Конспект для детей старшей группы «Пересказ тувинской народной сказки «Как верблюд стал некрасивым»

(Образовательная область «Чтение художественной литературы»)

Цель:

  • учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку с опорой на схему;
  • учить образовывать близкие по смыслу однокоренные слова;
  • учить использовать в речи слова с противоположенным значением (большой – маленький; сильный - слабый.);
  • воспитывать интерес к устному тувинскому народному творчеству;
  • воспитывать умение слушать сказку, оценивать поступки героев;
  • расширить представления детей о верблюде, его внешнем виде, прививать любовь к животным;
  • активизировать словарь детей.

Материал: книга, иллюстрации к сказке, картина из серии «Домашние животные. Верблюд», магнитофон с записью мелодии для исполнения песни, фотографии: степь, марал, тайга.

Словарь: степь, марал, тайга, могучие рога.

Методические приемы: беседа, вопросы, напоминание, работа со схемой, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадки.

  Ход занятия.

1 часть

- Ребята, я   загадаю загадку, а вы попробуйте ее отгадать. Отгадав, вы узнаете, о ком мы сегодня будем говорить на занятии.

Не старик он – а горбат,

Не овца - а шерсти клад.

И силен, и терпелив.

По душе ему пустыни,

Там живет, где зреют дыни. (Верблюд.)

- Почему вы думаете, что это верблюд?

Д: Потому что у верблюда есть горбы и живет он в пустыне.

На стенд выставляю картину «Верблюдица с верблюжонком»

- Посмотрите на картину. Кто это?

Д: верблюд с верблюжонком.

- Как можно назвать ласково верблюжонка?

Д: верблюдик, верблюжонок, верблюжоночек, …

- Как можно сказать про верблюжонка, какой он?

Д: Рыженький, лохматый…..

- Верблюжонок маленький, а верблюд… - большой.

- Верблюд большой, сильный. А верблюжонок?

Д: маленький, слабый…

Да, ребята, верблюжонок еще слабый. А когда подрастет, то будет …сильный.

Верблюжонок вырастет и станет красивым и сильным животным.

 2 часть

- Сегодня я хочу вам рассказать тувинскую народную сказку «Как верблюд стал некрасивым»

Рассказываю сказку (используя фланелеграф).

 КАК ВЕРБЛЮД СТАЛ НЕКРАСИВЫМ

(тувинская народная сказка)

Говорят, когда-то давно верблюд был са­мым красивым животным. У него был пышный длинный хвост и красивые могу­чие рога.

Однажды он подошел напиться к реке и повстречал марала.

- Я иду на праздник, одолжи мне твои рога, братец! - попросил марал.

Верблюд согласился и остался ждать его на берегу.

B тот же день встретился ему конь и попро­сил:

- Я иду на праздник, одолжи мне твой хвост, братец!

Верблюд опять согласился и остался ждать его на берегу.

Марал и конь ускакали. Верблюд в ожидании целый день пил воду и глядел на дорогу. Но ни коня, ни марала не было видно. Марал обманул верблюда, ускакал в тайгу и пе­рестал выходить в степь. Чужие рога навсегда прижились y него.

Конь, который обманом взял хвост, пугливо убегает прочь, едва завидит верблюда.

A верблюд c тех пор стал самым некрасивым и сердитым животным.

- Понравилась вам сказка? Вы запомнили как она называется?

- Про кого говорится в этой сказке?

- Каким был верблюд в давние времена?

Д: верблюд был красивым, у него были могучие рога и пушистый длинный хвост. Рисунок <1>

- Куда однажды пришел верблюд?

Д: Он пришел к реке.

- Кого он там повстречал?

Д: Марала.

- О чем попросил марал верблюда?

Д: Одолжи мне свои рога.

- С кем еще повстречался верблюд на берегу?

Д: Верблюд повстречал коня.

- Что попросил конь у верблюда?

Д: Он попросил хвост.

- Что делал верблюд в ожидании коня и марала?

Д: Он пил воду и глядел на дорогу.

- Почему марал перестал выходить из леса?

- Почему конь, увидев верблюда убегает прочь?

- А что произошло с верблюдом?

Д: Он стал некрасивым.

- Как вы думаете хорошо поступили конь и марал?

Как вы понимаете слово степь?

Степь - это большое безлесное, ровное пространство с травянистой растительностью.

-А марал? Это большой благородный олень (показ иллюстрации). 

- А что такое тайга? (Это густой лес, где растет очень много деревьев в нем всегда сыро и мрачно). 

- А сейчас я вам еще раз расскажу сказку, а вы постарайтесь ее запомнить, потому что потом вы будете пересказывать эту сказку. Чтобы вам было легче пересказывать, я приготовила для вас карточку – подсказку. Я буду рассказывать сказку, а вы внимательно слушайте и смотрите на карточку.

5

Повторное рассказывание сказки воспитателем.

- Перед тем как начать пересказывать сказку давайте встанем и отдохнем.

Выполним упражнение

«Быстро встаньте, улыбнитесь»

Выполняются движения по тексту:

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, ниже, потянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернитесь,

Рук коленями коснулись.

Сели - встали, сели - встали

И на месте побежали.

- Отдохнули, давайте дальше продолжать наше занятие.

После повторного рассказывания предлагаю детям пересказать сказку. (Начинает самый сильный ребенок или по желанию).

- Скажите, чей пересказ вам понравился больше всего и почему?

Д: Мне понравился рассказ Маши, потому что он был полным и эмоциональным.

- А тебе Айдыс, чья сказка понравилась?

- Как вы думаете, какой верблюд грустный или веселый?

Д: Грустный.

- А почему?

Д: Потому что марал и конь обманули его и забрали у него хвост и рога.

Чтобы ему не было грустно давайте споем ему веселую песенку, которую мы учили на музыкальном занятии.

 (Включаю магнитофон и дети исполняют песенку)

Интересно прокатиться

На коне и на слоне!

Но удобнее сидится

У верблюда на спине!

С виду горд и непреклонен,

Он на деле не таков!

По натуре он тихоня

И добряк из добряков!

У кого возможность будет

Съездить в жаркие края

Прокатиться на верблюде!

Право здорово друзья.

(С. Баруздин)

Итог: Вам понравилось наше занятие?

А что понравилось больше всего?

Как называется сказка, которую мы пересказывали?

 

Используемые материалы:

«Тувинские народные сказки», М.: Детская литература, 1984 г. – 112 с. Пересказ и литературная обработка для детей М. Хадаханэ.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД в старшей группе «Моя Родина - Северск»

Конспект НОД в старшей группе «Моя Родина - Северск» Цель: формирование представления у детей старшего возраста о малой Родине - городе Северске. Задачи: -...

Технологическая карта описания режимного момента «Прогулка с элементами двигательной…

Технологическая карта описания режимного момента «Прогулка с элементами двигательной активности и наблюдения на улице»

Использование песочных технологий в психолого-педагогическом сопровождении детей дошкольного возраста

Использование песочных технологий в психолого-педагогическом сопровождении детей дошкольного возраста «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» К.Д. Ушинский. Психолого-педагогическое сопровождение с...

Читайте также

Конспект игры по «Геокешингу» в старшей группе

Конспект игры по «Геокешингу» в старшей группе Цель: Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности...

Новогодний утренник «Кай и Герда спасают Деда Мороза» для старшего…

Новогодний утренник «Кай и Герда спасают Деда Мороза» для старшего дошкольного возраста Дети под музыку «Пока часы 12 бьют» входят в...

Формирование нравственно-патриотических чувств через театрализованную деятельность у детей дошкольного возраста

Формирование нравственно-патриотических чувств через театрализованную деятельность у детей дошкольного возраста Формирование у детей эстетического вкуса и потребности духовной культуры является одной...