Социализация ребенка - дошкольника в процессе музыкально-игровой импровизации

(Из опыта работы)

 

Все, существующие в мире, пути изучения человека (науки о человеке, различные виды искусств, мировые религии…), рассматривают его как неотъемлемую часть мироздания, природы, общества. Это говорит о том, что жизнь человека, его личностное формирование и развитие не могут проходить в изоляции и одиночестве. Действительно, с одной стороны, личностные качества человека формируются в процессе его приспособления к условиям окружающей среды, что выражается в активном усвоении им элементов культуры, социальных норм и ценностей. С другой стороны, усваивая социальный опыт и обогащаясь им, человек еще и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и окружающих людей, выбирая свою роль и позицию в общей системе социальных отношений, вливаясь в нее на основе собственных интересов, потребностей, стремлений, и самооценок. Иначе говоря, процесс социализации регулируется единством двух взаимопротиворечащих мотивов: «Быть со всеми» (социальная адаптация) и «Оставаться самим собой» (самоутверждение).

С.И. Гессен писал: «Давление внешней среды должно способствовать внутренней силе сопротивления растущей личности ребенка. Центростремительная сила в человеке должна всегда превышать центробежные силы внешней культуры, но и непрерывно ощущать их возрастающий напор».

Среди многих факторов и механизмов, влияющих на этот процесс, особое место занимает включает включение ребенка в различные виды социальных отношений в процессе развития основных видов детской деятельности.  Особое место в этом занимает игровая деятельность как самый универсальный способ социализации ребенка дошкольника. Ее эффект тем более парадоксален, что она совмещает в себе сразу две линии социального развития детей: социальную адаптацию и самоутверждение, обретение собственной социальной позиции. Между тем, такая игра негласно оказалась сферой педагогического воздействия, в основном, педагогов-психологов и воспитателей детского сада. Например, как может оказывать влияние на социальное развитие дошкольников музыкально-игровая деятельность, практически нигде не рассматривается. Между тем, уникальные особенности музыкально-игровой деятельности детей использовались как механизм их социализации с незапамятных времен.

Так, отечественная музыкально-игровая культура своими корнями уходит в народное творчество, в его особую область, связанную с детьми, где любовь, забота и внимание взрослых вызывали у детей отклик на разнообразные явления природы и окружающей жизни. Самые простые потешки, честушки, прибаутки, считалки, дразнилки, скороговорки вводили ребенка в музыкально-игровой мир, с его самобытным языком и жанровым разнообразием.

Дети с удовольствием поют на свой придуманный мотив попевки «Дождик, дождик, перестань…», «Радуга - дуга…».

Иногда уже в младшем возрасте дети могут сами придумать и текст, и мелодию. Однажды на занятии дети слушали «Колыбельную» муз. Гречанинова и я дала задание покачать маленького зайчика. Многие дети просто качали зайчика и пропевали слова «баю - бай», а Лера К., гладила зайчика и напевала «Спи мой зайчик, спи мой родной», и мелодия ее была нежной и ласковой.

Дети очень любят и музыкальные вопросы. Сначала я учила отвечать на них по своему образцу, а когда дети уловили смысл задания, то творчеству их не было конца. Это были такие упражнения как «Что ты хочешь, кошечка? -Молока немножечко!» или «Гуси, гуси, где ваш дом? - Там за речкой под мостом».

Этот огромный, добрый, веселый и красочный мир сочетал в себе быль и реальность с выдумкой и фантазией, рождая в душе ребенка неподдельный интерес и радость сопричастия.

Когда на занятиях дети слушали р.н.м. «Как у наших у ворот» (в обработке В. Агафонникова), у них сразу возникло желание инсценировать ее. Когда пели про муху, то дети взяли в руки воображаемый микрофон, изображая комара они играли на скрипочке. Во время пения про стрекозу у многих детей «заплясали» ноги и захлопали ладоши, а в конце песни поплясать захотелось всем вместе. У детей был уже в запасе багаж выученных движений, поэтому песня получилась яркой и выразительной. Любимой песней у детей в младшей группе была песня «Два веселых гуся» р.н.п. очень эмоционально дети передавали переживания бабуси о пропаже гусей, и конечно, шутливый, веселый образ главных героев песни.

Это было связано с тем, что музыка, гармонично соединяясь с игровыми правилами, давала ребенку безграничный простор для творческой фантазии и импровизации песенного, танцевального, инструментального и театрализованного характера, что способствовало реализации одной из важнейших социальных потребностей детей – потребности в самовыражении.

Этот многовековой и драгоценный музыкально-игровой опыт, наряду с исследованиями многих психологов, искусствоведов, педагогов, дает нам возможность и сегодня воспитывать у ребенка с раннего детства ценностное отношение к окружающему миру, умение с ним взаимодействовать на основе приобретенных знаний, сформированных ценностных ориентаций и смыслов. Вместе с тем, он развивает в ребенке способность к наивысшим проявлениям своей внутренней свободы и самостоятельности. Так, основываясь на экспериментальных доказательствах в работах Н.А. Ветлугиной, можно утверждать, что именно творческий характер игровой деятельности является проявлением всего, накопленного ребенком, музыкального опыта. В свою очередь, этот опыт обогащается в процессе творческой музыкально-игровой деятельности. Это связано с тем, что музыкально-игровая деятельность, как наиболее сильная из всех видов детской музыкальной деятельности средство воздействия на ребенка, объединяет пение, речь, жест, танец, игру на музыкальных инструментах и музыкальную театрализацию. Все эти компоненты становятся средством творческого самовыражения ребенка, средством его социализации. Особенно ярко это проявляется в музыкально-игровой импровизации, проявляющейся в способности сочинять и создавать что-то новое в процессе самой игры, без предварительных репетиций.

Для того, чтобы начать импровизировать, создавать «свой» музыкально-игровой образ, ребенок дошкольник должен достичь определенного уровня музыкального развития, выраженного в следующих умениях: тонко воспринимать музыку, т.е. эмоционально сопереживать ее характеру, вплоть до оттенков настроения и чувств; хорошо понимать язык средств музыкальной выразительности, к которым относятся мелодия, ритм, темп, тембр, динамика, форма; свободно владеть необходимыми для той или иной игровой ситуации исполнительскими навыками певческого, танцевального, инструментального и артистического свойства.

На одном из музыкальных занятий детям я дала задание, сочинить мелодию к словам:

Куклы весело плясали

Вальс и польку танцевали

В ритме вальса, в ритме польки.

Все дети справились с заданием, а Егор даже к мелодии польки в конце добавил «тра - ля - ля», что развеселило и его самого, и всю группу. В музыкально-дидактических играх, развивающих музыкальный слух, дети импровизируют в процессе сочетания сольного и группового пения и музыцирования.

Используя, для начала, 1-2-3 музыкальных звука, они варьируют исполнение колыбельной для куклы, песенок про дождик, лесную кукушку, задорного петушка, грустную киску… Если, при этом, индивидуальная грамотность в выборе средств музыкальной выразительности умножится на коллективную радость сотворчества, - все участники этого процесса испытают сильные эмоциональные переживания, которые им захочется повторять вновь и вновь. Усложняя задачи коллективного творчества, детям предлагаю «прогуляться» по музыкальной лесенке в образах различных животных или любимых героев, предварительно обсудив особенности каждого из них. Например: «Мишка косолапый и большой, поэтому он топчется на месте и с трудом сбирается по лесенке»; «Зайка маленький и веселый, он скачет по лесенке и вверх и вниз легко и подвижно»; «Ласточка взлетает вверх к солнышку стремительно»; «Осенние листики опадают вниз печально…» После этого дети сами выбирают, наиболее соответствующий тому или иному игровому образу, средства музыкальной выразительности. В их импровизации можно будет чередовать сольное и групповое движение по «музыкальной лесенке» вверх и вниз. Они поют и музицируют по собственному выбору, главное – чтобы их исполнение было органично создаваемому образу.

Более сложный пример. «Игры-драматизации» являются вершиной детского музыкально-игрового творчества. Они обладают сюжетностью, которая ориентируется на зрелищную выразительность (мимика, жест, движение), в сочетании с песенной выразительностью эти игры предполагают взаимодействие и столкновение между персонажами, посредством музыкально-двигатльных диалогов и монологов с положительной развязкой. Игры драматизации сложны тем, что на синтез пения и движения в них наслаиваются элементы музыкально-театральной деятельности. Дети обладают огромными игровыми возможностями. К.С. Станиславский указывал: «Детское «как будто бы» куда сильнее нашего магического «если бы»». Т.е. ребенок может глубоко погружаться в свою роль, верить в нее, действовать от ее лица.

Песня А. Филиппенко «На мосточке» - это один из примеров развернутого содержания, который требует от детей коллективного замысла. Замысел возникает под влиянием переживаний, вызванных песней, но сюжет дети строили по литературному тексту. Дети сказали что нужен мостик, где будет сидеть волк, что нужно отвести место, где будет находится козлик т.е. это будет лес. Ребята активно участвовали в обустройстве декораций, а потом стали распределять роли.

Роль козлика была отведена Мише, так как по решению детей он лучше всех изобразил сердитого героя. Злого волка предложили дети сыграть Никите, и он успешно справился с ролью. Во время пения первых куплетов дети сказали что козли не должен просто стоять «в лесу», он должен двигаться - есть траву, играть. После нескольких повторений, песня удалась. Драматизация песни заставила детей задуматься об отношениях, которые складываются между ее персонажами, об их поступках.

Приведенный пример свидетельствует об особенностях возникновения замыслов у детей в связи с их самостоятельной драматизацией песни, текст которой содержит развитый сюжет.

К вопросу распределения ролей необходимо подходить с точки зрения соответствия индивидуальности ребенка выбранной роли. Надо создавать у юных артистов импровизации состояние, когда происходит органичное сочетание знаний, умений и навыков с импровизационной свободой. Важно, чтобы дети вникали в характер музыки, сюжет и образы, учились понимать их, любить и воплощать. Благодаря этому у них постепенно накапливается репертуар из любимых игр, к которым они будут возвращаться с радостью и удовольствием. Это связано с тем, что хотя детское музыкальное игровое творчество обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей, но оно важно для самого ребенка, для его успешной социализации в обществе, для понимания того, как важно для развития человека сотворчество, его умение быть не «над», а «вместе» с другими.

Данный вид музыкальных игр, используя особенности детской игровой деятельности строится по принц авторства, а не исполнительства, т.к. нацелен на максимальное развитие творческих способностей у детей. В работе над ним необходимо быть тонким режиссером, учитывая особенности маленького артиста. Помогать ему скрыть неумения и выделить то, в чем он силен. Необходимо помнить о том, что дети достаточно легко усваивают внешние признаки драматургии игры: сюжетную фабулу, отсутствие автора-повествователя, диалогическую форму общения. Однако важнейшие особенности драматургии игры трудны для детского восприятия и осваиваются постепенно (развитие действия, взаимодействия и столкновение персонажей, их характерные особенности и своеобразие).



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Использование технологических карт при организации сюжетно – ролевых игр в…

Использование технологических карт при организации сюжетно – ролевых игр в ДОУ «Игра есть потребность детского организма, игра для детей - это учёба...

«Мы против терроризма». Занятие - беседа в подготовительной группе

«Мы против терроризма». Занятие - беседа в подготовительной группе Цель: Довести до сознания детей важность соблюдения правил антитеррористической безопасности, умения проявлять осторожность...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и познанию в старшей…

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и познанию в старшей группе на тему: «Путешествие в город профессий» Задачи: Образовательные: Расширять представление о профессиях...

Читайте также

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Круговорот вещей»…

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Круговорот вещей» «Как помочь вещам служить дольше и не оказываться на свалках?» Цель:...

Современные педагогические технологии в образовательном процессе ДОУ

Современные педагогические технологии в образовательном процессе ДОУ Реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования требует от педагога компетентного подхода. Одним из...

Конспект НОД в подготовительной группе: Беседа-разъяснение «Познание своего организма»

Конспект НОД в подготовительной группе: Беседа-разъяснение «Познание своего организма» Интеграция образовательных областей ФГОС ДО: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое», «Социально-коммуникативное», «Развитие...