Опыт работы по теме

«Ритмопластика как одно из главных средств музыкально-ритмического воспитания»

 

Одной из форм работы по музыкальному и физическому воспитанию в нашем детском саду являются занятия ритмопластикой. На сегодняшний день это одно из перспективных направлений развития успешности ребёнка.

Ритмопластика – своеобразный музыкально-ритмический психотренинг.

«Музыкальный» означает, что ребёнок учится двигаться и владеть своим телом под музыку, «ритмический» - значит, что ребёнок осуществляет движения в такт музыке, в соответствии с заданным ею ритмом, а психотренинг подразумевает, что у ребёнка одновременно тренируются и психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, эмоции, речь, творческие способности.

Ритмопластика доступна всем малышам без исключения. Ведь в основе ритмопластики лежат как знакомые образные упражнения, так и исключительно разнообразные движения, которые принято делить на танцевальные, имитирующие, общеразвивающие и др.

В составе ритмопластики танцевальные композиции, музыкально-ритмические игры, психогимнастика, ритмическая гимнастика под музыку.

Особое место в моей работе вот уже более десяти лет занимает ритмическая гимнастика под музыку.

Ритмическая гимнастика в своём роде уникальна, она получила массовое распространение во всём мире. Здесь и темп, и интенсивность движений, и работа всех мышц и суставов. А ритмичная музыка, танцевальные движения создают положительные эмоции. О благотворном влиянии музыки известно много, она используется в различных областях медицины и практической психологии.

Ритмическая гимнастика – это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмичную музыку преимущественно поточным способом и оформленные танцевальными движениями.

Ритмическая гимнастика базируется на огромном арсенале разнообразных движений и упражнений. Каждое упражнение имеет своё название и выполняется под соответствующую музыку. Занимаясь ритмической гимнастикой, дети получают представление о разнообразном мире движений, который является для них новым и необычным.

Несколько лет назад познакомилась с программой Бурениной «Ритмическая мозаика», изучила её. В музыкальные занятия активно начала включать музыкально-ритмические композиции. И сразу увидела большой интерес детей к танцам на знакомые им детские песни. Праздники и развлечения не обходились без композиций из программы Бурениной. Предложила своим коллегам проводить утреннюю зарядку на основе про граммы «Ритмическая мозаика». Воспитатели меня поддержали и, в свою очередь, предложили мне провести такой эксперимент. И вот уже более десяти лет ко мне в музыкальный зал каждое утро с большим удовольствием приходят дети на утреннюю ритмическую гимнастику.

Формы проведения утренней гимнастики разнообразны: традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений, обыгрывание сюжета, игрового характера (3-4 подвижные игры), ритмическая гимнастика с использованием танцевальных движений, хороводов.

На педагогическом совете пришли к такому решению: каждая возрастная группа, начиная со второй младшей, две календарные недели занимается утренней зарядкой в традиционной форме в спортивном зале и две недели ритмической гимнастикой в музыкальном зале. Строю гимнастику следующим образом: вводную часть составляют движения динамичного характера (ходьба, бег, прыжки), затем следуют общеразвивающие упражнения. Это упражнения интенсивного характера, выполняются под музыку, без больших пауз отдыха. Заканчивается основная часть серией танцевальных упражнений, танцевально-ритмическими композициями. Завершается ритмическая гимнастика упражнениями на расслабление, цель которых – обеспечить максимальный отдых детей в короткий промежуток времени.

Спустя два года работы в этом направлении я отважилась представить комплекс утренней зарядки на районном конкурсе «Учитель года». Моё выступление в то время явилось новаторством, я была в нашем районе первым музыкальным руководителем, который проводил зарядку в такой необычной форме. Успех открыл для меня новые возможности, и я начала составлять новые комплексы, авторские музыкально-ритмические композиции. Мои комплексы нравятся воспитанникам, не секрет, что движение – это одна из важнейших потребностей человека и тем более ребёнка.

Цель: укрепить здоровье, повышать эмоциональный уровень, создать положительный психологический настрой.

Исходя из целей, решаются следующие задачи:

  • Эстетическое развитие;
  • Радость движения под музыку;
  • Развитие музыкального вкуса, музыкального слуха;
  • Грациозность, ритмичность;
  • Развитие уверенности в себе;
  • Воспитание навыка коллективных движений (синхронность)
  • Сочетание движений различных частей тела.

При составлении комплексов учитываю уровень подготовленности детей, слабую координацию движений. Большое внимание уделяю музыке, сопровождающей гимнастику. Необходимо подобрать музыку, которая придётся по вкусу юным спортсменам: обычно это весёлые детские песенки, современная популярная музыка и, конечно же, классика. Весёлая музыка, высокая двигательная активность детей создаёт радостное, приподнятое настроение. На зарядке разрешается проявлять хорошее настроение, напевать мелодии звучащих песен. Для малышей подбираю произведения размеренного темпа, для ребят постарше – более ритмичные мелодии.

В моей фонотеке большой выбор детской, популярной и классической музыки. Использую сборники детской музыки композитора Протасова «На зарядку становись!», «Ладушки», сборники детской музыки Гладкова: «Сказочная детскотека», «Космическая детскотека», «Спортивная детскотека».

Много комплексов разработано со спортивными предметами: мячами, палками, гантелями, верёвочками. Специально для зарядки совместно с кастеляншей сделали султанчики, или «шуршалки», как их называют дети. Идею взяла из интернета, на сайте «Музыкальный сад».

«Шуршалки» сделаны из пакетов для мусора разных ярких цветов: жёлтые, зелёные, сиреневые, оранжевые. Восторгу детей не было предела! С этими атрибутами мы выступали на сцене Дома Культуры на ежегодном фестивале «Войвожские звёздочки». Для малышей использую на зарядке платочки, флажки, кубики, погремушки.

Есть в моей копилке комплекс с детскими стульями. Дети средней группы выполняют комплекс «Медвежата», старшие ребята после общеразвивающих упражнений на стульях играют в игру «Займи стул».

Дети любят играть. Почему бы не поиграть на зарядке? Малыши играют с мишкой «Догони нас, мишка», «Воробушки и автомобиль», с платочками «Бегите ко мне!», «Лягушки и цапля», «У медведя во бору». Для старших ребят разработала игровые комплексы, в них включила игры большой и малой подвижности:

  • «Придумай фигуру»: дети под разные музыкальные фрагменты двигаются, на паузу выполняют задание – придумай фигуру стоя на одной ноге; сидя; лёжа на спине, животе; красивую фигуру парами и другие задания.
  • «Займи стул» -– на развитие ловкости, быстроты реакции.
  • «Клетка» – воспитание выдержки, развитие ловкости.
  • «Не ошибись» – развитие чувства ритма, произвольное внимание и координацию рук и ног.
  • «Нитка и иголка».

Музыкально-ритмические игры помогают детям раскрыться, почувствовать уверенность в себе, импровизировать под музыку, чувствовать музыку. С помощью игр развивается творческая активность, воображение.

На курсах повышения квалификации познакомилась с программой Суворовой «Танцевальная ритмика», приобрела все выпуски, изучила. Сейчас это пособие является моим помощником в проведении ритмической гимнастики. С удовольствием дети исполняют спортивные композиции.

Результатами моей работы является выразительность движений под музыку, умение точно координировать движения с основными средствами музыкальной выразительности, способность к запоминанию и самостоятельному исполнению композиций. Дети без боязни могут выступать на сцене перед сверстниками, гостями.

В планах на будущее – продолжать заниматься ритмической гимнастикой.

Предлагаю несколько разработанных мною комплексов.

Комплекс ритмической гимнастики с ленточками в средней группе.

1. Ходьба спокойным шагом с ленточками в руках; ходьба на носочках врассыпную, руки в стороны.

2. Лёгкий бег врассыпную.

3. Общеразвивающие упражнения с ленточками; построение врассыпную:

  • И.п. стать прямо, ноги на ширине плеч, руки опущены, качание рук вперёд-назад;
  • И.п. основная стойка, руки за спиной, 1- наклон, руки назад - вверх, 2-и.п. 3-4 – повторить;
  • И.п. основная стойка, 1-одновременно сделать взмах руками вверх и поднять правую ногу, согнутую в колене, 2 – и.п., 3 – одновременно сделать взмах прямыми руками вверх и поднять согнутую в колене левую ногу, 4 – и.п.;
  • И.п. основная стойка, 1 – поворот вправо, взмахнуть ленточкой, 2 – и.п., 3 – поворот влево, взмахнуть ленточкой, 4 – и.п.;
  • И.п. сед на пятках, руки с ленточками опущены вниз, 1 – подняться на колени, руки в стороны, 2 – и.п., 3-4 повторить;
  • Прыжки на двух ногах через лежащие на полу ленточки, руки на поясе.

4. Под умеренно ритмичную музыку сложить ленточки, проводится игра «Цапля и лягушки» - учить выдержке, выполнять прыжки, имитирующие прыжки лягушки.

5. Расслабление, слушаем пение лесных птиц.

Комплекс утренней гимнастики с гимнастическими палками в подготовительной группе.

1. Ходьба в колонне по одному, палка на лопатках; ходьба на носках , руки подняты вверх; ходьба на пятках, руки вытянуты вперёд; ходьба скрестным шагом.

2. Лёгкий бег с выбрасыванием прямых ног вперёд, лёгкий бег с захлёстом, палка в руках, хват обеими руками сверху.

3. Перестроение в три колонны; общеразвивающие упражнения с палкой. Музыкальное сопровождение – мелодия из кинофильма «Служебный роман».

  • И.п. ноги вместе, руки вытянуты вперёд; 1 – поворот туловища вправо с пружинкой, 2 – и.п., 3 – поднять согнутую в колене правую ногу, коснуться палки, 4 – и.п.,5, 6 – взмах назад согнутой в колене левой ногой, 7,8 – и.п. Повторить в другую сторону.
  • И.п. стоя, руки на верху стоящей вертикально палки, 1-8 четыре раза поднимать в сторону согнутую в колене правую ногу, 1-8 обойти вокруг палки вправо, держась за неё левой рукой, повторить в другую сторону4
  • И.п.стоя, пятки вместе, носки врозь, палка вертикально на полу, медленно присесть, скользя руками по палке, медленно подняться вверх;
  • И.п. стоя, палка сзади в вытянутых руках, 1-4 лёгкий наклон вперёд, одновременно выставлять правую(левую) ногу на пятку, 5-8 ногами движение «гармошка».
  • И.п. сидя на полу, ноги согнуты в коленях, руки держат за концы зажатую коленями палку, «качалка» - лечь на спину, вернуться в и.п.

4. Под умеренно ритмичную музыку положить палки, выполнить музыкально-ритмическую композицию «Бабка Ёжка» из «Танцевальной ритмики Суворовой №5.

Комплекс утренней гимнастики с верёвочками в старшей группе.

1. Ходьба маршевым шагом с верёвочкой в правой руке, ходьба на носках, пятках, ходьба парами по «широкой дорожке».

2. Лёгкий бег в чередовании с прыжками.

3. Общеразвивающие упражнения с верёвочкой в построении врассыпную:

  • И.п. стоя, ноги на ширине плеч, прямые руки подняты вверх, верёвочка натянута, 1 – наклон туловища вправо, 2 – и.п., 3-4 повторить в другую сторону;
  • И.п. стоя ноги вместе, верёвочка в опущенных руках, хват сверху, перешагнуть через верёвочку, выпрямиться, прямые руки отвести назад, перешагнуть через верёвочку, руки выпрямить вперёд;
  • И.п. стоя ноги на ширине плеч, повороты туловища вправо(влево) с вытянутыми руками;
  • И.п. стоя на коленях, верёвочка в правой руке, повернуться вправо, коснуться верёвочкой стоп, 2 – и.п., повторить в другую сторону;
  • И.п. сидя ноги врозь, наклон к правой ноге, коснуться верёвочкой стопы правой ноги, и.п.; повторить в другую сторону;
  • И.п. стоя около лежащей на полу верёвочки, прыжки через верёвочку на одной, на двух ногах.

4. Положить верёвочку на шею, выполнить танцевальную композицию «Хоровод» - совершенствовать хороводный шаг, приставной шаг, равномерное сужение и расширение круга.

Комплекс утренней гимнастики с ленточками в подготовительной группе.

1. Ходьба спокойным шагом парами с высоким подниманием колена, ходьба на пятках и носках.

2. Бег лёгкий с выбрасыванием прямых ног вперёд, с захлёстом.

3. Построение через центр в два круга, общеразвивающие упражнения с лентами в кругах, музыкальное сопровождение – вальс.

  • И.п. стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, наклон влево, взмах И.п. основная стойка, качание рук вперёд-назад;
  • правой рукой через сторону, вернуться в и.п., то же в другую сторону;
  • И.п. то же, наклон вперёд с отведением рук назад-вверх;
  • И.п. стоя, ноги на ширине ступни, приседания с выносом вперёд прямых рук с лентами;
  • Различные комбинации из танцевальных шагов, направленные на развития координации, пластичности, ритмичности.

4. Танец – импровизация с лентами для развития плавности движений, воображения, способствовать раскрепощению тела.

 

Используемая литература:

Фомина Н.А., Зайцева Г.А. «Сказочный театр физической культуры», издательство: «Учитель», 2002 г.



Новые публикации

Конспект открытой ОД по художественно-эстетическому развитию (аппликации) в подготовительной логопедической…

Конспект открытой ОД по художественно-эстетическому развитию (аппликации) в подготовительной логопедической группе. Тема: «Дачный домик» Цель: - продолжать закреплять с детьми представление о...

Наглядно-познавательное пособие «Изобретения»

Наглядно-познавательное пособие «Изобретения» Цель: познакомить детей с историей возникновения предметов. Задачи: - развивать познавательный интерес, любознательность, внимание, память; - воспитывать бережное отношение к вещам. Данное...

Проект «Дружба начинается с улыбки»

Проект «Дружба начинается с улыбки»  

Читайте также

Особенности эмоционально-волевых качеств личности у детей с задержкой психического развития…

Особенности эмоционально-волевых качеств личности у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста Изучение особенностей развития дошкольников с ЗПР представляется важным...

«Для вас, бабушки и мамы!» – праздник в старшей группе…

«Для вас, бабушки и мамы!» – праздник в старшей группе для детей с ОВЗ (нарушение развития опорно-двигательного аппарата, речевые нарушения)   Цель: воспитание...

Обмен опытом «Развитие речи и культуры общения, через театрально-игровую деятельность»

Обмен опытом «Развитие речи и культуры общения, через театрально-игровую деятельность»   С самых ранних лет ребенок стремится проявить творчество. В его развитии нам помогает театрально-игровая деятельность. Театр - одно...


Комментарии

  • Надежда
    Спасибо.

    Подробнее...

     
  • Екатерина
    Вы правы, Виктория! Ствол дерева рисуется сверху вниз! У детей подвижность суставов руки недостаточно ...

    Подробнее...

     
  • Наталья Викторовна Г
    Спасибо Вам огромное за такой развёрнутый конспект. Очень помог мне быстро понять домашнее задание.(студен ...

    Подробнее...

     
  • Ирина Разумова
    Добрый вечер. спасибо за ответ. Каким для вас способом это удобнее сделать?

    Подробнее...

     
  • Елена Александровна
    Да конечно)))

    Подробнее...





В блогах

конспект занятия для детей второй младшей группы "Домашние животные"

Цели:  Закрепить знания детей о домашних животных и их детенышей. Задачи: Учить детей четко произносить слова стихотворения, имитируя движения. Учить употреблять в речи существительные обозначающие домашних животных и их детенышей. Через игровые действия вызвать у детей радость общения. Материал к...

Конспект интегрированного занятия «Помоги мишке» для детей второй младшей группы (3-4 года)

Цель:  Непосредственная образовательная деятельность по математике и изобразительной деятельности направлена на усвоение детьми второй младшей группы знаний о частях суток, о различных эмоциональных состояниях человека и о возможности передачи цветовым пятном характера образа.Виды детской деятельности: продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, художественное...

Речевые игры с детьми среднего возраста

Дай определение словам Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления Ход игры: я начну, а ты закончи: Мама (какая?) – добрая, ласковая, строгая Праздник (какой?) – веселый, долгожданный Дай действия словам Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания Ход...

Арттерапевтические упражнения для работы с детьми

Упражнение «Маски» Цель : Самовыражение, самосознание. Работа с различными чувствами и состояниями. Развитие навыков, активного слушания, эмпатии, умения без оценочно относиться друг к другу. На заранее заготовленных трафаретах масок нарисовать те лица какими Вы бываете и те лица, какими хотели бы...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство