Конспект НОД «Животный мир Якутии зимой»

(Для подготовительной группы)

 

Образовательная область «Познание».

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить знания детей о животных Якутии, умение их различать, описывать внешний облик, их особенности, поведение;
  • Упражнять детей в умении определять приспособленческие признаки животных к зиме.
  • Расширять, активизировать лексический запас (предметный, глагольный, признаков) по лексической теме.
  • Продолжать формировать умение образовывать относительные прилагательные. Закреплять навык исключения лишнего предмета.
  • Продолжать закреплять умение отвечать полным предложением.
  • Побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками и педагогом.  

Коррекционные: развивать наблюдательность, зрительное восприятие, умение делать выводы.

Воспитательные: воспитывать в детях бережное отношение к животным.

Словарная работа: обогащение словаря: «мышкует», «вожак», тундра, песец, росомаха.

Оборудование: конспект «Животный мир Якутии зимой»; изображения якутского Деда Мороза и Снегурочки; изображения животных; карта Якутии; изображения зимнего леса; картинки сена, моркови, капусты, рыбы; листы с изображением животных и их следов; аудиозапись «Звуки природы. Вьюга».

 

Ход занятия:

Кинессиология - упражнение «Снежинка». Правой рукой похлопываем по левой кисти, предплечью, плечу. Затем повторить то же самое движение левой рукой.

Дети заходят в зал.

Воспитатель: Давайте поздороваемся с гостями, ребята, на якутском языке:

- Эбэрдэ (привет).          

1. Организационный момент

- А ведь мы не случайно поздоровались так с гостями. Дело в том, что якутский Дед Мороз – Чысхаан и его внучка Хаарчаана хотели рассказать нашим гостям о жизни животных Якутии зимой. Но они срочно уехали к себе домой - на Полюс холода в поселок Оймякон в Якутии. Чысхаан оставил нам карту, чтобы мы смогли рассказать, какие животные обитают в Якутии. Поможем, ребята? Тогда отправляемся в путь.

- Ребята подойдите к доске, встаньте полукругом, посмотрите внимательно на карту.

2. Дидактическая игра «Найди лишнее животное».

- На карте нужно найти лишних животных, и сказать, почему они лишние.

(На карте заяц, лиса, волк, песец, бурый медведь, северный олень, слон, жираф, бегемот.)  

Слон, жираф, бегемот – лишние, так как они не живут в Якутии. Молодцы!

- А мы отправимся в лес, который в Якутии называется – как?

- Тайга.

- В тайге зимой много снега.  Сначала мы пойдем по дорожке (дети идут шагом), снегу становится все больше, теперь мы идем по глубокому снегу, поднимаем ноги высоко (дети идут, высоко понимая ноги).

- Вот и очутились мы с вами на полянке. Посмотрите, весь лес засыпан снегом, который сверкает, словно серебро. В лесу очень красиво, тихо, спокойно. (Дети садятся на стульчики.)

3. Дидактическое упражнение «Расскажи о животном».

- Воспитатель: Ребята, неужели в лесу никого нет? С приходом зимы исчезли все звери и птицы? Смотрите, вот следы! Как вы думаете, чьи? Кто незаметен на белом снегу?

- Дети: Заяц. Следы зайца - заячьи.

- Воспитатель: На что похожи заячьи следы? (Следы похожи на капельки.)

- Воспитатель: Вот он и сам. Как вы думаете, от кого он прячется?

- Дети: Заяц прячется от совы, волка, лисы.

- Воспитатель: Как заяц спасается от врагов?

- Дети: Заяц быстро бегает, петляет, запутывает свои следы.

- Воспитатель: Почему зимой заяц белый?

- Дети: Белая шкурка помогает спасаться от врагов, на снегу он становится незаметным.

- Воспитатель: Как заяц приспособился к жизни в лесу в зимнее время?

- Дети: У него белый теплый мех, длинные задние лапы, он может быстро бегать, петлять, затаиваться.

- Воспитатель: Чем питается зимой заяц?

- Дети: Заяц питается сухой травой, корой деревьев.

- Воспитатель: Трудно зайчику зимой в лесу, голодно, холодно, давайте поможем ему. Какой гостинец оставим ему? (Морковку, капусту, сено.)

- Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот нора, интересно, чья она? Как вы думаете? Рыжая хозяйка по лесу прошла, стёжки – дорожки хвостом подмела.

- Дети: Это лиса. Нора лисы – лисья.

- Воспитатель: Днём лисица прячется в глубокой норе, которую устраивает в глухом лесу. Но она может и занять чужую нору. Меняет шубку зимой лиса?

- Дети: Лиса зимой шубу не меняет.

- Воспитатель. Как вы думаете, зачем лисе такой пушистый хвост?

- Дети: Хвост согревает, следы заметает.

- Воспитатель: Кончик хвоста у лисы белый - чтобы в темноте лисята не потеряли мать, когда бегут за ней. Знает лисонька - лиса, в шубе вся её краса. Шубы нет в лесу рыжей, зверя нет в лесу хитрей. Ребята, кого лиса под снегом вынюхивает?

- Дети: Лиса охотится на мышей.

- Воспитатель: Зимой жизнь в лесу замирает и главным лисьим кормом становятся мыши – полёвки. Лисица мышкует – это значит охотится на мышей. Что помогает лисе выискивать добычу?

- Дети: Лисе помогает хороший слух и нюх.

- Воспитатель: Чем ещё питается лиса?

- Дети: Питается лиса мелкими зверями, птицами, ягодой, рыбой.

- Воспитатель: Какой гостинец оставим лисичке? (Рыбку.)

4. Дидактическая игра «Собери картинку».

- Воспитатель: Ребята подойдите к столам, выберите себе картинку, соберите ее и расскажите, какое животное у вас на картинке и что делает (бежит, сидит, лежит).

- Дети подходят к столам, выбирают любую картинку, собирают и рассказывают.

- Воспитатель: А мы дальше идем.  Кто знает, почему эта лиса белая?

- Это полярная лисица - песец, небольшое хищное животное, напоминающее лису, живет в тундре. Бывает песец белый или голубой по цвету шерсти. Белый песец, как и заяц меняет шерсть с ярко-белой зимой на серо-бурую  летом. Песец - животное запасливое. Он летом запасает в логове излишки пищи на зиму. Строит себе нору, там вырастают детеныши песца - щенята. Питаются мелкими грызунами, как и лисицы, ягодой, травой.

- Воспитатель: Если песец похож на лису, то и следы будут похожи. Посмотрите внимательно, так это? Правильно.

- Воспитатель: А какой гостинец оставим песцу? (Рыбку.)

- Воспитатель: Ребята, смотрите - упал снег с ветки и мелькнул пушистый хвост. Кто это и чей хвост?  

- Дети: Это белка и хвост у нее - беличий.

5. Физкультминутка.

  Зарядкой белочке не лень

  Заниматься целый день.

  С одной ветки, прыгнув влево,

  На сучке она присела.

  Вправо прыгнула потом,

  Покружилась над дуплом.

  Влево - вправо целый день

  Прыгать белочке не лень.

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)

- Кого белочка испугалась и спряталась в дупле?

- Воспитатель: Посмотрите - ходят, рыщут, что-то ищут серые… (Волки.)

- Воспитатель: Что согревает волка зимой?

- Дети: Густая, тёплая шерсть.

- Воспитатель: Шерсть у волка на зиму меняется?

- Дети: Не меняется, она остаётся серой.

- Воспитатель: На кого охотятся волки?

- Дети: Волки охотятся на крупных животных: оленей, лосей.

- Воспитатель: Как вы думаете, что помогает охотиться волкам?

- Дети: У волков длинные сильные ноги, острые зубы.

- Воспитатель: Как называется много волков?

- Дети: Много волков - это волчья стая.

- Воспитатель: Кто в волчьей стае самый главный?

- Дети: Это самый сильный, умный волк- вожак. Другие слабые волки ему подчиняются.

6. Динамическая пауза с мячом «Чей, чья, чьё».

- Воспитатель: Давайте с вами поиграем в игру «Чей, чья, чьё». Я бросаю вам мяч, спрашиваю, вы бросаете обратно мяч и отвечаете на вопрос.

- Хвост у барсука- барсучий хвост.

- Уши у зайца- заячьи уши.

- Шерсть у медведя-медвежья шерсть.

- Лапы у лисы – лисьи лапы.

- Зубы у волка- волчьи зубы.

- Копыта у оленя - оленьи копыта.

- Воспитатель: Молодцы, все справились. Долго мы с вами по лесу бродили, но почему не встретили следов медведя?

- Дети: Медведь зимой спит в берлоге.

- Воспитатель: Почему медведь зимой спит?

- Дети: Зимой медведю трудно найти пропитание.

- Воспитатель: Как он всю зиму спит и ничего не ест?

- Дети: Медведь осенью наедается хорошенько, и у него под кожей накапливается жир.

- Воспитатель: Правильно. Давайте не будем здесь шуметь, а то разбудим косолапого, пусть спит до весны.

- Воспитатель: Ребята, посмотрите, может это медведь? Кто это?

Похож на медведя и барсука. Неуклюжая с виду, но очень быстрая, сильная и ловкая хищница –росомаха. Всеядный хищник – питается зайцами, птицами, грызунами, рыбой, ягодами. Нападает на оленей в оленеводческих хозяйствах, разоряет зимовья охотников. Но основное питание – падаль, за что росомаха получила звание -  санитар северных лесов.  Несмотря на большую силу, крепкие зубы и острые когти главным оружием является неприятный запах, который не выдерживает ни один зверь, поэтому никто не нападает на росомаху. И мы пойдем дальше.

7. - Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Следопыт».

- Присаживайтесь за столы. У вас лежат листы с изображением животных и их следов, нужно провести линию от изображения животного  к его  следу.

По следу зверя я иду,  

В снегу остался отпечаток.

Я всё равно его найду,

Хоть он со мной играет в прятки.

- Узнайте, какие звери оставили свои следы на снегу.

- Проверим, все ли справились? Молодцы.

8. Итог. Релаксация.

- Воспитатель: Вот мы и выполнили просьбу якутского Деда Мороза- Чысхаана -  рассказали нашим гостям о животных Якутии, как они зимуют.

- Вам понравилось наше путешествие?

- Что нового вы узнали? (Ответы детей.)

- Чысхаан прислал нам музыкальный подарок – послушаем? Ложитесь на ковер, закройте глаза и послушайте. (Музыка вьюги.)



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект- беседа. Тема: «Быт. Древние элементы в материальной культуре Осетии»

Конспект- беседа. Тема: «Быт. Древние элементы в материальной культуре Осетии» (Археолого-этнографические параллели) Цель: Дать представление о выявлении параллелей между скифским бытом и...

Сценарий открытого занятия «Теремок на новый лад»

Сценарий открытого занятия «Теремок на новый лад» Цель: приобщить детей дошкольного возраста к театральным постановкам, по средствам русских подвижных игр Е.А. Покровского/ Задачи: -...

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных видов…

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных видов аппликации Актуальность исследования. На современном этапе одной из важнейших задач педагогической...

Читайте также

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе «Божья коровка…

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе «Божья коровка у нас в гостях» Цель: расширение знаний детей о насекомых. Задачи:1. Образовательные:- уточнить...

Конспект НОД по организации исследовательской деятельности в подготовительной к школе…

Конспект НОД по организации исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Свойства воздуха» Цель: формирование представления о свойствах воздуха путем экспериментальной деятельности. Задачи: Образовательная: — уточнить...

Конспект занятия по развитию речи «Мы любим сказки»

Конспект занятия по развитию речи «Мы любим сказки» Средняя группа Ход занятия. - Дети, вы любите сказки? (Да!) - А за что вы их...