Итоговое занятие в старшей группе на тему:
«Вечер стихов, пословиц и загадок о деревьях»

 

Унылая пора…

«Вечер пословиц, загадок и стихов о деревьях»

Цель:

  • Научить сравнивать два дерева по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры, в форме листа, расположению хвоинок на ветке).
  • Научить детей относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса (осину к осиннику, ель - к ельнику и т.д.).
  • Развивать наблюдательность, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы. Развивать связную речь у детей.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе. Способствовать формированию коммуникативных навыков. Вызывать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.

Предшествующая работа:

  • наблюдения за елью, сосной в уголке леса на территории ДОУ;
  • чтение литературы природоведческого характера; разучивание стихов о природе;
  • рассматривание иллюстраций о лесе.

Словарная работа: березовая роща, березняк, осинник, ельник, сосняк, сосновый бор; хвойный лес, лиственный лес; белоствольная; хвоинки, хвоя.

Ход беседы:

Воспитатель: - Мир растений настолько разнообразен и огромен, поэтому совсем не вызывает удивления, что этому безграничному миру посвящено такое большое число малых литературных форм - стихов, рассказов, загадок, примет, а также пословиц и поговорок.

Но даже в этом огромном мире особое для человека место занимают деревья, поскольку очень многое связывает людей с этими растениями - это и древнейший строительный материал, и источник продовольствия и многое, многое другое. Сегодня у нас вечер стихов, пословиц и загадок о деревьях. А какие пословицы знаете вы? (Дети рассказывают пословицы деревьях.)

Пословицы о деревьях

  • И на дереве лист на лист не приходится.
  • Куда дерево клонилось, туда и повалилось.
  • От доброго дерева добрый и плод.
  • Гроза бьет по высокому дереву.
  • От яблоньки яблочко, а от ели шишка.
  • Дуплистое дерево скрипит, да стоит, а крепкое валится.
  • Из одного дерева икона и лопата.
  • Не далеко от дерева яблочко падает.
  • Ель не сосна: шумит неспроста.
  • Все одно, что дерево, что бревно.
  • За один раз дерева не срубишь.
  • Кукушка кукует на сухом дереве — к морозу.
  • Деревья скоро садят, да не скоро с них плод едят.
  • Клен да береза, чем не дрова.
  • Береза не угроза: где стоит, там и шумит.
  • Как осина задрожит, так и скот в поле сыт.
  • Лист на дереве полон, так и сеять полно.
  • Не откормить коня сухопарого, не отрастить дерева суховерхого.
  • Криво дерево, да яблоки сладки.
  • Как ни гнети дерево, оно все вверх растет.

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Ну, сейчас посмотрим, а загадки мой отгадаете?!

Растут на ней иголки

Толстые и колкие,

И шишки смолистые,

Липкие, душистые.

Она под Новый год

В гости к нам придёт!

Стройная, пушистая

С огнями золотистыми. 

Ответ: Ёлка.

***

Хоть неплохо я одета, 

Бьет озноб меня всегда. 

И весной, и жарким летам 

Вся дрожу, как в холода. 

Ответ: Осина.

***

Я модница такая, 

Что всем на удивление!

Люблю я бусы, блёстки,

Любые украшения.

Но на мою, поверьте, 

Великую беду

Наряд мне одевают

Всего лишь раз в году! 

Ответ: Ёлка.

***

Его весной и летом 

Мы видели одетым, 

А осенью с бедняжки 

Сорвали все рубашки. 

Ответ: Дерево.

Нам в дождь и в зной 

Поможет друг, 

Зелёный и хороший — 

Протянет нам десятки рук 

И тысячи ладошек.

Ответ: Дерево.

***

Весной зеленела, летом загорела, 

Осень в сад пришла, красный факел зажгла.

Ответ: Рябина.

***

Никто не пугает, а вся дрожит.

Ответ: Осина.

***

На лесной опушке стоят подружки. 

Платьица белёны, шапочки зелёны.

Ответ: Берёзы.

***

Не заботясь о погоде, 

В сарафане белом ходит, 

А в один из тёплых дней 

Май серёжки дарит ей.

Ответ: Берёза.

Воспитатель: - Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.

- Посмотрите на иллюстрацию, как много здесь растет березок – подружек. Такой лес называют «Березовой рощей» или «Березняком».

Повторите, пожалуйста.

- Лес, в котором растут только осины, называется – «Осинник».

Повторите это новое слово.

- Лес, где растут березы, осины и другие деревья, имеющие листву, называется «Лиственным».

- Как вы думаете, почему лиственный лес так называется?

- На ветвях этих деревьев растут листочки.

Есть и «Хвойный лес». Почему он так называется, мы скоро с вами узнаем.

- Какие деревья растут в хвойном лесу?

Дети: - Сосны, ели.

Воспитатель: - Кто знает загадку про ель и сосну?

Зимой и летом одним цветом.

Ее всегда в лесу найдешь –

Пойдем гулять и встретим

Стоит колючая как еж,

Зимою в платье летнем. (Ель.)

У меня длинней иголки

Чем у елки

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке

Ветви только на макушке. (Сосна.)

- А сейчас давайте расскажем стихи о деревьях. (Дети рассказывают стихи.)

***

Автор: Ирина Токмакова, «Береза»

Если б дали березе расческу,

Изменила б береза прическу: 

В речку, как в зеркало, глядя, 

Расчесала б кудрявые пряди, 

И вошло б у нее в привычку 

По утрам заплетать косичку.

***

Автор: Ирина Токмакова, «Рябина»

Красненькую ягодку

Мне дала рябина. 

Думал я, что сладкую, 

А она — как хина.

То ли эта ягодка 

Просто недозрела, 

То ль рябина хитрая 

Подшутить хотела?

***

Автор: Ирина Токмакова, «Яблонька»

Маленькая яблонька

У меня в саду. 

Белая-пребелая 

Вся стоит в цвету.

Я надела платьице 

С белою каймой. 

Маленькая яблонька, 

Подружись со мной.

***

Автор: Екатерина Серова, «Плакучая ива»

Плакучая ива-

Как звучно...

красиво... 

Народное слово — 

Правдивое диво.

Но видно, в природе

Не всё справедливо —

Должна быть счастливой

Плакучая ива!

Физминутка:

«Наступило утро,

Солнышко проснулось,

И березки к солнцу потянулись. (руки вверх, встать на носочки)

Поздоровались друг с другом,

Наклонившись в стороны. (наклоны в стороны)

С солнцем поздоровались,

Радуясь дню новому. (руки вверх, помахать ими).

Воспитатель:

«Мне по нраву только тот,

Мир лесной кто бережет,

Тот, кто веток не сломает,

Тот, кто птичку не спугнет,

Мухомор сшибать не станет,

И костер не разведет,

Кто всегда, всегда в лесу

Уважает тишину».

Уважайте тишину, берегите природу – ведь мы - частичка ее! (все вместе).

 

Литература:

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М., 1991 г. – 42 с.
  2. Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» - Воронеж: ТУ «Учитель», 2002 г.- 52 с.
  3. Рыжова Н.А. Экологический проект «Дерево» - «Обруч». – 1997 г. - №2 – 32-35 с.
  4. Рыжова Н.А. «Здравствуй, дерево!» - «Дошкольное воспитание». – 2002 г. - №10 с 15-20
  5. Рыжова Н.А. Экологический проект «Здравствуй, дерево!» - М.: Карапуз, 2005. – 43-36 с.


Новые публикации

Наглядное пособие Лепбук «Зима»

Наглядное пособие Лепбук «Зима» Лэпбук - это наглядно - практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы. Лэпбук отвечает требованиям к...

Эссе на тему «Мы растим таланты»

Эссе на тему «Мы растим таланты» На свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек должен избрать...

Конспект занятия «Красный спелый помидор» с применением ТРИЗ-технологий

Конспект занятия «Красный спелый помидор» с применением ТРИЗ-технологий Цель: развивать системное мышление. Задачи: 1. Образовательная задача: систематизировать знания детей о помидоре с помощью...

Читайте также

Конспект НОД по формированию КГН во второй младшей группе. «Наши…

Конспект НОД по формированию КГН во второй младшей группе«Наши друзья - мыло и вода» Цель: Продолжать формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Незнайке о зимующих…

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Незнайке о зимующих птицах» Возраст детей – старшая группа. Место проведения – групповая комната Цель: Закрепление знаний у детей...

Новогодний сценарий для младшей группы «Новогодние приключения Колобка»

Новогодний сценарий для младшей группы «Новогодние приключения Колобка»

Комментарии

  • Оксана Анатольевна Т
    Как скачать лэтбук Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • Анастасия
    Не могу найти фонограмму

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Добрый день! Как можно получить (возможно приобрести) наполнение лепбука Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • аня  
  • Татьяна
    Очень понравился сценарий! Необычно и увлекательно, просто и доступно! Спасибо, Яна Михайловна! повезло ...

    Подробнее...





В блогах

Сценарий новогоднего праздника в старшей группе.

Новогодний сценарий для детей старшей группы «В поисках снеженики» Под музыку дети входят и встают в рассыпную по всему залу. ХОРОВОД «ЗИМУШКА ХРУСТАЛЬНАЯ» Музыка:  А. Филиппенко Слова:  Т. Бойко Зимушка хрустальная вся белым-бела, Сколько ты искристого снега намела. Весело и...

Рекомендация для родителей «Для чего нужны потешки»

муниципальное бюджетно-дошкольное общеобразовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 122» Г. Курск, проспект Энтузиастов, 4    Подготовила: Кретова Елена Викторовна Потешки - замечательный, отобранный народной педагогикой материал. В потешках заложены такие способы выражения материнской любви и ласки, которые...

Творческая работа по самообразованию «Использование народного фольклора в развитии детского интеллекта»

муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 122» Г. Курск, проспект Энтузиастов, 4 Воспитатель:  Кретова Елена Викторовна   Содержание: 1.Влияние произведений устного народного творчества на развитие речи детей раннего возраста. 2.Использование фольклора в режимных моментах...

Хепеннинг (рисование пальчиками)

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 122» Г. Курск, проспект Энтузиастов, 4   Подготовилf: Кретова Е.В. Хеппенинг -  это форма современного искусства, представляющая собой действия, событий или ситуации, происходящие при участии художников, но не...