Конспект занятия по ознакомлению с историей и культурой донских казаков «Варенички я варила»

Цель:1

- Приобщать дошкольников к культуре донского края; расширять представления детей о быте казаков в далеком прошлом; знакомить детей с казачьими песнями, учить видеть красоту донских напевов; закрепить знания о казачьей кухне, правильном рациональном питании;

- развивать и обогащать словарный запас, пополнять новыми понятиями и словами, связанными с предметами быта :рубель, скалка,; активизировать в речи детей слова: курень, казаки, станица:

- прививать уважение к традициям родного народа, воспитывать чувства патриотизма и любви к Родине.

Материалы и оборудование:

Видеоматериал о реке Дон, иллюстрации с изображением жилища казаков, мини-экспозиция «Казачья горница», созданная в развивающем пространстве группы (прялка, русская печь, ухват, рубель, скалка, керосиновая лампа, люлька, рушник, икона, лампада).

             Ход занятия:

Воспитатель начинает « экскурсию» с показа видеоматериала о реке Дон и чтения стихотворения :

Ой, ты, Дон, ты наша Родина

Вековечный богатырь.

Дон ты вольный и раздольный,

Разлился и вдаль, и вширь.

Про тебя, Дон, вспоминали

Наши деды и отцы.

Про твои станицы вольны,

Про любимый край родной.

Воспитатель: Ребята, о чем говорится в этом стихотворении?

Дети: О нашей реке Дон.

Во-ль: А что вы знаете о реке Дон? Какая она?

Дети: Она большая, широкая, полноводная, с красивыми берегами, она тянется далеко по всей нашей области. По ней ходят корабли, теплоходы. По берегам расположены многочисленные деревни, села, города.

Вос-ль: Дети, а откуда пошло название реки Дон?

Дети: В далекие времена в неизвестной тогда реке утонул сын бога Марса Танаис, в последствии, Дионис, и теперь Дон в честь его и зовут.

Вос-ль: А как назывались люди, которые в далеком прошлом селились на берегу Дона?

Дети: Их стали называть казаками.

Вос-ль: А чем казаки занимались?

Дети: Они были воинами, защитниками Родины; пахали землю, сеяли пшеницу, строили дома.

Вос-ль: Ребята, как назывались дома, в которых жили казаки? (показывает иллюстрации с изображением куреней).

Дети: Они назывались курени. Их строили на сваях, чтоб в половодье вода не затопила..

Вос-ль: А вы хотите побывать в казачьем курене и посмотреть, как жили наши прадедушки и прабабушки. ( Выслушивает ответы детей) Если вы готовы, то сейчас мы с вами станем настоящими казаками и казачками. (Мальчики надевают картузы, а девочки- кички, воспитатель надевает казачий костюм и всех приглашает в горницу). Дети, давайте подойдем к печке. Видите, на ней стоят чугунки - посуда, в которой готовили еду. А ставили чугунки в печь ухватом (Показывает, как это делать, дает попробовать детям). А вот это рубель. Он похож на ребристую дощечку. С помощью рубеля и скалки, казачки гладили белье (Демонстрирует сама, предлагает детям). Казаки воевали, занимались земледелием, а казачки - детьми и домашним хозяйством. Но было время и веселью. Они пели песни, водили хороводы, устраивали игрища. Давайте и мы споем веселую казачью песню!

Песня « Эх, донские казаки» (сл.народные)

Вос-ль: На Дону любили не только веселиться, но и вкусно поесть. Казачья еда была еще и очень полезной. Есть блюда, которые отличали казачью кухню от других. А вы знаете какие-нибудь казачьи кушанья?

Дети: В Дону водилась рыба. Казаки из нее варили уху, жарили, запекали.

А еще варили холодец, различные каши, лапшу, пекли кулебяки.

Вос-ль: Вот и мы сегодня будем готовить блюдо из казачьей кухни, а называется оно варенички. Давайте подойдем к столу и займемся делом (По ходу работы воспитатель знакомит детей с особенностями приготовления и что приправлять можно жареным салом с луком). А мы будем, есть со сметаной и сахаром.

(Младш. воспитатель по окончании работы уходит варить готовые изделия, дети моют руки).

Вос-ль: Да, ребята, казаки и казачки любили праздники и очень были гостеприимными людьми.              

Тех, кто к ним в гости с миром и добром приходит, они встречали хлебом- солью. Поэтому и мы своих гостей, по старому казачьему обычаю, угостим нашими вареничками ( Гости и дети угощаются).

 

Список литературы:

1.«Лазоревый цвет» Сухарев Ю.Ф.

2. «Батюшка Дон» Литературно-художественная газета

3. «Родники Дона» Чумичева Р.М.

4. «Донские казаки 1550-1920» М.П. Остапенко

5. Сказки, записанные на Дону.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

«Праздник воды». Летнее развлечение на улице для детей младшего и…

«Праздник воды». Летнее развлечение на улице для детей младшего и среднего дошкольного возраста Ход праздника. Ведущая: Ребята, отгадайте загадку Все говорят - она...

Эссе «Я педагог!»

Эссе «Я педагог!» …Блаженствую на солнышке В обнимку с милым детством, И чую, счастьем полнится Российское наследство. Г.В. Скрипкин. Как в современном мире оставаться позитивным, добрым...

Проект «Неделя добрых дел»

Проект «Неделя добрых дел»

Читайте также

Конспект занятия по конструированию из бумаги в технике «Оригами» для…

Конспект занятия по конструированию из бумаги в технике «Оригами» для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Повара пекут пирожки» Образовательные области: художественно-эстетическое развитие...

Итоговое родительское собрание

Итоговое родительское собрание Добрый день, дорогие родители наших детей! Мы очень рады видеть вас на общем родительском собрании дошкольного учреждения, потому...

Менеджмент в процессе взаимодействия школы и семьи по преодолению школьной…

Менеджмент в процессе взаимодействия школы и семьи по преодолению школьной дезадаптации первоклассников Благополучная адаптация ребенка в начале школьного обучения является залогом...