Конспект занятия по ознакомлению с историей и культурой донских казаков «Варенички я варила»

Цель:1

- Приобщать дошкольников к культуре донского края; расширять представления детей о быте казаков в далеком прошлом; знакомить детей с казачьими песнями, учить видеть красоту донских напевов; закрепить знания о казачьей кухне, правильном рациональном питании;

- развивать и обогащать словарный запас, пополнять новыми понятиями и словами, связанными с предметами быта :рубель, скалка,; активизировать в речи детей слова: курень, казаки, станица:

- прививать уважение к традициям родного народа, воспитывать чувства патриотизма и любви к Родине.

Материалы и оборудование:

Видеоматериал о реке Дон, иллюстрации с изображением жилища казаков, мини-экспозиция «Казачья горница», созданная в развивающем пространстве группы (прялка, русская печь, ухват, рубель, скалка, керосиновая лампа, люлька, рушник, икона, лампада).

             Ход занятия:

Воспитатель начинает « экскурсию» с показа видеоматериала о реке Дон и чтения стихотворения :

Ой, ты, Дон, ты наша Родина

Вековечный богатырь.

Дон ты вольный и раздольный,

Разлился и вдаль, и вширь.

Про тебя, Дон, вспоминали

Наши деды и отцы.

Про твои станицы вольны,

Про любимый край родной.

Воспитатель: Ребята, о чем говорится в этом стихотворении?

Дети: О нашей реке Дон.

Во-ль: А что вы знаете о реке Дон? Какая она?

Дети: Она большая, широкая, полноводная, с красивыми берегами, она тянется далеко по всей нашей области. По ней ходят корабли, теплоходы. По берегам расположены многочисленные деревни, села, города.

Вос-ль: Дети, а откуда пошло название реки Дон?

Дети: В далекие времена в неизвестной тогда реке утонул сын бога Марса Танаис, в последствии, Дионис, и теперь Дон в честь его и зовут.

Вос-ль: А как назывались люди, которые в далеком прошлом селились на берегу Дона?

Дети: Их стали называть казаками.

Вос-ль: А чем казаки занимались?

Дети: Они были воинами, защитниками Родины; пахали землю, сеяли пшеницу, строили дома.

Вос-ль: Ребята, как назывались дома, в которых жили казаки? (показывает иллюстрации с изображением куреней).

Дети: Они назывались курени. Их строили на сваях, чтоб в половодье вода не затопила..

Вос-ль: А вы хотите побывать в казачьем курене и посмотреть, как жили наши прадедушки и прабабушки. ( Выслушивает ответы детей) Если вы готовы, то сейчас мы с вами станем настоящими казаками и казачками. (Мальчики надевают картузы, а девочки- кички, воспитатель надевает казачий костюм и всех приглашает в горницу). Дети, давайте подойдем к печке. Видите, на ней стоят чугунки - посуда, в которой готовили еду. А ставили чугунки в печь ухватом (Показывает, как это делать, дает попробовать детям). А вот это рубель. Он похож на ребристую дощечку. С помощью рубеля и скалки, казачки гладили белье (Демонстрирует сама, предлагает детям). Казаки воевали, занимались земледелием, а казачки - детьми и домашним хозяйством. Но было время и веселью. Они пели песни, водили хороводы, устраивали игрища. Давайте и мы споем веселую казачью песню!

Песня « Эх, донские казаки» (сл.народные)

Вос-ль: На Дону любили не только веселиться, но и вкусно поесть. Казачья еда была еще и очень полезной. Есть блюда, которые отличали казачью кухню от других. А вы знаете какие-нибудь казачьи кушанья?

Дети: В Дону водилась рыба. Казаки из нее варили уху, жарили, запекали.

А еще варили холодец, различные каши, лапшу, пекли кулебяки.

Вос-ль: Вот и мы сегодня будем готовить блюдо из казачьей кухни, а называется оно варенички. Давайте подойдем к столу и займемся делом (По ходу работы воспитатель знакомит детей с особенностями приготовления и что приправлять можно жареным салом с луком). А мы будем, есть со сметаной и сахаром.

(Младш. воспитатель по окончании работы уходит варить готовые изделия, дети моют руки).

Вос-ль: Да, ребята, казаки и казачки любили праздники и очень были гостеприимными людьми.              

Тех, кто к ним в гости с миром и добром приходит, они встречали хлебом- солью. Поэтому и мы своих гостей, по старому казачьему обычаю, угостим нашими вареничками ( Гости и дети угощаются).

 

Список литературы:

1.«Лазоревый цвет» Сухарев Ю.Ф.

2. «Батюшка Дон» Литературно-художественная газета

3. «Родники Дона» Чумичева Р.М.

4. «Донские казаки 1550-1920» М.П. Остапенко

5. Сказки, записанные на Дону.





Новые публикации

Отчет о летней оздоровительной работе в старшей группе «Колокольчики»

Отчет о летней оздоровительной работе в старшей группе «Колокольчики» Лето - это самое прекрасное время года, с большими возможностями, чтобы проводить...

План по самообразованию педагога на тему «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

План по самообразованию педагога на тему «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Цель работы: повышение своего профессионального мастерства и компетентности в использовании здоровьесберегающих...

Развлечение для детей первой младшей группы «Едем к бабе, едем…

Развлечение для детей первой младшей группы «Едем к бабе, едем к деду» Цели: Формировать заботливое отношение к окружающим. Развивать совместные действия, чувство товарищества. Способствовать...

Читайте также

Учебно-методическая разработка на тему: «Средства развития у детей дошкольного возраста…

Учебно-методическая разработка на тему:«Средства развития у детей дошкольного возраста речевого творчества»   Хорошая речь – это прежде всего простота, Ясность, логичность и точность. Л.Н.Толстой...

Конспект НОД (образовательная область «Речевое развитие») на тему: «Рассказывание р.н.с…

Конспект НОД (образовательная область «Речевое развитие») на тему: «Рассказывание р.н.с. «Лиса и заяц» (Для детей второй младшей группы)   Программное содержание: напомнить детям р.н.с. сказку «Лиса и заяц»...

Проект по теме: «Осенние явления природы»

Проект по теме: «Осенние явления природы»   1. Актуальность темы. В связи с тем, что наши дети затрудняются устанавливать простейшие связи между изменениями в живой...


Комментарии

  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...

     
  • Тамара
    А вы не думали, что дети увидев эти наглядные опыты, не попытаются из повторить???!!! !

    Подробнее...

     
  • Виктория
    Огромное спасибо за красоту!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    отличный сценарий-надо попробовать поставить сказку.Благодар ю.

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    отлично, благодарю

    Подробнее...





В блогах

Мастер - класс по теме: «Развитие интеллектуальных способностей у дошкольников посредством использования блоков Дьенеша в…

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №38»       Мастер - класс по теме: «Развитие интеллектуальных способностей у дошкольников посредством использования блоков Дьенеша в образовательном процессе».         Подготовила и провела Воспитатель МБДОУ №38 Колоколова Ирина...

Конспект открытого занятия во второй младшей группе по Познавательному развитию ФЭМП(с использованием блоков Дьенеша)  

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №38           Конспект Открытого занятия во второй младшей группе по Познавательному развитию ФЭМП (с использованием блоков Дьенеша)               Воспитатель: Колоколова И...

Мастер – класс для воспитателей ДОУ « Игры, направленные на развитие речи детей дошкольного возраста».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №38»           Мастер – класс для воспитателей ДОУ « Игры ,  направленные на развитие речи детей дошкольного возраста ».       Подготовила и провела: Воспитатель МБДОУ №38 Колоколова...

Конспект сюжетно-ролевой игры «Веселое кафе» в подготовительной группе

Цель: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх бытовой и общественно полезный труд взрослых, совершенствуя умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.   Программные задачи: Формировать доброжелательные взаимоотношения в коллективе. Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий. Продолжать воспитывать культуру...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство