Детская журналистика, как средство повышения речевого развития детей старшего дошкольного возраста

 

Проблема развития речи остается одной из самых актуальных проблем детей дошкольного возраста, так как речь взрослеет и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности ее сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка. Для развития речи и коммуникативной деятельности детей подготовительной группы мы разработали проект «Мы журналисты», при реализации которого дошкольники могут овладеть диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющихся в использовании языковых средств допустимых в разговорной речи. Специальное речевое воспитание ребенка посредством журналистики позволяет овладеть речью на более высоком уровне.

Цель проекта: Создание условий дошкольникам для ощущения себя свободной полноценной личностью, равноправным со взрослым включенным в систему коммуникативного общения.

Задачи проекта:

  1. Развивать коммуникативность и личное взаимодействие друг с другом.
  2. Расширить и активизировать словарный запас.
  3. Совершенствовать навыки ведения диалога.
  4. Способствовать творческому и социальному самовыражению дошкольников.
  5. Развивать умение слушать собеседника и общаться в паре, группе, коллективе.
  6. Формировать начальное представление о профессиональных журналистских качеств, навыков.

Для реализации поставленных целей в группе создали условия для широкого общения детей друг с другом – брать друг у друга интервью, рассказывать интересные истории о своих питомцах, об интересных событиях. Все это повысило интерес и мотивацию и отражению в свободной деятельности, игре, на занятиях полученного опыта. Положительные отношения к журналистам у детей сформировались из-за взаимосвязи с окружающим миром, развитием речи, математикой, свободной игровой деятельностью. От тесного сотрудничества взрослых и детей, воспитателей и родителей.

Содержание работы.

Поставленные задачи проекта решаются в форме занятий, игр, различных методов, т.к. моделирование ситуаций, наблюдение, развивающие игры, тренинговые упражнения, импровизации, рассматривание рисунков и фотографий, рассказы детей (описательные, из опыта, беседы, обсуждение занятий) – это позволяет развивать не только диалогическую речь детей, но и одновременно работать над уровнем ориентировки в окружающем мире, над повышением уровня звуковой культуры речи, связной-монологической.

Игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности детей. В связи с этим 2 раза в неделю организуем игру в журналистов подгруппами на каждый раз ставим конкретные вопросы.

Формирование навыков ведения диалога тесно связано с развитием психических процессов, как восприятие, память, мышление. На занятиях мы проводим игры развивающие данные процессы «Узнай по описанию», «Кому, что нужно?», «Журналист – профессия творческая».

Дети учатся соблюдать последовательность в передаче событий, вести диалог, планировать, вести диалог, выделять смысловые звенья диалога.

Занятия построены на коммуникативно-познавательной основе, что предоставляет детям творческую самостоятельность.

Развитие речи, словесно-логического мышления, памяти, фантазии позволяет воспитывать самостоятельную мыслящую, творческую личность.

Вся система работы направлена на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника. Такие занятия не только помогают детям овладеть средствами коммуникабельности, но и убеждают в том, что между мыслями, чувствами и поведением в процессе общения существует тесная связь. В период с сентября по февраль проводились ролевые игры «Интервью литературного героя», «Мы журналисты», «Выступление на собрании сказочных героев», «Защити Золушку от мачехи», «Проведи интервью с месяцами» (по сказке С. Маршака «12 месяцев»).

Так же в практической части проведена экскурсия в киоск печатной продукции «Союзпечать». Так же планируем посетить типографию, школу. Побеседовать с людьми разных профессий, взять у них интервью.

Достаточно проведено занятий по ознакомлению с профессиями специального корреспондента, оператора, фотооператора, диктора, дизайнера. Дети получали опыт самостоятельно активно брать интервью, последовательно рассматривать газеты, журналы. Выделять для себя интересные рубрики, читать их или играть в предложенную автором игру.

Дети научились выделять понятие «интервью, речь, риторика, диалог, корреспондент, диктор, пресс-центр». Игра - вещь серьезная, поэтому подготовка к ней достаточно трудоемкая и занимает значительно больше времени, чем сама игра. Например, прежде чем взять интервью у представителя какой-либо профессии, проводим беседу на эту тему, играем в дидактические игры «Играем в профессии», «У кого микрофон», «Кем быть?». В ходе речевой подготовки обогащается словарный запас детей, расширяются знания не только по данной теме, но и в области смежных с ней лексических тем.

В качестве наиболее эффективного приема развития диалогической речи мы использовали моделирование. Замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчат обучение. Для этого мы подготовили карты-схемы для интервью. В процессе диалога нужен не только речевой, но и психологический аспект. Полноценный диалог не мыслим без установления диалогических отношений, без формирования инициативной и активной ответной позиции, партнерские отношения должны пронизывать, как общение ребенка со взрослым, так и взаимодействие со сверстниками. Кроме того овладение диалогом невозможно без освоения языка и средств невербальной коммуникации. Поэтому в вечернее время мы проводим психотехнические упражнения по развитию эмоциональной сферы детей, коммуникации. Т.о. в дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, а общение становиться частью ее и условием. В этом возрасте приобретается тот сравнительно-устойчивый внутренний мир, который дает основание впервые ребенка назвать личностью, хотя конечно личность еще не сложилась, но способна к дальнейшему развитию и совершенствованию. Этому способствует игровая деятельность. Благодаря игре в журналистов личность ребенка приобретает очень важное новообразование.

– В игре развивается мотивационно-потребностная сфера.

– Преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм.

– Развивается произвольность поведения.

– Развивается умственные действия.

Результатом игры в журналистов является выпуск газеты «Ромашка», которая издается совместно со взрослыми по подгруппам. Каждая подгруппа выбирает для себя рубрику в газете, которую они оформляют.

Данной деятельностью мы заинтересовали родителей.

Составили план:

  1. Заинтересовать и привлечь родителей к активному участию в реализации проекта.
  2. Привлечь родителей для сбора материала, необходимого для проекта, изготовлению атрибутов.

Работа над проектом еще продолжается, но уже заметно, как у детей появились необходимые формы общения со сверстниками, они грамотнее осуществляют диалог, составляют интересные события. Речь стала громкая, яркая, выразительная, которая позволяет детям стать хорошими собеседниками и выступать перед большой аудиторией. Приобретены знания норм речевого общения со взрослыми и сверстниками, которые используют не только на занятиях, но и в реальных жизненных ситуациях. Дети стали доброжелательнее, внимательнее. Уменьшился конфликт. Значительно обогатился лексический запас.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Многофункциональное дидактическое пособие бизиборд «Малышок»

Многофункциональное дидактическое пособие бизиборд «Малышок» Наши дети растут и очень быстро познают окружающий мир. Их маленьким ручкам всё хочется потрогать, покрутить...

Сценарий летнего праздника в ДОУ для воспитанников старшего возраста: «Праздник…

Сценарий летнего праздника в ДОУ для воспитанников старшего возраста: «Праздник воздушных шаров» Цель: вызвать у детей хорошее настроение и чувство сплоченности в коллективе. Задачи: Закрепить...

Сценарий «Модный этикет – зонтики» Группа младшего дошкольного возраста «Умнички»

Сценарий «Модный этикет – зонтики» Группа младшего дошкольного возраста «Умнички» 1 ведущий: Мода, мода капризная дама! И что только не придумывают люди...

Читайте также

Сценарий игры «Звездный час» для детей подготовительной к школе группы

Сценарий игры «Звездный час» для детей подготовительной к школе группы Тема «Космос» Цель: обобщить знания детей об окружающем мире: о космосе, планетах...

Досуг для детей старшей группы «Весна - Красна»

Досуг для детей старшей группы «Весна - Красна» Цель. Создать у детей праздничное настроение, чувство радости от того, что пришла весна. Задачи Уточнить...

Экскурсия в библиотеку

Экскурсия в библиотеку Современные дети всё чаще проводят своё время за компьютерными играми и просмотром телепередач и всё реже читают книги. На...