Сайт для воспитателей детских садов



Хороводные игры татарского народа

 

Игровой фольклор татарского народа богат и разнообразен. Особое место в ознакомлении с национальными культурными традициями принадлежит хороводной игре. Она является одним из средств в социализации ребенка, необходимой частью его жизнедеятельности.

Татарские хороводные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Время вносит изменения в сюжеты некоторых игр, наполняет их новым содержанием, отражающим современную жизнь. Игра обогащается, совершенствуется, создается множество усложненных вариантов, но их основа остается неизменной.

В хороводных играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои. Представления об особенностях быта, труда, искусстве народов не только закрепляются в игре, но и становится основой поведения детей, их убеждений.

В хороводах передается веселье, душа предков и они имеют задорный, веселый характер. Такие игры стимулируют развитие интеллектуальных способностей детей, развитие наблюдательности, внимания, памяти, мышления, расширяет кругозор.

Они еще носят коллективный характер, в связи, с чем приучают детей в деятельности в коллективе. Хороводные игры развивают у детей чувство товарищества, солидарности и ответственности за действие друг друга.

В хороводных песнях заложен колоссальный потенциал для оздоровления, становления личности ребенка, так как музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности: физиологические, психические, эмоциональные.

Хороводные игры, связанные частными изменениями направления движений, способствуют воспитанию физических качеств, гибкости тела. В последние годы в дошкольных учреждениях заметно активизировалась работа по приобщению дошкольников к культуре татарского народа. При знакомстве детей с хороводными играми в детском саду реализуются следующие воспитательно-образовательные задачи:

- знакомство детей с хороводными играми на доступном фольклорно- этнографическом материале;

- развитие художественно- творческой активности;

- поддержание жизни своих предков;

- воспитание эмоциональной отзывчивости на красоту хороводных игр.

Основным условием успешного внедрения хороводных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Для лучшего восприятия игры в младших группах используется внесение игрушки, показ, образное объяснение. Образная игра объясняется кратко, лаконично, эмоционально, выразительно. В младших группах хороводные игры должны быть спокойными, плавными. Главную роль воспитатель берет на себя. После внесения игрушки, показа, объяснения дети двигаются под пение воспитателя. В старших группах объяснение новой игры может проходить по-разному, в зависимости от ее вида и содержания.

Воспитатель предварительно рассказывает о жизни татарского народа, показывает иллюстрации, предметов быта и искусства, заинтересовывает национальными обычаями, фольклором. Можно образно и кратко рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего.В средней группе подбираются быстро играющие игры, то есть, игры от плавного, медленного темпа переходят на быстрый темп. Например: «Кунелле туп», (Веселый мяч).

В подготовительных группах хороводные игры должны быть содержательными, связанные с национальными обычаями, традициями татарского народа:

- воспитатель вначале рассказывает содержание игры;

- учит с детьми отдельные элементы этой игры;

- объединяет слова с движениями;

- игру играют с начала до конца.

В хороводных играх много веселья, шуток, задора, ритмические движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками. Ритмичность, напевность татарских считалок способствует быстрой организации игроков. Хороводные игры на занятиях играются с определенной целью. Рекомендуется использовать  на итоговых, интегрированных, комплексных занятиях. Хороводные игры уместно играть вне занятий, на прогулке, на праздниках.

Итак, хороводные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство. Работая с детьми, воспитателю надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека.

Усвоение ребенком доступного игрового опыта Малой Родины не только обогащает знания детей об истории и культуре татарского народа, но и способствует приобщению к народным традициям и обычаям.





Новые публикации

Нетрадиционные методы аппликации, как средство развития мелкой моторики рук

Нетрадиционные методы аппликации, как средство развития мелкой моторики рук Одной из актуальных проблем подготовки ребенка к школе является подготовка руки к...

Конспект развлечения в младшей группе «Клёпа в гостях у ребят»

Конспект развлечения в младшей группе «Клёпа в гостях у ребят» Цель: создание радостного настроения у детей, эмоциональная разрядка. Задачи: (образовательная, развивающая, воспитательная): - формирование интереса и положительного...

Экологический проект «Мусор нам не нужен – мы с природой дружим»

Экологический проект «Мусор нам не нужен – мы с природой дружим» Паспорт проекта Тема «Чистый край» Вид Творческий, практико-ориентированный, долгосрочный Автор-разработчик Воспитатель Зуева А.О. Участники проекта Воспитатель, дети 6-7...

Читайте также

Мастер-класс: «Работа с календарем, как способ решения задач математического обр…

Мастер-класс: «Работа с календарем, как способ решения задач математического образования дошкольников»   {pdf=download/files/presentation/file436.pdf|90%|700|native}

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ»

Мастер-класс«Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ»   К сожалению, в последние годы у большинства детей дошкольного возраста отмечается недоразвитие мелкой...

Конспект занятия «Знакомимся с жанром балет»

Конспект занятия «Знакомимся с жанром балет» Задачи: Познакомить детей с понятием «Балет». Вспомнить, кто такой П.И. Чайковский и какие его произведения мы слушали раннее из «Детского...




Комментарии

  • Елена
    Огромное спасибо!!! Сценарий простой и очень интересный.

    Подробнее...

     
  • Ирина Кодунова
    Очень полезная методическая работа для изучения профессии в доу.

    Подробнее...

     
  • Мария
    Спасибо Вам большое! Чудесный материал!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Спасибо. Просто и интересно!!!

    Подробнее...

     
  • Андрей
    Кто нибудь может пояснить, какие обозначения для чего используются (особенно графа причины непосещения).

    Подробнее...

В блогах

Презентация группы раннего возраста …

В РАЗДЕВАЛЬНОЙ КОМНАТЕ Здравствуйте! Нашу группу «Солнышко» посещают дети 3 года жизни. Маленький ребенок активно познает окружающий мир, и в этом большую роль играет предметно - развивающая среда. При создании развивающего...

Сценарий развлечения для мам «А ну –ка…

Сценарий развлечения для мам «А ну –ка, мамочки!» Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня мы отмечаем ещё совсем молодой, но очень добрый и нужный праздник – День матери! Мама, мамочка… Сколько тепла таит...

Тематическое планирование дидактических …

Тематическое планирование дидактических игр и упражнений по развитию речи детей раннего возраста Тема Дидактическая игра, упражнение Цель «Золотая осень» Игра «Найди похожие листья» активизировать лексический запас по теме, развивать зрительное восприятие и внимание Игра «Нарядим дерево в...

Дидактические игры и упражнения для малы…

Игра «Найди похожие листья» Цель: активизировать лексический запас по теме, развивать зрительное восприятие и внимание. Оборудование: картинки листьев красного, жёлтого, зелёного цвета; такие же листья, вырезанные из картона. Ход игры: Воспитатель беседует с ребёнком:...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство