Непосредственно образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию
Тема: «Зимняя картина»

 

Программное содержание:

  • Систематизировать представления о временах года; знакомить с признаками названиями зимних месяцев; закладывать основы экологического воспитания; активизировать наблюдательность;
  • Расширять словарь детей за счет имен существительных (лед, вьюга, снегопад, гололед); имен прилагательных (белый, пушистый, холодный), словосочетаниями (ударил мороз, завыла вьюга);
  • Учить образовывать форму множественного числа имен существительных (дом, крыша, забор, ель, дерево, пень и других в именительном и предложном падежах); согласовывать имя прилагательное «зимний» с существительным в роде; развивать общие речевые навыки — физиологическое и речевое дыхание, (менять силу голоса); произносить звукоподражания в разном темпе; развивать моторную память, слуховое и зрительное внимание, память; развиваем фонематический слух — различать гласные звуки, выделять и: звуков заданный звук;
  • Автоматизировать свистящие звуки [с] и [з]; вызываем звук [ш];
  • Развивать общую моторику — умение сочетать речь с движением;
  • Развивать мелкую моторику — выкладывать рисунок из счетных палочек образцу;
  • Учим рисовать красками; развиваем счетные навыки — счет в пределах восьми; развиваем логическое мышление — умение отгадывать загадки, размышлять.

Оснащение: пособие — часы «Времена года»; аудиозапись любого вальса (например, «Вальс» из «Детского альбома» П. И. Чайковского); картина «Зима»; пособие «Рукавичка»; коробочки по количеству детей, в каждой по восемь счетных палочек; образец выкладывания снежинки из счетных палочек; бумага синего цвета.

Предварительная работа. На прогулке обратить внимание детей на признаки зимы: стало холодно, солнце редко выглядывает из-за туч, греет слабо, всюду снег, реки покрылись льдом, деревья стоят без листьев, только ели и сосны ос зелеными, зимой часто метут метели, бывают вьюги.

После прогулки загадать детям загадку:

Скатерть бела, всю землю одела. (Снег.)

Предложить детям с помощью кисточки белой гуашью нарисовать снегопад, как снег падает большими белыми хлопьями на землю, на крыши домов, на деревья, на кусты, на пни, на заборы, на скамейки, на елки... Для этого предложить детям синие листы бумаги, на которых наклеены разные изображения: дома, кусты, скамейки, голые деревья, пни, ели и т.п.

Когда дети закончат свою работу, поставить в ряд все работы — получится зимняя картина в виде панорамы. Попросить детей рассказать, на чем лежит снег, употребляя имена существительные во множественном числе (снег лежит на земле, на крышах домов, на деревьях, на кустах, на пнях, на заборах, на скамейках, на ветвях елей...).

 

Ход занятия

Дел у меня немало —

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

Белю поля, дома,

Зовут меня... (зима).

- «Правильно, закончилась осень, а за ней пришла зима. В природе все идет своим чередом — времена года всегда сменяются одно другим: после осени наступает зима, за зимой придет весна, потом будет лето, и все повторится сначала».

Времена года.

Продемонстрировать детям смену времен года на пособии — часах «Времена года».

Дети сами не спеша вращают стрелку и называют то время года, на которое она указывает. Когда дети продемонстрируют с помощью пособия смену времен года, спросите:

- «Может ли быть такое, чтобы после лета сразу наступила зима или после зимы пришла осень?» Получив ответы, попросить детей, не пользуясь часами, еще раз назвать последовательность времен года, продолжая с того сезона, который я назову. Например, вы говорите: «Лето», а дети продолжают: «Осень, зима, весна, лето...».

После этого скажите: «Зима», а дети продолжат: «Весна, лето, осень, зима...» и т.п.

- Каждое время года длится 3 месяца. Зимние месяцы называются: декабрь, январь и февраль. Попросить детей хором повторить за вами эти названия, одновременно загибая указательным пальцем правой руки пальцы на левой руке по количеству перечисленных месяцев.

Расскажем о зиме.

Показать детям пейзажную картинку «Зима» и предложить вместе придумать по ней рассказ.

Сопроводить рассказ жестами и движениями, которые дети будут повторять за вами. (В дальнейшем эти движения послужат детям своеобразным жестовым планом этого рассказа.)

Начните рассказ следующими словами и движениями.

Пришла зима. обведите широким жестом всю картину
Стало холодно. обхватите руками себя за плечи и поежьтесь
Ударили морозы. стукните правым кулаком по левой ладони
Реки покрылись льдом. поставьте руки перед грудью и горизонтальным движением разведите их в разные стороны
Пошел снег. Он падал белыми руки согните в локтях и поднимите вверх, а затем плавно
пушистыми хлопьями зигзагообразными движениями не спеша опускайте их вниз
на землю... поставьте руки перед грудью и волнообразным движением разведите  их в разные стороны
на дома... поднимите ладони вверх и соедините их кончиками пальцев  углом друг к другу в виде крыши
на деревья... поднимите вверх руки, пальцы растопырьте, изображая

ветки

на людей. положите руки себе на голову

Предложить детям рассказать о зиме самостоятельно. При этом еще раз показывая все движения, уже не сопровождая их словами.

«Зимние» вопросы.

Попросить детей ответить на «зимние» вопросы, отвечать только одним словом «зимний»

Сегодня день какой? (Зимний.)

Погода какая? (Зимняя.)

Солнце какое? (Зимнее.)

Деревья какие? (Зимние.)

Дорога какая? (Зимняя.)

Небо какое? (Зимнее.)

Улица какая? (Зимняя.)

Снегопад.

Предложите детям выйти на «лужок» и всем вместе изобразить снегопад. Включить аудиозапись «Вальс» из «Детского альбома» П. И. Чайковского и с жите:

На полянку, на лужок

Тихо падает снежок.

Вместе с детьми произвольно двигайтесь под музыку, кружась и плавно помахивать- руками. С окончанием музыки сказать:

Улеглись снежинки,

Белые пушинки.

Присесть, обхватив голову руками. После окончания танца снежинок, попросить детей сесть на свои места.

Зимние звуки.

Предложить детям послушать и запомнить звуки зимы. Длительно и тихо произнести звук [ш]. Сказать: «Так тихо-тихо падает на землю снег». Попросить детей самих воспроизвести этот звук. Затем сказать: «А вот кто-то прошел по дорожке — скрипит под ногами снег: скрип-скрип, скрип-скрип...». Попросить детей повторить звукоподражание.

«Отгадайте, кто теперь двигается по дорожке: старенький дедушка идет не спеша или мальчик бежит вприпрыжку? Вот послушайте: скрип-скрип, скрип-скрип (Произносите медленно.) Дедушка идет». «А теперь? Скрип-скрип, скрип-скрип! скрип-скрип... (Произносите быстро.) Мальчик бежит».

После этого попросите детей загадать загадки друг другу. (Дети по очереди произносят звукоподражания в разном темпе).

- «Послушайте, что это? Дзинь-дзинь, дзинь дзинь? Да это же лед звенит под ногами. На улице гололед. Скользко идти по улице — под ногами голый лед. Дедушка пойдет по льду тихонечко, осторожно, чтобы не поскользнуться». Изобразить голосом, как дедушка идет: «Дзинь-дзинь, дзинь- дзинь» (произносите медленно). «А теперь покажите, как мальчик бежит: дзинь- дзинь, дзинь-дзинь, дзинь-дзинь...» (Произнести быстро).

«А теперь попробуйте отгадать, что произошло: «Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь, дзинь- дзинь (произносится быстро). Бух!» — «Мальчик бежал по льду и упал». Послушайте, как рассуждает этот мальчик:

Не идется и не едется,

Потому что гололедица.

Но зато

Отлично падается!

Почему ж никто

Не радуется?

(В. Берестов.)

Спросить у детей, почему радуется мальчик, а взрослые не рады. Выслушать ответы детей.

Рассказать: «Вот и вечер наступает, вьюга завывает. Холодный ветер со снегом начинает свою песню. Сначала тихо воет: „У-у-у...“, а потом все громче и громче: ,,У-у-у...“» (Попросить детей самих изобразить начинающуюся вьюгу.)

- Послушать разные звуки, и когда среди них послышится завывание вьюги [у], то хлопнуть в ладоши. Произнести подряд несколько гласных звуков (длительность звучания каждого из них должна составлять 3-4 секунды). Последовательность звуков может быть примерно такая: [а-а-а], [о-о-о], [у-у-у], [и-и-и], [а-а-а], [у-у-у], [о-о-о], [у-у-у]...

- Подведите итоги занятия, оцените работу детей.

- Похвалите детей и скажите им, что теперь они могут рассказать о зиме и показать, и даже спеть ее песни на разные голоса.

- Игры и задания для закрепления материала.

- Предложите детям отгадать зимние загадки

Он вошел — никто не видел, Он сказал — никто не слышал. Дунул в окна и исчез, А на окнах вырос лес. (Мороз.)

Белая птица. Над землею мчится. Воет, пугает —

Пути заметает. (Вьюга.)

Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту. (Снег.)

Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост как синее стекло —

Скользко, весело, светло. (Лед.)

Покружились звездочки

В воздухе немножко,

Сели и растаяли

На моей ладошке. (Снежинки.)

И не снег, и не лед —

Серебром все уберет. (Иней.)

Предложить детям пособие «Рукавичка» и попросите сдуть с нее снежинку из папиросной бумаги, привязанную к картонной рукавичке на длинной нитке.

Дуть надо спокойно, не надувая щек.

Затем предложите малышам выложить снежинки из счетных палочек.

Дайте детям коробочки, в которых находится по 8 палочек.

Сообщить, что палочек должно быть 8, и попросить детей проверить, столько ли у каждого из них палочек. Показать детям последовательность выкладывания снежинки из счетных палочек.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Цветная стирка» для детей младшего возраста

Дидактическая игра «Цветная стирка» для детей младшего возраста Аннотация: Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах...

Весеннее развлечение в младшей группе «Весна пришла, тепло принесла»

Весеннее развлечение в младшей группе «Весна пришла, тепло принесла» Цель: обобщить представления детей о весне, весенних явлениях и игр на свежем...

Роль развлечений в развитии эмоций

Роль развлечений в развитии эмоций С приходом в детский сад ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется привычный образ жизни. Возникают...

Читайте также

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления «Развивалочка»

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления «Развивалочка» Уровень программы: ознакомительный. Возраст учащихся: 4 -5 лет. Срок реализации программы: 1 год (34 часа). Пояснительная записка Современная педагогика...

Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении

Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и...

Проект «Домашние и дикие животные» для детей второй младшей группы

Проект «Домашние и дикие животные» для детей второй младшей группы  Тип проекта: творческий, познавательно-исследовательский. Сроки реализации: с 01.11-15.11.2023г. Участники: дети 2 младшей группы, родители, воспитатели. Актуальность:  Многие...