Использование современных методов в воспитательно-образовательном процессе ДОУ для развития у детей дошкольного возраста актерских способностей и интереса к театральному искусству

Действительно, сказки пользовались и продолжают пользоваться популярностью у маленьких дошколят. Ведь у детей преобладает абстрактное мышление – а это значит, что информация, переданная посредством ярких образов, наиболее восприимчива.

Сказкотерапия – занятие с помощью сказки, направленное на решение какой-либо проблемы. Этот метод восходит к давним временам – еще наши прапрабабушки за проступок не бранили, а рассказывали сказку. Сказки знакомили детей с реальностью, давали понять «что такое хорошо», а «что такое плохо». Сегодня к функции сказки добавилась и ее диагностическая роль: занятия в детском саду сказкотерапией помогают быстрее адаптироваться к ДОУ, раскрывают и развивают внутренний потенциал ребенка. Его достаточно проводить один раз в неделю в группах по 10-12 человек. Важно правильно определить состав, чтобы в игре участвовали дети с разными чертами характера. Все начинается с ритуала, например, приветствие с предметом: дети образуют круг и передают друг другу колокольчик, называя свое имя. Дальше – возможно несколько сценариев.

Во-первых, занятия в детском саду могут проходить как спектакль – разыгрывание сказки. Воспитанникам предлагается на выбор несколько ролей – дети подсознательно сами выберут для себя подходящую им, «верную» роль. Можно заранее подготовить декорации, костюмы, подобрать мелодии, подходящие по сюжету – все это будет способствовать положительному эффекту. Воспитателю отводится главная роль – он озвучивает текст сказки и приглашает участников выполнять определенные действия.

Во-вторых, занятия в детском саду сказкотерапией в форме чтения или обсуждения самой сказки. Важно дать возможность каждому ребенку высказаться, при этом на занятии должна царить полная свобода мысли – любое мнение имеет право на существование и не должно осуждаться. Сказкотерапия может включать в себя как известные сказки, так и придуманные воспитателем или родителями. Главный герой в таких сюжетах очень похож на конкретного ребенка. Со стороны поступки лучше видно, и малыш с легкостью сможет соотнести себя с героем. Важно преодолеть все препятствия в сказке, чтобы и в действительности ребенок увидел выход из сложившихся ситуаций. В качестве авторов могут выступать и сами дети. Детская сказка показательна, она раскрывает переживания малышей, которые они стесняются обсуждать со взрослыми или о которых родители даже и не подозревали.                                                                                                            

Сказкотерапия – метод достаточно известный в педагогических кругах, но, судя по страницам психолого-педагогической периодики, в детских садах недостаточно используемый. В нашем детском саду взаимодействие с детьми при помощи сказкотерапии проходит очень плодотворно и интересно. «Сказка – ложь, да в ней намек, детям в садике урок»!

Рассмотрев возможности оптимизации психолого-педагогической работы, мы пришли к заключению о незаменимости такого метода, как сказкотерапия. Требование излечить душу ребенка наиболее удачно подходит именно к сказочному материалу: сказкам народным как огромному пласту зашифрованной социально-исторической и генетически-национальной информации, литературным – как мощному морально-нравственному моменту. Ведь еще Шарль Перро сказал, что сказки пишутся специально с целью определенного нравственного урока. Кроме того, чрезвычайно важную задачу устранения внутренней дисгармонии ребенка, возможно, успешно решить только метафорическим проживанием определенных ситуаций, без навязчивого нравоучения. Конечно, можно целенаправленно учить ребенка, как поступать и что предпринимать в тех или иных жизненных ситуациях, но, как правило, это оказывается малоэффективным. Гораздо полезнее для ребенка косвенное воздействие, когда он сам делает выводы, определяет возможные модели поведения и методы решения проблемных ситуаций, изыскивая эти ресурсы из столь близкого его душе сказочного лицедейства. Такое занятие строится, как сказочный спектакль, где артисты – дети, а воспитатель, ведущий сказочного действа, озвучивающий параллельно текст сказки и приглашающий участников выполнять определенные действия. Эта замечательная форма занятия-сказки позволяет включить в него ряд разнообразных упражнений, вплетая их в канву сказочного повествования. По ходу сказки дети учатся расслабляться по контрасту с напряжением, правильно дышать, выражать свои чувства вербально и невербально; расширяются их представления об эмоциях, чувствах и состояниях и адекватным им телесных выражениях; преодолеваются барьеры общения, развивается речь детей, коммуникативные навыки, внимание, чувственное восприятие, мышление, воображение. Основой для планирования занятий по сказкотерапии являются разработки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Д.Ю. Соколова, Т.М. Грабенко и других авторов методик по креативной терапии.

Сегодня я хотела бы представить вашему вниманию театр на ладошке. Дети предварительно на занятиях ознакомились с животными различных природных зон, их повадками, образом жизни, средой обитания. Также были прослушаны и обсуждены русские народные сказки о животных. Детьми были придуманы маленькие этюды, где они сами выбирали образ, который будут обыгрывать в заданной ситуации. Воспитатель играет роль сказочницы и сама задает ситуации, на основе которых придумывается этюд. Например: «Ты – уставший кузнечик, заблудился на лугу. Что ты чувствуешь? (Что ощущают твои ножки? Усики)» Или: «ты – цветочек на солнечной поляне. Очень хочешь пить. Давно не было дождя. Что ты чувствуешь?» Или: «Я – человек, а ты – красивый цветок. Я хочу тебя сорвать. Уговори меня этого не делать». Например, в одной и той же ситуации предлагаем ребенку сыграть разные образы: муха попала в сети к пауку. Что она чувствует? А паук? Теперь поменяйтесь ролями. Или вы изображаете двух волков (львов), один – большой, сидит у своего логова и гложет кость, другой маленький, уставший, голодный. Ценность этого приема в том, что ребенок учится чувствовать ситуацию с разных точек зрения, может проанализировать ее плюсы и минусы. Имея такой фундамент, я использовала сказкотерапию для развития эмпатии, точки зрения, взаимопонимания, взаимовыручки, личности ребенка в целом. Очень часто наблюдая за общением детей, мы видим открытую агрессию. Прямое, логическое изложение в большинстве случаев не помогает в преодолении трудностей понимания, а, напротив, усугубляет их. Используя особенности сказки, «сокращающей» словесное изложение, сжимающей содержание до яркого конкретного образа, удается перешагнуть через длительные объяснения сразу к интуитивному пониманию, улавливанию важнейших смыслов.

У актера театра на ладошке главный видимый «атрибут» (инструмент) – это его рука (сам ребенок находится за ширмой), поэтому он должен четко и ясно произносить текст. Ребенок становиться более раскрепощенным. А когда дело доходит до раскрашивания ладошек дети включают всю свою фантазию и эмоции. Просыпается их воображение.

Посмотрите внимательно на свои ладошки. Не увидели ничего особенного? А вот ладошки детей легко превращаются и в слонов, и в жирафов, и в самых разных сказочных героев…

Каждый ребенок сам выбирает, кем он сегодня будет. Для рисования мы с детьми использовали обыкновенную гуашь. Разрисовывали руку, предварительно смазав ее детским кремом. Основу образа наносили дети сами, помогая друг другу, а детали прорисовывались воспитателем. После того как образ нарисован, начинаем входить в него: разыгрываем этюды- знакомства, этюды – взаимодействия, сказочные истории по определенным темам. Воспитатель вместе с детьми составляет сценарий, и распределяют роли. Обычно мы приглашаем на представление детей параллельной группы или детей групп среднего возраста. Эти мероприятия помогают детям повысить свою самооценку, развить доброжелательное отношение к окружающим и найти правильный путь по жизни.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Значение культуры речи. Требования к ней. Роль речи воспитателя

Значение культуры речи. Требования к ней. Роль речи воспитателя Культура речи – это составная часть общей культуры человека, умение точно, выразительно...

Педагогическое кредо современного воспитателя

Педагогическое кредо современного воспитателя Ребенок – иностранец, он не понимает языка, не знает направления улиц, не знает законов и обычаев… Необходим гид...

Открытка для папы

Открытка для папы Получать подарки любят все! Но дарить, выбирать или делать их своими руками ещё приятней! К тому же этот...

Читайте также

ТРИЗ технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

ТРИЗ технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста Статья содержит информацию о технологии ТРИЗ и методах решения задач на первый план...

Занятие по лепке в группе раннего возраста «Солнышко»

Занятие по лепке в группе раннего возраста «Солнышко» Цель: учим детей надавливать пластилин и размазывать его на картоне указательным пальцем. Прививаем...

Многофункциональное интерактивное пособие «Чемодан»

Многофункциональное интерактивное пособие «Чемодан» Цель: Создание условий для организации разнообразных видов деятельности детей старшего дошкольного возраста с помощью трансформируемого, полифункционального, содержательно-насыщенного...