Адаптивная программа дополнительного образования «Коррекционно-развивающее обучение по профилактике дисграфии старших дошкольников (5 – 7 лет) с общим недоразвитием речи»
«АБВГДейка»
Пояснительная записка
Хорошо известно, насколько трудна и объемна программа начальных классов и неподготовленному ребенку порой трудно осваивать ее курс. Важно подготовить ребенка к обучению грамоте еще до поступления в школу.
Уровень речевого развития детей, посещающих логопедическую группу с диагнозом ОНР, оказывает отрицательное влияние на способность ребенка приобретать новые знания, умения и навыки, усваивать школьную программу.
Дети с речевой патологией допускают специфические ошибки:
1. Письма:
– пропуск гласных букв в слове (упала – упла);
– пропуск согласных букв, особенно при стечении согласных (стол – сол);
– перестановка букв в слове (есть – етсь);
– пропуск слогов и букв в слове (бабочка – бачка);
– искажение слов (лошадь – ложит);
– недописывание слов (растет – расте);
– вставка лишних букв в слове (стоит – стоеит);
– неумение обозначить мягкость согласных в письме (мяч – мач);
– неумение согласовывать слова в предложении (Вова сидит на стуле – Вова сидит стул);
– неумение правильно пользоваться родом и числом (река покрылось льдом);
– смешение йотированных букв я, ё, ю с буквами а, о, у (яма – яама);
– смешение шипящих и свистящих, звонких и глухих, л-р;
– оптическое смешение букв, сходных по написанию (п-т, н-и).
2. Чтения:
– пропуск букв, слогов и предлогов;
– замена и перестановка букв;
– искажение слов;
– чтение по догадке;
– нанизывание букв.
Дети с поздним развитием речи плохо овладевают также грамматическим строем языка: не согласуют слова в предложении, пропускаю предлоги, не умеют правильно употреблять род и число.
Своевременная подготовка детей 5 – 7 лет к обучению грамоте является актуальной задачей при подготовке детей к школе, способствует более успешному овладению школьной программой, предупреждает нарушения чтения и письма в школе, положительно влияет на формирование личности и на все психическое развитие ребенка. Поэтому проведение профилактической работы по предупреждению ошибок чтения и письма у детей с речевой патологией еще в старшем дошкольном возрасте является актуальной проблемой логопедии. Один из путей решения этой проблемы – грамотно организованная кружковая работа.
Целью нашего курса является устранение речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи и профилактика трудностей при дальнейшем обучении в школе.
Задачи:
- Развитие фонематического восприятия, овладение элементами грамоты.
- Развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением.
- Совершенствование психологической базы речи.
Новизна нашей программы заключается в том, что она позволяет углубленно изучать звукобуквенный анализ и синтез, систематизировать и расширять задачи по развитию графомоторных умений и навыков, формировать навыки оптико-пространственной ориентировки, проводить своевременную коррекцию дисграфии. Развивающая методика, последовательность изучения тем, основанная на наглядности, позволяет добиться высоких результатов в обучении детей, превышающих образовательные стандарты.
Для создания новой программы были проанализированы:
- Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой. (Гном и_Д,2000 г.)
- Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова (Москва «Просвещение» 2008 г.)
- Программа образовательной системы «Школа 2100» Р.Н. Бунеева, Т.Р. Кисловой (Баласс, 1999 г.)
В новой программе для детей с общим недоразвитием речи использованы рекомендации и методики современных авторов, специалистов разных направлений: Г.А. Каше, Т.А. Ткаченко, М.Ю. Картушиной и др.
Данная программа содержит следующие добавления и изменения:
- Расширены и углублены задачи и направления коррекционной работы, предложенные Т.Б. Филичевой.
- Более развёрнуто в программе отражены такие разделы, как развитие общей и мелкой моторики, пространственной ориентации, оптико-пространственной координации. Учитывая особенности детей с общим недоразвитием речи, активно используются на занятиях элементы логоритмики, музыкотерапии.
Адаптивная программа дополнительного образования «Коррекционно-развивающее обучение по профилактике дисграфии старших дошкольников (5 – 7 лет) с общим недоразвитием речи» превышает образовательные стандарты:
- На первом году одновременно изучается звук и буква.
- Для обозначения звуков применяются наглядные символы Ткаченко Т.А.
- К концу второго года обучения дети свободно и осознанно читают слоги, слова, составляют из букв разрезной азбуки слоги всех видов и слова простой структуры, решают кроссворды и ребусы.
- Хорошо различают на слух и печатают под диктовку слова, предложения с дифференцируемыми звуками
В соответствии с санитарно - эпидемиологическими правилами и нормативами занятия для детей шестого года жизни проводятся не более 25 минут, а для детей седьмого года жизни - не более 30 минут.
Адаптивная программа «АБВГДейка» рассчитана на 2 года обучения. Первый год обучения – с 5 до 6 лет, второй год обучения – с 6 до 7 лет.
Содержание адаптивной программы «Коррекционно развивающее обучение по профилактике дисграфии старших дошкольников (5 – 7 лет) с общим недоразвитием речи»
Первый год обучения
Раздел 1. Развитие фонематического восприятия,овладение элементами грамоты.
1 период обучения
- Формирование навыков оптико-пространственной ориентировки.
- Выделение заданного гласного звука из потока звуков.
- Выделение и определение в словах первого гласного звука.
- Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков.
- Определение в словах последнего гласного.
- Определение в словах первого и последнего гласных звуков, анализ и синтез сочетаний из трех гласных.
2 период обучения
- Дифференциация гласных – согласных звуков.
- Определение в словах согласного звука, анализ и синтез обратных слогов из двух звуков.
- Определение наличия – отсутствия согласного звука в словах, подбор слов с заданным согласным звуком.
- Определение двух гласных звуков в словах.
- Определение гласного звука в середине односложных слов.
- Анализ и синтез односложных слов, состоящих из трех звуков.
- Определение позиции согласного звука в слове: начало, середина, конец.
3 период обучения
- Определение позиции согласного звука в слове: начало, середина, конец.
- Определение первого согласного и последующего гласного в словах.
- Анализ и синтез двухсложных слов, состоящих из двух открытых слогов.
Раздел 2. Развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением.
1 период обучения
- Развитие тактильных ощущений.
- Развитие мелкой моторики пальцев в специальных упражнениях на сжатие, растяжение, вращение кисти, переплетение пальцев рук, поочередное сгибание и разгибание пальцев, встряхивание и помахивание кистями, перебирание всеми пальцами.
2 период обучения
- Дальнейшее развитие координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, увеличение амплитуды движений, улучшение координации движений обеих рук, развитие быстроты и точности реакции.
- Совершенствовать хватательные движения (двумя пальцами, щепотью).
- Учить обводке, закрашиванию, штриховке по трафаретам.
3 период обучения.
- Дальнейшее развитие координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, увеличение амплитуды движений, улучшение координации движений обеих рук, развитие быстроты и точности реакции.
- Совершенствовать хватательные движения (двумя пальцами, щепотью).
- Нормализовать состояние тонуса мелких мышц, используя массаж пальцев и кистей рук.
- Учить правильному захвату карандаша, обводке, закрашиванию, штриховке по трафаретам.
Раздел 3. Совершенствование психологической базы речи.
Развитие внимания:
- Развитие способности к переключению внимания.
- Развитие концентрации внимания.
- Развитие устойчивости внимания.
- Развитие произвольного внимания.
- Развитие распределения внимания.
- Развитие объема внимания.
Развитие восприятия.
- Развитие зрительного восприятия:
(восприятие формы, величины, цвета, целостного образа предмета).
- Развитие зрительно- пространственного восприятия.
- Развитие тактильно-двигательного восприятия.
Развитие памяти
-Развитие зрительной памяти (кратковременной и долговременной).
- Развитие слуховой памяти (кратковременной и долговременной).
- Развитие произвольной памяти.
Развитие мышления.
- Развитие наглядно-действенного мышления.
- Развитие наглядно-образного мышления.
- Развитие логического мышления.
Второй год обучения
Раздел 1. Развитие фонематического восприятия,овладение элементами грамоты.
1 период:
- Формирование навыков оптико-пространственной ориентировки.
- Практическое овладение способом деления слов на слоги и определение ударного слога, ударного звука в слове.
- Выделение звуковой последовательности звуков, составляющих слова.
- Дифференциация понятий «гласный звук», «согласный звук», «твердый» - «мягкий», «глухой» - «звонкий».
- Уточнить понятия: «звук», «слог», «слово», «предложение».
- Упражнять в выделении звука из слова.
- Формирование навыков звуко-слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза:
односложные слова из закрытых слогов;
двухсложные слова из открытых слогов;
трехсложные слова из открытых слогов;
двухсложные слова со стечением согласных в середине слова;
двухсложные слова со стечением согласных в начале слова;
трехсложные слова с закрытым слогом;
- Формирование графо-моторных навыков.
- Упражнять в выкладывании данных букв из палочек, пуговиц, шнурков, рисование букв в «воздухе».
- Упражнять в узнавании пройденных букв с недостающими элементами, наложенных друг на друга, нахождении правильно написанных букв в ряду, состоящем из правильно и зеркально написанных букв.
- Упражнять в чтении сначала закрытых слогов с новыми буквами, потом открытых слогов, затем слов и предложений.
- Учить печатать в тетради по образцу, под диктовку.
2 период:
- Формирование навыков оптико-пространственной ориентировки.
- Формирование графо-моторных навыков.
- Закрепить знания о гласных и согласных звуках и их признаках.
- Упражнять в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.
- Закрепить умение проводить полный звуко-слоговой и звуко- буквенный анализ и синтез:
трехсложные слова со стечением согласных (в разных позициях);
односложные слова со стечением согласных в начале слова, в конце слова;
двухсложные слова с двумя стечениями;
слова со сложными стечениями (три и более согласных рядом).
- Упражнять в выкладывании букв из палочек, печатании.
- Совершенствовать навыки печатания и чтения слогов, слов, предложений с освоенными буквами.
- Учить разгадывать ребусы, решать кроссворды.
- Закрепить умение составлять буквы из двух-трех палочек, трансформировать буквы, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, допечатывать незаконченные буквы, различать буквы, наложенные друг на друга.
Раздел 2. Развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением.
1 период:
- Дальнейшее развитие координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, увеличение амплитуды движений, улучшение координации движений обеих рук, развитие быстроты и точности реакции.
-Развитие тактильной чувствительности, сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.
- Учить штриховке по трафаретам, соединению точек для получения рисунка.
- Составление букв из элементов.
- Печатание букв, слогов, слов.
2 период:
- Дальнейшее развитие координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, увеличение амплитуды движений, улучшение координации движений обеих рук, развитие быстроты и точности реакции.
- Продолжать учить штриховке по трафаретам, конструированию букв из разного материала.
- Печатание букв, слогов, слов, предложений.
Раздел 3. Совершенствование психологической базы речи.
Развитие внимания:
- Развитие способности к переключению внимания.
- Развитие концентрации внимания.
- Развитие устойчивости внимания.
- Развитие произвольного внимания.
- Развитие распределения внимания.
- Развитие объема внимания.
Развитие восприятия.
- Развитие зрительного восприятия:
(восприятие формы, величины, цвета, целостного образа предмета).
- Развитие зрительно- пространственного восприятия.
- Развитие тактильно-двигательного восприятия.
Развитие памяти
-Развитие зрительной памяти (кратковременной и долговременной).
- Развитие слуховой памяти (кратковременной и долговременной).
- Развитие произвольной памяти.
Развитие мышления.
- Развитие наглядно-действенного мышления.
- Развитие наглядно-образного мышления.
- Развитие логического мышления.
Учебно-тематический план занятий
Первый год обучения (5 – 6 лет)
Месяц | № | Тема занятия |
октябрь | 1 | Развитие слухового внимания и фонематического восприятия |
2 – 3 | Звук и буква У | |
ноябрь | 4 - 5 | Звук и буква А |
6 - 7 | Звук и буква И | |
8 | Звуки и буквы А, У, И | |
декабрь | 9 – 10 | Звук и буква М |
11 | Звук и буква В | |
12 | Звук и буква Н | |
январь | 13 | Звук и буква Ф |
14 -15 | Звук и буква К | |
февраль | 16 - 17 | Звук и буква Т |
18 | Звук и буква П | |
19 | Звуки и буквы К, Т, П | |
20 | Звук и буква Х | |
март | 21 | Звук и буква Л |
22 | Звук и буква О | |
23 | Звуки и буквы О, У | |
24 | Звук и буква Ы | |
апрель | 25 | Звуки и буква Ы, И |
26 | Звук и буква Э | |
27 – 28 | Звук и буква С | |
май | 29 – 30 | Звук и буква З |
31 | Звук и буква Ц | |
32 | Звуки и буквы С – З - Ц |
Учебно-тематический план занятий
Второй год обучения (6 - 7 лет)
месяц | № | Тема |
Октябрь | 1 | Гласные звуки и буквы |
2 | Гласные звуки и буквы | |
3 | Согласные звуки и буквы | |
4 | Звуковая природа букв. Буквы А и Я. | |
Ноябрь | 5 | Буквы А и Я. |
6 | Буквы О и Ё. Два способа обозначения звука О в зависимости от твердости или мягкости предшествующего согласного | |
7 | Буквы О и Ё. | |
8 | Буквы У и Ю. Два способа обозначения звука У в зависимости от твердости или мягкости предшествующего согласного. | |
Декабрь | 9 | Буквы У и Ю. |
10 | Буквы Ы и И. | |
11 | Буквы Э и Е. Обозначение звука Э после мягкого согласного и в начале слова. | |
12 | Буквы Э и Е. | |
Январь | 13 | Парные согласные В - Ф |
14 | Парные согласные В - Ф | |
15 | Парные согласные Б – П. | |
16 | Парные согласные Б – П. | |
Февраль | 17 | Парные согласные Д - Т. |
18 | Парные согласные Д - Т. | |
19 | Парные согласные Г – К. | |
20 | Парные согласные Г – К. | |
Март | 21 | Парные согласные Ш – Ж. |
22 | Парные согласные Ш – Ж. | |
23 | Звук Й. Буква Й. | |
24 | Дифференциация С –Ш. | |
Апрель | 25 | Дифференциация З – Ж. |
26 | Дифференциация СЬ – Щ. | |
27 | Дифференциация Р – Л. | |
28 | Дифференциация Г – К – Х. | |
Май | 29 | Дифференциация Ч – ТЬ. |
30 | Дифференциация Ч – Щ. | |
31 | Буква Ь. | |
32 | Буква Ь. |
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
В основу программы положены дидактические принципы: от простого к сложному, последовательность и системность при изучении материала.
Данная система обучения согласована со школьной программой и имеет познавательную основу. Основа программы – это соблюдение принципа развивающего обучения.
Выбор методов зависит от стоящих перед логопедом задач, содержания коррекционно-образовательной работы, возрастных и индивидуальных особенностей детей. В работе применяются словесные, наглядные, практические, проблемные методы. Они активизируют мысль ребенка, развивают его инициативу, пробуждают интерес к познанию, поэтому их использование дает лучшие результаты с точки зрения развития творческих способностей.
Интегративной основой реализации программных целей является система
дидактических принципов: принцип психологической комфортности, принцип деятельности, принцип минимакса, принцип целостности, принцип вариативности, принцип творчества, принцип непрерывности.
Формы организации образовательной деятельности при использовании данных методов также разнообразны – занятие, дидактическая игра, наблюдение, экскурсия, экспериментирование и др. Для отдыха и снятия напряжения на каждом занятии предусмотрены физкультминутки, логоритмические упражнения.
Для организации образовательного процесса имеются все необходимые условия в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами. В кабинете имеются шкафы для методических пособий, доска, столы детские, стулья детские, зеркала настольные, магнитная доска с кассой букв, наборное полотно. Также в полном объеме имеется дидактический и наглядный материал для проведения фронтальных занятий с детьми. Дидактический материал по подготовке детей к обучению грамоте: альбомы с предметными картинками, А.И.Богомолова «Логопедическое пособие для занятий с детьми», О.В.Егорова «Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет», В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Автоматизация звуков у детей» (комплект из четырех альбомов, дидактические игры «логопедическое лото», «Путешествие в страну звуков», «Что здесь спрятано», «Магазин», «Веселый рыболов», «Ходит ежик вдоль дорожек», «Игровая азбука», «Цепочка слов», «Ребусы», «Изографы», «Кроссворды», «Слоговой аукцион», «Азбука-паззлы», «Составь слово», «Звуковой аукцион», «Сложи слово», «Почитай-ка», «Слоговая копилка», «Занимательные символы». «Схемы слов», «Звуковички», «Звуковые линейки», «Кассы букв», «Город звуков и букв». Игры по развитию психических процессов и сенсомоторные игры: «Цвет-форма», «Развиваем руку», «Жил-был кружочек», «Логическое мышление», «Пирамидка», «Вкладыши».
Литература:
- Агранович З.И. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: «Детство-Пресс», 2005. – 160
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.
- Быстрова Г.., Сизова Э.П., Шуйская Т.Л. Логопедические игры и задания. – СПб.: Кара, 2001.
- Васильева С., Соколова Н. Логопедические игры для дошкольников. – М.: Школа – Пресс, 1999.
- Каше Г.Л. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.: Просвещение, 1985.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. 3-й уровень. I, II, III период. Логопедическое пособие для логопедов. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002.
- Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1996.
- Максаков А.И. Правильно ли говорит Ваш ребенок: Книга для воспитания дет. сада. – 2-е изд. Исп. – М.: Просвещение.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: Детство – ПРЕСС, 2001.
- Селиверстов В.М. Речевые игры с детьми – М.: ВЛАДОС, 1994.
- Ткаченко Т.А. Альбом индивидуального обследования дошкольника: Диагностическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Издательство «ГНОМ и Д».
- Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи. Метод пособие – СПб.: Детство – Пресс, 1999.
- Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: Издательство «Гном и Д», 2001.
- Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М.: 1999
- Шашкина Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений / Г.Р.Шашкина, Л.П.Зернова, И.А.Зимина. – М.: Издательский центр «академия», 2003.
16. Эльконин Д.Б. Избранные труды / Под ред. В.Л.Давыдова, В.П.Зинченко.
17. Жукова Н.С. Букварь: Учебное пособие / М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000; Е.: Изд-во АРД ЛТД, 2000.
18. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Практическое пособие для обучения детей чтению.-К.: ГИППВ, 1997.
Читайте также |
---|
Рекомендации по организации рабочего места во время лепки героев и…
Рекомендации по организации рабочего места во время лепки героев и декораций, фотосъёмки мультфильма из пластилина Алгоритм создания мультфильма из пластилина такой...
Конспект ООД в средней группе на тему: «Космическое путешествие»
Конспект ООД в средней группе на тему: «Космическое путешествие» Цель: развитие познавательной и творческой активности детей по теме «Космос». Задачи: - расширять и закреплять...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие к диким животным»
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие к диким животным» Цель: расширить и закрепить знания о диких животных Задачи: Образовательные: Закрепить название животных и...