Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе
Тема: «Хозяйка медной горы»

 

Образовательные задачи.

  1. Развивать эмоционально – положительное отношение детей к познанию окружающего мира.
  2. Продолжать развивать познавательно- исследовательский интерес у детей, привлекая к простейшим экспериментам.
  3. Закрепить представление детей о камнях, которые используются для изготовления различных изделий предметов.
  4. Продолжать развивать у дошкольников сенсорные способности путём обследования объекта (камня) разной поверхности (гладкий, шероховатый...
  5. Развивать у детей актёрское мастерство.

Воспитательные задачи.

  1. Воспитывать интерес у детей к художественной литературе.
  2. Воспитывать желание интересоваться объектами неживой природ
  3. Воспитывать желание участвовать в инсценировках.
  4. Воспитывать в детях уверенность, при выступлении перед гостям

Коррекционно-образовательные задачи.

  1. Расширять и активизировать словарный запас.
  2. Совершенствовать навыки связной речи.
  3. Развивать выразительность речи.

Оборудование.

Мультимидийное оборудование, декорации к сказке «Серебряное копытце», оборудование к экспериментам (коллекция камней, вода), шкатулка с «драгоценными» камнями, «каменный» цветок,

Предшествующая работа.

Знакомство с писателем П.П. Бажовым с его сказками, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, рассматривание коллекции камней, экскурсия в музей «Самоцветы», проведение экспериментов с камнями, беседы об Урале, рассматривание природы Урала, распределение ролей среди детей, подбор музыкального сопровождения.

Ход интегрированной образовательной деятельности

(В зале стоят декорации. На экране заставка – слайд.)

Дети входят в зал под музыку и садятся на стулья.

Сказочница: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие к Хозяйке Медной Горы.

- А где живёт Хозяйка Медной Горы?

Дети: Где Уральские горы.

Сказочница: Правильно (обращает внимание на экран слайд - карта).

Уральские горы протянулись с севера на юг.

- Каким цветом обозначаются горы на карте?

Дети: Коричневым (оранжевым).

Сказочница: Издавна Урал называют «Каменный пояс Земли Русской», а знаете почему?

Дети: Потому что он перепоясывает Россию.

Сказочница: Что значит, перепоясывает, как вы понимаете это слово?

Дети: - Уральские горы похожи на пояс, который делит Россию на две части.

- Потому что, раньше люди на Руси носили широкие пояса и за поясом хранили деньги и драгоценности.

Сказочница: Уральские горы хранят много сказок, легенд.

- А вы знаете уральские сказки?

Дети: Знаем.

Сказочница: Сейчас проверим. Предлагает загадки по сказкам П.П.Бажова.

(Дети отгадывают.)

1.

В пламене девчонка скачет,

Как весёлый яркий мячик.

(«Огневушка – Поскакушка») - слайд

2.

Камни, как огонь, горят

И в шкатулочки лежат.

(«Малахитовая шкатулка») – слайд.

3.

Под землёй Данила смог

Сделать сказочный цветок

(«Каменный цветок») – слайд.

4.

Козлик по лесу гуляет

И копытцем там сверкает

(«Серебряное копытце») – слайд.

Сказочница: Ребята, кто автор этих удивительных сказок?

Дети: Автор сказок -Павел Петрович Бажов (слайд – портрет).

Сказочница: Верно.

- А что вы знаете о нём?

Дети: Павел Петрович Бажов очень много знал о камнях, самоцветах от своего деда и отца. Они были горнозаводскими мастерами. Он любил свой край, природу. Он много разговаривал с рабочими горных заводов. Рабочие рассказывали ему легенды, которые потом стали сказы (сказки).

Сказочница: Молодцы. Пришло время оказаться в сказке. Но сначала отгадайте загадку.

В серёжках у мамы огнём он горит,

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Тяжёлый, большой – одному не поднять,

А может быть лёгким – в ладошке лежать.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?»

Дети: Это камень.

Сказочница: Верно. У меня есть волшебное кольцо. Оно не простое, с волшебным камнем. Сейчас я поверну кольцо и мы попадём в сказку, в царство Хозяйки Медной Горы.

(Дети встают со своих стульев, подходят к сказочнице. Она поворачивает кольцо. Звучит музыка.)

- Говорит: «Раз, два, три – вокруг себя повернись

И в сказке окажись».

(Слайд – горы.)

(За столом сидит Данила- мастер. Он делает каменный цветок.)

Сказочница: Вот мы и в сказке.

- А кто это сидит за столом и делает вазу?

Дети: Это Данила - мастер.

Сказочница: Давайте подойдём поближе.

Дети: Здравствуйте.

Данила - мастер: Здравствуйте, ребята. Вы откуда?

Дети: Мы из будущего.

Данила - мастер: А вы знаете, как меня зовут?

Дети: Данила – мастер

Данила - мастер: А из какой сказки?

Дети: Из сказки «Каменный цветок».

Данила- мастер: Правильно. Я горный мастер.

- Я нахожу в горах полезные камни и делаю из них разные изделия.

- А кто у вас, в вашем времени находит полезные камни.

- Как называется их профессия?

Дети: У нас находят полезные ископаемые - геологи (слайд).

А добывают их шахтёры (слайд).

Данила- мастер: А вы знаете, почему говорят про камни – полезные

ископаемые?

Дети: Потому что они приносят людям пользу

Данила - мастер: Посмотрите на мои камни и скажите, как они называются и что из него делают?

Вот этот, например. (показывает на известняк) – слайд.

Дети: Этот камень называется – известняк. Из него делают мел.

Данила - мастер показывает:

- каменный уголь, - слайд,

- гранит – слайд,

- мрамор – слайд,

- железная руда – слайд.

Задаёт тот же вопрос - дети отвечают и говорят, как используют данный камень люди.

Данила- мастер: Раньше у людей не было спичек.

Как же они добывали огонь?

Дети: Они высекали огонь из камня.

Данила- мастер: Из какого?

Дети: Из кремня (слайд).

Данила- мастер: Люди говорят: «Крепкий – как кремень». Почему?

Что это за камень?

Дети: Этокремень. Он твёрдый, прочный. Из него делали ножи, топоры, наконечники для стрел.

Данила- мастер: Правильно. А вот если камень нагреть, он какой будет?

Дети: Он будет горячим.

Данила- мастер: А если камень лежит в холоде – какой он?

Дети: Он будет холодным.

Данила- мастер: Предлагает одной группе детей потрогать гладкий камень,

другой – шероховатый.

Данила- мастер просит сказать каждой группе детей, какой у них камень. Почему?

Дети: 1 группа: гладкий, плоский, с гладкими углами.

Гладкий, потому что вода обтачивает их края, камни бьются друг о друга, когда волны.

2 группа: шероховатый, неровный, с острыми углами.

Потому что камень речной.

Данила - мастер: Ребята, а как вы думаете, почему камень тонет в воде, а дерево нет?

Дети: Камень тяжелее воды, а дерево легче.

Данила- мастер: Молодцы.

- А скажите, можно ли кушать камни?

Дети: Нет.

Данила- мастер: Кого вы знаете, кто ест камни?

Дети: Крокодил, птицы.

Данила- мастер: А человек может питаться камнями?

Дети: Нет.

Данила - мастер: Мы каждый день употребляем в пищу кристалики одного камня. Какого?

Дети: Соль.

Звучит музыка. Появляется Хозяйка медной горы.

Хозяйка Медной горы: Здравствуй, Данила - мастер.

Выполнил ли ты мой заказ?

Готова ли моя чаша?

Данила- мастер: Да, готова.

Хозяйка Медной горы: А это кто?

Данила- мастер: Это ребята из будущего. Они путешественники.

Хозяйка Медной горы: А кто я такая, вы, знаете?

Дети: Хозяйка Медной горы.

Хозяйка Медной горы: Совершенно верно. Читает стихотворение (слайды).

Уральские горы, закаты, рассветы,

Черёмух- рябиновый край,

Поэтами в песнях воспет мой Урал.

Солнце осушит алмазные росы,

Раскроют цветы лепестки,

Уральских камней драгоценную россыпь

Покажет Вам «Хозяйка горы».

Хозяйка Медной горы: Ребята, а вы знаете драгоценные камни.

Данила- мастер: Они умные, много знают о камнях.

Хозяйка Медной горы: Сейчас мы это проверим.

Берёт поднос накрытый салфеткой. Снимает её.

- Представьте, что это настоящие драгоценные камни.

- Как можно их назвать ещё?

Дети: Самоцветы (слайд).

Хозяйка Медной горы: Какие они?

Дети: Самоцветы: красивые, блестящие, сверкающие, искрящиеся, разноцветные, прозрачные.

Хозяйка Медной горы: А как вы думаете, для чего они нужны?

Дети: Для украшения.

Хозяйка Медной горы: А сейчас хочу узнать, что вы знаете о моих самоцветах.

На экране демонстрируются слайды с изображением самоцветов:

Алмаз, лазурит, гранат, сапфир, малахит, рубин.

Дети рассказывают о драгоценных камнях.

Алмаз – Самый прочный в мире драгоценный камень. Это «царь камней».

Из алмаза вытачивают бриллиант. Бриллиант – значит «сверкающий». Выше всего ценятся прозрачные, бесцветные и голубоватые алмазы.

Лазурит – Камень художников. Когда нужен был голубой цвет или синий, брали лазурит, толкли в ступе и смешивали с яичным желтком – получали краску – голубец. Это драгоценный камень. Издавна считается, что лазурит помогает воплощению планов, гонит прочь тревожные мысли, укрепляет дружбу.

Гранат – Драгоценный камень. Тёмно- красного цвета, похожий на мерцающие угольки. Красный - цвет любви. Из граната делают украшения – серьги, браслеты, кольца. Гранаты бывают белые, почти чёрные.

Сапфир – Синего цвета, очень прочный камень. Одни из камней похожи на васильки, другие на осеннее небо, на море в ясную погоду. Встречаются – жёлтые, зелёные, фиолетовые и даже розовые сапфиры. Украшения с сапфиром подходят людям, рождённым под знаком Стрельца.

Малахит – Это полудрагоценный камень. Он мягкий, поэтому его легко обрабатывать. Он имеет зелёный цвет, а на разрезе узоры. Из малахита вытачивают шкатулки, вазы, украшения. С малахитом связано много легенд. Утверждали, что малахит может сделать человека невидимым, а испивший из малахитовой чаши начинает понимать язык животных.

Рубин - Царь самоцветов. Это драгоценный камень. Он имеет красный цвет или розовый. Рубины украшали одежду богатых людей.

Хозяйка Медной горы: Действительно, вы хорошо знаете.

Жизнь человека на Урале связана с камнями: и характер, и силу сравнивали с ними и даже голос.

Например:

Если голос звонкий, говорили как?

Дети: Серебряный голос.

Хозяйка Медной горы: Есть глаза голубые?

Дети: Бирюзовые глаза.

Хозяйка Медной горы: Если человек сильный?

Дети: То у него стальные мышцы.

Хозяйка Медной горы: Ну, а если характер хороший?

Дети: Золотой характер.

Хозяйка Медной горы: А что ещё у человека может быть золотым? Как вы думаете?

Дети: Сердце (что значит – сердце – золотое?), доброе, внимательное.

Руки (что значит – руки золотые?), всё умеют делать.

Хозяйка Медной горы: Молодцы, мне понравились ваши ответы. Дарю на память вам свою любимую шкатулку и сказку «Серебряное копытце». А я с вами прощаюсь.

Сказочница: Вы, ребята, одевайтесь и в героев превращайтесь.

Сказка

«Серебряное копытце» Звучит музыка.

Сказочница: Как в уральсой деревушке - (слайд)

В покосившейся избушке

Кокованя поживал

И охотой промышлял.

Кокованя: Ох, скучно жить мне одному,

В дом сиротку я возьму.

Очень славная девчонка.

Ты пойдёшь со мной, Дарёнка?

Дарёнка: Я согласна. Только здесь

У меня Мурёнка есть.

Не оставлю никому.

Можно, кошку я возьму?

Кокованя: Что ж, её с собой возьмём.

Вместе славно заживём.

Мурёнка: Прравильно говоррррришь, прравильно

Ребёнок 1: Вот уж осень наступает (слайд)

Живут дружно не скучают.

Кокованя зверя бил,

На охоту в лес ходил.

Ребёнок 2: И Дарёнка не ленилась,

Целый день она трудилась

Сварит суп, помоет пол,

К ужину накроет стол.

Ребёнок 1: А Мурёнка уходила,

Мышей в подполе ловила.

Проходит игра «Кошки – мышки» под музыку.

Ребёнок 1: Кокованя, как придёт,

Сказки сказывать начнёт.

Кокованя: На пригорке с давних пор - (слайд)

Появляется козёл.

На головке – рожки,

И с копытцем ножка.

И в сказке говорится-

Серебряное копытце.

Где копытцем постучит,

Там и камень заблестит.

Дарёнка: Хочется мне побежать

И оленя увидать.

Ты возьми меня с собой

В балаган пожить зимой.

Кокованя: Что ж, теплее одевайся

И в дорогу собирайся.

Мурёнка: Прравильно говоррррришь, прравильно

Ребёнок 2: Вот январь уж на дворе, - (слайд)

Ели, сосны в серебре

На охоту дед ходил.

Много мяса насолил.

Надо на завод идти,

Лошадь нужно привести.

Ребёнок 1: А Дарёнка в доме ждёт,

Когда дедушка придёт.

Дарёнка: Ой, козёл в ложке стоит - (слайд)

И с Мурёнкой говорит.

Мурёнка: Мурр, мурр, мурр, моя Дарёнка

Очень добрая девчонка.

Дед же летом и зимой

На охоте день- деньской.

Им, Копытце, помоги,

По овражкам пробеги.

Серебряное копытце: По Уралу я гуляю, - (слайд)

Людям добрым помогаю.

Им помочь сейчас хочу

И копытцем постучу.

Дарёнка: Самоцветы так блестят, - (слайд)

Вокруг домика лежат.

И от них светло в лесу,

Соберу и унесу.

Сказочница: Кокованя и Дарёнка - (слайд)

Кошка серая Мурёнка

Очень славно поживают

И копытце вспоминают.

- Вот и сказка подошла к концу. Понравилось вам у Хозяйки Медной горы?

Дети: Да.

Сказочница: Но нам пора возвращаться в детский сад.

Поворачивает кольцо, говорит волшебные слова.

Дети оказываются в детском саду.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности в средней группе по теме…

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности в средней группе по теме «Письмо из леса»

Художественная литература как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Художественная литература как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия для старшей группы «Мама – солнышко моё»

Конспект занятия для старшей группы «Мама – солнышко моё» Возрастная группа: старшая группа 5-6 лет. Образовательные области: социально – коммуникативное развитие. Цели: - повышение...

Читайте также

Осенний праздник для старших групп «Волшебница Осень!»

Осенний праздник для старших групп «Волшебница Осень!» Вход детей под музыку Вед 1: Осень нас к себе на бал Нынче пригласила. Чтоб никто не опоздал, Осень попросила. 1...

Дидактическая игра «Цветные чашки и блюдца»

Дидактическая игра «Цветные чашки и блюдца» Аннотация: Дидактическая игра «Цветные чашки и блюдца» разработана для детей 2-3 лет. Игра направлена на развитие...

Конспект НОД «В гости к Деду Морозу»

Конспект НОД «В гости к Деду Морозу»