«Развитие рефлексивности у детей»

(Из опыта работы)

 

В исследованиях последнего десятилетия рефлексия определяется, как новообразование дошкольного возраста (Н.И. Люрья, Н.Г. Салмина и др.).

Современные дети обнаруживают новые закономерности развития и созревания психики, демонстрируя большую способность к самосознанию и саморазвитию.

Рефлексия есть обращение человеком своего сознания на самого себя (самоанализ): на мышление, поведение, знания, действия. Это понимание и анализ своих мыслей, чувств, мотивов.

Работая, с детьми третьего года жизни я старалась обращать их внимание на собственные действия:

- что выбирают;

- что делают (делали, будут делать);

- что получилось (на продукт собственной активности).

Дети ежедневно имели возможность выбирать (самоопределяться) деятельность, материалы, партнеров

и делиться своими результатами, успехами.

 

Работа детей 2 лет в центре «Песок-вода»Работа детей 2 лет в центре «Песок-вода»

 

Работа детей в центре «Искусство»Работа детей в центре «Искусство»

 

Работа детей в центре «Манипуляции»Работа детей в центре «Манипуляции»

 

Групповой сбор – подведение итоговГрупповой сбор – подведение итогов

 

На фото можно увидеть: работу детей в центрах (их выбор) и как дети делятся своими достижениями на групповом сборе (круге).

Итоги работы в центрах (детские высказывания):

Воспитатель: «Расскажите, что понравилось сегодня делать?»

Диана (2 г. 11 мес.): «Я рис сыпала зеленый».

Воспитатель: «Сразу начала сыпать?»

Диана: «Сначала намазала клеем. Получилось дерево»

Слава (2 года 9 мес.)

«Птичку сделала».

Лида (2 года 7 мес.)

Воспитатель: «Что ты делала?»

Лида: «Листочки».

Воспитатель: «Как?»

Лида: «Отрывала бумажки. Мяла и приклеивала».

Фотографии на данном этапе (в 2-3 года) играют важную роль, желательно их делать чаще.

Фотографии:

1) Являются наглядным способом фиксации действий (достижений) детей. Дети имеют возможность посмотреть на себя со стороны, чем занимались, что научились делать….

2) Являются наглядной информацией для родителей о жизни ребенка в детском саду.

3) Активизируют речь ребенка (глядя на своё изображение, ребенок стремится назвать, что делал…).

Уже в младшей группе (с 3 лет) я старалась мотивировать детей к анализу выбора - свободных действий и к подведению итогов деятельности.

Мы придумали наглядную форму фиксации ребенком своих действий - «Ладошку» (фото № 5, 6).

 

«Ладошка»«Ладошка»

 

«Ладошка»«Ладошка»

У каждого ребенка ладошка своя. Пять пальцев – это 5 дней, проведенных ребенком в детском саду.

К ладошке прилагаются резинки разного цвета.

Каждый центр активности у нас с детьми обозначен своим цветом. (Например: центр «Математики» - красный, «Искусство» - зелёный, «Книги» - синий, «Строительства» -желтый, «Семьи» - оранжевый, «Песок - вода» - коричневый, «Наука» - фиолетовый…). И каждый день на один пальчик ребенок надевает одну или 2… резинки, в зависимости от того в каком центре активности работал.

Когда происходит фиксация ребенком своих действий?

После окончания работы в центрах происходит постепенный приход детей со своими результатами на

групповой сбор, который проходит на ковре. Дети фиксируют на ладошке, то чем занимались (фото №7, 8, 9).

7

8

9

 

Такая форма фиксации очень наглядна и для детей и для взрослых. Она позволяет отрефлексировать, что и как выбирает ребенок и что он не выбирает (в течение недели). Развивается ребенок в разных направлениях или в одном.

После фиксации детьми своих действий идет групповое обсуждение(самоанализ: что выбирали, что делали, что получилось).

Что обсуждаем:

- Что сегодня удалось (получилось)?

- Чему научились сегодня?

- Что нового узнали?

- Что понравилось больше всего?

- Что получилось особенно хорошо?

- Как смог это сделать?

- Сможешь этому кого-то научить из друзей?

- Были какие-то трудности? Кто помогал?

- С кем вместе работал?

В результате групповых обсуждений дети:

- учатся активно обсуждать процесс своего развития;

- учатся друг друга слушать и слышать;

- учат друг друга;

- мотивируют друг друга на деятельность, а также мотивируют делиться своими открытиями, достижениями…

Работа по развитию рефлексивности осуществляется и в ходе индивидуальных обсуждений.

Индивидуальные (персональные) обсуждения

  • С детьми, которые в силу своих индивидуальных особенностей (неуверенные в себе, с повышенной тревожностью) не могут делиться своими успехами на публике (фото).

 

10

 

  • С сильными детьми, которые любят и могут выступать на публике - являются примером и мотиватором для других. С ними заранее обсуждаешь, проговариваешь выступление, чтобы они могли это сделать более ярко и грамотно (фото).

 

11

 

  • С детьми в конце недели (подведение итогов).

Перед ребенком:

1) «ЛАДОШКА» с зафиксированным выбором своих действий за неделю.

2) Выполненные работы или материал, с которым работал (палочки, геометрические фигуры, камешки, фигурки насекомых…).

Вопросы к ребёнку:

- Чему научился на этой неделе?

- Что понравилось больше всего?

- Что получилось особенно хорошо?

- Что хотел бы повторить ещё раз?

- Какую работу поместим в портфолио?

- Что хочется узнать ещё?

- Чему научиться?

 

12

 

В ходе обсуждения с детьми взрослому

важно:

- помогать видеть ребенку положительные изменения (достижения);

участие взрослого в анализе зависит от возраста и от уровня развития ребенка;

- делать акцент на успех (сильные стороны ребёнка).

Тогда обсуждение приносит радость и удовольствие, а это мотивирует детей к дальнейшему развитию.

- Помнить, что отрицание успеха, разочарование подрывает веру в себя. Тогда ребенку трудно рассказывать о своих достижениях. Необходимо и с родителями говорить об этом.

- Уважительно, заинтересованно, серьёзно относиться к тому, что демонстрирует ребенок.

Все высказывания детей во время обсуждений записываются.

Итоги дня:

Воспитатель: «Что сегодня вам удалось сделать?»

Лида (4 г.): «Я рисовала цветы, много. Солнышко ещё нарисовала.

Воспитатель: «Чему ты научилась?»

Лида: «Научилась лепестки овальные рисовать и листики такие. Я сделала очень красиво. Маме понравиться. Долго рисовала».

Соня (4 г.) «Я делала из темного пластилина сосисочку. Нашла ракушки.

Из ракушек я сделала крылья. Потом сделала усики. Бабочка нарядная. На крылышках сделала красоту. Посадила на цветочек».

Белла (3г.9м.): «Я улиток раскрасила и считала. Потом цифры нашла».

Итоги недели:

Воспитатель: «Чему научилась на этой недели?

Что получилось особенно хорошо?»

Соня (4года): «Я рисовала коровку, обводила по точкам дорожки, делала из камней бабочку, из палочек солнце. Получилось хорошо».

Воспитатель: А в каком центре не была на этой неделе?»

Соня: «Ещё не была в центре красной резинки».

Воспитатель: «Хочешь в центре математики чему-то научиться?»

Соня: «Надо поучиться считать».

Детские высказывания являются:

  • материалом для портфолио;
  • наглядной информацией для родителей;

- прочитав высказывания, родители получают информацию о жизни своего ребенка в группе (фото №13, 14, 15).

 

13

 

14

 

15

 

Возможны и другие формы фиксации своих действий детьми.

 

16

17

 

Такие формы фиксации детьми своих действий могут использоваться в младшей и в средней группе.

А вот в старшем возрасте уже другие формы фиксации - ЛИСТЫ УЧЁТА.

 

18

 

Ребенок отмечает (любым способом), в каком центре сегодня был.

Может подводить итоги дня, недели, месяца, темы.

Итоги дня:

Миша (7 лет): «Я был в центре «Математики» и научился решать примеры и раскрашивать по цифрам. Каждая цифра обозначает какой-то цвет. А ещё я научился находить лишнею картинку».

Вероника Я. (6 лет 10 мес.): «Я была в центре «Искусство» и научилась делать детеныша тюленя белька из бумаги и газеты. Сначала я мяла газету и обклеивала её белой бумагой. Потом приклеивала голову к телу, приклеивала лапки. А потом я сделала мордочку, используя пластилин».

Итоги темы:

Майя С. (6 лет 5 мес.): «По теме «Путешествие на Северный и Южный полюс» я много раз была в центре «Искусство», потому что мне очень нравится там заниматься. Я научилась красиво рисовать белого медведя, пингвинов, северного оленя. А ещё я научилась делать пингвина из рулона туалетной бумаги. А ещё я была в центрах «книга», «наука», «строительство». Но я не была в центре «настольная игра», потому что мне не совсем там нравится».

Святослав С. (6 лет 8 мес.): «Пока была тема «Путешествие на Северный и Южный полюс» я больше всего раз был в центре «Математики» и «Искусство». Я люблю заниматься в центре «Математики», потому что там очень интересные карточки. Я там научился решать примеры, придумывать и решать задачи. А ещё мне нравится заниматься в центре «Грамоты», потому что там тоже очень интересные задания, например, расшифровывать слова».

Из детских высказываний видно, что ребенок старшего возраста анализирует свою деятельность уже более самостоятельно. Озвучивает свои интересы, оценивает достижения. Активно участвует в планировании и ставит новые цели.

Если перед ребенком ставить задачу рассказать о самом себе, о своих изменениях, тогда он осознает себя как участник процесса обучения. Осознает цели, которые перед ним были поставлены, шаги которые он совершал, достигая эти цели. Видит свои успехи. Знает свои сильные стороны и свои индивидуальные особенности. Может грамотно представить родителям свои успехи, обсудить с ними процесс своего развития.

Важна каждодневная практика. Системная, целенаправленная работа по развитию рефлексии у детей.

 

Используемая литература:

Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. - М.: Планета детей, 2010.



Новые публикации

Конспект занятия

Конспект занятия  Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие». Цели: Формировать способность детей к диалогической речи. Задачи по образовательным...

Проектная деятельность в первой младшей группе «Все котятки мыли лапки»

Проектная деятельность в первой младшей группе «Все котятки мыли лапки»

Мастер-класс для педагогов по нетрадиционной технике рисования «Освоение витражного …

Мастер-класс для педагогов по нетрадиционной технике рисования «Освоение витражного искусства в детском саду» Цель: Расширить знания педагогов через знакомство с нетрадиционной техникой...

Читайте также

План-конспект непосредственно образовательной деятельности «Составление описательного рассказа по теме: «Поможем…

План-конспект непосредственно образовательной деятельности «Составление описательного рассказа по теме: «Поможем птицам в холода» по образовательной области «Речевое развитие» (Старшая группа) Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное...

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста с использованием логоритмических игр…

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста с использованием логоритмических игр.«Игры на солнечной полянке» Цель: Создание условий для благополучного эмоционального состояния ребенка. Задачи: Вызвать у детей...

Организация театрализованной деятельности в работе с детьми от 3 до…

Организация театрализованной деятельности в работе с детьми от 3 до 7 лет   Наша жизнь, в сущности, кукольное представление. Нужно лишь держать нити в...


Комментарии

  • Наталия
    Замечательный клоун! Очень прост в изготовлении. Обязательно воспользуюсь Вашим МК! Спасибо!

    Подробнее...

     
  • Надежда
    Спасибо.

    Подробнее...

     
  • Екатерина
    Вы правы, Виктория! Ствол дерева рисуется сверху вниз! У детей подвижность суставов руки недостаточно ...

    Подробнее...

     
  • Наталья Викторовна Г
    Спасибо Вам огромное за такой развёрнутый конспект. Очень помог мне быстро понять домашнее задание.(студен ...

    Подробнее...

     
  • Ирина Разумова
    Добрый вечер. спасибо за ответ. Каким для вас способом это удобнее сделать?

    Подробнее...





В блогах

 Старшая группа. Конспект «Мои права и обязанности»Котовой Т.В.

 Старшая группа. Конспект «Мои права и обязанности» Программное содержание: -   Обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях; - Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений; - Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы; - Воспитывать чувство самоуважения и...

Проект "В детский сад с улыбкой"

Паспорт проекта Тип проекта: групповой проект. Участники проекта: дети – педагоги – родители. По продолжительности реализации проекта: среднесрочный. Проблема: Как облегчить процесс  адаптации  детей младшего дошкольного возраста к  детскому  образовательному учреждению? Гипотеза: если, сформировать единый подход к соблюдению режима дня, вопросам воспитания детей...

Выступление не педагогическом совете по проекту " Я вижу музыку".

Выступление на педагогическом совете музыкального руководителя Нечаевой Т.Г. и воспитателя Дорофеевой А.Ю. по проекту  «Я вижу музыку» (февраль 2020 года) по теме: «Совершенствование деятельность ДОО по художественно- эстетическому развитию дошкольников через различные инновационные технологии» Дорофеева А.Ю. Художественно-эстетическое воспитание – это...

Многофункциональное дидактическое пособие по речевому развитию для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Sample Image

Тема: Дидактическое многофункциональное пособие по речевому развитию для детей среднего и старшего дошкольного возраста Актуальность Развитие речи — процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство