Организованная образовательная деятельность на тему «Законы природы»
Описание материала: развивающее занятие с использованием элементов ТРИЗ РТВ.
Цель: Формирование у дошкольников познавательного интереса к миру природы.
Задачи:
- Дать представление о природных законах, влиянии человека на природу. Освоить новый прием ТРИЗ РТВ.
- Учить детей, отталкиваясь от реальных ситуаций, обобщать явления, не имеющие аналогов в природе.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Методы и приемы: чтение художественного произведения, ТРИЗовский прием фантазирования «Изменение законов природы», фронтальная беседа.
Предметно-развивающая среда: сборник стихов-небылиц, энциклопедии, сюжетные картинки, набор фишек на каждого ребенка, крупный строительный материал, принадлежности для рисования.
Предварительная работа: чтение литературных произведений, рассматривание иллюстраций в энциклопедиях, просмотр видеофильма «Лесной пожар», презентации «Человек и природа!».
Ход деятельности.
Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение Гиви Чичинадзе «Отвечайте, правда ли…» и выложить перед собой столько фишек, сколько они услышат у автора неточностей.
В этот час, веселый час,
Вам загадок я припас.
Вьюга в поле замела,
Вся черемуха бела.
В марте стаял снег и лед,
Это к нам зима идет.
Любит кошка на обед
Виноград и винегрет.
Ночью в дождик, как пастух,
Вывел кур гулять петух.
Лещ не плавает в пруду,
Спит на яблоне в саду.
Шерсть смотали мы в моток,
Выйдет шелковый платок.
Хоть улитка и мала,
Целый домик унесла.
Закудахтал пес Барбос,
И в гнезде яичко снес.
Лапой хвать, зубами щелк
Хищник тигр и хищник – волк.
Верно, дети!? Молодцы!
Вам в награду леденцы.
Вот растаял леденец,
И стихам пришел конец.
Дети и воспитатель сверяют количество фишек, обсуждают правильное их количество.
Все вместе рассуждают, как бы это было на самом деле, неточности исправляются на реальность.
Физминутка.
Игра: «Что не изменяется?». Воспитатель предлагает детям найти события, которые имеют место в природе всегда и при любых обстоятельствах (например: восход и закат солнца, дерево растет вверх, птица появляется из яйца).
Воспитатель просит детей встать в круг и пофантазировать, изменив утверждения сверстника на противоположное.
Игра «Наоборот»
Один из детей называет какую-либо реальную ситуацию, передает мячик другому ребенку, который должен представить эту ситуацию наоборот (например: начинается ветер, и деревья качаются; деревья качаются, и начинается ветер). Воспитатель объясняет детям причинно-следственные связи в природе, которые называются законами. Говорит о том, что изменяя их, дети создавали фантастические ситуации.
- А как будет выглядеть любая сказка, если мы изменим в ней законы природы? Давайте разберемся на примере сказки «Волк и семеро козлят» (Ставший хищным Козел проглотил семерых волчат.)
Дети работают с сюжетами хорошо знакомых сказок, изменяя события и героев «наоборот».
Подвижная игра с сюжетом «Ручеек и запруда». Дети цепочкой изображают течение воды в ручье. (Используя строительный материал, подводим детей к мысли об изменении окружающей местности при возникновении препятствия на пути воды.)
- Давайте теперь подумаем, а на самом деле бывает так, что человек пытается изменить законы природы. Назовите примеры деятельности человека, изменившие законы природы (построение дамбы, искусственные моря, вырубка леса, загазованность атмосферы, выращивание рыбы в бассейнах, зарождение человека в пробирке, клонирование и т.д.). При обсуждении вреда и пользы вмешательства человека в законы природы дети используют прием «хорошо-плохо». Решают, насколько ощутимыми для жизни могут быть эти изменения.
- Ребята, а в нашей группе есть законы природы, попробуем их найти! (цветы растут, если их поливают; видно свет солнца, если есть окно; еду сначала готовят повара, потом кушают дети), а если поменять эти законы, что будет?
Игра «Подумай и назови».
Воспитатель интересуется у детей, понравилось ли им занятие, и предлагает сделать рисунки по полученным впечатлениям. Затем оформляется выставка «Законы природы и человек».
Читайте также |
---|
Конспект интегрированного занятия познавательного цикла по экологии с элементами экспериментирования…
Конспект интегрированного занятия познавательного цикла по экологии с элементами экспериментирования и физкультуры в старшей группе «Юные защитники леса» Задачи: Познавательное развитие: развивать умение анализировать экологическую...
Конспект ООД в старшей группе «Там, на неведомых дорожках»
Конспект ООД в старшей группе «Там, на неведомых дорожках» Цель: обобщение и закрепление знаний у детей старшей группы через организацию различных...
Конспект итогового мероприятия «В гости к бабушке Наташе»
Конспект итогового мероприятия «В гости к бабушке Наташе» Вторая мл. группа