Организованная образовательная деятельность на тему «Законы природы»

 

Описание материала: развивающее занятие с использованием элементов ТРИЗ РТВ.

Цель: Формирование у дошкольников познавательного интереса к миру природы.

Задачи:

  • Дать представление о природных законах, влиянии человека на природу. Освоить новый прием ТРИЗ РТВ.
  • Учить детей, отталкиваясь от реальных ситуаций, обобщать явления, не имеющие аналогов в природе.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Методы и приемы: чтение художественного произведения, ТРИЗовский прием фантазирования «Изменение законов природы», фронтальная беседа.

Предметно-развивающая среда: сборник стихов-небылиц, энциклопедии, сюжетные картинки, набор фишек на каждого ребенка, крупный строительный материал, принадлежности для рисования.

Предварительная работа: чтение литературных произведений, рассматривание иллюстраций в энциклопедиях, просмотр видеофильма «Лесной пожар», презентации «Человек и природа!».

 

Ход деятельности.

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение Гиви Чичинадзе «Отвечайте, правда ли…» и выложить перед собой столько фишек, сколько они услышат у автора неточностей.

В этот час, веселый час,

Вам загадок я припас.

Вьюга в поле замела,

Вся черемуха бела.

В марте стаял снег и лед,

Это к нам зима идет.

Любит кошка на обед

Виноград и винегрет.

Ночью в дождик, как пастух,

Вывел кур гулять петух.

Лещ не плавает в пруду,

Спит на яблоне в саду.

Шерсть смотали мы в моток,

Выйдет шелковый платок.

Хоть улитка и мала,

Целый домик унесла.

Закудахтал пес Барбос,

И в гнезде яичко снес.

Лапой хвать, зубами щелк

Хищник тигр и хищник – волк.

Верно, дети!? Молодцы!

Вам в награду леденцы.

Вот растаял леденец,

И стихам пришел конец.

Дети и воспитатель сверяют количество фишек, обсуждают правильное их количество.

Все вместе рассуждают, как бы это было на самом деле, неточности исправляются на реальность.

Физминутка.

Игра: «Что не изменяется?». Воспитатель предлагает детям найти события, которые имеют место в природе всегда и при любых обстоятельствах (например: восход и закат солнца, дерево растет вверх, птица появляется из яйца).

Воспитатель просит детей встать в круг и пофантазировать, изменив утверждения сверстника на противоположное.

Игра «Наоборот»

Один из детей называет какую-либо реальную ситуацию, передает мячик другому ребенку, который должен представить эту ситуацию наоборот (например: начинается ветер, и деревья качаются; деревья качаются, и начинается ветер). Воспитатель объясняет детям причинно-следственные связи в природе, которые называются законами. Говорит о том, что изменяя их, дети создавали фантастические ситуации.

- А как будет выглядеть любая сказка, если мы изменим в ней законы природы? Давайте разберемся на примере сказки «Волк и семеро козлят» (Ставший хищным Козел проглотил семерых волчат.)

Дети работают с сюжетами хорошо знакомых сказок, изменяя события и героев «наоборот».

Подвижная игра с сюжетом «Ручеек и запруда». Дети цепочкой изображают течение воды в ручье. (Используя строительный материал, подводим детей к мысли об изменении окружающей местности при возникновении препятствия на пути воды.)

- Давайте теперь подумаем, а на самом деле бывает так, что человек пытается изменить законы природы. Назовите примеры деятельности человека, изменившие законы природы (построение дамбы, искусственные моря, вырубка леса, загазованность атмосферы, выращивание рыбы в бассейнах, зарождение человека в пробирке, клонирование и т.д.). При обсуждении вреда и пользы вмешательства человека в законы природы дети используют прием «хорошо-плохо». Решают, насколько ощутимыми для жизни могут быть эти изменения.

- Ребята, а в нашей группе есть законы природы, попробуем их найти! (цветы растут, если их поливают; видно свет солнца, если есть окно; еду сначала готовят повара, потом кушают дети), а если поменять эти законы, что будет?

Игра «Подумай и назови».

Воспитатель интересуется у детей, понравилось ли им занятие, и предлагает сделать рисунки по полученным впечатлениям. Затем оформляется выставка «Законы природы и человек».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект интегрированного занятия познавательного цикла по экологии с элементами экспериментирования…

Конспект интегрированного занятия познавательного цикла по экологии с элементами экспериментирования и физкультуры в старшей группе «Юные защитники леса» Задачи: Познавательное развитие: развивать умение анализировать экологическую...

Конспект ООД в старшей группе «Там, на неведомых дорожках»

Конспект ООД в старшей группе «Там, на неведомых дорожках» Цель: обобщение и закрепление знаний у детей старшей группы через организацию различных...

Конспект итогового мероприятия «В гости к бабушке Наташе»

Конспект итогового мероприятия «В гости к бабушке Наташе» Вторая мл. группа

Читайте также

Рабочая программа кружка «Детский музыкальный театр «Бамбини Бельканто» Играем и…

Рабочая программа кружка «Детский музыкальный театр «Бамбини Бельканто» Играем и поём!»

«Наутилус»

«Наутилус» Экскурсии в "Наутилус" дают возможность увидеть и ощутить близость с миром подводного царства, показать разнообразие рыб обитающих на планете. Дети...

Долгосрочный проект во второй группе раннего возраста «Мы за здоровый…

Долгосрочный проект во второй группе раннего возраста «Мы за здоровый образ жизни»