Конспект занятия по музыке «Вечерние посиделки»

 

Участники: дети вторая младшей, средней, старшей и подготовительной групп, воспитатели.

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры и духовности на основе фольклора. Формирование положительных эмоций и отклика в душе ребенка на народное творчество.

Предварительная работа: Беседы с детьми о традициях русского народа, о жанрах русского народного танца, о взаимосвязи компонентов народного танца: движений, композиции, музыки, костюмов. Разучивание частушек, танцев, хороводов, подвижных игр и игры на музыкальных инструментах.

Материал: атрибуты русской избы: нарисованная печка, лавочка, сундук, самовар, предметы быта и утвари; магнитофон, диски с музыкальными записями, музыкальные инструменты; березка, платки, пироги и чай.

Костюмы: сарафаны, косоворотки, кокошники, платки, рубахи, ободки с рожками козла (8 шт.)

Украшение зала: на центральной стене - нарисованная печка, сундук, ухват, лавочка, дрова, стол со скатертью белой, на нем самовар, пироги на подносе, набор посуды.

Ведущий: музыкальный руководитель в русском народном костюме – Хозяюшка.

 

Ход развлечения

(В зал под русскую народную мелодию «Полянка» входят дети с воспитателями и садятся на свои места.)

Хозяюшка: Здравствуйте, люди добрые, рады видеть всех у нас в горнице!

Нам ли сидеть по домам, да в окна глядеть

Давайте устроим праздник радостный

По обычаю, по-старинному «посиделками» называются

У нас сегодня гостей со всех, волостей.

Давайте с ними поздороваемся.

Дети здороваются с гостями (воспитателями, руководством, специалистами, сотрудниками детского сада).

Хозяюшка: На завалинках, в светелке

Иль на бревнышках каких,

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод.

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как! В горелки!

Ах, горелки хороши!

Словом эти посиделки

Были праздником души!

Хозяюшка: Будьте как дома, гости дорогие! Веселья вам да радости! В старые времена был такой обычай у русских людей, после тяжелых работ, коротали они вечера вместе, устраивали посиделки. Кто за прялкой сидит, кто из глины посуду лепит, другие ложки да плошки вытачивают, то песню затянут, то шуткой перебросятся. Вот и проводили время за любимым рукоделием. Весело было! Вот и мы сегодня собрались на посиделки

Отдых - это не безделки -

Время игр и новостей.

Открываем посиделки!

Для друзей и для гостей!

Хозяюшка: Припасли мы для Вас забавушек на всякий вкус, кому- пляску, кому- песню, кому- игру веселую. Ну красны девицы, да добры молодцы подготовительной группы вставайте, да хоровод затевайте.

Дети встают на хоровод под русскую народную песню «На горе-то калина».

Хозяюшка: Во время хоровода мы встаем в круг, беремся за руки и движемся по кругу, как Солнце вокруг Земли.

Хоровод «На горе-то калина». (И.Каплунова, И.Новоскольцева «Праздник каждый день. Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением. Подготовительная группа.)

После хоровода дети садятся на свои места.

Хозяюшка: А самые маленькие ребятишки, у нас тоже умеют водить хоровод, да не просто водить хоровод, а еще и петь и с платочком в руке танцевать. А хоровод мы с вами будем водить вокруг березки русской.

Дети второй младшей группы вместе с воспитателем встают в круг, муз. руководитель и воспитатель раздают детям платочки.

Хоровод «Березка». (И.Каплунова, И.Новоскольцева «Праздник каждый день. Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением. Вторая младшая группа.)

После хоровода дети садятся на свои места.

Хозяюшка: На наших посиделках сложа руки никто не сидит. Посмотрите, ребята средне-старшей группы целую корзину ложек настрогали.

Дети берут ложки и встают на танец (4 девочки и 4 мальчика).

Ребенок средне-старшей группы:

Много танцев есть на свете

Мы их любим танцевать

И на этих посиделках

Мы хотели б вам сплясать.

Танец с ложками под русскую народную мелодию «Утушка, луговая» (средне-старшая группа 4 пары детей).

После танца дети садятся на свои места

Хозяюшка: Выходите, девицы-красавицы подготовительной группы, покажите нам всю величавость да статность русского народного танца.

Девочки подготовительной группы, 8 человек выходят и встают на танец, в правых руках держат платочки.

Ребенок подготовительной группы:

Эх, топну ногой, да притопну другой,

Пойду, попляшу, себя покажу!

Девочки исполняют танец под русскую народную песню «Светит месяц», обработка И. Каплуновой (8 детей).

После танца садятся на свои места.

Хозяюшка: Эй, девчонки - хохотушки

Не пора ли спеть частушки?

А мальчишки тоже встанут,

От девчонок не отстанут.

Дети подготовительной группы встают в одну линию и исполняют русские народные частушки (8 детей).

(Частушки подбираются на усмотрение музыкального руководителя.)

После частушек дети кланяются и садятся на свои места.

Хозяюшка: Вот здорово! Какие веселые частушки!

Хорошо у нас на посиделках, весело.

Хозяюшка: Любят на Руси всякого рода игры – догонялки да ловишки. А еще дети любят карусели. Самые маленькие гости, все скорей сюда, будет занятная игра.

Игра «Карусели» (вторая младшая группа).

(Воспитатель стоит в центре круга, держит кольцо с ленточками, по одной ленточке раздает детям.)

Еле-еле, еле-еле, закружились карусели

А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом!...

Тише, тише, не бегите, карусель остановите!

Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра.

Игра повторяется 2 раза

После игры дети садятся на свои места.

Хозяюшка: Веселая игра? А дети средне-старшей группы знают еще одну интересную игру, а называется она «Шёл козел по лесу». Сейчас, добрый молодец (показывает на ребенка) считалочкой выберет ведущего, который будет сереньким козликом.

В это время дети одевают заранее заготовленные рожки.

Ребенок средне-старшей группы считает:

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть.

Вдруг козлёнок выбегает,

И к ребятам подбегает,

А кого козёл боднёт,

Значит водой будет - тот.

Кого считалочкой выбрали ведущим, тот встает и исполняет движения по тексту.

Проводится русская народная игра «Шёл козёл по лесу» (И.Каплунова, И.Новоскольцева «Праздник каждый день. Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением. Старшая группа.)

После игры дети садятся на свои места

Хозяюшка: Ох и весело у нас на посиделках!

Хозяюшка: Есть старинная игра, называется «Плетень».

Нам в нее играть охота, нам в неё играть не лень.

Раз плетень, два плетень, спрячемся от солнца в тень.

Посидим, отдохнем и опять играть начнем.

На эти слова дети подготовительной группы выстраиваются в две шеренге (напротив друг друга), руки скрещены перед собой.

Проводится русская народная игра «Плетень» (подготовительная группа 8 детей).

После игры дети садятся на места.

Хозяюшка: Наигрались, ребятки? Стали ловкими, быстрыми. Сейчас мы с вами отдохнем и посмотрим танец подготовительной группы «Катюша».

Танец «Катюша» (подготовительная группа – 3 пары детей).

После танца дети садятся на свои места.

Хозяюшка: Вот так русские девицы провожали своих парней в армию служить, а потом ждали их и песни пели, да на музыкальных инструментах играли. Красны девицы, вставайте, да сыграйте нам что-нибудь веселое.

Дети, которые играют на музыкальных инструментах, берут их и встают в одну линию.

1 ребенок: Эй, берите инструменты, погремушки, бубенцы.

Звуки нашего оркестра полетят во все концы.

2 ребенок: Вы послушайте немножко, как играем мы на ложках,

Бубном тоже позвеним, всех повеселить хотим.

3 ребенок: Ну, а наш металлофон издает волшебный звон.

Колокольчики звенят, всех повеселить хотят.

Оркестр музыкальных инструментов под русскую народную мелодию «Во саду ли в огороде» (подготовительная группа 8 детей.)

После дети садятся на свои места.

Хозяюшка: Позабавили вы нас девицы да молодцы. Только играми да плясками сыт не будешь. Славится наш народ гостеприимством, да угощением знатным. А прежде чем я вас приглашу к нашему самовару, испить душистого чая и съесть румяного пирога, ответьте мне гости дорогие, понравились ли вам сегодняшние посиделки? Я вас очень прошу почитать и беречь родную культуру, относится с вниманием и интересом к народному искусству. А теперь всех прошу к столу, угощайтесь, гости дорогие.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Выступление на методическом собрании на тему «Развитие мелкой моторики у…

Выступление на методическом собрании на тему «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста На сегодняшний день каждый родитель знает, насколько...

Игры для детей. «Театр из поролоновых губок»

Игры для детей. «Театр из поролоновых губок» Смастерите вместе с ребенком дома кукольный театр, сцену и театральный реквизит. Вам будет чем...

Конспект занятия «День Земли» в младшей группе

Конспект занятия «День Земли» в младшей группе Программное содержание: 1. Дать детям представление о том, что планета –Земля – это огромный шар. 2...

Читайте также

Проект учителя-дефектолога на тему: «Веселые пальчики»

Проект учителя-дефектолога на тему: «Веселые пальчики»

Конспект занятия по развитию речи. Тема: Составление описательных рассказов по…

Конспект занятия по развитию речи Тема: Составление описательных рассказов по теме «Дары осени» Цель: закрепить знания детей об осенних явлениях в...

Консультация для родителей «Значение игры для дошкольников»

Консультация для родителей «Значение игры для дошкольников» Те родители, которые думают, что чем ближе ребёнок к школе, тем меньше он должен...