Работа по профилактике и преодолению фонетических нарушений у детей старшего дошкольного возраста
В настоящее время, детей имеющих фонетические нарушения речи становится все больше. С чем это связано и как можно это преодолеть? Ученые и практики пытаются найти выход по преодолению данной проблемы.
По данным многих авторов - Р.И. Мартынова, И.И. Панченко и др. увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, обусловленные перинатальной патологией. Среди причин особое место занимают асфиксия и родовая травма, поражение нервной системы при гемолитической болезни, инфекционные заболевания нервной системы, черепно-мозговые травмы, реже - нарушения мозгового кровообращения, опухоли головного мозга, пороки развития нервной системы, а так же наследственные болезни нервной и нервно-мышечной системы. Вследствие органического поражения ЦНС нарушены двигательные механизмы, структурная моторика, а это усугубляет нарушение речи при данной патологии.
Методика коррекции речевого дыхания и голоса
Для формирования правильной речевой воздушной струи, необходимой для речевого дыхания, используются следующие упражнения:
- вдох и выдох носом;
- вдох и выдох ртом;
- вдох ртом – выдох носом;
- вдох носом – выдох ртом.
- Постепенно нужно добиваться того, чтобы ребенок производил свободный, плавный, удлиненный выдох через рот. Затем тренируется плавный, длинный выдох с беззвучной артикуляцией гласных звуков А, О, У или согласных С, Ш. Взрослый должен следить, чтобы ребенок имитировал нужный звук, и поощрять удлинение фазы выдоха (отмечать время счетом). При систематических упражнениях ребенок начинает ощущать разницу в направлении воздушной струи и учится правильно ее направлять.
При выполнении этих упражнений очень важно постоянно контролировать ребенка, т. к. сначала ему трудно ощутить утечку воздуха через носовые ходы. Поэтому используют различные приемы контроля: приставляется зеркало к носовым ходам, ватка, полоска тонкой бумаги и т.п.
Воспитанию активного выдоха способствуют так же следующие упражнения:
- дуть на специально изготовленную из тонкой, нарезанной полосками бумаги «занавеску»;
- дуть на «флажок» из очень тонкой цветной бумаги, а затем – из более плотной;
- задувать ватку в «ворота»;
- дуть через трубочку в бутылку с водой. Нужно добиться, чтобы выдох был ровным и длительным – тогда вода будет долго и равномерно бурлить;
- дуть на пластмассовые игрушки, плавающие в воде и т.п.
Полезно каждое упражнение оценивать позитивно: «Вот ты правильно выдохнул через рот», «У тебя получился длинный выдох через рот». И т. д.
В процессе работы нужно учить детей изменять силу голоса от тихого к более громкому. Гласные А – О – У – И – Ы – Э произносятся с изменением звука по трем позициям: громко, средне, тихо и наоборот, постепенно усиливается звучание к концу последнего ряда гласных, постепенно ослабляя силу голоса.
Дети выполняют следующие упражнения:
- По развитию силы голоса:
а) удлинение произнесения звуков (при средней силе голоса)
у…..у ау….. ауи узо
о…..о аи….. оуи уза
а…...а ои….. оуа азу
уа….. уэи узу
б) усиление голоса (беззвучная артикуляция шепот-тихо-громко)
о – О – О – О а – А – А – А и – И – И – И
в) ослабление голоса (громко-тихо-шепот, беззвучная артикуляция на материале гласных звуков).
2. По развитию высоты голоса
Упражнения, связанные с дыханием нужно чередовать с упражнениями, развивающими движения губ и языка.
Данный комплекс несложных упражнений позволит родителям, воспитателям и логопедам решить проблемы, связанные с фонетическими нарушениями у детей старшего дошкольного возраста и являются прекрасной профилактикой речевых нарушений.
Читайте также |
---|
Доклад. Всероссийская научно-практическая конференция на тему «Мастер-класс как одна из…
Доклад. Всероссийская научно-практическая конференция на тему «Мастер-класс как одна из форм взаимодействия семьи и ДОУ по этнокультурному воспитанию» Добрый день уважаемые...
Планирование воспитательно-образовательной работы в средней группе на тему «Что нам…
Планирование воспитательно-образовательной работы в средней группе на тему «Что нам осень подарила? (хлеб)»
Использование песочных технологий в психолого-педагогическом сопровождении детей дошкольного возраста
Использование песочных технологий в психолого-педагогическом сопровождении детей дошкольного возраста «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» К.Д. Ушинский. Психолого-педагогическое сопровождение с...