Конспект занятия по обогащению словарного запаса детей-дошкольников в процессе речевых игр

Цели:

Образовательная:

1. Формирование и расширение семантического слова «рыба»

Коррекционная

2. Развитие зрительного восприятия, фонематического слуха и восприятия слуховой памяти.

Воспитательная

3. Воспитывать умение выслушивать до конца товарища, не перебивая его.

Оборудование:

1. Кукла-звуковичок.

2. Картины с изображением рыб.

3. Объемные рыбки.

4. Мяч с шипами

5. Предметные картинки с изображением мышки, воробья, самолета, кометы.

6. Иллюстрация с изображением пословицы «Без труда не вынешь и рыбку из пруда».

I. Оргмомент.

Правила поведения на занятии. Мяч по кругу передаем, правила наши мы назовем.

- слушать внимательно

- говорить четко, внятно

- не перебивать друг друга

-писать аккуратно

- говорить выразительно

- уважать мнение каждого.

II. Дыхательная гимнастика

1. Заведем машину грузовую р – р - р

2. аведем машину легковую р- р’ – р’

 - С каким звуком работаем?

- Показать на кукле-звуковичке.

- Дать характеристику звука.

III. Гимнастика для ума

Я загадала слово

Вот его схема

По схеме определить слово.

IV. Словоизменение. Падежные конструкции. Развитие зрительного внимания

1. Кто нарисован на картинке? (отвечать полными ответами)

2. Кого нет во втором аквариуме?

3. Найдите две одинаковые рыбки. Кому мы нашли пару?

4. Кого мы увидели сквозь волны?

5. Рассмотрите рыбку сквозь волны. Кем вы любуетесь?

6. Узнайте предмет по контуру. О ком мы будем говорить?

Кого или что можно назвать рыбой?

- рыбы плавают в воде

- созвездие «рыбы»

- рыбой можно назвать человека

- существует позиция в домино с таким названием.

V. Развитие фонематического слуха.

Ребята, пере вами лежат листы картона и фигурки рыбок. Представьте , что картон - это аквариум. Давайте поселим в аквариум столько рыбок, сколько слов со звуком «р» вы услышите:

рак, вода, волна, ракушка, водоросли, чайка.

- Сколько рыбок у вас в аквариуме? Почему?

VI. Образование родственных слов.

- Как мы назовем маленькую рыбу? (рыбка)

- Назовите рыбу ласково (рыбочка)

- Как мы назовем большую рыбу?

У воды росла рябина

А река текла, рябила

Посредине – глубина

Там гуляла …(рыбина)

- Как называется суп из рыбы? (рыбный)

- А жир рыбы, какой? (рыбий)

- Как зовут человека, который ловит рыбу? (рыбак, рыболов, рыбачка, рыбачок)

- Куда ранним утром пошел рыбачок? (на рыбалку)

- Какой крючок нужен для ловли рыбы? (рыболовный)

- Как называется поселок в котором живут рыбки? (рыбацкий)

- Что делает на рыбалке рыболов? (рыбачит)

- Мы придумали слова - родственники.

- Без какого слова не было бы этих слов? (без слова рыба)

VII. Называние слов, обозначающих действие предмета.

- Что делают рыбы в воде?

Плавают, ныряют, плещутся, резвятся, играют, прячутся, дышат, питаются, размножаются.

- Вы придумали слова действия.

VIII. Гимнастика для глаз.

  • Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде

(Дети «рисуют» глазами волну на стене:

сначала в одну сторону, затем в другую)

  • То сожмутся, разожмутся

(частое моргание глазками)

  • То зароются в песке

( ладошки потереть и

теплыми руками закрыть глаза)

IX. Динамическая пауза.

Игра «Наоборот»

  • Я буду говорить, что делать, а вы поступайте наоборот.

- Руки вниз!

- Поднять вверх правую руку, левую руку.

- Похлопали в ладоши (потопали ногами)

- Потопали ногами (дети хлопают в ладоши)

- Поднялись вверх! (дети присели на корточки)

- Руки назад!

- Поднять правую руку, левую!

- Отойдите от своих стульчиков!

- Встали!

X. Название слов – признаков предмета. Слова наоборот.

Мы делали все наоборот, а теперь будем придумывать слова - наоборот. Во всех этих словах должны быть звуки р′-р.

Игра с перекидыванием мяча.

Рыба уродливая, страшная – красивая;

крошечная – огромная, громадная;

медлительная – стремительная, быстрая;

тихая, спокойная – игривая, резвая, шустрая;

блеклая, невзрачная – яркая;

одноцветная – разноцветная;

задиристая, боевая – осторожная.

- Какие вы называли слова? (это признаки предмета)

XI. Согласование прилагательного с именем существительным. Работа над фразой.

- Рыбы, которые живут в аквариуме, называются… (аквариумные)

- В реке живут, какие рыбы? (речные)

- А в озере? (озерные)

- А в море? (морские)

- В океане (океанические)

XII. Работа над многозначностью слова.

- Все рыбы разные, но у всех них есть одинаковые части тела.

- Что есть у всех рыб? (тело, голова, жабры, плавники, чешуя, хвост)

- Хвост есть не только у рыб (детям раздают картинки с изображением рыбы, лисы, самолета, девочки, птички, кометы).

XIII. Словесные логические задачи.

Сегодня вы хорошо потрудились. Но ведь, как известно «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».

  • Чтение пословицы
  • Собрать пословицу из отдельных слов.

Помогите мне закончить пословицы и поговорки, в которых есть слово «рыба»:

- Биться, как рыба об … лед.

- Ни рыба, ни … мясо.

- Рыбак рыбака видит … издалека.

- Нем, как … рыба.

XIV. Развитие связной речи.

Интересно, а что бы было, если рыбы вдруг заговорили, что бы они нам рассказали?



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Театрализованная игра «Собака»

Театрализованная игра «Собака» Аннотация: Театрализованная игра «Собака» помогает развивать у детей связную речь, координацию движений, обогащает словарный запас. Данная игра предназначена для...

Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи для детей подготовительной…

Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи для детей подготовительной группы, по теме «Ягоды» Цель: учить составлять рассказ по предметным картинкам...

Конспект занятия по правовому воспитанию детей старшего возраста «Правовая школа»

Конспект занятия по правовому воспитанию детей старшего возраста «Правовая школа» Цель: Формировать основы правового сознания. Познакомить с Конвенцией о правах ребенка. Задачи: Уточнить и обобщить представления...

Читайте также

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми…

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми раннего возраста «Прогулка в лес» Образовательные задачи: Продолжать формировать понятия «один», «много». Учить детей...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и познанию в старшей…

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и познанию в старшей группе на тему: «Путешествие в город профессий» Задачи: Образовательные: Расширять представление о профессиях...

Непосредственно-образовательная деятельность для детей старшей группы «Спортик в гостях у…

Непосредственно-образовательная деятельность для детей старшей группы «Спортик в гостях у ребят» Направление «Физическое развитие». Основная область «Здоровье». Цель: Формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста...