Доклад на тему: Развиваем речь ребенка раннего возраста

(по программе «Кроха»)

Приход в детский сад является новым этапом в жизни любого ребенка. Детский сад по сути является первым серьезным коллективом, в который попадает малыш.

Убедитесь в собственной уверенности, что Вашей семье детский сад необходим именно сейчас. Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности садовского воспитания. Любые Ваши колебания ребенок использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с родителями. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детском саду.

Всем известно, что когда ребенок поступает в детский сад, у него начинается адаптация – привыкание к детскому саду. У кого-то этот период протекает легко и незаметно, а кто-то

привыкает тяжело, много плачет, часто болеет, сильно переживает расставание с мамой. Преодолеть эти проблемы помогают различные игровые технологии. Рассмотрим некоторые из них.

Длительность игры зависит от ее содержания и интереса детей (но не более 10-15 мин). Воспитатель сам определяет, с детьми какого возраста, с учетом их индивидуальных возможностей провести ту или иную игру.

«ПОЖАЛЕЕМ ЗАЙКУ»

Задачи: Учить проявлять внимание и заботу; понимать зависимость между действиями и результатом (позаботились о зайце - он не заболел); поддерживать эмоциональные высказывания.

Материал: игрушечный заяц, теплый шарф, кусочки моркови и капусты.

Содержание игры: Игру желательно провести на участке после дождя. Создается ситуация: мокрый заяц сидит под кустом. Хорошо если все дети сами заметят его во время прогулки. Если нет, воспитатель обращает внимание детей на зайца.

Воспитатель: Давайте спросим зайца, почему он здесь сидит (помогает детям, проговаривает вместе с ними вопрос). Вот что случилось: Зайку бросила хозяйка-

Под дождем остался зайка,

Со скамейки слезть не смог,

Весь до ниточки промок.

Что сделала хозяйка? (бросила зайку). Что случилось с зайцем? (бедный зайка промок, ему холодно). Педагог выслушивает и поддерживает высказывания детей. Как можно пожалеть зайку? Покормить, согреть. (дети повторяют). Что любит заяц? (морковь, капусту). Давайте покормим зайца. Чем мы покормим зайца? (морковкой, капустой). Давайте согреем зайца. (показывает теплый шарф). Что это такое? Шарф, теплый шарф. (укутывает зайца в шарф). Теперь зайцу тепло. Чем мы согрели зайца? (теплым шарфом).

Посмотрите, каким веселым стал заяц, он говорит нам: «Спасибо, спасибо!» давайте попросим зайца поплясать:

Заинька, попляши!

Серенький, попляши!

Зайка серый, попляши,

Твои ножки хороши!

(Заяц «пляшет». Хорошо, если дети будут повторять сами какие–то слова и движения вместе с зайцем).

Вариант игры (после 2,5 лет)

Заяц убежал из леса, заблудился, сидит голодный плачет. Дети успокаивают его, кормят, помогают найти дорогу в лес и т.п.

«КТО ГДЕ ЖИВЕТ»

Задачи: Закреплять знания о животных (называть и различать их; запоминать где живут); активизировать умение вступать в диалог, отвечать предложениями; поддерживать и поощрять инициативу и самостоятельность.

Материал: Петрушка; коробка с игрушками; макеты леса и дома (из настольного театра).

Содержание игры: Воспитатель устанавливает макеты леса и дома на ковре или на столе. Петрушка «приносит» коробку с игрушками-животными и просит детей помочь разобраться, кто живет в лесу, а кто в доме.

Воспитатель: Животные заблудились, не знают, куда идти, давайте им поможем (достает зайца). Зайчик беленький сидит, ушами шевелит и нам что-то говорит… Спросите зайца, откуда он прибежал к нам? (из леса). Какого цвета наш зайчик? (белого). Какие у него ушки, какого хвостик? (Воспитатель побуждает детей самостоятельно отвечать, при необходимости помогает. Обязательно обобщает ответы).

Заяц (зайчик) белый, уши у него длинные, а хвостик короткий, маленький. Саша, где живет заяц? Отнеси зайца туда, где он живет. (Если ребенок ошибается, воспитатель просит детей ему помочь). Петрушка «достает» из коробки корову.

Воспитатель: Это корова. Она мычит: му-му. Как вы думаете корова тоже в лесу живет? (Ответы детей обобщает). Корова в деревне живет, люди ее кормят, а она дает им молоко. (Предлагает отнести корову к дому, поощряет действия детей, уточняет, куда они отнесли корову).

Далее можно предложить детям брать игрушки поочередно из коробки и спрашивать, где они живут. Используя образец взрослого, малыши учатся задавать вопросы, правильно их формулировать. Одновременно воспитатель дает описание некоторых животных – игрушек с ярко выраженными признаками (например: рыжая лиса, у нее длинный пушистый хвост; медведь большой, у него толстые лапы, он идет, переваливается и др.)

В конце игры взрослый спрашивает Петрушку, все ли животные попали к себе домой, Петрушка отвечает и благодарит детей за помощь.

Игра повторяется несколько раз, количество игрушек увеличивается. Можно прочитать стихи про тех животных, с которыми проводится игра.

 

«УГАДАЙ, КТО В КОРЗИНЕ»

Задачи: развивать сообразительность, внимание, желание высказываться по собственной инициативе, пополнять словарь за счет глаголов в единственном и множественном числе; упражнять в звукопроизношении.

Материал: Игрушки (кошка, собака, два ежа), спрятанные в корзине.

Содержание игры: Воспитатель берет корзину, говорит, что в ней спрятались игрушки и предлагает угадать какие. Загадывает загадку:

Мягкие лапки,

На лапках – царапки.

На молоко глядит,

«Мяу! Мяу! – говорит.

Из корзинки показывает кошачьи лапки.

Воспитатель: Чья это лапка, как вы думаете? (дети отгадывают, педагог достает из корзины кошку с бантиком). Вот какая красивая кошечка у нас! Кошка какая? Что про нее можно сказать? (Эти вопросы помогают детям включиться в рассказ. Если кто-то затрудняется ответить, воспитатель предлагает рассказать вместе с ним). Белая, пушистая, мягкая, маленькая, у нее маленькие лапки, в лапках – царапки. (Играет с кошкой). Вот как наша кошечка бежит, вот как прыгает. (выделяет интонацией глаголы, просит детей повторить). Как она мяукает? Как мурлычет? (Хороводные и индивидуальные ответы). Отгадайте, кто еще в корзине спрятался?

С ними дружит,

Верно служит,

Хвостиком виляет,

«Гав! Гав!» - лает.

(Из корзинки показывает виляющий хвостик.) чей хвостик? Кто в корзинке? Собачка. (Достает игрушку из корзинки, дети рассматривают ее). Собака какая? (Лохматая, большая и т.п.) Что собачка делает? (Лает). Как она лает? (Воспитатель побуждает детей к звукопроизношению в разном темпе, с разной силой голоса). Кто еще остался в корзине?

Колючие, как елки,

Но с серыми иголками.

Живут в лесу,

Боятся лису.

(дети отгадывают. Педагог достает двух ежей.) Ежи какие? (маленькие, колючие, на коротких лапках. Воспитатель уточняет ответы детей.)

Далее игра проходит в форме вопросов и ответов детей.

Воспитатель: Что делает кошка, когда ее гладят? (радуется, мурлычет) а когда видит мышку? (Тихо подкрадывается, бежит, прыгает, ловит). Что еще умеет делать кошка? (Мяукать, лакать молоко, играть)

Что делает собака? (Сидит, бегает, виляет хвостом.) Как она себя ведет, когда видит кошку? (бежит за кошкой, лает, прыгает, ловит.)

Примечание: усложнение - одни дети показывают действия с игрушками, другие называют действия.

 «КТО КАК КРИЧИТ»

Задачи: закреплять знания детей о животных и птицах. Вовлекать в диалог – развивать умение слушать вопросы и адекватно на них отвечать; стимулировать и поощрять активность.

Материал: Домик, построенный из кубиков, в нем игрушки: петух, курица, корова, коза, лягушка и др. (6-8 шт.)

Содержание игры.

Воспитатель: привлекает внимание детей к яркому домику, который стоит на ковре или на столе.

- Это домик не простой, кто же в нем живет? Давайте постучим и спросим: «Тук-тук-тук, кто здесь живет?» (Говорит за петуха.) «ку-ка-ре-ку, я петушок-золотой гребешок!» Кто это? (петушок.) Позовите его: «петя, петушок-золотой гребешок, иди к нам!» (Побуждает к индивидуальным повторениям). «Ку-ка-ре-ку! Иду, иду! (Достает игрушку из домика). Здравствуй, Петя-петушок! (дети здороваются, рассматривают игрушку.) Какие у петушка красивые перышки, маслена головушка, шелкова бородушка! Какие перышки? Какая бородушка? Какой хвост? (Петушок снова «кричит»). Как вы думаете кого он зовет? (курицу и цыплят). А как мы их зовем? (Цып-цып-цып!) (Вместе со взрослым дети зовут хором; с индивидуальным повторением привлекаются менее активные малыши. Из домика появляется курица, затем цыплята: сначала один, потом остальные. Закрепляются понятия «один цыпленок»-«много цыплят»). Как курица зовет цыпленка? Как цыплята пищат? (дети воспроизводят звукопроизношения. Педагог поощряет ответ каждого ребенка и предлагает расставить петуха, курицу и цыплят на столе.)

Катя, поставь курочку рядом с петушком. Что ты сделала? Молодец! Ребята, что сделала Катя?

(Достает из домика корову). «Му-у-у! Молока кому?» Кто это (Корова) Коровушка–буренушка, большая, рыжая, мычит: му-у-у! Как мычит корова? (Ответы детей).

Педагог предлагает детям поставить корову рядом с петушком, спрашивает, где стоит корова (закрепление понятий «рядом», «вместе»).

Так же рассматриваются другие игрушки. Воспитатель подводит детей к обобщению: у каждого животного свой голос, все кричат по –разному.

В конце игры можно предложить детям поиграть с понравившейся игрушкой. («Какую игрушку хочешь взять? С какой игрушкой будешь играть?»).

Варианты игры ( после 2,5 лет)

Использовать другие игрушки. В конце игры дети самостоятельно ставят игрушки в домик и проговаривают свои действия.

«ЕДЕМ В ЛЕС».

Задачи: Обогащать знания детей о диких животных, пополнять и активизировать словарь (названия животных; глаголы ходит, рычит, сидит, прыгает; предлоги в, на, под); упражнять в произношении звуков (ч), (ш), (з), (ж); развивать память, внимание.

Материал: Игрушки (медведь, лиса, заяц, белка, волк).

Содержание игры. Игру желательно провести на участке ( игрушки заранее расставить под кустами, белку посадить на дерево).

Детям предлагается поехать в лес на поезде. Все встают «паровозиком» за воспитателем.

Воспитатель. Чу-чу-чу, на поезде мчу, еду в лес, в волшебный лес, полный сказок и чудес! Вот мы приехали в сказочный лес. Какие здесь деревья? Высокие, большие! (Поднимает руки вверх. Дети повторяют). Давайте послушаем, как шумят листья на деревьях: ш-ш-ш… (дети повторяют). А кто так жужжит? Ж-ж-ж?.. Правильно, пчелы. Давайте пожужжим как пчелы ж-ж-ж. Слышите, комары звенят: з-з-з.. (дети повторяют).

А кто в лесу живет? Какие животные? Я буду загадывать загадки, а «отгадки» поищем в лесу вместе.

Белый и пушистый в лесу живет,

Скачет: прыг–скок. (заяц).

Молодцы, сами догадались! Где сидит заяц! Заяц сидит под кустом. Кто скажет почему заяц спрятался под кустом? (Дает возможность высказаться детям. Могут быть разные варианты: «испугался волка» «будет дождик» и др. Предлагает позвать зайца, принести. При необходимости помогает ребенку, поощряет инициативные высказывания детей).

Ходит зимой холодной

Ходит по лесу

Злой голодный? (Волк)

Давайте найдем волка.

(Дает возможность детям самим найти игрушку).

Воспитатель обращает внимание детей на дерево, где сидит белка:

В лесу на дереве - дупло,

Там хлопотупья - белка

Устроила хороший дом

Своим малюткам деткам.

Где белка живет? Где ее дом? (дети показывают, поднимают руки) высоко белка живет, на дереве.

В конце игры воспитатель спрашивает: «Какие животные живут в лесу?» и обобщает ответы детей: «Дикие животные – звери в лесу живут».

Все снова встают «паровозиком», «едут» обратно в детский сад и поют: «Чу-чу-чу».

Примечание: можно усложнить задание - игрушки положить в другие места, могут дети сами прятать игрушки, а другие искать.

«ГДЕ НАШИ ДЕТКИ?»

Задачи: расширять знания детей о домашних животных, обогащать и активизировать словарь (теленок, козленок. жеребенок, щенок, котенок); развивать умение сравнивать и обобщать; воспитывать доброе отношение к животным.

Материл: Игрушки (корова, коза, лошадь, щенок, котенок – за ширмой).

Предварительная работа: Воспитатель показывает картинки с изображением домашних животных, знакомит детей с понятием «детеныши животных».

Содержание игры: Помощник воспитателя сообщает, что в углу в коробке кто-то плачет.

Воспитатель: давайте посмотрим, что там случилось. (Подходят к коробке, открывают ее и видят животных. Дети по просьбе взрослого называют их). Животные плачут, потому что потеряли своих детенышей. Поможем найти их? Но нам нужно узнать, кто их детеныши. (Поочередно достает игрушки из коробки). «му-у-у… своего теленка ищу!» теленок потерялся! (дети повторяют за педагогом название детеныша). «И-го-го, мой жеребенок далеко!» Жеребенок пропал! «Ме-е-е, иди, козленок, ко мне-е-е!» Где же они? (Взрослый и малыши ходят по группе и находят детенышей за ширмой).

Воспитатель: Вот они и нашлись! (обращается к игрушкам). Вы, наверное, потерялись? Дети помогают вам, если вы скажете, кто ваши мамы.

Предлагает малышам выбрать любого «детеныша», спросить его о «маме», позвать ее, например: «Катя, спроси у котенка, кто его мама? (Кошка). Как он зовет маму? (Мяу-мяу) Позови вместе с котенком кошку-маму. (ребенок повторяет). Молодец Катя! А теперь отнеси котенка к его маме-кошке. Поставь котенка рядом с мамой».

Такие же действия повторяются со всеми детенышами. Игрушки «благодарят» за помощь. Воспитатель хвалит детей: «Молодцы! Всем мамам помогли найти своих деток (детенышей).

Примечание: В дальнейшем дети могут сравнивать животных по величине, самостоятельно строить для них домики.

«ЧТО КУПИЛИ ЗИНЕ В МАГАЗИНЕ»

Задачи: Закреплять умение дифференцировать предметы в связи с их назначением, различать и выделять детали рассматриваемых предметов, называть их; упражнять в произношении звуков (ч), (ш), (з); стимулировать речевую активность детей.

Материл: кукла, игрушечная посуда (в том числе чайная).

Содержание игры: Создается игровая ситуация: кукла Зина хочет угостить других кукол чаем, но посуды мало.

Воспитатель: надо купить посуду. Где ее можно купить? (В магазине). Возьмем куклу Зину и поедем в магазин. Куда поедем? Кого повезем? На чем поедем? Отгадайте:

По рельсам бежит,

Динь-динь! – звенит.

- Что это (Трамвай). Поедем в магазин на трамвае. (Встают «паровозиком» и «едут» в «магазин». «магазин» - стол, на котором расставлена кукольная посуда).

Вот мы и приехали! Как много разной посуды в магазине! Какая посуда нам нужна, чтобы напоить кукол чаем? (чайная посуда). Зина, правильно дети назвали посуду? (кукла «подтверждает»), нужно купить чашки и блюдца (находят и рассматривают посуду). Чашка какая? (Синяя). Блюдце какое? (Синее).

Педагог поощряет ответы детей и предлагает спросить у куклы Зины какие чашки и блюдца ей больше нравятся. Кукла «показывает». Дети складывают посуду в коробку. Педагог следит, чтобы чашек и блюдец хватило всем куклам, которые будут «пить чай».

Воспитатель: Что еще надо купить? (Предложения детей) Правильно, ложки, чтобы размешивать сахар, который положили в чай. А из чего будем наливать чай? (Из чайника). Покажите, где чайник? Какой чайник? Большой, красивый, синий (поддерживает, поощряет детей). (Показывает   сахарницу). Что это? Это сахарница. (дети повторяют). Сахар насыпают в сахарницу. Вы любите пить чай с молоком? Молоко наливают в молочник. (Показывает молочник). Молочник какого цвета? (Синего). Вот сколько посуды мы купили. Что мы купили Зине? (Чашки, блюдца, чайник, молочник). Какую посуду мы купили? (Чайную). Для чего нужна чайная посуда? (Ответы детей). Наши куклы будут рады!

Примечание: Посуда может быть разного цвета и в разном количестве – по числу кукол.

Обязательно продолжить игру - устроить «чаепитие» для кукол, предоставить детям возможность проявить самостоятельность и инициативу.

Варианты игры:

- покупка столовой посуды – для игры «Куклы обедают». При этом следует обращать внимание на цвет, размер и назначение предметов.

- покупка мебели – для игры «Устроим кукле комнату».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия «Город Мастеров» (работа с прищепками) в подготовительной к…

Конспект занятия «Город Мастеров» (работа с прищепками) в подготовительной к школе группе Программное содержание. Закрепить порядковый счёт от 1 до 10 и...

Конспект коррекционно-развивающего индивидуального логопедического занятия по реализации индивидуального коррекционного плана…

Конспект коррекционно-развивающего индивидуального логопедического занятия по реализации индивидуального коррекционного плана на тему: «Дифференциация звуков Л-Р в слогах, словах, предложениях» Цель занятия:...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим (основы безопасности) «Лисенок попал…

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим (основы безопасности) «Лисенок попал в беду» Цель: Дать детям понятие о том, какую опасность таят...

Читайте также

Консультация для педагогов. Тема: «Риски трансформации личности дошкольников в условиях…

Консультация для педагогов. Тема: «Риски трансформации личности дошкольников в условиях погружения в цифровое пространство» В наши дни экран очень часто подменяет...

Конспект ООД по теме: «Транспорт» во второй младшей группе

Конспект ООД по теме: «Транспорт» во второй младшей группе Цель: Создать условия для формирования у детей элементарных представлений о пассажирском и...

Формирование дивергентного мышления детей дошкольного возраста средствами дополнительного образования технической…

Формирование дивергентного мышления детей дошкольного возраста средствами дополнительного образования технической направленности Дивергентное мышление – нестандартное, творческое, креативное – это тот тип...