Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной группе
Тема: «Моя Родина – Россия»

 

Цель:

Упорядочить, закрепить информацию о России; ввести понятие «большая и малая Родина»; формировать у детей чувство любви к России, воспитывать патриотические чувства. Закрепить знания детей о народных промыслах: гжель, дымково, хохлома, жостово, городец. Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус. Учить различать характерные особенности для каждого вида росписи.

Учить составлять узор, расписывать силуэт барыни; подбирать яркие, сочные цвета для росписи, характерные для дымковских игрушек; составлять композицию через чередование повторяющихся элементов; подводить к умению заполнять орнаментом весь силуэт. Стимулировать детское воображение и цветовосприятие. Развивать творческую активность.

Материал: карта мира, иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах, предметами народных промыслов, гуашь, кисти, салфетки, силуэты барынь.

Предварительная работа: знакомство, рассматривание предметов народно-прикладного искусства. Чтение и заучивание стихотворений о народных умельцах. Чтение русских потешек, песенок. Слушание записей русских народных ансамблей «Игранчики», «Журавушка». Рисование красками традиционным и нетрадиционным способами. Дидактические игры: «Найди такую же игрушку», «Собери целое из частей», «Назови правильно». Упражнения «Дорисуй орнамент», «Укрась силуэт-игрушку», «Нарисуй орнамент», физминутка «Дымковские игрушки», пальчиковая гимнастика «Российская семья». Рассматривание альбомов: «Народное творчество», «Русские узоры».

 

Ход деятельности:

Психотренинг:

Главное чудо света - это человек.

Хотите к нему прикоснуться?

Тогда встанем в круг, будем смотреть друг другу в глаза и произносить прекрасные слова: «Здравствуй, человек»!

- Но какой это будет человек, каждый выбирает сам. (Добрый, умный, смелый, красивый, хороший, весёлый, великодушный, интересный, великолепный, трудолюбивый, жизнерадостный, забавный, изобретательный, классный, любимый, воспитанный, любознательный, любопытный, милый, модный, наблюдательный, мудрый, обаятельный.)

Воспитатель: Ребята, мы с вами много путешествовали по миру (и даже по Солнечной системе), но всегда возвращались домой, к себе на родину. Куда мы возвращались? (ответы детей и показ России на карте).

- Правильно, а что такое Родина? (ответы предположения детей).

- Страна, государство, в котором мы с вами родились, называют большой Родиной. Россия для всех нас – это большая Родина. А что же такое малая Родина? (Это наш родной край, наш город, наш район, наша улица, наш двор, наш дом, в котором мы живем.)

- Посмотрите на карту мира (показываю детям на карте Россию).

Воспитатель: - Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Она расположена в двух частях света: в Европе и в Азии; омывается тремя океанами: Северным Ледовитом, Тихим и Атлантическим. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом - припекать солнышко. Ни у одной страны нет такого количества соседей. Границы России проходят и по суше, и по воде.

Ребенок:

Как велика моя земля!

Как широки просторы

Озёра реки и поля

Леса и степь и горы!

Ребёнок:

Раскинулась моя земля

От севера до юга.

Когда в одном краю весна -

В другом - снега и вьюга!

(Н.Забила.)

- У каждого человека есть Родина – место, где он родился, провел свое детство.

- Как называется место, где вы родились? (ответы детей).

- Молодцы! Давайте найдем ее на карте (показ).

- Как вы относитесь к своей родине?

- За что ее любите?

- Чем гордитесь? (ответы детей).

- Взрослые люди иногда покидают место, где родились и выросли, но всегда помнят и любят свою Родину.

- Все в мире знают, что Россия – богатая страна. Давайте подумаем почему? (ответы предположения детей).

- Посмотрите внимательно на карту (показ).

- Леса - народное богатство России. Они дают человеку чистый воздух, грибы, лекарственные растения. Леса – это родной дом для многих животных, насекомых, птиц.

- Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это, прежде всего, люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, ее населяющих. А народов этих очень много. Русские, чуваши, мордва, башкиры, татары – в средней полосе России, чукчи, ненцы – на севере, осетины, ингуши – на юге страны (показ иллюстраций).

Ребёнок:

Наша страна - замечательный дом,

Кто же живет и работает в нем?

Простые и удивительные,

Талантливые и открытые,

Добродушные и душевные,

Ребёнок:

Отчаянные и смелые,

Работники умелые -

Люди, жители страны,

И едины, и дружны,

Они вместе есть народ,

Что растет из года в год.

Воспитатель: - Каждый народ говорит на своем языке, имеет свою историю, культуру, традиции.

- Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. Все сказки похожи одна на другую. Как вы думаете, чем? (ответы детей).

- Да, в них добро побеждает зло, они учат людей мужеству, справедливости, щедрости, высмеивают зло, жадность, глупость. Сказки всех народов России очень добрые, много хороших слов, в них сказано про настоящую дружбу. Поэтому народы России так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом много лет, никогда не ссорятся, всегда приходят друг другу на помощь.

Пальчиковая гимнастика «Российская семья»

Живут в России разные народы

С давних пор,

Одним – тайга по нраву,

Другим – родной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Одни – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод перекрещены над головой.

Одни кумыс готовит,

Другой готовит мед.

Одним милее осень

Другим – милей весна

А Родина – Россия «Домик».

У нас у всех одна.

Массаж пальцев рук

 

 

 

 

Руки вперед, пальцы соединить.

 

 

Ладони имитируют плаванье рыбки

Пальцы расставлены в стороны, руки

Круговое поглаживание живота рукой

Тыльной стороной ладони вытирают рот.

Руки опускают сверху вниз, потряхивая кистями.

Приседают, поглаживают «траву».

Берутся за руки.

Воспитатель: - Очень богата Россия народными мастерами и умельцами. Вспомните, какие русские народные промыслы вы знаете? (дымковские игрушки, хохломская посуда, палехские шкатулки, жостовские подносы, матрешки).

Показываю образцы народных промыслов.

Воспитатель: - Много-много лет тому назад крестьяне одного села стали делать очень красивые изделия. Они знали, что у богатых людей есть золотая и серебряная посуда. Им тоже хотелось иметь такую красоту. Но где, же взять простому бедному человеку золото! И тогда придумали они очень интересный способ изготовления такой посуды «золотой» из дерева. Сначала они вырезали из дерева разную посуду- тарелки, солонки, стаканы. Эти готовые деревянные изделия несколько дней сушили, а затем покрывали очень тонким слоем жидкой глины, смешанной с мелом. Потом снова сушили, полировали, и наконец, покрывали «серебряным» порошком и расписывали. Расписанную посуду покрывали лаком и ставили в горячую печь. От жара лак становился золотым, а серебро под лаковой пленкой начинало гореть как золото. Свои изделия крестьяне отвозили на ярмарку и там продавали.

- Как вы думаете, как называется эта посуда?

- Правильно! По названию этого села и посуду стали называть «хохломской».

(Слайд.)

Воспитатель: - Гжель - старинный народный промысел. Первые гжельские мастера обжигали керамическую посуду в печах и называли ее - Гжель.

- Каким цветом покрывали посуду?

- Правильно, дети! Покрывали посуду белой эмалью и расписывали в синих тонах. Местность, в которой производили гжельскую посуду, тоже стали называть Гжелью. Гжельские мастера использовали в росписи точки, полоски, мазки, бордюры.

Воспитатель: А почему они использовали только синий цвет и его оттенки?

Дети: Мастера хотели передать цвет синего гжельского неба на своих изделиях.

(Слайд.)

Воспитатель: - Жостовская роспись - народный промысел, который зародился в деревне Жостово, Московской области. Жостовские мастера расписывают металлические подносы разной формы. Роспись они делают в основном по черному фону. В качестве основного мотива используют букет из садовых и полевых цветов.

- Как вы думаете, что может символизировать поднос в русской культуре?

- Конечно же, в русской культуре поднос символизирует богатство, достаток в доме.

- Скажите, ребята, а какой формы бывают подносы? (Ответы детей.)

- Какого цвета может быть фон подноса кроме черного цвета?

- Какими узорами украшают художники жостовские подносы?

- Где родина подносов?

- Как называют деревня, где изготавливают подносы?

Ребёнок: Когда за окном снегопад и мороз,

Живыми цветами усыпан поднос.

Посмотришь с улыбкой на дивный букет-

И кажется, лето нам шлет свой привет.

(Слайд.)

Д/и "Назови правильно"

Дидактические задачи: закрепить знания детей о народных промыслах, их признаках. Закреплять умение находить нужный промысел среди других, обосновывать свой выбор.

Материал: карточки с изображением народных промыслов России.

Поощряется, если ребенок может назвать промысел, место его возникновения и характерные особенности.

Воспитатель: - Другие народы России тоже занимаются народными промыслами: на севере России - резьбой по кости, шитьем одежды из меха; на юге России осетины, ингуши делают прекрасную посуду из глины; красивые ковры, изделия из металла – кувшины, кинжалы; в Мордовии женщины любят работать с бисером, вязать.

(Слайды.)

Физкультминутка «Дымковские игрушки»

Мы игрушки расписные,

Хохотушки вятские,

Щеголихи слободские,

Кумушки посадские.

У нас ручки крендельком

Щёчки будто яблочки.

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

 (Стойка прямо, небольшие покачивания плечами)

(Улыбка друг другу с поворотом)

(Поворот вокруг себя)

(Небольшие приседания)

(Показ рук вперед, на пояс)

(Легкие прикасания к своим щекам)

(Стойка прямо)

(Поклон)

- Дымковская игрушка-русский народный промысел, который зародился в слободе Дымково, около города Вятки.

- Как вы думаете, из чего же делали игрушки?

- Правильно! Дымковские игрушки делаются из глины. В основном это барыни, скоморохи, нарядные индюки и петухи. Для росписи мастера использовали яркие краски, узорами служат простые геометрические фигуры.

(Слайд.)

- Дымковские мастера–умельцы вылепили игрушки из глины, расписали яркими красками и привезли продавать на ярмарку. А вы хотите стать умельцами?

- Вот вам силуэты барынь, распишите их. Начинаем расписывать барыню сверху вниз. - Что на голове у барыни? Какие узоры вам знакомы, как они называются?

- Чем вы будете рисовать?

Предполагаемые ответы детей:

- На барыне кокошник.

- На юбке у барыни кружочки, клеточки, линии.

- Я сначала нарисую кисточкой линию, а потом тычком – кружочки, маленькие и большие.

Дети рисуют под спокойную музыку.

Подведение итогов. Рефлексия.

Анализ детских работ

- Ребята, посмотрите на свои барыни. Какие они красивые!

- А вам нравятся ваши работы?

- Какая барыня вам понравилась больше всех?

- Расскажите чем?

- Какие краски использовали?

- Какие элементы узора?

- Хотелось ли вам такие барыни получить в подарок?

- Молодцы ребята! У вас прекрасные получились работы. Мне кажется, что из вас получатся искусные мастера, очень мне понравились ваши красочные барыни.

Воспитатель: Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. Будущее нашей страны России во многом зависит от вас, ребята, от того, как сильно вы будете любить свою Родину, что хорошего сможете для нее сделать, когда станете взрослыми людьми.

Ребёнок:

И красива и богата

Наша Родина, ребята.

Долго ехать от столицы

До любой ее границы.

Ребёнок: Все вокруг свое, родное:

Горы, степи и леса:

Рек сверканье голубое,

Голубые небеса.

Ребёнок: Каждый город

Сердцу дорог,

Дорог каждый сельский дом.

Все в боях когда-то взято

И упрочено трудом!

(Г.Ладонщиков.)



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект сценария театрализованного представления для детей «Сказка о здоровом образе…

Конспект сценария театрализованного представления для детей «Сказка о здоровом образе жизни «Айболит спешит на помощь» Цель: 1. Уточнить и расширить знания детей...

Интегрированное занятие по математике и развитию речи «Посадил дед репку»

Интегрированное занятие по математике и развитию речи «Посадил дед репку» Цель: Закрепление детьми элементарных математических представлений при помощи заданий по ФЭМП...

Конспект занятия по коллективной аппликации в средней группе «Цветочная клумба»

Конспект занятия по коллективной аппликации в средней группе «Цветочная клумба» Цель: развить чувство коллективизма, создать эмоциональное настроение детей. Задачи: • учить детей создавать цветок...

Читайте также

Мастер - класс по художественно-эстетическому развитию «Весенняя картина из соленого…

Мастер - класс по художественно-эстетическому развитию «Весенняя картина из соленого теста» Цель: создать условия для развития сенсомоторной функции детей дошкольного возраста через использование технологии...

Сценарий встречи детей старшего дошкольного возраста с олимпийским чемпионом

Сценарий встречи детей старшего дошкольного возраста с олимпийским чемпионом Цель: Формирование у детей ценностей здорового образа жизни, развитие социальных, нравственных, физических качеств...

Конспект открытого занятия во второй младшей группе «Домашние животные»

Конспект открытого занятия во второй младшей группе «Домашние животные» Цель: формировать у детей знания о домашних животных. Задачи: 1. Закрепить знания о домашних животных...