Конспект познавательно – коммуникативной деятельности в старшей группе
«Матрешка в гости к нам пришла»

 

Цель: знакомство детей с народной игрушкой - матрешкой.

Программные задачи:

  • учить детей описывать внешний вид матрешки, рассказывать, как с ними можно играть;
  • активизировать употребление в речи глаголов, существительных, прилагательных;
  • активизировать использование в речи антонимов (большая - маленькая);
  • упражнять детей в образовании уменьшительно - ласкательных форм (щеки - щечки, платок - платочек);
  • закреплять умение громко и четко произносить слова;
  • воспитывать любовь к русской игрушке.

Материал: народная игрушка - матрешка, сказочный герой - Баба Яга.

 

Ход

I. Организационная часть.

Воспитатель:

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычное занятие, потому что к нам придут  гости.

- А что за гости сейчас и узнаем. Послушайте загадку.

Загадывание загадки:

Ростом разные подружки, не похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка (матрешка).

Воспитатель:

- Правильно, это - матрешка (воспитатель вносит в группу матрешку).

- Слово матрешка это ласковое название, которое произошло от женского имени Матрена.

II. Основная часть.

Воспитатель:

- Ребята, давайте рассмотрим матрешку. (Дети подходят к матрешкам трогают и рассматривают их.)

Воспитатель:

- Давайте, назовем части тела матрешки? (Ответы детей.)

- Что на ней одето? (Сарафан, кофта, передник, платок.)

- Ребята, а вы знаете, что такое передник? (Ответы детей.)

Воспитатель:

Передник это одежда, защищающая перед платья от загрязнения. Сейчас, в наше время передник называют фартуком.

1. Описание матрешки по признакам.

Воспитатель:

- Ребята, а из чего сделана матрешка?

Ответы детей:

- Из дерева.

Воспитатель:

- Значит, какая она?

Ответы детей:

- Деревянная.

Воспитатель:

- А еще, какая матрешка, давайте опишем ее?

(Дети описывают матрешку по признакам.)

Ответы детей:

- Разноцветная, нарядная, румяная, красивая, веселая, круглолицая, краснощекая.

Воспитатель:

- Ребята, а можем мы сказать, что наша матрешка яркая и русская?

Ответы детей.

Воспитатель:

- Правильно, матрешка является одной из русских игрушек.

2. Образование уменьшительно - ласкательных форм.

Воспитатель:

- Ребята, а если у большой матрешки щеки, а у маленькой, как мы скажем...?

(Щечки.)

- У большой матрешки платок, а у маленькой...? (Платочек.)

- У большой матрешки руки, а у маленькой...? (Ручки.)

- У большой матрешки сарафан, а у маленькой...? (Сарафанчик.)

- У большой матрешки кофта, а у маленькой...? (Кофточка.)

- У большой матрешки глаза, а у маленькой ...? (Глазки.)

- У большой матрешки нос, а у маленькой...? (Носик.)

- У большой матрешки рот, а у маленькой...? (Ротик.)

- У большой матрешки губы, а у маленькой...? (Губки.)

- Молодцы, правильно.

Воспитатель:

- Ребята, а что можно сделать с матрешками?

Ответы детей:

- Расставить по росту. (Дети расставляют матрешек по росту.)

- Посчитать. (Дети считают матрешек.)

- Посадить друг в дружку. (Дети садят матрешек друг в дружку.)

3. Минутка отдыха (повторяется 2 раза)

Выполняем движения в соответствии со словами

Дуйте в дудки (имитация движений),

Бейте в ложки (имитация движений)

В гости к нам пришли матрешки (ходьба на месте)

Ложки деревянные (обе руки вытягивают вперед, сложенные "ковшиками")

Матрешки румяные (качают головой, поднеся руки к щечкам).

4. Образование одного слова из двух.

Воспитатель:

- Отдохнули, а сейчас мы поиграем.

Матрешка:

- У меня круглое лицо, как сказать одним словом... (круглолицая)

- У меня красные щеки... (краснощекая)

- У меня платье разными цветами... (разноцветная)

- Я люблю трудиться... (трудолюбивая)

5. Назови противоположное значение слова (использование антонимов).

Воспитатель:

- Молодцы, все правильно.

- Ой, смотрите, кто это к нам пришел с вами.

Ответы детей:

- Да это же Баба - Яга.

Воспитатель:

- Баба - Яга, что тебе нужно.

Баба - Яга:

- Я услышала, как вы расхваливаете здесь матрешку и решила, что я лучше.

Воспитатель:

- Ребята, а давайте сравним наших гостей.

- Матрешка добрая, а Баба-Яга... (злая).

- Матрешка чистая, а Баба-Яга... (грязная).

- Матрешка аккуратная, а Баба-Яга... (неаккуратная, неряшливая).

- Матрешка трудолюбивая, а Баба-Яга... (ленивая).

- Матрешка красивая, а Баба-Яга... (некрасивая, страшная).

Воспитатель:

- Ну, что Баба-Яга, кто лучше?

Баба-Яга:

- Ой, ребятки поняла, пойду домой и буду исправляться.

Воспитатель:

- Ну что ребята поверим Бабе - Яге?

Ответы детей.

III. Заключительная часть.

Подведение итогов

Воспитатель:

- Молодцы, матрешкам очень понравилось у нас в гостях.

- А теперь им пора отправляться в гости к другим детям.

- Что Вам больше всего понравилось?

- Пригласим к нам еще матрешек?

- А кто еще к нам приходил?

- Как вы думаете, Баба - Яга исправится?



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дошкольник и компьютерная игра

Дошкольник и компьютерная игра В современном мире процесс формирования общества подразумевает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в образовании. Его применение способствует увеличению...

Рабочая программа младшей группы

Рабочая программа младшей группы

Конспект интегрированного занятия для средней группы «Будущие защитники Отечества»

Конспект интегрированного занятия для средней группы «Будущие защитники Отечества» Выход с флажками под музыку чтение стихов песня «Бравые солдаты». (Дети сели.) Вед: Сегодня мы собрались, чтобы...

Читайте также

Большая маленькая звезда

Большая маленькая звезда (С разных сторон выходят 2 мальчика.) 1 мальчик: Привет, дружище! Как живёшь? По секрету мне шепнёшь? 2 мальчик: Да, чего тут...

Детско-родительский проект «Сказочный мир»

Детско-родительский проект «Сказочный мир» Средняя группа

Конспект ООД в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми…

Конспект ООД в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в подготовительной группе «Как в Прибайкалье жили русские...