Развитие внимания и воображения дошкольников

 

Внимание и воображение детей дошкольного возраста-это важнейшие стороны личности ребёнка. Невозможно представить себе ситуацию, что человек не обладал бы фантазией, воображением. Думаю, что некому было бы делать научные открытия, а человечество лишилось бы произведений искусства, дети никогда бы не услышали сказок.

Многолетний опыт работы с детьми дошкольного возраста доказывает мне и позволяет сделать соответствующий вывод. Без воображения дети не могут учиться в школе, усваивать сложные программы обучения. На дошкольный период приходится начало развития воображения и фантазии. Интенсивное проявление данного психического процесса проявляется в возрасте 5 лет. Опираясь на многолетнее наблюдения за детьми, могу сказать совершенно уверенно то, что, если воспитатели, педагоги и родители не обращают серьёзного внимание на развитие способности фантазировать у ребёнка, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. У человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, а соответственно теряется интерес к науке, к искусству.

Внимание неотъемлемая часть организации познавательной деятельности, направленность сознания на какой – либо объект. И хотя в сознании маленьких детей фиксируется то, что ярко, эмоционально, уже в дошкольном возрасте в процессе игры, общения необходимо начинать формировать внимание произвольное. Его развитие позволяет во многом облегчить ребёнку процесс обучения в начальной школе, когда потребуется делать не то, что хочется, а то, что необходимо.

Воображение- это возможность создания новых образов путём переработки предшествующего опыта.  Это уже творческое воображение, которое проявляется в сюжетно-ролевых играх. Следует отметить, что если в период своего зарождения воображение дошкольника практически неотъемлемо от игровых действий с материалом, определяется характером игрушек, атрибутов роли, то у детей 6-7 лет уже нет столь тесной зависимости игры от игрового материала, и воображение уже может находить в таких предметах, которые не похожи на замещаемые. Образом воображения в этом возрасте присущи яркость, наглядность, подвижность. Развитие детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребёнок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других. Именно при помощи воображения у человека формируется образ никогда не существовавшего в данный момент объекта, ситуации.

Значение воображения в психическом развитии очень велико, оно способствует лучшему познанию окружающего мира, развитии личности ребёнка. Но хочу заметить, воображение не должно перерастать в пассивную мечтательность.

Предлагаю своим коллегам, педагогам, родителям разработанные мной на практике игры, и упражнения, которые могут быть использованы для развития воображения. Они не только позволяют активизировать познавательную деятельность дошкольника, но и будут способствовать развитию речи и творческого мышления детей.

Игры и упражнения для развития внимания и воображения.

Игра: «Укрась слово»

Цель. Развивать воображение и речь ребёнка.

Задание. Подобрать как можно больше определений2 к данному слову.

Осень (какая она?)….

Весна (какая она?)….

Дом (какой)….

Цветок (какой?)…

Игра (какая)…

Игра «Нарисуй что - нибудь».

Цель: Развивать воображение.

Задание. Нарисовать что–нибудь необычное. (На это задание отводиться определённое время – 4 минуты.)

Примечание. О развитом воображении свидетельствует эмоциональное, красочное изображение, хотя оно может быть не очень оригинальным.

Игра «Внимание»

Цель: Развивать внимание и зрительную память. Задание. Нарисовать на листе бумаги картинку, которую в течении 5-10 минут показывал взрослый.

Игра «Незаконченный рисунок»

Цель: Развивать воображение.

Задание. Посмотреть, на что похожа картинка и продолжить её.

Например: любая геометрическая фигура.

Игра «Зеркало»

Цель. Развивать внимание и координацию движений.

Задание. Стань «зеркалом» и повторяй всё, что будет делать ведущий: ведущий поднимет руки вверх (в стороны, опустит вниз и т. д.), «зеркало» повторит.

Игра «Волшебные превращения»

Цель. Развить воображение.

Задание. Изобразить какое-либо животное или предмет. (Изобразить какого-либо сказочного героя и т. п.) Отгадать, кто или что это, должен взрослый.

Игра «Отгадай, что это?»

Эта игра предполагает владение такими знаниями, как впереди, сзади, справа, слева.

Цель. Развивать внимание ребёнка, умение ориентироваться в пространстве, мышление.

Задание. Отгадай, какую игрушку загадал взрослый (тот сообщает её местоположение-перед тобой, позади, справа, слева).

Игра «Угадай, кто я?»

Цель. Развит воображение. Ход игры. Ведущий или кто- то из детей мимикой, звуками, жестами, изображает кота (петушка, собаки и др. животных).

Задание. Отгадать, кто был изображён. Как догадались?

Игра «Будь внимателен»

Эта игра может проводиться с одним ребёнком или группой ребят.

Цель. Развивать внимание, научить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

Ход игры. Дети идут по кругу. Ведущий с разными интервалами вперемежку даёт команды» «Зайчики», «Цапли», «Лошадки». Дети должны выполнять движения в соответствии с командой.

«Зайчики» -дети прыгают.

«Цапли» -дети останавливаются и стоят на одной ноге.

«Лошадки» -дети останавливаются и стучат об пол ногой.

«Лягушки» -дети приседают и прыгают вприсядку.

Выполнению сигналов надо научить перед игрой.

Игра «Представь, будто…»

Цель. Развить воображение.

Задание. Представить и изобразить, как вы задуваете свечи на торте в день рождения, изобразить и озвучить часы ч маятником, которые бьют, изобразить и озвучить мотоцикл, кипящий чайник, изобразить парикмахера, который делает стрижку или причёску, зубного врача, который лечит зуб, повара, который готовит обед, хирурга во время операции, рыболова сидящего на берегу и т.п.

Игра «Животные»

Цель. Развить внимание.

Задание. Если игра проводится с группой детей, то каждому предлагается выбрать любого животного (зайца, волка, тигра, медведя. Рысь, гепарда, лису, ежа, слона, обезьяну). Точно так же поступаем, если играем с одним ребёнком.

Ведущий вперемешку называет животных. Услышав название своего животного, ребёнок должен остановиться и хлопнуть в ладоши. С группой детей можно провести игру на выбывание.

Игра «Да и нет не говорить»

Цель. Развить внимание.

Задание. Ответить на вопросы ведущего, запрещается говорить «ДА» и «Нет». Будьте внимательны. Вопросы:

  1. Ты любишь лето?
  2. Тебе нравится играть в парке?
  3. Ты любишь солнце?
  4. Тебе нравится купаться в море или реке?
  5. Ты любишь рыбалку?

Вопросы могут быть на разную тематику. Например, по временам года. (О зиме, лете, осени, весне).

Игра. «Поём вместе»

Цель. Развивать внимание, память.

Задание. Педагог предлагает спеть какую-нибудь песню, например «В траве сидел кузнечик…». Объясняет, что надо делать при этом. Один хлопок-начните петь. Два хлопка -пойте песню дальше, но мысленно, про себя. Один хлопок-продолжайте петь вслух.

Если играет группа детей, то тот, кто ошибается выбывает или сам становится ведущим.

Игра «Кто больше заметит небылиц»

Цель. Развивать внимание, умение замечать нелогичные ситуации.

Задание. Отметить все небылицы. (Чтение стихотворения «Радость» К. Чуковского.)

Представленные выше игры-упражнения на развитие внимания и воображения очень просты, их можно использовать во время семейного досуга, свободного от занятий время в детском саду, на прогулке, групповой комнате и занять ребёнка (группу детей) не только с пользой для, но и с огромным интересом к дальнейшим совместным играм. Играя с детьми в эти игры педагогу легче закрепить пройденный материал, упражнять детей в различных навыках и умениях. Для нас педагогов огромный простор для развития творческих способностях. Придумывание новых игр и новые идеи приходят сами собой, главное только начать и каждая игра может стать по настоящему авторской, очень легко их преобразовать в соответствии с творческими способностями педагога. Считаю, что игры предложенные мной в более полной мере позволят сформировать такие важнейшие познавательные способности как внимание и воображение. А главное, помогут детям быть успешными в школе и хорошо учиться. Желаю Вам успехов в развитии у ваших детей внимания и воображения! Не сомневаюсь, что представленные игры будут интересны и детям, и взрослым! Спасибо за внимание!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Как сохранить планету Земля, почему экологический образ жизни сегодня так…

Как сохранить планету Земля, почему экологический образ жизни сегодня так важен Мое поколение, это поколение 70-х. В 70-е годы ХХ века происходит...

Дидактическая игра «Домик для друзей»

Дидактическая игра «Домик для друзей» Дидактическая игра «Домик для друзей» подойдет для детей 4-5 лет. Данная игра направлена на развитие логического...

Дидактическое пособие по познавательному развитию для детей второго раннего возраста…

Дидактическое пособие по познавательному развитию для детей второго раннего возраста «Времена года» Аннотация: Дидактическая игра представляет собой пособие, которое может помочь детям научиться...

Читайте также

Дидактическая игра «Большой - маленький» для детей 5-6 лет

Дидактическая игра «Большой - маленький» для детей 5-6 лет Аннотация: Данная игра «Большой - маленький» предназначена для детей c 5- летнего возраста...

Программа по дополнительному образованию "Здоровенок"

Программа по дополнительному образованию "Здоровенок" Пояснительная записка «Цель наша должна состоять в том, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей...

Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников

Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников Аннотация. В статье рассматривается актуальность применения гендерного подхода в физическом воспитании дошкольников, в частности детей...