с природой для детей 2-3 лет…
Конспект занятия по ознакомлению с природой для детей 2-3 лет«Кто спрятался под елочкой» Цель: совершенствовать знания детей о лесных животных Задачи: Образовательные: побуждать...