Из опыта работы:
Роль дидактических игр в развитии речи детей

 

«Игра – это огромное светлое окно,

Через которое в духовный мир ребенка

Вливается живительный поток представлений,

Понятий об окружающем мире».

В.А. Сухомлинский.

 

Особое место в жизни ребенка занимает игра. Игра – основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ, дети создают игру. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством в решении. Дети – творцы настоящего и будущего. В каждую эпоху общественного развития, дети живут тем, чем живет народ. Но окружающий мир воспринимается ребенком по-иному, чем взрослыми: ребенок – «новичок», все для него полно новизны, значения; ребенок в игре «открытие» того, что давно известно взрослому. Среди разнообразных игр, проводимых мною в детском саде, значительное место принадлежит дидактическим играм. Дидактическая игра позволяет приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний. Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включается во все системы дошкольного воспитания.

Первые дидактические игры были созданы народной педагогикой. До сих пор к числу любимых детям относятся народные игры: «Фанты», «Краски», «Что летает?» и др. в них много веселых шуток, юмора и в то же время они требуют от детей напряженной умственной работы, соревнования в сообразительности, внимания. Система дидактических игр для детских садов впервые была создана Ф. Фребелем. он высоко оценил игру, считал ее важнейшим средством воспитания и обучения ребенка. Современную систему дидактических игр создала У.И. Техаева, разработала ряд игр для знакомства с окружающим и развития речи.

Дети бывают застенчивыми, нерешительными, малообщительными. Для решения этой проблемы были использованы дидактические игры. Через игру направлялась работа на конкретизацию знаний детей, на формирование представлений о предметах и явлениях окружающей действительности на занятиях по развитию речи.

Поставила перед собой цель: сделать занятие по развитию речи эмоциональным, действенным, позволяющим ребенку получать собственный опыт с помощью дидактической игры.

Для решения проблемы и осуществления поставленной цели, были намечены следующие задачи:

  1. Развивать умение обобщать предметы, точно определять качество предметов.
  2. Развивать у детей произвольное внимание и сосредотачиваться на поставленной цели.
  3. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  4. Учить детей четко излагать свои мысли, развивать логическое мышление.
  5. Воспитывать у детей уверенность в себе.

Также был составлен тематический план. При подборе тематики учитывалась сезонность. Например: осенью запланировала такие игры как, «Что выросло на грядке», «С какой ветки детки»; зимой «Кто как зимует», «Какое время года»; весной «Укрась луг с цветами», «Выбери нужную картинку»; летом «Чудесный мешочек»; «Найди по описанию».

Понимая, какое значение имеет дидактическая игра в развитии речи детей и для того, чтобы повысился интерес к игре, я придерживаюсь следующих требований.

  1. Дидактическая игра должна давать упражнения полезные для умственного развития.
  2. Должна быть увлекательной задача, решение которой требует умственного усилия, преодоления трудностей.
  3. Игра должна сохранять эмоциональный настрой детей, их удовлетворение.

На занятиях по развитию речи используют три вида дидактических игр.

  1. Игры с предметами (игрушками, природным материалом).
  2. Настольно-печатные.
  3. Словесные игры.

Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними.

Содержание настольно-печатных игр разнообразно. Они основаны на принципе наглядности (изображения). С помощью парных картинок дети знакомились с отдельными предметами (посудой, мебелью, животными, птицами, овощами и фруктами их качествами и свойствами).

Используя, «лото», уточнялось представление о сезонных явлениях. Например, лото «Времена года», о различных профессиях «Кому что нужно?». Широко применялись на занятиях по развитию речи словесные игры. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка «Закончи предложение», «Доскажи словечко». Дети учились высказывать самостоятельные суждения, делать выводы, умозаключения, замечать логические ошибки. Детям очень нравилось придумывать небылицы. Эти игры хороши тем, что вызывали веселый смех, развивали чувство юмора.

Дидактическая игра помогала детям усвоить новый материал и закрепить пройденный. Дидактическая игра организовалась по плану в часы занятий по развитию речи, кроме того, в часы, отведенные для игр. В утренние часы игра помогала создавать у ребят доброе, радостное настроение на долгое время. Также в утренние часы предлагались дидактические игры индивидуально на закрепление звуковой культуры речи. Учились правильно выделять звуки проговаривания чистоговорки, потешки, считалки. Чтобы не снижалась умственная активность играющих и не падал интерес к поставленной задаче, игра должна длиться от 10 до 20 минут.

Для снятия зрительной нагрузки проводились физминутки в игровой форме. Чтобы ребенок развивался, необходимо для этого создать условия. В группе оборудована дидактическая зона, где дети пользовались разнообразным материалом, с которым они играли по своему желанию индивидуально, небольшими группами. Подбор игр и материала подбирался с учетом требований к наглядности. Игра должна сохранять эмоциональный настрой детей, их непринужденности, переживания радости от процесса игры и чувство удовлетворения от решения поставленный в ней задач. Например: в игре «Магазин», «Кто быстрее соберет вещи». У детей формировались представление о предмете. В игре «Найди пару» дети, передвигаю стрелку по диску, учились подбирать слова близкие по звучанию: мишка-миска, ком – сом и т.д.

Во время игры воспитывается доброжелательное отношение друг к другу, ни в коем случае не должно допускаться насилие над проиграющим. Проигрывающему ребенку внушается вера в свои силы, возможность исправить свою ошибку.

Для того, чтобы воспитание детей в игре проходило успешно, создаются необходимые условия:

  1. Отводится играм достаточное время.
  2. Организовывается спокойная обстановка.
  3. подбираются соответствующие дидактические игры.

При подборе, прежде всего, учитывается доступность, повторяемость, постепенность, выполнения задания, сезонность.

В игре ребенок должен получить возможность действовать самостоятельно, приобретая собственный, действенный и чувственный опыт.

Наблюдая за самостоятельными играми детей, выявлялись их знания, уровень умственного развития, особенности поведения. Это подсказывало, какие игры полезны ребенку, в чем ребенок силен, в чем отстает.

Хочется отметить в моей работе тесную взаимосвязь с родителями. Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знания некоторых методических приемов, используемых в работе по развитию речи детей, несомненно, помогало в организации дидактических игр, в домашних условиях. Знания родители получали через беседы, консультации, родительские собрания, газеты для родителей.

Например: рубрика «Домашнее задание», где даются родителям практические рекомендации, по формированию речевых навыков.

Интересным и полезным являлся раздел «Домашняя игротека», здесь родители знакомились с дидактическими играми на закрепление различных речевых навыков. Отбирался и разрабатывался материал для данного раздела, учитывалась большая загруженность родителей домашними делами. Рекомендуется играть с детьми даже на кухне.

Например: применяя игровые упражнения на развитие мелкой моторики, дидактическая игра «Помогаю маме» и т.д.

Так как игры с пальчиками стимулировали, ускоряли процесс речевого и умственного развития ребенка. Предлагается игра на обогащение словаря, например: «Давай искать на кухне слова» или «Угощаю».

Родители на опыте убеждались в том, что совместные игры с детьми помогали лучше узнать своих детей, уяснить особенности их характера и поведения, сблизиться с ними. Для подобного общения с детьми нужно всегда находить время.

Так, во время самостоятельных игр, была проведена диагностика, и убедилась, что через дидактическую игру мне удалось выработать у ребят организованные навыки.

Дети стали внимательными, научились сосредотачиваться на поставленные цели. Стали быстрее излагать свои мысли. Через дидактические игры у детей накопился положительный опыт добрых чувств, поступков взаимопомощи. Дети стали более уверенные в себе.

Тематический план.

Сентябрь

  1. Д/и «Что выросло на грядке?».
  2. Д/и «Какое время года».
  3. Д/и «Чудесный мешочек».
  4. Д/и «Найди по описанию».

Октябрь

  1. Надо ли учиться говорить.

Д/и «Поиграем вместе».

  1. Звуковая культура речи: звук «с».

Д/и «Свисток».

  1. Учимся слушать и говорить.

Д/и «Магазин игрушек».

  1. Учимся выразительно читать стихотворение М.Ю.Лермонтова

«Спи, младенец мой прекрасный».

Д/и «Убаюкай куклу».

Ноябрь

  1. Учимся рассуждать и беседовать.

Д/и «Угадай по описанию».

  1. Звуковая культура речи: звук «з».

Д/и «Звенит – жужжит».

  1. Литературный калейдоскоп.

Д/и «Угадай по описанию».

  1. Рассматриваем и выбираем сувениры.

Д/и «Не ошибись».

Декабрь

  1. Путешествие в Африку.

Д/и «Угадай по описанию».

  1. Рассматривание сюжетной картины «Вот она, какая Африка».
  2. Д/и «Какая, какой, какое?».
  3. Звуковая культура речи: звук «ц».

Заучивание народной песенки «Заря – Заряница».

Январь

  1. Путешествие в сказочный лес.

Д/и «Я – старик – лесовик».

  1. Рассматривание сюжетной картинки «Лес и его обитатели».
  2. Звуковая культура речи: звук «ш».
  3. Диалог с домовенком «Новая загадка».
  4. Заучивание стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать».

Д/и «Доскажи словечко».

Февраль

  1. Путешествие в луговое царство – государство.

Повторение стихотворения Л. Модзалевского «Мотылек».

Д/и «Закончи предложение».

  1. Звуковая культура речи: звук «ж».

Д/и «Загадай, мы отгадаем».

  1. Заучивание стихотворения Ю. Кушака «Олененок».

Д/и «Будь внимательным».

Март

  1. Путешествие на Крайний Север.

Игра – драматизация.

  1. Рассматривание сюжетной картинки.

Север и тундра».

Д/и «Найдите что опишу».

  1. Заучивание русской народной песенки «Дед хотел уху сварить».

Д/и «Угадай что в мешочке».

  1. Литературный калейдоскоп.

Д/и «Придумай другое слово», «Игра в загадки».

Апрель

  1. Звуковая культура речи: звук «щ».

Д/и «Что сажают в огороде».

  1. Путешествие в подводное царство – государство.

Д/и «Отгадай-ка».

  1. Звуковая культура речи: звук «л» (ль).

Д/и «Когда это бывает».

  1. Литературный калейдоскоп.

Д/и «Дерево, кустарник, цветок».

Май

  1. Звуковая культура речи: звук «р».

Заучивание стихотворения Г. Кружкова «Ррры».

  1. Д/и «третий лишний».
  2. Литературный калейдоскоп.

Д/и «Путешествие», «Доброе слово».

  1. Заучивание стихотворения «Одуванчик».

Д/и «Помнишь ли ты эти стихи?».

Д/и «Подскажи словечко».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Индивидуальный образовательный маршрут по развитию профессиональной компетентности

Индивидуальный образовательный маршрут по развитию профессиональной компетентности

Развитие связной речи у детей 5-6 лет в процессе рассказывания…

Развитие связной речи у детей 5-6 лет в процессе рассказывания по серии сюжетных картин Развитие связной речи является наиболее важной задачей...

Экологическое воспитание младших дошкольников

Экологическое воспитание младших дошкольников Отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать...

Читайте также

Беседа «Чистота - залог здоровья»

Беседа «Чистота - залог здоровья» Цель: формировать у детей навыки личной гигиены (ухаживать за ногтями, волосами, зубами, кожей); учить видеть красоту...

Методическая разработка «Дерево времён года»

Методическая разработка «Дерево времён года»

Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей в…

Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей в логопедической группе «Сказочное путешествие» Тема: «Сказка к нам приходит» Цель: Развитие речи старших дошкольников...