Сборник дидактических упражнений

«Формирование ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией»

 

Введение

Основную роль в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов играет родной язык. Обследования детей в дошкольных учреждениях показали, что в старших и подготовительных к школе группах от 40 до 60 % детей имеют речевые нарушения. Среди наиболее распространенных речевых нарушений – стертая дизартрия (речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга).

Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре слов. Интересными наблюдениями можно считать выявляющиеся у детей со стертой дизартрией наряду с трудностями воспроизведения слов сложной слоговой структуры и нарушение общеритмических способностей. Дети не могут повторить простой ритмический рисунок: похлопать в ладоши 1, 2, 3 раза, выполнить серию хлопков «1,2» пауза «1,2» и т.д. Не могут отхлопать аналогичный ритмический рисунок с разной силой, т. Е. сделать акцент согласно образцу, который демонстрирует логопед (1 раз сильно стукнуть, 2 раза тихо).

Нарушения, выявленные при исследовании ритмических способностей детей со стертой дизартрией, коррелируют с их моторной недостаточностью в общей, тонкой, ручной и артикуляционной сфере. Правильно повторяя вслед за логопедом три сложных слова, дети нередко искажают их в спонтанной речи, сокращая количество слогов. При правильном воспроизведении контура отмечаются множественные ошибки при передаче звуконаполняемости слов. Отмечается ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

Развитие ритмической способности находится в тес­ной связи с формированием пространственно-временных представлений. Каждое движение, осуществляясь в систе­ме пространственных координат, обеспечивается опреде­ленным уровнем развития зрительно-моторной коорди­нации и оптико-пространственных связей, т. е. совокуп­ной деятельностью зрительного, двигательного и кожно-кинестетического анализаторов. Восприятие вре­мени реализуется благодаря совокупной деятельности слу­хового, зрительного и двигательного анализаторов. Таким образом, межанализаторная деятельность обеспечивает готовность к овладению основными ритмическими струк­турами. В то же время уровень развития межанализатор­ной деятельности определяется степенью сформированности ритмической способности. В онтогенезе последова­тельное развитие межанализаторного взаимодействия, координации и интеграции создает базу для сенсомоторных механизмов речи, определяет успешность формиро­вания сложнейших речевых функций и языковых про­цессов, составляющих основу звуковой стороны речи, функ­ций письма и чтения и др.

Актуальность.

В настоящее время увеличивается количество детей, нуждающихся в специально коррекционно-развивающей работе по формированию ритмических способностей для усвоения слого-ритмической и звуко-слоговой структуры слова.

Цель работы.

Разработать и систематизировать комплекс дидактических упражнений по формированию ритмических способностей у детей со стертой дизартрией для развития слоговой структуры слова.

В данной работе используется последовательность формирования ритмических моделей от построения ритмического ряда к метру, темпу и ритмическому рисунку. Использование упражнений данного пособия обеспечивает успешность комплексных коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на усвоение фонематической системы языка и развитие звуковой стороны речи.

  1. Упражнения на построение ритмического ряда

Упражнение 1

Цель. Формировать повторяющийся ритм движений рук с наращиванием их количества и сохранением посто­янного темпа выполнения.

Ребенку предлагается образец повторяющихся ритмич­ных движений рук с постоянной фиксацией силового на­пряжения в начале или конце движения. Ритмичность повторяющихся движений достигается за счет соблюдения очередности (логопед стучит, затем ребенок стучит) и со­ хранения темпа выполнения задания, комфортного для ре­бенка.

Упражнение 2

Цель. Формировать чередующийся ритм движений.

Ребенку предлагается повторять серию движений (хлоп­нуть, стукнуть, топнуть) сопряжено с логопедом, с очеред­ностью и по показу.

По мере усвоения заданной серии необходимо менять последовательность выполнения движений.

Упражнение 3

Цель. Формировать устойчивый ритм дыхательных движений (с помощью дыхательной гимнастики).

Работа начинается с определения темпа, оптимального для ребенка, стремления к сохранению постоянного темпа дыхательных движений. Количество устойчивых движе­ний увеличивается от занятия к занятию и фиксируется путем пересчета и регистрации итогового количества. Ло­гопед производит пересчет в темпе дыхательных движе­ний ребенка.

Упражнение 4

Цель. Формировать представление о ритмическом зри­тельном ряде на основе повторяемости его элементов.

Ребенку предлагается выложить ряд форм с заданны­ми свойствами (дорожку из красной мозаики, забор из жел­тых палочек, дорожку из квадратиков), выбрав необходи­мые из множества.

Вариант. Ребенку предлагается выделить на каждой строчке форму, не похожую на остальные (см. рис. 1). Пред­варительно проводится анализ изображений, выбираются оди­наковые (объединенные по признакам цвета, формы, величи­ны, наличию или отсутствию углов, направлению штриховки и др.). Затем определяется лишняя, отличающаяся от других форма. Одинаковые можно заштриховать или раскрасить.

1

Упражнение 5

Цель. Составлять ритмический ряд на основе чередова­ния его элементов.

Ребенку предлагается выложить ряд геометрических форм с чередованием:

а) цвета,

б) величины,

в) формы.

Чередование элементов предлагается по показу или об­разцу (см. рис. 2).

Упражнение 6

Цель. Воспроизводить линейный ритмический ряд, ис­пользуя прием рисования.

Ребенку предлагается нарисовать вертикальные линии в определенном ритме — с чередованием цвета, высоты линий или расстояния между ними (см. рис.). Игровые приемы — нарисовать разноцветный забор с чередовани­ем двух и более цветов, «починить» его, вставив пропущен­ные линии заданного цвета и высоты, — позволяют фор­мировать устойчивые двигательные переключения.

2

  1. Упражнения на установление ритмических координаций

Упражнение 1

Цель. Соотносить ритмический рисунок движений рук с речевым ритмом. Выполнение пассивной гимнастики кисти и пальцев рук сопровождается звукокомплексами, слогами (речевыми сред­ствами, доступными ребенку). 1. Последовательное вращение каждого пальца руки
ребенка по часовой стрелке и против нее сопровождается
мелодичным произнесением или пением цепочки повто­ряющихся слогов: большой палец — «па-па-па», указатель­ный — «та-та-та», средний —«ка-ка-ка», безымянный — «ля-ля-ля», мизинец — «ма-ма-ма».

  1. Последовательное растягивание межпальцевых скла­док путем отведения каждого пальца руки, начиная с боль­шого, сопровождается восклицанием «опа!». При этом объем движений, растягивающих каждую межпальцевую складку, является максимальным.
  2. Последовательное сгибание и разгибание каждой фаланги пальцев руки сопровождается эмоциональным восклицанием «ку-ку!».

Упражнение 2

Цель. Соотносить ритм звучания музыкальных инстру­ментов с ритмом движений. Звучание каждого музыкального инструмента соотно­сится с имитационным движением. Например, звучание колокольчика соответствует раскачивающим движениям кистей рук, барабана — попеременным движениям кула­ков по столу, бубна — похлопывающим движениям кула­ка о раскрытую ладонь, дудочки — синхронным движе­ниям обеих рук, прижатых к губам. Ребенок слушает зву­чание и воспроизводит соответствующее движение.

Вариант 2. Ребенок воспроизводит ритмы в соответ­ствии со сменой звучания музыкальных инструментов со­ответствующими им движениями. Усложнение Увеличение количества звучаний и движений, участву­ющих в составлении ритмического ряда; нарушение рит­мических координации: несоответствие звучаний музыкаль­ных инструментов движениям.

Упражнение 3

Цель. Соотносить количество звуковых сигналов с ко­личеством элементов зрительного ряда.Ребенку предлагается игровая ситуация: как только он слышит звук барабана, то кладет на дорожку кружочек (инструмент находится за ширмой). Логопед стимулирует ребенка к выполнению действия сразу после звукового сиг­нала. Далее ребенку предлагается озвучить дорожку, иг­рая на барабане столько раз, сколько кружочков на до­рожке. Количество звуковых сигналов может быть огра­ничено в соответствии со способностью ребенка к пересчету и называнию итогового числа.

Вариант. Озвучивать дорожку можно, используя другие музыкальные инструменты (колокольчик, дудочку, бубен).

Упражнение 4

Цель. Соотносить ритм звучания музыкальных инстру­ментов со зрительным ритмом, выстраивать ритмический ряд с опорой на цвет.«Разноцветные звуки»: предварительно ребенку пред­лагается образец звучания двух различных инструментов. Каждое звучание соотносится с фишкой (карточкой) соот­ветствующего цвета. Затем предъявляется повторяющий­ся или чередующийся ряд цветных фишек (карточек) и Вариант 2. Ребенок воспроизводит ритмы в соответ­ствии со сменой звучания музыкальных инструментов со­ответствующими им движениями. Усложнение: Увеличение количества звучаний и движений, участву­ющих в составлении ритмического ряда; нарушение рит­мических координации: несоответствие звучаний музыкаль­ных инструментов движениям.

Упражнение 5

Цель. Соотносить ритм движений с ритмом звукопод­ражаний голосам животных, птиц, бытовым шумам.Звукоподражания голосам животных, птиц, бытовым шумам соотносятся с имитационными движениями рук (доступными для ребенка). Используются синхронные («прыг-прыг») и попеременные («топ-топ») движения.

Вариант 1. Ребенок воспроизводит ритмические коор­динации звукоподражаний и движений с наращиванием ряда, фиксацией количества движений и звукоподражаний.

Вариант 2. Ребенок воспроизводит ритмические коор­динации, соотнося характер движения с интонацией произ­носимых звукоподражаний. Например: кошечка («мяу») — мягкие поглаживаю­щие движения; корова («му»)— интенсивные постукива­ющие движения.

Вариант 3. Ребенок воспроизводит ритмические коор­динации со сменой звукоподражаний и соответствующих им движений. Логопед произносит цепочку повторяющихся или че­редующихся звукоподражаний, побуждая ребенка выкла­дывать форму на дорожку (линейку) после каждого звуча­ния.

Вариант 1. Логопед предлагает ребенку озвучить с по­мощью звукоподражаний дорожку, заранее выполненную из чередований квадратов и кругов.

Вариант 2. Логопед воспроизводит цепочку звукопод­ражаний с ошибками (без соответствия звукоподражания цвету дорожки), побуждая ребенка внимательно слушать и исправлять ошибки.

Звукоподражание

бом-бом

хлоп-хлоп

тук-тук

Движения

Хлопки ладонью по столу

хлопки в ладоши

постукивание кулаком по столу

Усложнение: Увеличение количества звукоподражаний и движений, участвующих в составлении ритмического ряда, наруше­ние ритмических координации: несоответствие звукопод­ражания и движения, когда ребенок исправляет ошибки взрослого.

Упражнение 6

Цель. Соотносить ритм повторяющихся и чередующих­ся звукоподражаний голосам животных, птиц, бытовым шумам с ритмом выбранных на основе зрительного вос­приятия геометрических форм.Звукоподражания голосам животных, птиц, бытовым шумам соотносятся с геометрическими формами. Напри­мер, мычание коровы — с квадратом, мяуканье кошки — округом.

Упражнение 7

Цель. Соотносить ритм движений с ритмом автомати­зированных речевых рядов (пересчетом).Ребенку предлагается выполнять цепочку повторяющих­ся или чередующихся движений в соответствии с речевой инструкцией: «Хлопни в ладоши два раза, стукни ладош­ками по столу три раза. Повтори несколько раз эти дви­жения со счетом». Ребенок хлопает в ладоши, сопровож­дая каждое движение пересчетом: «Раз, два», стучит ла­дошками три раза по столу: «Раз, два, три». Темп выполнения движений задается темпом пересчета.

Упражнение 8

Цель. Выстраивать ритмический ряд на основе соотне­сения движений и фонации.Предварительная работа заключается в усвоении при­емов фонетической ритмики, направленной на синхрониза­цию моторного комплекса (артикуляции и движения рука­ми), фонации и дыхания.

Вариант 1. Построение ритмического ряда из двух по­следовательно произносимых звуков и его воспроизведе­ние с опорой на моторный комплекс.Например, логопед показывает движения руками, побуж­дая ребенка к воспроизведению ритмического ряда: «ау». На «а» — разводить руки в стороны, на «у» — вытягивать руки вперед из положения «ладошки на уголках рта».

Вариант 2. Построение и воспроизведение ритмического ряда, состоящего из двух последовательно производимых дви­жений с опорой на фонацию. Логопед проговаривает цепочку гласных звуков, побуждая ребенка к скоординированному воспроизведению звукового и моторного комплекса.

Вариант 3. (коллективные формы). Повторение ком­плекса по цепочке: логопед показывает одному ребенку, тот — своему соседу и т. д. Последний ребенок показыва­ет движение логопеду и воспроизводит звучание.

Вариант 4. Воспроизведение звукового ряда с помощью образца движения.Логопед показывает движение руками и артикуляцию звукового ряда (беззвучно), предлагая ребенку громко по­вторить заданный ряд, как в сочетании с движением, так и без него, с небольшим временным интервалом.

Вариант 5. Логопед показывает артикуляцию звуко­вого ряда (беззвучно), предлагая ребенку громко повторить этот ряд наоборот: «ау у а, у и — иу, аи иа, оу уо». В случае ошибки ребенка можно сопровождать предъявле­ние звуков соответствующими движениями (как со сторо­ны педагога, так и со стороны ребенка).По мере усвоения ребенком данного комплекса упраж­нений звуковой материал включается в дыхательную и го­лосовую гимнастику.

Упражнение 9

Цель. Выстраивать ритмический ряд на основе соотне­сения буквы и звука.Ребенку предлагается выстроить буквенный ряд по об­разцу или речевой инструкции, используя буквы из маг­нитной азбуки.

Варианты инструкций:

— Найди и поставь сначала букву «а», потом букву «у». Рядом с буквой «у» поставь букву «а». Продолжи этот ряд

Упражнение 10

Цель. Соотносить ритм движений с речевым ритмом.Ребенку предлагается проговаривать цепочку слогов, соблюдая условие: слоги со звуком «а» проговаривать, от­хлопывая в ладоши, слоги со звуком «у» — отстукивая по столу: а) па-пу, па-пу, па-пу, па-пу, па-пу, па-пу, па-пу, па-пу; б) па-па-пу, па-па-пу, па-па-пу, па-па-пу, па-па-пу;

речи.

  1. Упражнения на усвоение способов трансформации.

Упражнение 1

Цель. Воспроизводить ритмические ряды по образцу (речевому, зрительно-двигательному).Логопед предлагает ребенку последовательность дей­ствий:

а) выложить разноцветную дорожку, слушая голоса
животных (каждому звукоподражанию соответствует опре­деленный цвет квадрата);

б) «озвучить» эту дорожку с помощью звукоподража­ний, нажимая пальчиком на каждый квадрат;

в) воспроизвести серию движений (стучать кулачками на звукоподражание «му», хлопать в ладоши на звукопод­ражание «ме») с одновременным проговариванием звуко­подражаний, используя в качестве образца разноцветную дорожку.

Упражнение 2

Цель. Воспроизводить речевой ритмический ряд по дви­гательному образцу.Логопед показывает цепочку движений (см. упражне­ние 22), побуждая ребенка воспроизводить соответствую­щий слоговой ряд. Например, два хлопка в ладоши, два стука по столу соответствуют слоговой цепочке «па па пу пу».

Упражнение 3

Цель.Воспроизводить речевой ритмический ряд с по­мощью зрительно-двигательных координации.Предварительный анализ образца включает узнавание и называние слогов с оппозиционными звуками, их соотне­сение с дорожками заданной длины. Например, слогу «па» соответствует длинная дорожка, слогу «ба» — короткая.Ребенку предъявляются варианты дорожек, с помощью которых воспроизводятся слоговые ряды.

Образцы дорожек:

а)______________ . _

б)______ ._____ ._____ ._

Упражнение 4

Цель. Воспроизводить ритмический ряд букв по образ­цу, заданному цветом.Предварительный анализ образца включает узнавание и называние букв, соотнесение буквы с заданным цветом (см. рис.). Ребенку предлагается запомнить цвет каж­дой буквы (зеленый, желтый, красный или любой другой). Затем образец закрывается листком бумаги, предъявля­ются строчки с различными ритмическими рисунками, ко­торые необходимо «расшифровать», т. е. соотнести квад­ратик заданного цвета с соответствующей ему буквой и за­писать буквы в порядке их следования до конца строки.

Усложненный вариант этого упражненияможно ис­пользовать в работе над просодическими компонентами речи, когда ребенку предлагается расставить ударение про­извольно или в заданной позиции, разделить ряд на ритми­ческие отрезки, воспроизвести последовательность звуча­ния, соблюдая расставленное ударение, паузы (с фиксацией смены дыхательных пауз). Если ребенок испытывает затруднения в удержании рит­мического ряда (пропускает элементы или вставляет лиш­ние, путает порядок их следования), следует уменьшить ко­личество элементов, составляющих ритмический ряд, уве­личить количество вариантов ритмических рядов, включить дополнительные задания по самопроверке готовой работы и упражнений по принципу «корректурной пробы».

Упражнение 5

Цель. Воспроизводить речевой ритмический ряд по об­разцу, заданному цветом.Предварительный анализ включает узнавание и воспро­изведение слогов, соотнесение их с заданным цветом, уста­новление последовательности и количества цветных кру­гов в каждом образце (см. рис. 3).

Вариант 1. Ребенку предлагается заполнить строку в соответствии с образцом, обозначенным цветом, затем вос­произвести последовательность, используя слоги.

3
Образец данной карточки предлагается ребенку на эта­пе автоматизации звука «р» в слогах.

Вариант 2 (усложненный). Ребенку предлагается «за­шифровать» заданные слоги разноцветными кружками и заполнить строку по образцу с помощью этого «шифра». Образцом служит речь логопеда, который проговаривает ряд повторяющихся или чередующихся слогов и предла­гает ребенку воспроизвести его на строке с помощью раз­ноцветных кружков. Слоги проговариваются логопедом в темпе, оптимальном для ребенка. В качестве предваритель­ной работы проводится совместное составление образца, когда каждому слогу присваивается кружок заданного цве­та и его анализ (речевое планирование).

4

  1. Упражнения на усвоение ритмических эталонов темпа.

Упражнение 1

Цель. Удерживать заданный темп движений. Ребенок выполняет координаторные движения (например, хлопает в ладоши, одновременно отстукивая ритм ногой). Логопед подбирает на метрономе темп, соответствующий ин­дивидуальному темпу выполнения движений. Он побуждает ребенка прислушиваться к звуку метронома при выполне­нии данного упражнения и удерживать заданный темп.

Упражнение 2

Цель. Регулировать речевой темп с помощью зритель­но-двигательных координаций (дорожек и лабиринтов).Предварительная работа заключается в заучивании скороговорок, коротких потешек, двустиший. Ребенку предлагается проговаривать знакомый текст, проводя пальцем по лабиринту или дорожке заданной дли­ны. Основным условием выполнения этого упражнения является соотнесение речевого темпа с длиной дорожки (ла­биринта): проводя пальцем по короткой дорожке (лаби­ринту), ребенок быстро произносит знакомый текст, длин­ная дорожка (лабиринт) соответствует медленному темпу произнесения.

Упражнение 3

Цель. Выделять паузу в ритмическом двигательном ряду. Ребенку предлагается отхлопать (отстучать) заданный ритм, комментируя каждое движение: «Раз, два, пауза...» Энергичные хлопки (постукивания) сменяются паузой — сжиманием рук в «замочек» или плавным фиксирующим движением обеих рук по столу. По мере усвоения ритмического ряда из цепочки дви­жений исключается движение, обозначающее паузу, затем сворачивается внешнее комментирование: «Раз, два, пауза». Усложнение: Смена повторяющегося ритма чередующимся: а) раз — пауза — раз, два — пауза, б) раз, два, три — пауза — раз — пауза, в) раз — пауза — раз, два — пауза — раз —пауза —раз — пауза.

5. Упражнения на формирование представлений о паузировании.

Упражнение 1

Цель. Выделять паузу в ритмическом зрительном ряду. Ребенку предлагается воспроизвести синкопированную дорожку из счетных палочек (мозаики, геометрических форм) по образцу (см. рис. 18). Предварительный анализ образца включает выделение и комментированный показ каждого элемента ритмического ряда, включая паузу. Основным условием выполнения этого упражнения явля­ется речевое сопровождение каждого действия, например: «Две палочки пауза, одна палочка пауза...»

Упражнение 2

Цель. Воспроизводить двигательные, звуковые и рече­вые ритмические ряды по зрительному образцу. Ребенку предъявляется карточка с четырьмя-восемью вариантами ритмических рядов, проводится предваритель­ный анализ каждого варианта, предлагается его отхлопать.

  1. 1.IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIII
  2. 2.I II I II I II I И I II I И I П I П I
  3. 3.III I III I III I III I III I III I III I
  4. 4.I II II I II II I II II I II II I
  5. 5.I I III I I III I I III I I III I I Ш I I Ш
  6. 6.III II I III II I III II I Ш II I III II I
  7. 7.II III II I II III II I II III II I II Ш I
  8. 8.I III I II I III I II I III I II I III I И I Ш I

Вариант 1. Озвучить каждый ряд с помощью бубна или барабана.

Вариант 2. Озвучить каждый ряд с помощью заданно­го слога.

  1. Упражнения на формирование представлений о ритмическом ударении.

Упражнение 1

Цель. Соотносить силу голоса с амплитудой движе­ния. Логопед предлагает ребенку послушать стихотворный текст: «Большие ноги идут по дороге: ТОП-ТОП-ТОП; маленькие ножки идут по дорожке: топ-топ-топ». Пер­вую часть фразы он произносит громким голосом, вто­рую — тихим. Повторяя этот текст несколько раз, он подключает движение — постукивание кулаками. Ин­тенсивность и амплитуда движения соотносятся с силой голоса: сильные и широкие движения соответствуют громкому произнесению, легкие короткие движения — тихому. Ребенок действует сначала совместно с логопе­дом, а затем воспроизводит заученный текст и движения самостоятельно.

Упражнение 2

Цель. Изменять силовое напряжение повторяющихся движений с опорой на звучание музыкального инстру­мента. Многократное прослушивание звучания музыкального инструмента (от тихого к громкому и наоборот) сопровож­дается цепочкой повторяющихся действий (отхлопывани-

Упражнение 3

Цель. Формировать представление о ритмическом уда­рении в слоговых рядах.

Ребенок проговаривает (читает) ряды слогов с сопря­женными движениями рук (хлопками). Ударная позиция слога обозначается хлопком с широкой амплитудой и си­ловым напряжением выполняемого движения. Слоговые ряды могут состоять из одинаковых повто­ряющихся слогов (па па), слогов с чередованием глас­ных (па пу), оппозиционных согласных (ба — па), про­извольно выбранных согласных (па та ка).

Вариант 1. Ребенок проговаривает (читает) ряды сло­гов, соотнося каждый слог с кружочком заданного цвета. Ударная позиция слога обозначается кружочком контраст­ного цвет

  1. Упражнения на усвоение слогоритмической структуры слова.

Упражнение 1

Цель. Воспроизводить слогоритмическую структуру слова с использованием двигательных и зрительных опор. Ребенку предъявляются карточки со словами или пред­метные картинки. Проговаривание (послоговое чтение) каж­дого слова сопровождается движениями обеих рук, при этом количество слогов соотносится с количеством хлопков или ударов. В качестве сенсорного стимула можно использо­вать логопедическую щетку — «ежик» (см. приложение). Логопед фиксирует каждое движение ребенка счетной па­лочкой или геометрической формой. В работу включаются слова с одинаковой слогоритми­ческой структурой.

Упражнение 2

Цель. Составлять ритмическую схему слова. По мере усвоения алгоритма действий, заданного в упражнении 56, ребенок самостоятельно проговаривает сло­во, отхлопывая его части; составляет схему, используя счет­ные палочки (геометрические формы, мозаику); фиксирует количество палочек (форм, мозаик), составляющих схему; проговаривает слово по частям, последовательно нажимая на каждую из них. Карточки со словами или предметными картинками предъявляются ребенку последовательно.

Упражнение 3

Цель. Соотносить слова с заданной ритмической схе­мой. Ребенок выбирает хаотично лежащие в коробке кар­точки со словами или предметные картинки, проговарива­ет (читает) каждое слово, соотнося его с заданной схемой. Подходящие картинки он кладет рядом со схемой, «лиш­ние» убирает в отдельную стопку. Предварительная рабо­та заключается в построении схемы из геометрических форм, пересчете количества деталей схемы и формулиро­вании игровой задачи: подобрать к схеме подходящие сло­ва. В случае затруднения ему предлагается помощь в виде послогового отхлопывания слова с фиксацией количества движений.

Упражнение 4

Цель. Выделять заданное слово из ряда букв.

Предварительная работа заключается в кратковремен­ном (2-4 с) предъявлении карточки с заданным словом. Ребенку предлагается узнать и назвать слово; на строке, заполненной буквами, выделить его и обвести (подчеркнуть) цветным карандашом.

Например: ДОМКАОДЖТСЫВАОДОМЯФДЗИМКУАЛДОМХЖДОМ

Вариант. Узнавать и выделять слова с различной слогоритмической структурой в буквенном ряду.

Например: СВЕУЛАКБЫПОВОРОТАУКОНОЛСОНФЭЦУЧАСЩУЕТ

Упражнение 5

Цель. Соотносить слова со схемой, выполненной из глас­ных букв.

Ребенок выбирает хаотично лежащие в коробке кар­точки со словами или предметные картинки, проговарива­ет (читает) каждое слово, соотнося его с заданной схемой. Подходящие картинки он кладет рядом со схемой, «лиш­ние» убирает в отдельную стопку. Предварительная рабо­та заключается в построении схемы из заданных гласных и формулировании игровой задачи: подобрать к схеме под­ходящие слова. Слова должны быть хорошо знакомы ре­бенку.

Упражнение 6

Цель. Составлять схему слоговой структуры слова.

Послоговое проговаривание слова сопровождается состав­лением схемы и ее анализом (пересчетом количества со­ставляющих, определением их местоположения путем соот­несения с порядковым числительным). Например: в слове «собака» три слога — первый «со», второй «ба», третий «ка».

Вопросы ребенку:

Назови первый (второй, третий) слог.

Какой по счету слог «ба» («ка» «со»)?

Упражнение 7

Цель. Дифференцировать слова в соответствии со схе­мами, выполненными из гласных букв.

Ребенку предъявляются две (три) схемы, усвоенные на предыдущих занятиях. Задание заключается в распреде­лении предметных картинок (карточек со словами) к каж­дой схеме. Набор картинок (карточек) включает «лишние» слова, не подходящие к предлагаемым схемам.

Слова: рука, арбуз, сумка, куртка, кактус, шалун, каб­лук, будка, луна, булка, парус, барсук

Заключение

Развитие ритмических способностей должно являться важной составляющей коррекционно-развивающих логопедических занятий по усвоению слогоритмической и звукослоговой структуры слова.

 

Список используемой литературы:

  1. Беляева Л. И., Гончарова Н. Н., Шишкова Т. Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи/под ред. Л.и. Беляковой. М.: Книголюб, 2004.
  2. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика: пособие для учителя. М.: Владос, 1996.
  3. Волокова Г. А. Логопедическая ритмика: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Владос,2002.
  4. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: пособие для логопедов и родителей. СПб.: Дельта, 1997.
  5. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. М.: Аквариум, 1995.
  6. Румянцева Е. Ю. Логопедическая ритмика в комплексной работе по преодолению нарушений речи: дис. каед. пед. наук. СПб., 1999.
  7. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте. М.: ЭГСИ; Чебоксары: Чувашия, 1999


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Занятие по психологии для среднего дошкольного возраста «Сказка про…

Занятие по психологии для среднего дошкольного возраста «Сказка про ёжика Прошу»

Конспект по развитию речи в старшей группе «Ёлка наряжается»

Конспект по развитию речи в старшей группе «Ёлка наряжается» Цель: Уточнить знания детей о признаках зимы. Учить составлять короткие тексты. Обогащать словарь детей...

Сборник игр для формирования коммуникативных умений у детей двух-трех лет

Сборник игр для формирования коммуникативных умений у детей двух-трех лет Введение Материалы данного сборника актуальны, так как в дошкольной образовательной организации (ДО)...

Читайте также

Формирование национальных традиций у детей дошкольного возраста с учетом регионального…

Формирование национальных традиций у детей дошкольного возраста с учетом регионального культурно-творческого процесса (Из опыта работы) Дошкольное образовательное дошкольное учреждение №36 «Звоночек»...

Дидактическое пособие Квест-игра по физическому воспитанию «Тайны Нижегородского Кремля»

Дидактическое пособие Квест-игра по физическому воспитанию «Тайны Нижегородского Кремля»

Интегрированное занятие по математике и развитию речи «Посадил дед репку»

Интегрированное занятие по математике и развитию речи «Посадил дед репку» Цель: Закрепление детьми элементарных математических представлений при помощи заданий по ФЭМП...