Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми старшей группы

«На лесной полянке»

 

Цель: создать условия для закрепления порядкового счета до 5

Задачи:

Образовательная: способствовать накоплению умений считать до 5 и обратно, умение соотносить количество предметов с цифрой; знание геометрических фигур; названий дней недели и их последовательность.

Развивающая: развивать социальные навыки умения работать в группе, в паре; находить решение и делать выводы.

Воспитательная: воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность, чувства взаимовыручки, желание прийти на помощь.

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, музыкально-художественная.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа парами.

Форма реализации:

  • использование пособий, музыкального сопровождения, демонстрация иллюстративных пособий;
  • поисковые и проблемные вопросы к детям, поощрение, пояснение, подведение к выводу;
  • создание игровой мотивации, сюрпризный момент, игры, активная деятельность детей, сравнение, сопоставление.

Демонстративный материал: конус, куб, цилиндр, на ковре выложена ромашка из желтых волшебных ниточек, на лепестках которой написаны загадки.

Раздаточный материал: по 5 квадратов и кругов, волшебные ниточки, двухполосные карточки, дидактическая игра «Геометрические формы», рабочие тетради «Математика для дошкольников» Д.Денисова, Ю.Дорожин, цветные карандаши.

 

Ход НОД

Ребятки, посмотрите, на нашей полянке вырос необычный цветок.

Как вы думаете, что в нем такого необычного? (Ответы детей.)

Правильно, он необычен тем, что его серединка состоит из волшебных ниточек, которыми можно рисовать на нашей полянке, а на его лепестках написаны загадки, давайте их прочитаем и отгадаем, и с помощью наших волшебных ниточек нарисуем ответ.

Растянули мы квадрат

И представили на взгляд,

Но кого он стал похожим

Или с чем-то очень схожим?

Не кирпич, не треугольник –

Стал квадрат… прямоугольник.

Ребятки, а по каким признакам вы догадались, что это прямоугольник?

(Ответы детей – похож на квадрат, у него 4 стороны, 4 угла, …)

Дети рисуют на ковре с помощью волшебной ниточки прямоугольник.

Он похожий на яйцо

Или на твое лицо.

Вот такая есть окружность –

Очень странная наружность:

Круг приплюснутым стал

Получился вдруг… овал.

Ребятки, а по каким признакам вы догадались, что это овал?

(Ответы детей - у овала, как и у круга нет углов,…)

Дети рисуют на ковре с помощью волшебной ниточки овал

Нет углов у меня

И похож на блюдце я,

На медаль, на блинок,

На осиновый листок.

Людям я старинный друг.

Называют меня… круг.

Ребятки, а по каким признакам вы догадались, что это круг?

(Ответы детей - у круга нет углов,…)

Дети рисуют на ковре с помощью волшебной ниточки круг

Четыре угла и четыре сторонки,

Похожи точно родные сестренки.

В ворота его не закатишь, как мяч,

И он за тобою не пуститься вскачь.

Фигура знакома для многих ребят.

Его вы узнали? ведь это… квадрат.

Ребятки, а по каким признакам вы догадались, что это квадрат?

(Ответы детей –, у него 4 стороны, 4 угла, …)

Дети рисуют на ковре с помощью волшебной ниточки квадрат.

Сегодня к нам пришли гости – геометрические фигуры, посмотрите, может вы кого-то узнаете? (Дети называют.)

В ряд на ковре выставлены объёмные геометрические фигуры – куб, цилиндр, конус.

Куб, цилиндр и конус очень хотят, чтобы вы, как настоящие художники, со своими волшебными ниточками, нарисовали их портреты.

Как вы думаете, какой портрет будет у куба? (квадрат).

А у конуса? (треугольник и круг), у цилиндра? (прямоугольник и круг).

Дети выкладывают веревочкой на ковре.

Молодцы, вы все очень хорошо справились с заданием, переходим к следующему заданию.

Воспитатель показывает детям картинки с изображением геометрических фигур, дети по одному называют их и садятся потоком за столы на стульчики.

На столах в подставочках лежит раздаточный материал: 5 треугольников, 5 квадратов, двухполосные карточки на каждого ребенка.

Воспитатель предлагает расположить в верхнем правом углу 1 треугольник, в верхнем левом углу 2 квадрата, в середине 1 квадрат, в нижнем левом углу 2 квадрата, в нижнем правом углу 1 треугольник.

- Алина, проверь у Данияра правильно ли он расположил фигуры.

- Следующее задание. На верхнюю полоску положите 4 треугольника, а на нижнюю полоску положите 5 квадратов. Что вы скажите про треугольники и квадраты? (Ответы детей – их не поровну.)

- Ребятки, а как узнать чего больше – квадратов или треугольников? Правильно нужно наложить квадраты на треугольники.

Дети выполняют задание.

- Мы видим, что у нас остался 1 лишний квадрат, это значит, что квадратов на один больше, а треугольников на один меньше.

Аналогичное задание выполняется несколько раз.

Физминутка «Любопытная Варвара»

Любопытная Варвара

Смотрит влево,

Смотрит вправо,

Смотрит вверх,

Смотрит вниз,

Чуть присела на карниз

И с него свалилась вниз.

Следующий этап нашей работы – работа в тетрадях стр. 1 задание Б

Детям предлагается сосчитать, сколько изображено предметов в столбиках и раскрасить под каждым столбцом нужное количество кружков.

После завершения работы в тетрадях детям предлагается подойти к столу, на котором расположена дидактическая игра «Геометрические формы» и подобрать к формам и фигурам подходящие по форме предметы, например, прямоугольник – окно, квадрат – стол, шар – мяч, и т.д.

На данном этапе НОД плавно переходит в свободную деятельность детей.

 

Использованная литература:

  1. И. А Помораева, В. А. Позина. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада.
  2. Д.Денисова, Ю.Дорожин «Математика для дошкольников».


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия с родителями «Путешествие в страну профессий»

Конспект занятия с родителями «Путешествие в страну профессий»

Конспект занятия по ознакомлению с природой для детей 2-3 лет…

Конспект занятия по ознакомлению с природой для детей 2-3 лет«Кто спрятался под елочкой» Цель: совершенствовать знания детей о лесных животных Задачи: Образовательные: побуждать...

Нестандартное занятие по развитию речи во второй младшей группе «В…

Нестандартное занятие по развитию речи во второй младшей группе «В гости к сказке» Цель: - Развивать речь. - Закрепить знания о русских народных...

Читайте также

Развлечение по финансовой грамотности для детей подготовительной группы «Буратино с…

Развлечение по финансовой грамотности для детей подготовительной группы «Буратино с монетками» Цель: Содействовать приобретению знаний детям старшего дошкольного возраста. Задачи: Образовательные: Закрепить знания детей...

Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему: «Путешествие в город «Юных…

Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему: «Путешествие в город «Юных пешеходов» Доминирующая образовательная область: познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое...

Лэпбук как инновационная форма ранней профориентации детей дошкольного возраста

Лэпбук как инновационная форма ранней профориентации детей дошкольного возраста Современная система дошкольного образования ставит перед педагогами задачу - знакомить дошкольников с...