Игра – занятие «Путешествие в осенний лес»
(Средняя группа)
Цель: Формировать представление детей о характерных особенностях осеннего времени года, происходящих в лесу изменениях путем применения игровой формы обучения.
Задачи:
- Уточнить знание детей о видах деревьев, их отличительных признаках.
- Закреплять представления о диких животных, их жилищах, и их детенышах.
- Развивать любовь к природе, заботливое отношение к лесу и его обитателям.
- Пополнять словарный запас детей образованием прилагательных.
- Развивать наблюдательность, логическое мышление, воображение, память.
- Развивать коммуникативные способности.
Дидактическое оборудование:
Нарисованная картина с изображением деревьев осенью (дуб, ель, клен, береза, рябина); вырезанные и разукрашенные осенние листья деревьев с клейкой обратной стороной; шапочки с изображением диких зверей (заяц, мышь, ёж, белка, лиса, волк, медведь); плакаты с изображением жилищ диких зверей; картинки с изображением диких зверей и их детенышей.
Музыкальное обеспечение: С.Михалков, М. Старокадомский «Песенка друзей» из кинофильма «Веселые путешественники», П.И.Чайковский «Осенняя песня» из цикла «Времена года».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим в окошко. Какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Воспитатель: А по каким признакам вы определили, что сейчас осень?
Дети: Желтые, красные листья, опадают с деревьев, идет дождь, небо хмурое….
Воспитатель: Давайте подумаем и поиграем в слова с вами. Погода осенью бывает разная. Если идет дождь, то погода…
Дети: Дождливая
Воспитатель: Если ветер дует…
Дети: Ветреная
Воспитатель: А когда на улице холодно, погода…
Дети: Холодная.
Воспитатель: Если на улице пасмурно, то погода.
Дети: Пасмурная.
Воспитатель: Если солнце светит…
Дети: Солнечная.
Воспитатель: А что происходит осенью в природе, в жизни зверей и птиц?
Дети: Перелетные птицы улетают в теплые края, звери готовятся к зиме, меняют свою шубку на зимнюю, заготавливают еду, готовятся к спячке…
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?
Дети: Да.
Воспитатель: А на чем можно путешествовать?
Дети: На поезде, на автобусе, на самолете, на пароходе, на машине….
Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в путешествие в лес! Вы согласны, готовы к путешествию?
Дети: Да.
Воспитатель: Дети, мы отправимся в лес на машине, Давайте возьмемся за руль, заведем машину «Р-р-р-р».
По дороге прямо ехали,
На горку въехали,
Прямо поехали,
Через мостик переехали,
В лес заехали,
На полянку приехали.
(Воспитатель вместе с детьми имитируя движение «за рулем», двигается к картине с деревьями (дуб, ель, рябина, клен, береза) под музыку «Песенка друзей».)
Воспитатель: Приехали мы в лес, а в лесу растут такие красивые деревья! Как называется это дерево?
Дети: Ель.
Воспитатель: Как вы узнали, что это ель?
Дети: У этого дерева не листья, а иголки.
Воспитатель: Скажите название этого дерева?
Дети: Береза.
Воспитатель: А как можно узнать березу?
Дети: У этого дерева белый ствол.
Воспитатель: А это дерево вы знаете, по каким признакам определите?
Дети: Это рябина. На ней красные ягоды.
Воспитатель: Скажите название этого дерева?
Дети: Клен. У этого дерева листья похожи на ладошки.
Воспитатель: Кто узнал это дерево?
Дети: Дуб.
Воспитатель: А почему вы думаете, что это дуб?
Дети: У него толстый могучий ствол.
Воспитатель: Ребята, а скажите, как устроено любое дерево?
Дети: У дерева есть корень, ствол, ветки, листья…
Воспитатель: Ребята, давайте превратимся с вами в листочки и поиграем:
Физминутка:
Мы листики осенние, на ветках мы сидим,
Дунул ветер – полетели, мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал, и листочки все поднял.
Закружились, полетели, и на землю тихо сели.
Воспитатель: Ребята, смотрите, сколько листьев у нас на ковре, ветер сорвал их с деревьев. Давайте их поднимем, и определим, с какого дерева эти листочки.
(Листья лежат на ковре, дети поднимают их и приклеивают их к деревьям, определяя с какого дерева листок.)
Воспитатель: Давайте мы с вами будем называть листочки:
Дети: Березовый, кленовый, рябиновый, дубовый, еловая веточка.
Воспитатель: Ребята, с листочками мы справились. В лесу осенью происходит много интересного, звери к зиме готовятся, давайте продолжим наше путешествие. Снова возьмем руль, поехали….
(Движение под музыку в сторону плакатов с «жилищами» лесных зверей.)
Воспитатель: Вот мы и на лесной полянке. А полянка у нас волшебная. Мы с вами превратимся в зверей. Оденем шапочки с изображениями животных и поможем им найти свое жилище. Вспомним, как они к зиме готовятся.
Дети одевают шапочки и выбирают соответствующий плакат с изображением жилища зверей.
Воспитатель: Белки, как ваш домик называется? Как вы к зиме готовитесь?
Дети: Примерные ответы. (Дупло, собирают шишки, орехи, грибы.)
Воспитатель: Ёжики, а вы к зиме готовы? Где ваш домик?
Дети: Примерные ответы. (Гнездо из листьев, к спячке готовятся…)
Воспитатель: Медведи, а где же ваше жилище? Что зимой делать будете?
Дети: Примерные ответы.
Воспитатель: Мышки, как называется ваш домик? Вы к зиме готовы?
Дети: Примерные ответы.
Воспитатель: Лисички, а где ваше жилище? У вас какие изменения к зиме?
Дети: Примерные ответы.
Воспитатель: Волки, а как же ваше жилище называется?
Дети: Примерные ответы.
Воспитатель: А где же домик зайчат? Как зайчик к зиме готовится?
Дети: Примерные ответы.
Воспитатель: Как у нас здорово получилось, все звери лесные к зиме готовы, у всех есть свой «домик». Снимаем наши волшебные шапочки, и отправимся с вами в детский сад.
(Движение под музыку к столам с незавершенными аппликациями «звери и их детеныши».)
Воспитатель: Ребята, здесь художник оставил вам портреты лесных зверей, но не успел разместить детенышей зверей в одной рамочке. Давайте мы поможем.
(Наклеивание детенышей зверей на одну рамочку к их «мамам» под музыку И.Чайковский «Осенняя песня» из цикла «Времена года».)
Воспитатель: Ребята, у вас очень хорошо получилось! Давайте мы скажем, как называют детенышей зверей:
У мышки… у ежихи… у зайчихи… у белки… у лисы… у волчицы… у медведицы…
Дети: Мышонок, ежонок, зайчонок, бельчонок, лисенок, волчонок, медвежонок.
Воспитатель: Хорошее путешествие у нас получилось, мы побывали в осеннем лесу, увидели, как звери к зиме готовятся. А эти замечательные портреты лесных зверей останутся нам в память о путешествии!
Список литературы:
- Дидактические игры и занятия. И.А.Лыкова, Москва, 2010.
- Подвижные и речевые игры. Составитель А.А.Гуськова, Волгоград, 2014.
- Развивающие занятия с детьми 4-5 лет. Под ред. Парамоновой л. Олма Медиа Групп, 2013.
Читайте также |
---|
Эмпирическое исследование проблемы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным…
Эмпирическое исследование проблемы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством в процессе обучения декоративному рисованию Одним из действенных средств развития...
Формирование математических представлений дошкольников через участие в интеллектуальных состязаниях
Формирование математических представлений дошкольников через участие в интеллектуальных состязаниях Формирование математических представлений является одним из средств интеллектуального развития ребенка, его познавательных...
Паспорт проекта «Традиционные народные игрушки»
Паспорт проекта «Традиционные народные игрушки» Вид проекта: познавательный. Участники проекта: воспитанники группы, родители.Срок реализации проекта: краткосрочный. Актуальность: игрушки для ребенка - это «среда»...