Звуковая культура речи - дифференциация звуков р – л
Цель: упражнять детей шести лет в отчетливом произношении звуков р – л; р, - л, изолированных и в словах упражнять детей в различении звуков р – л; р, - л, в отдельных словах; уметь делить слово на слоги, выделять звук, слог, слово, предложение.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? (Да.) Тогда мы сегодня отправимся с вами на поиски клада, а где он зарыт, вы сможете узнать, когда преодолеете несколько препятствий. Вы готовы. (Да.) Это мы сейчас проверим.
Чтобы наши поиски были успешными, нам нужно в первую очередь уметь правильно и красиво говорить. Скажите, из чего состоит наша речь? (Из предложений, слов, слогов, звуков.) Сейчас я буду называть или звук, или слог, или слово, или предложение, а вам нужно будет правильно определить, что это такое.
Если это звук – вы показываете один пальчик, если это слог, то два пальчика, если это слово, то ладошку, если это предложение, то показываете руку перед грудью. Если все показывают правильно, воспитатель поднимает карточку «+». Если дети делают ошибки, то карточку «-».
А теперь давайте сделаем гимнастику для своих губ. Возьмите зеркала.
Сделайте упражнение «Лягушка»:
«Квака любит улыбаться
Рот у Кваки до ушей,
Хоть завязочки пришей» (и-и-и).
А теперь разомнем язычок. Делаем упражнение «Маятник часов»:
«Влево-вправо, влево-вправо
Мой язык скользит лукаво:
Слово маятник часов, покачаться он готов».
Затем выполняется артикуляционная гимнастика для звука «р», «р’» «Учимся лакать молоко». «л», «л’» «Иголочка».
Теперь, ребята, нам пора в путь и первое задание – препятствие будет таким: нужно выбрать из данных слов 2 звука, которые будут с нами сегодня на протяжении всего пути. Слушайте внимательно, какой звук спрятан в словах:
пароход
рак самовар река торт пар (р) |
лодочка
молоток стол ложка лягушка лампочка (л) |
Правильно, ребята, «р» и «л». А кто из вас сделает полный звуковой анализ для звука «р»(«р» - согласный, т.к. есть препятствие язычка, звонкий, «рак» - бывает твердым, «река» - мягкий). Правильно. А теперь для звука «л» («л» - согласный, т.к. есть препятствие язычка, звонкий, бывает твердым и мягким; «лес» - мягкий звук, «лук» - твердый звук.)
Ребята, давайте поиграем в дидактическую игру «Звуковые часы». Каждому из вас нужно будет найти на часах картинку со звуком «р» или «р’» и показать его красной стрелкой, а звуки «л» или «л’» синей стрелкой.
Ребята выходят по очереди, находят картинки и объясняют, какой звук в этом слове, твердый или мягкий, где находится: в начале, в середине или в конце слова. Делят слово на слоги (дают полный ответ).
Воспитатель: Ребята, а сейчас найдите на часах картинку с самым длинным названием. (Черепаха.) А почему вы так считаете? (В слове черепаха 4 слога, а в остальных 2 или 3 слога.) Правильно. Оказывается эта картина не простая, в ней спрятано следующее задание, а какое, мы узнаем после того, как немножко отдохнем на привале.
Дети выходят на ковер и играют в игру «Определи место». Воспитатель называет слова, а дети определяют, где находится звук «р» или «р’» в слове, если в начале, то кладут ладонь на голову, если в середине, то ручку кладут на животик, если в конце слова, то приседают.
Затем со звуком «л» или «л’».
После игры дети по очереди садятся: сначала те, в чьем имени есть звук «р» или «р’», затем те, в чьем имени есть звук «л» и «л’», и только потом все остальные.
Воспитатель: Ну, что отдохнули ребята? (Да.) Тогда вперед. Давайте посмотрим, что находится в следующем задании. Третье задание. Нужно по схеме придумать предложение.
Воспитатель показывает схему.
(Дует теплый ветер. Идет сильный дождь. Растет зеленая трава.)
Затем:
(Маленькая птичка улетела. Красивая кукла сидит.)
Воспитатель: Молодцы! Давайте возьмем предложение «Растет зеленая трава».
Дети должны интонацией выделять сначала одно, затем другое слово.
Воспитатель: Ребята, а вот и последнее задание, если вы с ним сейчас справитесь, то мы сможем узнать, где же находится клад. Вам нужно составить звуковую схему слова «клад».
Дети выкладывают на столах схему:
Воспитатель выкладывает 4 разные схемы. Дети выбирают из них нужную, с которой совпала их схема. Эта схема № 3.
В группе на разных шкафчиках находятся цифры 1,2,3,4. Воспитатель открывает шкаф на котором цифра 3 и достает оттуда «волшебный сундучок».
Воспитатель: Ребята, а как же нам его открыть? Подождите, здесь какая-то записка. «Волшебный» сундучок откроется только тогда, когда вы отгадаете три загадки:
В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий
И на много – много лет
Оставляет черный след. (Карандаш.)
Белый камешек растаял
На доске следы оставил. (Мел.)
У сосны и елки
Листики – иголки.
А на каких листочках
Растут слова и строчки. (На тетрадных листах.)
Сундучок открывается.
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, все препятствия прошли и клад нашли и все загадки смогли отгадать. И за это вам сундучок дарит отгадки: карандаши, мелки, тетради. Скажите, какие знакомые звуки спрятались в этих предметах («р» и «л»).Правильно. Ну, а теперь разбирайте подарки и можете уже рисовать и писать на доске и в тетрадях.
Читайте также |
---|
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе…
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «День Знаний» Цель: создать праздничное настроение у детей, положительное...
Технологическая карта подвижной игры с детьми старшей группы
Технологическая карта подвижной игры с детьми старшей группы Образовательные области: «Физическое развитие». Интеграция видов деятельности: Социально-коммуникативное, физическое, речевое развитие. Вид занятия: игровая...
Люби и знай свой край!
Люби и знай свой край! Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей...