Работа по профилактике и преодолению фонетических нарушений у детей старшего дошкольного возраста

 

В настоящее время, детей имеющих фонетические нарушения речи становится все больше. С чем это связано и как можно это преодолеть? Ученые и практики пытаются найти выход по преодолению данной проблемы.

По данным многих авторов - Р.И. Мартынова, И.И. Панченко и др. увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, обусловленные перинатальной патологией. Среди причин особое место занимают асфиксия и родовая травма, поражение нервной системы при гемолитической болезни, инфекционные заболевания нервной системы, черепно-мозговые травмы, реже - нарушения мозгового кровообращения, опухоли головного мозга, пороки развития нервной системы, а так же наследственные болезни нервной и нервно-мышечной системы. Вследствие органического поражения ЦНС нарушены двигательные механизмы, структурная  моторика, а это усугубляет нарушение речи при данной патологии.

Методика коррекции речевого дыхания и голоса

Для формирования правильной речевой воздушной струи, необходимой для речевого дыхания, используются следующие упражнения:

  • вдох и выдох носом;  
  • вдох и выдох ртом;
  • вдох ртом – выдох носом;
  • вдох носом – выдох ртом.
  • Постепенно нужно добиваться того, чтобы ребенок производил свободный, плавный, удлиненный выдох через рот. Затем тренируется плавный, длинный выдох с беззвучной артикуляцией гласных звуков А, О, У или согласных С, Ш. Взрослый должен следить, чтобы ребенок имитировал нужный звук, и поощрять удлинение фазы выдоха (отмечать время счетом). При систематических упражнениях ребенок начинает ощущать разницу в направлении воздушной струи и учится правильно ее направлять.

При выполнении этих упражнений очень важно постоянно контролировать ребенка, т. к. сначала ему трудно ощутить утечку воздуха через носовые ходы. Поэтому используют различные приемы контроля: приставляется зеркало к носовым ходам, ватка, полоска тонкой бумаги и т.п.

Воспитанию активного выдоха способствуют так же следующие упражнения:

  • дуть на специально изготовленную из тонкой, нарезанной полосками бумаги «занавеску»;
  • дуть на «флажок»  из очень тонкой цветной бумаги, а затем – из более плотной;
  • задувать ватку в «ворота»;
  • дуть через трубочку в бутылку с водой. Нужно добиться, чтобы выдох был ровным и длительным – тогда вода будет долго и равномерно бурлить;
  • дуть на пластмассовые игрушки, плавающие в воде и т.п.

Полезно каждое упражнение оценивать позитивно: «Вот ты правильно выдохнул через рот», «У тебя получился длинный выдох через рот». И т. д.

В процессе  работы нужно учить детей  изменять силу голоса от тихого к более громкому. Гласные А – О – У – И – Ы – Э произносятся с изменением звука по трем позициям: громко, средне, тихо и наоборот, постепенно усиливается звучание к концу последнего ряда гласных, постепенно ослабляя силу голоса.

Дети выполняют следующие упражнения:

  1. По развитию силы голоса:

а) удлинение произнесения звуков (при средней силе голоса)

у…..у                 ау…..             ауи               узо

о…..о                 аи…..             оуи               уза

а…...а                ои…..             оуа               азу

                         уа…..            уэи                узу

б) усиление голоса (беззвучная артикуляция шепот-тихо-громко)

о – О – О – О                 а – А – А – А                  и – И – И – И

в) ослабление голоса (громко-тихо-шепот, беззвучная артикуляция на материале гласных звуков).

2. По развитию высоты голоса

Упражнения, связанные с дыханием нужно чередовать с упражнениями, развивающими движения губ и языка.

Данный комплекс несложных упражнений позволит родителям, воспитателям и логопедам решить проблемы, связанные с фонетическими нарушениями у детей старшего дошкольного возраста и являются прекрасной профилактикой речевых нарушений.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Доклад. Всероссийская научно-практическая конференция на тему «Мастер-класс как одна из…

Доклад. Всероссийская научно-практическая конференция на тему «Мастер-класс как одна из форм взаимодействия семьи и ДОУ по этнокультурному воспитанию» Добрый день уважаемые...

Планирование воспитательно-образовательной работы в средней группе на тему «Что нам…

Планирование воспитательно-образовательной работы в средней группе на тему «Что нам осень подарила? (хлеб)»

Использование песочных технологий в психолого-педагогическом сопровождении детей дошкольного возраста

Использование песочных технологий в психолого-педагогическом сопровождении детей дошкольного возраста «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» К.Д. Ушинский. Психолого-педагогическое сопровождение с...

Читайте также

Сценарий к празднику «День Победы» в старшей группе «Солдаты Великой…

Сценарий к празднику «День Победы» в старшей группе «Солдаты Великой Победы!» Цель: формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством...

Воспитание экологической грамотности у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет

Воспитание экологической грамотности у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет В ряду самых насущных проблем современности экология занимает существенное место. Каждый...

Сценарий мюзикла для детей старшего дошкольного возраста «Кошкин дом»

Сценарий мюзикла для детей старшего дошкольного возраста «Кошкин дом» Пояснительная записка. Все дети дошкольного возраста знают и любят произведения советской литературы Самуила Яковлевича...