Хороводные игры татарского народа
Игровой фольклор татарского народа богат и разнообразен. Особое место в ознакомлении с национальными культурными традициями принадлежит хороводной игре. Она является одним из средств в социализации ребенка, необходимой частью его жизнедеятельности.
Татарские хороводные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Время вносит изменения в сюжеты некоторых игр, наполняет их новым содержанием, отражающим современную жизнь. Игра обогащается, совершенствуется, создается множество усложненных вариантов, но их основа остается неизменной.
В хороводных играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои. Представления об особенностях быта, труда, искусстве народов не только закрепляются в игре, но и становится основой поведения детей, их убеждений.
В хороводах передается веселье, душа предков и они имеют задорный, веселый характер. Такие игры стимулируют развитие интеллектуальных способностей детей, развитие наблюдательности, внимания, памяти, мышления, расширяет кругозор.
Они еще носят коллективный характер, в связи, с чем приучают детей в деятельности в коллективе. Хороводные игры развивают у детей чувство товарищества, солидарности и ответственности за действие друг друга.
В хороводных песнях заложен колоссальный потенциал для оздоровления, становления личности ребенка, так как музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности: физиологические, психические, эмоциональные.
Хороводные игры, связанные частными изменениями направления движений, способствуют воспитанию физических качеств, гибкости тела. В последние годы в дошкольных учреждениях заметно активизировалась работа по приобщению дошкольников к культуре татарского народа. При знакомстве детей с хороводными играми в детском саду реализуются следующие воспитательно-образовательные задачи:
- знакомство детей с хороводными играми на доступном фольклорно- этнографическом материале;
- развитие художественно- творческой активности;
- поддержание жизни своих предков;
- воспитание эмоциональной отзывчивости на красоту хороводных игр.
Основным условием успешного внедрения хороводных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Для лучшего восприятия игры в младших группах используется внесение игрушки, показ, образное объяснение. Образная игра объясняется кратко, лаконично, эмоционально, выразительно. В младших группах хороводные игры должны быть спокойными, плавными. Главную роль воспитатель берет на себя. После внесения игрушки, показа, объяснения дети двигаются под пение воспитателя. В старших группах объяснение новой игры может проходить по-разному, в зависимости от ее вида и содержания.
Воспитатель предварительно рассказывает о жизни татарского народа, показывает иллюстрации, предметов быта и искусства, заинтересовывает национальными обычаями, фольклором. Можно образно и кратко рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего.В средней группе подбираются быстро играющие игры, то есть, игры от плавного, медленного темпа переходят на быстрый темп. Например: «Кунелле туп», (Веселый мяч).
В подготовительных группах хороводные игры должны быть содержательными, связанные с национальными обычаями, традициями татарского народа:
- воспитатель вначале рассказывает содержание игры;
- учит с детьми отдельные элементы этой игры;
- объединяет слова с движениями;
- игру играют с начала до конца.
В хороводных играх много веселья, шуток, задора, ритмические движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками. Ритмичность, напевность татарских считалок способствует быстрой организации игроков. Хороводные игры на занятиях играются с определенной целью. Рекомендуется использовать на итоговых, интегрированных, комплексных занятиях. Хороводные игры уместно играть вне занятий, на прогулке, на праздниках.
Итак, хороводные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство. Работая с детьми, воспитателю надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека.
Усвоение ребенком доступного игрового опыта Малой Родины не только обогащает знания детей об истории и культуре татарского народа, но и способствует приобщению к народным традициям и обычаям.
Читайте также |
---|
Дидактическое пособие для детей второго раннего возраста «Полянка»
Дидактическое пособие для детей второго раннего возраста «Полянка» Аннотация: Дидактическая игра из фетра представляет собой пособие, которое может помочь детям в развитии...
ТРИЗ технологии в детском саду
ТРИЗ технологии в детском саду В современных условиях количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, требуют от человека качеств...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми…
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми раннего возраста «Прогулка в лес» Образовательные задачи: Продолжать формировать понятия «один», «много». Учить детей...