Технология использования сказки в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

 

Пояснительная записка

Глобальные проблемы современности, несущие угрозу человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования. В современном обществе прослеживается явное противоречие между  позитивными установками и реальным уровнем экологического воспитания личности.

Действенность любых мер по спасению природы определяется поведением людей, их отношением к окружающей среде, природе. А основы этого отношения закладываются в детстве, «поэтому дошкольный и младший школьный возраст должны стать объектом пристального внимания и педагогов, и психологов, занимающихся проблемами экологического образования и воспитания». (С.Д. Дерябо).

Дошкольное детство - это период развития ребенка, в который начинает складываться его эмоциональная сфера. Ребенок этого возраста чуток и отзывчив. Он начинает сопереживать героям сказок и мультфильмов.

В последнее время, в целях природоохранной пропаганды среди дошкольников и младших школьников все чаще стали использоваться так называемые экологические сказки.

Сказки должны быть доступны детям, а их изложение отличаться выразительностью, при котором могут быть использованы обычные сказочные приемы и известные персонажи. Однако красной нитью все же должна проходить тема охраны природы.

Сказки учат детей не быть равнодушными, будят мысли, развивают эмоциональный внутренний мир, воспитывают гуманность, формируют экологическое поведение и экологическую этику.

В использование данной технологии прослеживается подготовительная работа, которая включает: знакомство с произведением, уточнение его содержания. Для этого организуется чтение, обсуждение ярких моментов и поступков героев произведения, рассматривание иллюстраций, рисование своих иллюстраций, отработка сюжетов, содержащих диалоги. Технологию используем один раз в две недели. Воспитатель организует, переживает и разрешает вместе с ребенком сложившуюся ситуацию. Дети же, не играют отрепетированную роль, а принимают ее на себя, вживаются в образ героя, импровизируют, их решения бывают неожиданными, интересными.

Данная работа проводится в тесном контакте с родителями и узкими специалистами.

Теоретические основы технологии

Экологические сказки помогают понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды. Человек при этом играет важную роль в поддержании, сохранении или созданию таких условий. Экологические сказки раскрывают основные понятия и законы экологии, а также популярно вводят детей в различные аспекты взаимодействия человека с природой- использование ресурсов и охраны. Очень важно, что экологические сказки развивают умение детей мыслить системно, с пониманием происходящих закономерностей. Сказки способствую движению мысли ребенка и формируют его экологическое мышление (Н.А. Рыжова).

Для того, чтобы сохранить себя, человек должен сохранить природу, но чтобы суметь это сделать, он должен развить и улучшить себя. Поэтому культурно - экологическое воспитание и образование в целом должно быть ориентировано на созидание более совершенного человека в нравственном, мировоззренческом, творческом плане, расширить возможности социального и нравственного воспитания в процессе обучения как воспитания прежде всего чувства ответственности за собственное поведение, образ собственных мыслей и поступков. Само слово воспитание говорит нам об особом питании души и сердца ребенка высокими образами Истины, Добра и Красоты, и первое место в воспитании должно принадлежать именно Красоте, раскрытию в ребенке восприятия красоты, так как высокая красота сама по себе возвышает и облагораживает человека, несет то человечное, мудрое, доброе, доброе, что так всем нам необходимо сегодня! (В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова).

Пояснительная записка к диагностическому материалу

Диагностика разработана на основе общеобразовательной программы «Детство». В представленной технологии для диагностирования детей использовался раздел «Ребенок открывает мир природы».

Задачи воспитания и развития детей

    1. Развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами с учетом избирательности и предпочтений детей.
    2. Обогащать представления детей о многообразии признаков животных и растений, обитающих в разных климатических условиях (жаркого климата юга и холодного севера). Объединять в группы растения и животных по признакам сходства (деревья, кустарники и т. д., рыбы, птицы, звери и т. д.).
    3. Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
    4. Развивать самостоятельность детей в уходе за животными и растениями.
    5. Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

Взаимодействуя с детьми старшего дошкольного возраста, воспитатель обеспечивает условия для проявления активной позиции ребенка в познании природы. В развивающей среде группы создает условия для самостоятельного решения детьми проблемных ситуаций природоведческого содержания, экспериментирования, наблюдения, ухода за обитателями уголка природы.

Оценивание достижений ребенка по трем уровням

Уровни усвоения технологии.

Низкий. Объем представлений о растениях и животных незначителен. Ребенок знает и выделяет совместно со взрослым некоторые признаки внешнего строения, яркие особенности поведения: движения, голосовые реакции животных, отдельные части растений. Наблюдает за растениями и животными только по предложению взрослого. Интерес к природе ситуативен, эмоциональные реакции в общении с ней слабо выражен.

Средний. Ребенок узнает и называет несколько растений (преимущественно деревьев и комнатных), некоторых зверей, птиц, рыб, ярких насекомых, опираясь на отдельные признаки. Безошибочно определяет живыми животных, основываясь при этом как на существенных признаках. Интерес и желание ухаживать за растениями и животными неустойчивы, избирательны. Самостоятельные наблюдения за ними редки. Ребенок эмоционально откликается на красоту природы.

Высокий. Ребенок знает (различает и правильно называет) достаточно большое количество растений и животных, их характерные признаки. Правильно определяет их принадлежность к живым существам на основании выделения у конкретных объектов признаков живого. Проявляет интерес к особенностям их жизни, радость от общения, сочувствие попавшим в беду; обнаруживает стремление оказывать помощь. Отношение к растениям и животным достаточно осознанное. Ребенок умеет определить их состояние, элементарно установить его причины на основе связей различного содержания. Видит признаки объектов природы, делающие их красивыми.

Планируемый результат

Удовлетворить детскую любознательность, не подавив при этом интереса к узнаванию природы, сформировать необходимые для разностороннего развития ребенка представления о ней, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления. Сформировать опыт общения с животными и растениями, стимулировать и проявлять гуманные проявления в поведении и деятельности в природе, воспитывать радостные переживания от нравственно положительного поступка.

Ребенок открывает мир природы

Представления

  1. Знает признаки и свойства растений, животных и человека как живых организмов (двигаются, питаются, дышат).
  2. Знает признаки отдельных растений и животных, детей и взрослых, доступные сенсорному анализу: цвет, размер, части и органы, их пространственное положение, вкусовые качества плодов огородных и садовых растений.
  3. Назначение основных органов и частей растений, животных.
  4. Конкретное представление об основных потребностях: в свете, тепле, влаге, пище, месте для обитания, защите от врагов.
  5. Общее представление о существовании разных сред обитания: наземной, воздушной, водной, об основных компонентах сред обитания (например: земля состоит из чернозема, песка, глины, камней, остатков частей растений; она может быть мягкой, рыхлой, влажной, сухой...).
  6. Знает приспособления отдельных растений и животных к среде обитания (домашние животные и культурные растения не приспособлены самостоятельно удовлетворять свои потребности, им помогает в этом человек).
  7. Знает представления о труде взрослых по уходу за домашними животными и растениями. Основные компоненты некоторых трудовых процессов (кормление животных, полив растений, выращивание овощей и фруктов, цветов).
  8. Сформированы представления о том, что растения и животные- живые, они рождаются от других живых организмов, растения от растений, животные от животных.
  9. Дифференцированные представления об условиях выращивания растений в уголке природы (свете, тепле, влаге, почве), содержания отдельных животных, птиц, рыб, способах их ухода.
  10. Имеет представление о процессе посадки и выращивании лука, крупных семян растений.
  11. Знает места произрастания и обитания растений и животных.
  12. Знает конкретные представления о животных- обитателях леса, луга, поля, водоема, о способах удовлетворения их потребностей.

Познавательные речевые умения

  1. Различает объекты и явления природы по их признакам.
  2. Пользуется всеми способами сенсорного анализа, умеет сравнивать предметы и явления природы по заданным свойствам
  3. Умеет составлять описательный рассказ о растениях или животных, отражать в речи результаты наблюдений, сравнения.

Практические умения

  1. Под контролем взрослого осуществляет уход за растениями, огорода, цветника
  2. Сажает луковицы и крупные семена.
  3. Вместе со взрослыми убирает участок- очищает его от снега и листьев.
  4. Подкармливает птиц зимой.
  5. Проявляет стремление к самостоятельности и радость от положительных результатов труда.

Отношение к природе

  1. Эмоционально откликается, переживает радость, удивление, восхищение от общения с растениями, животными, их детенышами.
  2. Проявляет сочувствие, сопереживание друг к другу, взрослым, больным, поврежденным живым существам.
  3. Проявляет интерес к труду взрослых по уходу за животными, растениями.

 

Полную версию работы можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Лепбук «Волшебный праздник Новый год»

Лепбук «Волшебный праздник Новый год» Новый год - это самый любимый праздник детей и взрослых. В Новый год исполняются все желание...

Взаимодействие детского сада с семьей

Взаимодействие детского сада с семьей Основная цель взаимодействия детского сада с семьями воспитанников – сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение их...

Познавательно-творческий проект «Творим волшебство своими руками»

Познавательно-творческий проект «Творим волшебство своими руками» I. Пояснительная записка 1.1. Тема проекта Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник изобразительной...

Читайте также

Проект в средней группе на тему: «Осень»

Проект в средней группе на тему: «Осень»

Тематический день в первой младшей группе ко дню бабушек и…

Тематический день в первой младшей группе ко дню бабушек и дедушек «Наши любимые бабушки и дедушки» Цель: познакомить детей с праздником...

Дидактическая игра «Домик для друзей»

Дидактическая игра «Домик для друзей» Дидактическая игра «Домик для друзей» подойдет для детей 4-5 лет. Данная игра направлена на развитие логического...