Использование элементов арт-терапии на занятиях по художественному творчеству с детьми старшего дошкольного возраста

 

(Из опыта)

 

«Творческое самовыражение личности ребенка в арт - терапевтическом

процессе является золотым ключиком, с помощью которого

маленький человек открывает дверь в большую взрослую жизнь».

Савенков А. И.

 

В настоящее время эстетическое образование дошкольников очень актуально, так как оно формирует незаурядную творческую личность. В процессе творческой деятельности дети приобретают бесценный опыт преодоления трудностей, учатся верить в свои силы, расширяют кругозор. Творческий труд воспитывает активную гражданскую позицию, вырабатывает позитивный созидательный характер.

Дети любят рисовать, но не всегда у них это получается. Помочь им самовыразиться, расширить кругозор, раскрыть свой талант, развить его, а самое главное – подготовить ребёнка к школе, как компетентную личность-вот главная цель работы воспитателя подготовительной к школе группы Обориной Надежды Петровны.

В работе используются программы и технологии: Горяевой Н.А. «Первые шаги в мире искусства»; Комаровой Т.С. «Изобразительное искусство детей в детском саду и школе»; Григорьевой О.В. «Рисование и лепка»; Швайко Г. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»; Копцевой Т.А. «Природа и художник»,целью которых является:

  1. Воспитание духовной культуры ребенка, его эстетического отношения к действительности, умения понимать и ценить прекрасное.
  2. Воспитание художественного вкуса, развитие творческих способностей.

На занятиях по художественному творчеству осуществляется квалифицированная коррекция развития творчества детей. Её успех определяется строгой продуманной системой, суть которой заключается в постепенном усложнении изобразительных, творческих и технических задач на фоне постоянно расширяемого кругозора и формирования морально-этических норм, воспитания любви к прекрасному.

Элементы арт-терапии, игровые приемы в оптимальном сочетании с другими методами и приёмами обучения оказывают благотворное влияние на развитие личности, её творческого потенциала, художественных способностей, нравственно-эстетического развития детей, повышают у них интерес к изобразительной деятельности и стимулируют самодеятельные формы её проявления, когда ребёнок сам ставит изобразительные задачи и пытается их решать. При этом у детей проявляются смелость, уверенность в своих силах. Постоянная активизация мышления детей на занятиях приводит не только к тому, что у детей углубляется восприятие произведений искусства, у них гораздо быстрее и прочнее закладываются навыки правильных приемов рисования, гораздо выразительнее и осмысленнее становятся рисунки. Опыт отслеживается с 2007 года. Практика использования данного опыта в системе работы показала, что в художественно-творческом развитии детей наметились значительные положительные изменения, позволяющие говорить о целесообразности его использования.

Предлагаем вашему вниманию некоторые изобразительные техники, которые воспитатель использует как на занятиях, так и в совместной и самостоятельной деятельности с детьми, а также при проведении мастер-классов для педагогов.

Упражнения с цветом. Используя лишь один цвет, попытайтесь исследовать его смысловые значения, изображая им разные формы и линии. Варианты:

Выберите цвета, которые вам наиболее и наименее предпочтительны в данный момент.

Выберите два или три цвета, составляющие гармоничную группу, или цвета, отражающие особенности вашего характера или состояния.

Выберите цвета, "нейтрализующие" ваши негативные переживания.

Создайте изображение, используя лишь два или три цвета.

Выберите два цвета – один симпатичный вам, другой несимпатичный – и создайте изображение.

Используя большую кисть, с закрытыми глазами закрасьте всю поверхность листа. Открыв глаза, попытайтесь увидеть образ или оценить особенности изображения. Затем сделайте то же самое, используя другой цвет.

«Каракули тела». Используя любые части тела и размашистые движения, с закрытыми глазами создайте каракули. Затем посмотрите на полученное изображение с разных сторон и попытайтесь найти в нём образ и развить его.

«Завершение». Используя одни и те же простые линии или формы как основу, создайте завершённый образ, а затем сравните изображения в группе как с точки зрения формы образов, так и их содержания.

Контрастирующие цвета, линии и формы. Используйте контрастирующие цвета, линии и формы, например легкие и сильные мазки, короткие и длинные линии и т.д. для создания единого изображения.

«Крупный масштаб». Создайте изображение, используя малярные кисти, ролики, губки, тряпки, ноги, руки и т.д.

«Вырезанные формы». Начертите какую-нибудь фигуру, затем вырежьте её и создайте на ней изображение. Повторите то же самое, используя другую фигуру, и сравните результаты.

«Каракули». Основное содержание этого упражнения – свободное движение мелка или карандаша по листу бумаги без какой-либо цели и замысла, в результате чего получается сложный «клубок» линий. В этом «клубке» следует затем увидеть какой-либо образ и развить его. Варианты этого упражнения:

-Ведите «дневник каракулей», для того чтобы проследить их изменение за определённый промежуток времени.

-После завершения рисунка на основе каракуля сочините рассказ.

-Попытайтесь выразить в словах свои чувства и ассоциации, появляющиеся при создании разных каракулей.

-Используйте отпечатки краски на бумаге (полученные с помощью кисти или руки) как основу для создания образа.

-Проделайте то же самое, но на большом листе бумаги, висящем вертикально, с участием всех членов группы.

-Напишите свои инициалы или автограф как можно крупнее, а затем попытайтесь найти в очертаниях образ и развить его.

-«Метаморфозы». Измените каракуль и полученный образ в нечто иное, используя три движения руки.

Правая и левая руки. Пусть правая и левая руки выберут свои цвета. Закрыв глаза, создайте две каракули, затем, открыв глаза, сформируйте образы на основе этих каракулей.

Левая рука. Варианты:

Взяв левой рукой крупную кисть и используя один цвет, создайте мазки, а затем сформируйте на их основе изображение.

Выполните то же самое, но используя левую кисть для создания отпечатков.

Создайте каракуль левой рукой и преобразуйте её в изображение.

Рисунок на влажной бумаге. Намочите бумагу и используйте водо-растворимые краски, нанося их с помощью кисти, разбрызгивая их или рассыпая красящийся порошок. Обратите внимание на смешивание цветов и свои ощущения, связанные с этим.

«Чернильные пятна и бабочки». Капните чернилами или жидкой краской на бумагу, сверните лист пополам, разверните. Преобразуйте пятна в образы. Варианты:

  • Дайте всем членам группы похожие пятна для доработки, а затем сравните результаты.
  • Вырежьте и дорисуйте отдельные фрагменты пятна, наиболее понравившиеся вам.

«Отпечатки». Используйте предметы с рельефной поверхностью для изготовления отпечатков. Варианты:

  • Используйте предметы, найденные на природе.
  • Создайте целостную композицию из отпечатков, работая индивидуально или вместе на большом листе бумаги.
  • Создайте из отпечатков образ.

Процарапанная поверхность. Раскрасьте лист бумаги фломастерами, затем покройте изображение слоем краски с помощью восковых мелков или пастели. Процарапайте поверхностный слой так, чтобы стало видно краску нижнего слоя.

Детство-это самая благодатная пора для творчества. Дарите детям эту радость!

В изостудии осуществляется квалифицированная коррекция развития творчества детей. Её успех определяется строгой продуманной системой, суть которой заключается в постепенном усложнении изобразительных, творческих и технических задач на фоне постоянно расширяемого кругозора и формирования морально-этических норм, воспитания любви к прекрасному.

Игровые приемы в оптимальном сочетании с другими методами и приёмами обучения оказывают благотворное влияние на развитие личности, её творческого потенциала, художественных способностей, нравственно-эстетического развития детей, повышают у них интерес к изобразительной деятельности и стимулируют самодеятельные формы её проявления, когда ребёнок сам ставит изобразительные задачи и пытается их решать. При этом у детей проявляются смелость, уверенность в своих силах.

Постоянная активизация мышления детей на занятиях изостудии приводит не только к тому, что у детей углубляется восприятие произведений искусства, у них гораздо быстрее и прочнее закладываются навыки правильных приемов рисования, гораздо выразительнее и осмысленнее становятся рисунки.

Опыт отслеживается с 2005 года. Практика использования данного опыта в системе работы показала, что в художественно-творческом развитии детей наметились значительные положительные изменения, позволяющие говорить о целесообразности его использования.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Игра, как средство воспитания этики общения у дошкольников

Игра, как средство воспитания этики общения у дошкольников Особое значение игры, и прежде всего игры сюжетно-ролевой, творческой, состоит в том, что...

Страх "открытой воды" или почему ребенок боится купаться в море?…

Страх "открытой воды" или почему ребенок боится купаться в море? Аннотация: Занимаясь плаванием в бассейне, аккуратно адаптируя ребёнка к воде, мы...

Инфрмационно-практико-ориентировочный, творческий проект «Настоящая семья - папа, мама, книга, я»…

 Инфрмационно-практико-ориентировочный, творческий проект «Настоящая семья - папа, мама, книга, я» в подготовительной группе

Читайте также

Хрестоматия «Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью!» для детей…

Хрестоматия «Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью!» для детей младшего возраста Аннотация: Сегодня мы с интересом начинаем относиться к старинным праздникам...

Познавательное развитие (ФЭМП), младшая группа «В гости к волшебнику»

Познавательное развитие (ФЭМП), младшая группа «В гости к волшебнику» Программное содержание: продолжать учить находить один и много предметов в специально созданной...

Мнемотехника – как способ развития связной речи у дошкольников

Мнемотехника – как способ развития связной речи у дошкольников Речь – главный способ общения. С помощью речи ребёнок легко и незаметно...