Адаптивная программа дополнительного образования «Коррекционно-развивающее обучение по профилактике дисграфии старших дошкольников (5 – 7 лет) с общим недоразвитием речи»

«АБВГДейка»

 

Пояснительная записка

Хорошо известно, насколько трудна и объемна программа начальных классов и неподготовленному ребенку порой трудно осваивать ее курс. Важно подготовить ребенка к обучению грамоте еще до поступления в школу.

Уровень речевого развития детей, посещающих логопедическую группу с диагнозом ОНР, оказывает отрицательное влияние на способность ребенка приобретать новые знания, умения и навыки, усваивать школьную программу.

Дети с речевой патологией допускают специфические ошибки:

1. Письма:

– пропуск гласных букв в слове (упала – упла);

– пропуск согласных букв, особенно при стечении согласных (стол – сол);

– перестановка букв в слове (есть – етсь);

– пропуск слогов и букв в слове (бабочка – бачка);

– искажение слов (лошадь – ложит);

– недописывание слов (растет – расте);

– вставка лишних букв в слове (стоит – стоеит);

– неумение обозначить мягкость согласных в письме (мяч – мач);

– неумение согласовывать слова в предложении (Вова сидит на стуле – Вова сидит стул);

– неумение правильно пользоваться родом и числом (река покрылось льдом);

– смешение йотированных букв я, ё, ю с буквами а, о, у (яма – яама);

– смешение шипящих и свистящих, звонких и глухих, л-р;

– оптическое смешение букв, сходных по написанию (п-т, н-и).

2. Чтения:

– пропуск букв, слогов и предлогов;

– замена и перестановка букв;

– искажение слов;

– чтение по догадке;

– нанизывание букв.

Дети с поздним развитием речи плохо овладевают также грамматическим строем языка: не согласуют слова в предложении, пропускаю предлоги, не умеют правильно употреблять род и число.

Своевременная подготовка детей 5 – 7 лет к обучению грамоте является актуальной задачей при подготовке детей к школе, способствует более успешному овладению школьной программой, предупреждает нарушения чтения и письма в школе, положительно влияет на формирование личности и на все психическое развитие ребенка. Поэтому проведение профилактической работы по предупреждению ошибок чтения и письма у детей с речевой патологией еще в старшем дошкольном возрасте является актуальной проблемой логопедии. Один из путей решения этой проблемы – грамотно организованная кружковая работа.

Целью нашего курса является устранение речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи и профилактика трудностей при дальнейшем обучении в школе.

Задачи:

  1. Развитие фонематического восприятия, овладение элементами грамоты.
  2. Развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением.
  3. Совершенствование психологической базы речи.

Новизна нашей программы заключается в том, что она позволяет углубленно изучать звукобуквенный анализ и синтез, систематизировать и расширять задачи по развитию графомоторных умений и навыков, формировать навыки оптико-пространственной ориентировки, проводить своевременную коррекцию дисграфии. Развивающая методика, последовательность изучения тем, основанная на наглядности, позволяет добиться высоких результатов в обучении детей, превышающих образовательные стандарты.

Для создания новой программы были проанализированы:

  1. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой. (Гном и_Д,2000 г.)
  2. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова (Москва «Просвещение» 2008 г.)
  3. Программа образовательной системы «Школа 2100» Р.Н. Бунеева, Т.Р. Кисловой (Баласс, 1999 г.)

В новой программе для детей с общим недоразвитием речи использованы рекомендации и методики современных авторов, специалистов разных направлений: Г.А. Каше, Т.А. Ткаченко, М.Ю. Картушиной и др.

Данная программа содержит следующие добавления и изменения:

  1. Расширены и углублены задачи и направления коррекционной работы, предложенные Т.Б. Филичевой.
  2. Более развёрнуто в программе отражены такие разделы, как развитие общей и мелкой моторики, пространственной ориентации, оптико-пространственной координации. Учитывая особенности детей с общим недоразвитием речи, активно используются на занятиях элементы логоритмики, музыкотерапии.

Адаптивная программа дополнительного образования «Коррекционно-развивающее обучение по профилактике дисграфии старших дошкольников (5 – 7 лет) с общим недоразвитием речи» превышает образовательные стандарты:

  1. На первом году одновременно изучается звук и буква.
  2. Для обозначения звуков применяются наглядные символы Ткаченко Т.А.
  3. К концу второго года обучения дети свободно и осознанно читают слоги, слова, составляют из букв разрезной азбуки слоги всех видов и слова простой структуры, решают кроссворды и ребусы.
  4. Хорошо различают на слух и печатают под диктовку слова, предложения с дифференцируемыми звуками

В соответствии с санитарно - эпидемиологическими правилами и нормативами занятия для детей шестого года жизни проводятся не более 25 минут, а для детей седьмого года жизни - не более 30 минут.

Адаптивная программа «АБВГДейка» рассчитана на 2 года обучения. Первый год обучения – с 5 до 6 лет, второй год обучения – с 6 до 7 лет.

 

Содержание адаптивной программы «Коррекционно развивающее обучение по профилактике дисграфии старших дошкольников (5 – 7 лет) с общим недоразвитием речи»

 

Первый год обучения

 

Раздел 1. Развитие фонематического восприятия,овладение элементами грамоты.

1 период обучения

- Формирование навыков оптико-пространственной ориентировки.

- Выделение заданного гласного звука из потока звуков.

- Выделение и определение в словах первого гласного звука.

- Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков.

- Определение в словах последнего гласного.

- Определение в словах первого и последнего гласных звуков, анализ и синтез сочетаний из трех гласных.

2 период обучения

- Дифференциация гласных – согласных звуков.

- Определение в словах согласного звука, анализ и синтез обратных слогов из двух звуков.

- Определение наличия – отсутствия согласного звука в словах, подбор слов с заданным согласным звуком.

- Определение двух гласных звуков в словах.

- Определение гласного звука в середине односложных слов.

- Анализ и синтез односложных слов, состоящих из трех звуков.

- Определение позиции согласного звука в слове: начало, середина, конец.

3 период обучения

- Определение позиции согласного звука в слове: начало, середина, конец.

- Определение первого согласного и последующего гласного в словах.

- Анализ и синтез двухсложных слов, состоящих из двух открытых слогов.

Раздел 2. Развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением.

1 период обучения

- Развитие тактильных ощущений.

- Развитие мелкой моторики пальцев в специальных упражнениях на сжатие, растяжение, вращение кисти, переплетение пальцев рук, поочередное сгибание и разгибание пальцев, встряхивание и помахивание кистями, перебирание всеми пальцами.

2 период обучения

- Дальнейшее развитие координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, увеличение амплитуды движений, улучшение координации движений обеих рук, развитие быстроты и точности реакции.

- Совершенствовать хватательные движения (двумя пальцами, щепотью).

- Учить обводке, закрашиванию, штриховке по трафаретам.

3 период обучения.

- Дальнейшее развитие координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, увеличение амплитуды движений, улучшение координации движений обеих рук, развитие быстроты и точности реакции.

- Совершенствовать хватательные движения (двумя пальцами, щепотью).

- Нормализовать состояние тонуса мелких мышц, используя массаж пальцев и кистей рук.

- Учить правильному захвату карандаша, обводке, закрашиванию, штриховке по трафаретам.

Раздел 3. Совершенствование психологической базы речи.

Развитие внимания:

- Развитие способности к переключению внимания.

- Развитие концентрации внимания.

- Развитие устойчивости внимания.

- Развитие произвольного внимания.

- Развитие распределения внимания.

- Развитие объема внимания.

Развитие восприятия.

- Развитие зрительного восприятия:

(восприятие формы, величины, цвета, целостного образа предмета).

- Развитие зрительно- пространственного восприятия.

- Развитие тактильно-двигательного восприятия.

Развитие памяти

-Развитие зрительной памяти (кратковременной и долговременной).

- Развитие слуховой памяти (кратковременной и долговременной).

- Развитие произвольной памяти.

Развитие мышления.

- Развитие наглядно-действенного мышления.

- Развитие наглядно-образного мышления.

- Развитие логического мышления.

 

Второй год обучения

 

Раздел 1. Развитие фонематического восприятия,овладение элементами грамоты.

1 период:

- Формирование навыков оптико-пространственной ориентировки.

- Практическое овладение способом деления слов на слоги и определение ударного слога, ударного звука в слове.

- Выделение звуковой последовательности звуков, составляющих слова.

- Дифференциация понятий «гласный звук», «согласный звук», «твердый» - «мягкий», «глухой» - «звонкий».

- Уточнить понятия: «звук», «слог», «слово», «предложение».

- Упражнять в выделении звука из слова.

- Формирование навыков звуко-слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза:

односложные слова из закрытых слогов;

двухсложные слова из открытых слогов;

трехсложные слова из открытых слогов;

двухсложные слова со стечением согласных в середине слова;

двухсложные слова со стечением согласных в начале слова;

трехсложные слова с закрытым слогом;

- Формирование графо-моторных навыков.

- Упражнять в выкладывании данных букв из палочек, пуговиц, шнурков, рисование букв в «воздухе».

- Упражнять в узнавании пройденных букв с недостающими элементами, наложенных друг на друга, нахождении правильно написанных букв в ряду, состоящем из правильно и зеркально написанных букв.

- Упражнять в чтении сначала закрытых слогов с новыми буквами, потом открытых слогов, затем слов и предложений.

- Учить печатать в тетради по образцу, под диктовку.

2 период:

- Формирование навыков оптико-пространственной ориентировки.

- Формирование графо-моторных навыков.

- Закрепить знания о гласных и согласных звуках и их признаках.

- Упражнять в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.

- Закрепить умение проводить полный звуко-слоговой и звуко- буквенный анализ и синтез:

трехсложные слова со стечением согласных (в разных позициях);

односложные слова со стечением согласных в начале слова, в конце слова;

двухсложные слова с двумя стечениями;

слова со сложными стечениями (три и более согласных рядом).

- Упражнять в выкладывании букв из палочек, печатании.

- Совершенствовать навыки печатания и чтения слогов, слов, предложений с освоенными буквами.

- Учить разгадывать ребусы, решать кроссворды.

- Закрепить умение составлять буквы из двух-трех палочек, трансформировать буквы, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, допечатывать незаконченные буквы, различать буквы, наложенные друг на друга.

Раздел 2. Развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением.

1 период:

- Дальнейшее развитие координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, увеличение амплитуды движений, улучшение координации движений обеих рук, развитие быстроты и точности реакции.

-Развитие тактильной чувствительности, сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.

- Учить штриховке по трафаретам, соединению точек для получения рисунка.

- Составление букв из элементов.

- Печатание букв, слогов, слов.

2 период:

- Дальнейшее развитие координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, увеличение амплитуды движений, улучшение координации движений обеих рук, развитие быстроты и точности реакции.

- Продолжать учить штриховке по трафаретам, конструированию букв из разного материала.

- Печатание букв, слогов, слов, предложений.

Раздел 3. Совершенствование психологической базы речи.

Развитие внимания:

- Развитие способности к переключению внимания.

- Развитие концентрации внимания.

- Развитие устойчивости внимания.

- Развитие произвольного внимания.

- Развитие распределения внимания.

- Развитие объема внимания.

Развитие восприятия.

- Развитие зрительного восприятия:

(восприятие формы, величины, цвета, целостного образа предмета).

- Развитие зрительно- пространственного восприятия.

- Развитие тактильно-двигательного восприятия.

Развитие памяти

-Развитие зрительной памяти (кратковременной и долговременной).

- Развитие слуховой памяти (кратковременной и долговременной).

- Развитие произвольной памяти.

Развитие мышления.

- Развитие наглядно-действенного мышления.

- Развитие наглядно-образного мышления.

- Развитие логического мышления.

Учебно-тематический план занятий

Первый год обучения (5 – 6 лет)

Месяц Тема занятия
октябрь 1 Развитие слухового внимания и фонематического восприятия
  2 – 3 Звук и буква У
ноябрь 4 - 5 Звук и буква А
  6 - 7 Звук и буква И
  8 Звуки и буквы А, У, И
декабрь 9 – 10 Звук и буква М
  11 Звук и буква В
  12 Звук и буква Н
январь 13 Звук и буква Ф
  14 -15 Звук и буква К
февраль 16 - 17 Звук и буква Т
  18 Звук и буква П
  19 Звуки и буквы К, Т, П
  20 Звук и буква Х
март 21 Звук и буква Л
  22 Звук и буква О
  23 Звуки и буквы О, У
  24 Звук и буква Ы
апрель 25 Звуки и буква Ы, И
  26 Звук и буква Э
  27 – 28 Звук и буква С
май 29 – 30 Звук и буква З
  31 Звук и буква Ц
  32 Звуки и буквы С – З - Ц

 

Учебно-тематический план занятий

Второй год обучения (6 - 7 лет)

 

месяц Тема
Октябрь 1 Гласные звуки и буквы
  2 Гласные звуки и буквы
  3 Согласные звуки и буквы
  4 Звуковая природа букв. Буквы А и Я.
Ноябрь 5 Буквы А и Я.
  6 Буквы О и Ё. Два способа обозначения звука О в зависимости от твердости или мягкости предшествующего согласного
  7 Буквы О и Ё.
  8 Буквы У и Ю. Два способа обозначения звука У в зависимости от твердости или мягкости предшествующего согласного.
Декабрь 9 Буквы У и Ю.
  10 Буквы Ы и И.
  11 Буквы Э и Е. Обозначение звука Э после мягкого согласного и в начале слова.
  12 Буквы Э и Е.
Январь 13 Парные согласные В - Ф
  14 Парные согласные В - Ф
  15 Парные согласные Б – П.
  16 Парные согласные Б – П.
Февраль 17 Парные согласные Д - Т.
  18 Парные согласные Д - Т.
  19 Парные согласные Г – К.
  20 Парные согласные Г – К.
Март 21 Парные согласные Ш – Ж.
  22 Парные согласные Ш – Ж.
  23 Звук Й. Буква Й.
  24 Дифференциация С –Ш.
Апрель 25 Дифференциация З – Ж.
  26 Дифференциация СЬ – Щ.
  27 Дифференциация Р – Л.
  28 Дифференциация Г – К – Х.
Май 29 Дифференциация Ч – ТЬ.
  30 Дифференциация Ч – Щ.
  31 Буква Ь.
  32 Буква Ь.

 

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

В основу программы положены дидактические принципы: от простого к сложному, последовательность и системность при изучении материала.

Данная система обучения согласована со школьной программой и имеет познавательную основу. Основа программы – это соблюдение принципа развивающего обучения.

Выбор методов зависит от стоящих перед логопедом задач, содержания коррекционно-образовательной работы, возрастных и индивидуальных особенностей детей. В работе применяются словесные, наглядные, практические, проблемные методы. Они активизируют мысль ребенка, развивают его инициативу, пробуждают интерес к познанию, поэтому их использование дает лучшие результаты с точки зрения развития творческих способностей.

Интегративной основой реализации программных целей является система

дидактических принципов: принцип психологической комфортности, принцип деятельности, принцип минимакса, принцип целостности, принцип вариативности, принцип творчества, принцип непрерывности.

Формы организации образовательной деятельности при использовании данных методов также разнообразны – занятие, дидактическая игра, наблюдение, экскурсия, экспериментирование и др. Для отдыха и снятия напряжения на каждом занятии предусмотрены физкультминутки, логоритмические упражнения.

Для организации образовательного процесса имеются все необходимые условия в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами. В кабинете имеются шкафы для методических пособий, доска, столы детские, стулья детские, зеркала настольные, магнитная доска с кассой букв, наборное полотно. Также в полном объеме имеется дидактический и наглядный материал для проведения фронтальных занятий с детьми. Дидактический материал по подготовке детей к обучению грамоте: альбомы с предметными картинками, А.И.Богомолова «Логопедическое пособие для занятий с детьми», О.В.Егорова «Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет», В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Автоматизация звуков у детей» (комплект из четырех альбомов, дидактические игры «логопедическое лото», «Путешествие в страну звуков», «Что здесь спрятано», «Магазин», «Веселый рыболов», «Ходит ежик вдоль дорожек», «Игровая азбука», «Цепочка слов», «Ребусы», «Изографы», «Кроссворды», «Слоговой аукцион», «Азбука-паззлы», «Составь слово», «Звуковой аукцион», «Сложи слово», «Почитай-ка», «Слоговая копилка», «Занимательные символы». «Схемы слов», «Звуковички», «Звуковые линейки», «Кассы букв», «Город звуков и букв». Игры по развитию психических процессов и сенсомоторные игры: «Цвет-форма», «Развиваем руку», «Жил-был кружочек», «Логическое мышление», «Пирамидка», «Вкладыши».

 

Литература:

  1. Агранович З.И. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: «Детство-Пресс», 2005. – 160
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.
  3. Быстрова Г.., Сизова Э.П., Шуйская Т.Л. Логопедические игры и задания. – СПб.: Кара, 2001.
  4. Васильева С., Соколова Н. Логопедические игры для дошкольников. – М.: Школа – Пресс, 1999.
  5. Каше Г.Л. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.: Просвещение, 1985.
  6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. 3-й уровень. I, II, III период. Логопедическое пособие для логопедов. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002.
  7. Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1996.
  8. Максаков А.И. Правильно ли говорит Ваш ребенок: Книга для воспитания дет. сада. – 2-е изд. Исп. – М.: Просвещение.
  9. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: Детство – ПРЕСС, 2001.
  10. Селиверстов В.М. Речевые игры с детьми – М.: ВЛАДОС, 1994.
  11. Ткаченко Т.А. Альбом индивидуального обследования дошкольника: Диагностическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Издательство «ГНОМ и Д».
  12. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи. Метод пособие – СПб.: Детство – Пресс, 1999.
  13. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: Издательство «Гном и Д», 2001.
  14. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М.: 1999
  15. Шашкина Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений / Г.Р.Шашкина, Л.П.Зернова, И.А.Зимина. – М.: Издательский центр «академия», 2003.

16. Эльконин Д.Б. Избранные труды / Под ред. В.Л.Давыдова, В.П.Зинченко.

17. Жукова Н.С. Букварь: Учебное пособие / М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000; Е.: Изд-во АРД ЛТД, 2000.

18. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Практическое пособие для обучения детей чтению.-К.: ГИППВ, 1997.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Рекомендации по организации рабочего места во время лепки героев и…

Рекомендации по организации рабочего места во время лепки героев и декораций, фотосъёмки мультфильма из пластилина Алгоритм создания мультфильма из пластилина такой...

Конспект ООД в средней группе на тему: «Космическое путешествие»

Конспект ООД в средней группе на тему: «Космическое путешествие» Цель: развитие познавательной и творческой активности детей по теме «Космос». Задачи: - расширять и закреплять...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие к диким животным»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие к диким животным» Цель: расширить и закрепить знания о диких животных Задачи: Образовательные: Закрепить название животных и...

Читайте также

Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Казань, любимая моя»

Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Казань, любимая моя» Программные задачи: познакомить детей с историей родного города, с архитектурно-историческим центром Казанского...

Игровой самомассаж в работе с детьми раннего дошкольного возраста

Игровой самомассаж в работе с детьми раннего дошкольного возраста Одним из направлений нашей педагогической деятельности с детьми раннего возраста является развитие...

Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игры в рифму

Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игры в рифму Воспитание подрастающего поколения - очень важная и ответственная работа. В основном этот...