«Использование народного фольклора в музыкально-эстетическом воспитании детей»

(Выступление из опыта работы)

 

Использование народной музыки, народного фольклора в пении, танцах, играх

 

Природа, быт, нашли широкое отражение в музыке народной, это было важно тем, чтобы сохранить национальные традиции. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа с образцами народного музыкального творчества.

В своей работе с детьми большую роль уделяю я знакомству их с народным фольклором, в доступной форме объясняю, что песни, прибаутки, танцы и игры, хороводы люди начали сочинять давно, но они не успели их записывать и так передавалось из поколение в поколение, кто их сочинял-неизвестно, говорят – народ сложил эти песни, хороводы. Поэтому их называют народными.

Русские народные мелодии вызывают положительные эмоции у детей, малыши правильно реагируют на весёлую музыку, начинают прихлопывать на весёлую, затихают на колыбельную музыку. Поэтому важно использование народной музыки с самого раннего возраста в начале с колыбельных песен, потешек в исполнении матери. Чтобы весь переменный и игровой материал по настоящему вошёл в жизнь детей, надо постепенно /использовать/ знакомить детей с народной музыкой не только на занятиях, но и во время развлечений и утренников.

Произведения русского музыкального творчества разнообразны, просты, образны, мелодичны – поэтому дети их быстро усваивают. Например, на утреннике посвящённому международному женскому дню 8 марта в средней группе к детям приходила бабушка – загадушка, она загадывала детям загадки, а отгадки детей были музыкальные, все дети танцевали с ложками под русскую народную музыку «Коробейники», плясали парный танец под русскую музыку, участвовали в инсценировке сказки «Репка», где звучала народная плясовая музыка «Из-под дуба», девочки исполняли частушки под русскую народную музыку. Детям старшего возраста полюбилась песня «Где был, Иванушка?». При первом знакомстве с этой песней я объясняю детям смысл слов Ярмарка, Синички, Горенка. Эта песня, как и многие русские народные песни, радует своим весельем, жизнерадостным характером. Работая над песней, обращала внимание детей на манеру исполнения роли Иванушки. Говорила детям: Иванушка удалец, добрый, весёлый, держится гордо с достоинством. Девочки сопровождали своё пение игрой на ложках. Такое ритмичное сопровождение тесно связано с образом песни, поэтому дети выполняют его легко. Эта песня прочно вошла в быт детей, их увлекло и её содержание, и яркое интересное оформление.

Детям очень нравится в оркестре исполнять русские народные песни: «Как под горкой». «Яна горку шла». «Во саду ли в огороде». «Во поле берёза стояла» и другие. В нашу традицию вошло в традицию учить детей петь на национальном татарском языке, дети с удовольствием поют, хоровод «Кария-Закария» тоже полюбилось детьми, в этой стране весёлого игрового характера поётся о детях, как хорошо один танцует, другой хорошо поёт, дети с удовольствием инсценируют эту песню, пляшут, выполняя простейшие танцевальные движения, этот же хоровод на празднике «Сабантуй».

Созданные на основе русских народных песен хороводные игры разнообразны как по характеру, так и по содержанию они воспитывают эстетический вкус, прививают высокие нравственные чувства, развивают слух и голосовые возможности ребёнка. Хороводы то спокойно величавые, то затейливые и искристо-весёлые пришли к детям из взрослых форм, постепенно изменяясь, приближаясь к детскому восприятию, сколько добрых ощущений испытывает ребёнок в хороводе «Ходит Ваня», ведь надо найти дружочка, открыто выразить расположение к кому-то из товарищей. А воспитание дружбы в коллективе, который начинает только создаваться, это уже зачатки нравственного воспитания.

Хороводы даже у самого застенчивого ребёнка вызывают желание проявить себя, сколько разных «галок» участвуют в игре «В сыром бору тропина». Даже самые неловкие девочки на глазах преображаются под звуки напевной русской мелодии, для более образного исполнения хороводных действий важно использовать костюмы персонажей. Систематическое использование хороводных игр создаёт предпосылки для творческой инициативы самих ребят, дети эти игры используют в игре и дома, в гостях с друзьями. Касаясь детских игр, хочется сказать, что они тоже пришли к детям от народа. Часть детей связана с культом и обрядами взрослых, часть с бытом и обиходом детей. Очень хорошо проходят игры в старших группах, когда на роль ведущего выбирают считалками, например:

Шёл баран по крутым горам

Вырвал травку, положил на лавку

Кто травку возьмёт,

Тот вон пойдёт.

Или:Катилось яблочко

Мимо сада

Мимо огорода

Мимо частокола

Кто его поднимет

То вон выйдет.

Эти считалки тоже являются образцом народного фольклора.

Считалки дают возможность освоить песенно-ритмическую сторону народных игр. Народные игры, в которые входят считалки, приговорки дети любят и с желанием играют в любое время. Это «Каравай», «Кошки-мышки», «Кто у нас хороший», «Теремок».

При разучивании народных плясок, нужно ставить задачу познакомить их с характером движений, которым присущи веселье, задор, в сочетании со сдержанностью и скромностью, сначала учу выразительно исполнять элементы движений русской пляски. Очень помогают в разучивании движений народный фольклор как подговорочки, например, в движении «Гармошечка» следует сопровождать его подговорочкой:

Ты играй моя гармошка

До, ре, ми, фа, соль, ля, си

Посмотрите, полюбуйтесь,

Как танцуют на Руси.

Движение ног «гармошечки» очень похоже на движение мехов у гармошки, когда на ней играют.

Можно привести ещё примеры подговорок для разучивания других элементов народного танца, например, ковырялочка, дробь:

Каблучками я стучу

Пляску русскую учу

Пляска русская моя

Замечательная.

- Полуприсядка, присядка:

Сяду, встану, сяду, встану

И как мячик, подскочу,

Приседать я не устану

Я танцором стать хочу.

«Уметь воспитывать детей – это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни», – говорил Горький. И во многом эти знания даёт народный фольклор.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста (2…

Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста (2 – 3 года) «Кошка и собачка» Цель: Установить с детьми эмоционально – положительный контакт...

Календарно – тематическое планирование игр по ТРИЗ

Календарно – тематическое планирование игр по ТРИЗ

Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Казань, любимая моя»

Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Казань, любимая моя» Программные задачи: познакомить детей с историей родного города, с архитектурно-историческим центром Казанского...

Читайте также

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе…

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Вологодское кружево» Цель: познакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством...

Конспект НОД по сенсорному развитию в группе со сложным дефектом…

Конспект НОД по сенсорному развитию в группе со сложным дефектом развития на тему «Молочные продукты» Цель: формировать у детей представление о пользе...

Использование инновационных технологий на занятиях по физической культуре в дошкольной…

Использование инновационных технологий на занятиях по физической культуре в дошкольной образовательной организации Спорт становится средством воспитания тогда, когда он – любимое занятие...