Итоговое занятие в старшей группе на тему:
«Вечер стихов, пословиц и загадок о деревьях»

 

Унылая пора…

«Вечер пословиц, загадок и стихов о деревьях»

Цель:

  • Научить сравнивать два дерева по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры, в форме листа, расположению хвоинок на ветке).
  • Научить детей относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса (осину к осиннику, ель - к ельнику и т.д.).
  • Развивать наблюдательность, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы. Развивать связную речь у детей.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе. Способствовать формированию коммуникативных навыков. Вызывать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.

Предшествующая работа:

  • наблюдения за елью, сосной в уголке леса на территории ДОУ;
  • чтение литературы природоведческого характера; разучивание стихов о природе;
  • рассматривание иллюстраций о лесе.

Словарная работа: березовая роща, березняк, осинник, ельник, сосняк, сосновый бор; хвойный лес, лиственный лес; белоствольная; хвоинки, хвоя.

Ход беседы:

Воспитатель: - Мир растений настолько разнообразен и огромен, поэтому совсем не вызывает удивления, что этому безграничному миру посвящено такое большое число малых литературных форм - стихов, рассказов, загадок, примет, а также пословиц и поговорок.

Но даже в этом огромном мире особое для человека место занимают деревья, поскольку очень многое связывает людей с этими растениями - это и древнейший строительный материал, и источник продовольствия и многое, многое другое. Сегодня у нас вечер стихов, пословиц и загадок о деревьях. А какие пословицы знаете вы? (Дети рассказывают пословицы деревьях.)

Пословицы о деревьях

  • И на дереве лист на лист не приходится.
  • Куда дерево клонилось, туда и повалилось.
  • От доброго дерева добрый и плод.
  • Гроза бьет по высокому дереву.
  • От яблоньки яблочко, а от ели шишка.
  • Дуплистое дерево скрипит, да стоит, а крепкое валится.
  • Из одного дерева икона и лопата.
  • Не далеко от дерева яблочко падает.
  • Ель не сосна: шумит неспроста.
  • Все одно, что дерево, что бревно.
  • За один раз дерева не срубишь.
  • Кукушка кукует на сухом дереве — к морозу.
  • Деревья скоро садят, да не скоро с них плод едят.
  • Клен да береза, чем не дрова.
  • Береза не угроза: где стоит, там и шумит.
  • Как осина задрожит, так и скот в поле сыт.
  • Лист на дереве полон, так и сеять полно.
  • Не откормить коня сухопарого, не отрастить дерева суховерхого.
  • Криво дерево, да яблоки сладки.
  • Как ни гнети дерево, оно все вверх растет.

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Ну, сейчас посмотрим, а загадки мой отгадаете?!

Растут на ней иголки

Толстые и колкие,

И шишки смолистые,

Липкие, душистые.

Она под Новый год

В гости к нам придёт!

Стройная, пушистая

С огнями золотистыми. 

Ответ: Ёлка.

***

Хоть неплохо я одета, 

Бьет озноб меня всегда. 

И весной, и жарким летам 

Вся дрожу, как в холода. 

Ответ: Осина.

***

Я модница такая, 

Что всем на удивление!

Люблю я бусы, блёстки,

Любые украшения.

Но на мою, поверьте, 

Великую беду

Наряд мне одевают

Всего лишь раз в году! 

Ответ: Ёлка.

***

Его весной и летом 

Мы видели одетым, 

А осенью с бедняжки 

Сорвали все рубашки. 

Ответ: Дерево.

Нам в дождь и в зной 

Поможет друг, 

Зелёный и хороший — 

Протянет нам десятки рук 

И тысячи ладошек.

Ответ: Дерево.

***

Весной зеленела, летом загорела, 

Осень в сад пришла, красный факел зажгла.

Ответ: Рябина.

***

Никто не пугает, а вся дрожит.

Ответ: Осина.

***

На лесной опушке стоят подружки. 

Платьица белёны, шапочки зелёны.

Ответ: Берёзы.

***

Не заботясь о погоде, 

В сарафане белом ходит, 

А в один из тёплых дней 

Май серёжки дарит ей.

Ответ: Берёза.

Воспитатель: - Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.

- Посмотрите на иллюстрацию, как много здесь растет березок – подружек. Такой лес называют «Березовой рощей» или «Березняком».

Повторите, пожалуйста.

- Лес, в котором растут только осины, называется – «Осинник».

Повторите это новое слово.

- Лес, где растут березы, осины и другие деревья, имеющие листву, называется «Лиственным».

- Как вы думаете, почему лиственный лес так называется?

- На ветвях этих деревьев растут листочки.

Есть и «Хвойный лес». Почему он так называется, мы скоро с вами узнаем.

- Какие деревья растут в хвойном лесу?

Дети: - Сосны, ели.

Воспитатель: - Кто знает загадку про ель и сосну?

Зимой и летом одним цветом.

Ее всегда в лесу найдешь –

Пойдем гулять и встретим

Стоит колючая как еж,

Зимою в платье летнем. (Ель.)

У меня длинней иголки

Чем у елки

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке

Ветви только на макушке. (Сосна.)

- А сейчас давайте расскажем стихи о деревьях. (Дети рассказывают стихи.)

***

Автор: Ирина Токмакова, «Береза»

Если б дали березе расческу,

Изменила б береза прическу: 

В речку, как в зеркало, глядя, 

Расчесала б кудрявые пряди, 

И вошло б у нее в привычку 

По утрам заплетать косичку.

***

Автор: Ирина Токмакова, «Рябина»

Красненькую ягодку

Мне дала рябина. 

Думал я, что сладкую, 

А она — как хина.

То ли эта ягодка 

Просто недозрела, 

То ль рябина хитрая 

Подшутить хотела?

***

Автор: Ирина Токмакова, «Яблонька»

Маленькая яблонька

У меня в саду. 

Белая-пребелая 

Вся стоит в цвету.

Я надела платьице 

С белою каймой. 

Маленькая яблонька, 

Подружись со мной.

***

Автор: Екатерина Серова, «Плакучая ива»

Плакучая ива-

Как звучно...

красиво... 

Народное слово — 

Правдивое диво.

Но видно, в природе

Не всё справедливо —

Должна быть счастливой

Плакучая ива!

Физминутка:

«Наступило утро,

Солнышко проснулось,

И березки к солнцу потянулись. (руки вверх, встать на носочки)

Поздоровались друг с другом,

Наклонившись в стороны. (наклоны в стороны)

С солнцем поздоровались,

Радуясь дню новому. (руки вверх, помахать ими).

Воспитатель:

«Мне по нраву только тот,

Мир лесной кто бережет,

Тот, кто веток не сломает,

Тот, кто птичку не спугнет,

Мухомор сшибать не станет,

И костер не разведет,

Кто всегда, всегда в лесу

Уважает тишину».

Уважайте тишину, берегите природу – ведь мы - частичка ее! (все вместе).

 

Литература:

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М., 1991 г. – 42 с.
  2. Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» - Воронеж: ТУ «Учитель», 2002 г.- 52 с.
  3. Рыжова Н.А. Экологический проект «Дерево» - «Обруч». – 1997 г. - №2 – 32-35 с.
  4. Рыжова Н.А. «Здравствуй, дерево!» - «Дошкольное воспитание». – 2002 г. - №10 с 15-20
  5. Рыжова Н.А. Экологический проект «Здравствуй, дерево!» - М.: Карапуз, 2005. – 43-36 с.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Театрализованная игра «Собака»

Театрализованная игра «Собака» Аннотация: Театрализованная игра «Собака» помогает развивать у детей связную речь, координацию движений, обогащает словарный запас. Данная игра предназначена для...

Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи для детей подготовительной…

Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи для детей подготовительной группы, по теме «Ягоды» Цель: учить составлять рассказ по предметным картинкам...

Конспект занятия по правовому воспитанию детей старшего возраста «Правовая школа»

Конспект занятия по правовому воспитанию детей старшего возраста «Правовая школа» Цель: Формировать основы правового сознания. Познакомить с Конвенцией о правах ребенка. Задачи: Уточнить и обобщить представления...

Читайте также

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми…

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми раннего возраста «Прогулка в лес» Образовательные задачи: Продолжать формировать понятия «один», «много». Учить детей...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и познанию в старшей…

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и познанию в старшей группе на тему: «Путешествие в город профессий» Задачи: Образовательные: Расширять представление о профессиях...

Непосредственно-образовательная деятельность для детей старшей группы «Спортик в гостях у…

Непосредственно-образовательная деятельность для детей старшей группы «Спортик в гостях у ребят» Направление «Физическое развитие». Основная область «Здоровье». Цель: Формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста...