«Перспективный план по чтению художественной литературы в подготовительной группе»

СЕНТЯБРЬ

Тема занятия

Программные задачи

 

 

Малые фольклорные формы.

Уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок и пословиц («Где лад, там и склад»);

- воспитывать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний («водой не разольешь», «бросать слова на ветер», «играть в кошки – мышки»);

- формировать умения анализировать образные выражения в загадке («живой порхает огонек»);

- упр-ть в подборе эпитетов, сравнений в загадке.

Лит-ра: О.С. Ушакова з. 13, с. 175.

 

Я. Тайц

«По грибы» -

пересказ произведения

Продолжать учить детей пересказывать текст самостоятельно,

передавать интонацией характеры персонажей, свое отношение к героям;

- закрепить умение пересказывать рассказ по ролям, образовывать уменьшительно – ласкательные наименования (листок, кузовок, мешок, лепесток и др.);

- соотносить действие с его названием.

Лит-ра: В.Н. Волчкова з. 2, с. 19.

 

В. Крупинина «Отцовское поле»

М. Глинская

«Хлеб» -

чтение

Расширять знания детей о хлебе, познакомить с произведениями разных авторов, посвященных хлебу;

- развивать познавательный интерес;

- воспитывать уважение к людям, выращивающим хлеб, бережное отношение к хлебу.

Лит-ра: В.Ю. Дьяченко з. 3 с. 186.

 

 

А. Раскин

«Как папа укрощал собачку» -

чтение

Закреплять представления о жанровых особенностях рассказа, его отличии от сказки и стихотворения;

- учить:

- понимать образное содержание произведения;

- понимать главную мысль рассказа;

- связно передавать содержание произведения;

- воспитывать любовь к животным.

 

ОКТЯБРЬ

Тема занятия

Программные задачи

          

           Ш. Перро

«Мальчик – с пальчик» -

рассказывание сказки.

Продолжать знакомить с жанровыми особенностями сказки;

- учить осмысливать характеры персонажей;

- формировать образность речи, понимание образных выражений;

- развивать творческие способности, умение разыгрывать фрагменты сказки.

 

Н. Гернет и Д. Хармс

«Очень – очень вкусный пирог» -

работа по содержанию стихотворения.

Учить чувствовать ритм стихотворения;

- эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения;

- развивать умение выразительно читать наизусть стихотворение;

-побуждать к размышлению над тем, зачем люди пишут стихи, а другие их слушают и заучивают наизусть.

Лит-ра: Е.В. Вальчук з. 32, с. 115

 

 

А.С. Пушкин – знакомство с творчеством.

 

 

Познакомить с творчеством великого русского поэта;

- расширять представления о пейзажной лирике А.С. Пушкина;

- вызвать чувство радости от восприятия стихов, желание услышать другие произведения А.С. Пушкина;

- учить детей выразительно читать наизусть отрывок из поэмы «Евгений Онегин» А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…»;

- развивать умение передавать интонацией печаль осенней природы, чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения;

- воспитывать любовь к природе.

Лит-ра: О.С. Ушакова з. 8, с. 168.

 

Фольклор народов мира

«Кораблик», пер с англ. С. Маршак. -

песенка

Продолжать знакомить детей со значением и содержанием малых фольклорных форм (песенок);

- учить выразительно и ритмично рассказывать наизусть песенку «Кораблик»;

- формировать интонационную выразительность речи в процессе исполнения и обыгрывания потешек и песенок;

- воспитывать любовь к устному народному творчеству.

 

НОЯБРЬ

Тема занятия

Программные задачи

 

Д. Мамин – Сибиряк – знакомство с творчеством.

«Медведко» -

чтение рассказа.

Познакомить с творчеством писателя Д. Мамина – Сибиряка;

- помочь вспомнить название и содержание знакомых произведений писателя;

- учить определять, к какому жанру относится каждое произведение;

- развивать интерес к любой книге.

- формировать умение осмысливать содержание произведения «Медведко» - Д. Мамин – Сибиряка.

 

 

«Что за прелесть эти сказки!»

 

Уточнить и обогатить представление о сказках А.С. Пушкина;

- помочь в своеобразие их языка;

- вызвать желание услышать сказочные произведения поэта

(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотой рыбке», «У лукоморья дуб зеленый…», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).

- воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок, замечать и выделять изобразительно – выразительные средства, понимать их значение.

 

И. Суриков

«Зима» -

работа по содержанию стихотворения.

Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения, находить пейзажную картину по образному описанию, обосновывать свой выбор;

- упражнять в подборе эпитетов, сравнений, метафор для описания зимней природы («Сонные, укрытые снегом, словно в белых шубах»);

Лит-ра: О.С. Ушакова с. 99; В.Ю. Дьяченко с. 207.

 

Ознакомление с новым жанром – басней.

«Стрекоза и муравей» -

чтение басни

И.А. Крылова.

Познакомить детей с басней, с ее жанровыми особенностями;

- подвести к пониманию аллегории басни, идеи;

- воспитывать чуткость к образному строю языка басни;

- понимать значение пословиц о труде («Мастер своего дела», «В большом деле и маленькая помощь дорога»), связывать значение пословицы с определенной ситуацией.

Лит-ра: О.С. Ушакова з. 17, с. 181.

 

ДЕКАБРЬ

Тема занятия

Программные задачи

 

Знакомство с творчеством

С. Михалкова.

«Ошибка» -

чтение басни.

Учить детей эмоционально воспринимать содержание басни, понимать ее нравственный смысл, подвести к осознанию аллегории, содержащейся в басне;

- формировать представления о С. Михалкове как о баснописце;

- продолжать учить детей осмысливать переносное значение слов и словосочетаний («душа в пятки ушла, несется без задних ног»), пословиц и поговорок («Волков бояться – в лес не ходить»;

- воспитывать интерес к басням, пословицам, поговоркам.

Лит-ра: О.С. Ушакова з. 23, с. 189; В.Ю. Дьченко с. 216.

 

«Семь Симеонов – семь работников»,

обр. И. Карнаухова -

чтение русской народной сказки.

Продолжать знакомить с русскими народными сказками, их жанровыми особенностями;

- повторить элементы композиции сказки (зачин, концовка);

- учить осмысливать характеры персонажей сказки, составлять описательный рассказ;

- развивать умение пересказывать сказку по плану;

- формировать образность речи, понимание образных выражений.

 

Г. Скребицкий

«Как галчонок есть научился» -

пересказ произведения.

Учить пересказывать текст без пропусков и длительных пауз, передавать прямую речь, совершенствовать интонационную выразительность речи, упражнять в подборе существительного к глаголу;

- развивать выразительность речи;

- воспитывать интерес ко всему живому, потребность охранять и защищать природу.

Лит-ра: В.Ю. Дьяченко с. 195.

 

Стихотворения к новогоднему празднику -

работа по содержанию стихотворений.

Продолжать учить выразительно, рассказывать стихотворения наизусть;

- формировать умение интонационно передавать радость в связи с предстоящими праздниками;

- развивать поэтический слух;

- воспитывать любовь к праздникам, художественной литературе.

 

ЯНВАРЬ

Тема занятия

Программные задачи

 

«Коляда! Коляда! А бывает коляда…» -

обрядовые песни.

 

Познакомить детей с древними русскими праздниками (Рождеством, Святками), объяснить их происхождение и назначение;

- продолжать различать жанровые особенности обрядовых песен;

- учить понимать главную мысль песен;

- раскрыть перед детьми богатства русского языка, учить их говорить образно, выразительно.

 

«Гуси – лебеди» - рассказывание русской народной сказки.

 

Учить детей понимать образное содержание и идею сказки, передавать структуру сказки с помощью моделирования, замечать и понимать образные слова и выражения в тексте;

- развивать творческое воображение;

- воспитывать любовь к русским народным сказкам.

 

Г. Скребицкий

«Как белочка зимует» -

пересказ рассказа.

Учить детей отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста;

- понимать и использовать в речи слова в их переносном значении («бойкий рыжий мячик»);

- подбирать по смыслу глаголы;

- учить пересказывать текст рассказа;

- прививать любовь к животным и заботу о них.

Лит-ра: Е.В. Вальчук з. 6, с. 27.

С. Маршак

«Кошкин дом» (отрывки) -

чтение в лицах.

 

Продолжать учить детей внимательно слушать произведение (стихотворение);

- отвечать на вопросы по содержанию;

- определять настроение, выраженное в стихотворении;

- читать наизусть небольшое литературное произведение, спокойно, не торопясь;

-сочувствовать героям стихотворения, переживать.

 

ФЕВРАЛЬ

Тема занятия

Программные задачи

 

Знакомство с творчеством Г. Х. Андерсена.

«Гадкий утенок» -чтение сказки.

 

Уточнить знания детей о творчестве датского сказочника Г.Х. Андерсена;

- учить осмысливать и оценивать характеры персонажей сказки;

- формировать умение обращать внимание на поэтические образы;

- развивать речетворческие способности детей;

- воспитывать доброту, внимание, заботу об окружающих.

Лит-ра: В.Ю. Дьяченко с. 197, О.С. Ушакова з. 32, с. 203.

Л. Фадеев

«Зеркало в витрине»

чтение стихотворения.

Продолжать учить детей внимательно слушать стихотворение;

- развивать интерес к художественной литературе;

- чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.

 

П. Воронько

«Лучше нет родного края» -

работа по содержанию стихотворения.

 

Учить выявлять идейное содержание произведения в ходе его коллективного обсуждения;

- участвовать в коллективном разучивании стихотворения при хоровом проговаривании;

- выразительно читать стихотворный текст;

- воспринимать смысл пословиц, выраженный образно («Всякому мила своя сторона», «Нет земли краше, чем Родина наша»);

- воспитывать любовь к родному краю.

Лит-ра: Е.В. Вальчук з.34, с. 122.

 

С. Алесеев

«Первый ночной таран» -

пересказ рассказа.

Продолжать учить детей понимать жанровые особенности рассказа, отличие его от сказки, басни;

- развивать навыки пересказа литературного текста;

- учить применять в речи образные выражения, сравнения;

- воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину.

        

         С. Топелиус

«Три ржаных колоска» - чтение литовской сказки.

 

Учить различать жанровые особенности рассказа;

- осмысливать содержание прочитанного;

- связно передавать содержание прочитанного средствами игры;

- формировать оценочное отношение к героям сказки.

 

МАРТ

Тема занятия

Программные задачи

 

С. Маршак

«Перчатки» -

работа по содержанию стихотворения.

Продолжать учить детей понимать содержание стихотворений;

- помочь осмыслить значение образных выражений в тексте;

- упр-ть в осознанном использовании средств интонационной выразительности;

- развивать образность речи.

 

Чтение рассказов, стихотворений о весне. Рассматривание иллюстраций.

 

Вызвать у детей чувство любования, восторга перед красотой родной природы, желание выразить в слове свои переживания и впечатления;

- учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов;

- воспитывать любовь к природе.

Лит-ра: О.С. Ушакова з. 25, с. 192.

 

«Айога» -

чтение нанайской сказки.

 

Учить детей понимать и оценивать характер главной героини;

- закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведения;

- учить понимать переносное значение пословиц, поговорок («Лениться да гулять – добра не видать», «Ленивому и лениться лень»);

- воспитывать отрицательное отношение к лени.

Лит-ра: О.С. Ушакова з.20, с. 105.

 

«Снегурочка» -

рассказывание русской народной сказки.

Учить понимать образное содержание сказки, оценивать поступки героев и мотивировать свою оценку;

- развивать способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы;

- закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) сказочного жанра;

- воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

Лит-ра: В.Ю.Дьяченко с. 212; О.С. Ушакова з. 14 с. 177.

 

И. Крылов

«Ворона и лиса» -

чтение басни.

 

 

Продолжать знакомить детей с жанровыми особенностями басни;

- учить понимать аллегорию, ее обобщенное значение, выделить мораль басни;

- обращать внимание детей на языковые образные средства художественного текста («На ту беду Лиса близехонько бежала», «Плутовка к дереву на цыпочках подходит»);

- развивать чуткость к восприятию образного строя языка басни;

- воспитывать честность и доброту.

Лит-ра: О.С. Ушакова з. 17, с. 181; В.Ю. Дьяченко с. 202.

 

АПРЕЛЬ

Тема занятия

Программные задачи

 

Н. Носов

«Автомобиль» -

чтение рассказа.

Учить понимать жанровые особенности рассказа, видеть его начало, основную и завершающую часть;

- учить оценивать поступки героев;

- развивать пантомимические навыки, учить создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации;

- воспитывать навыки коллективной творческой деятельности;

- учить анализировать поступки героев рассказа, иметь свое мнение о прочитанном.

 

М. Зощенко

«Великие путешественники» -

пересказ рассказа.

Познакомить детей с литературным произведением М. Зощенко;

- учить определять характер персонажей;

- связно пересказывать литературный текст;

- развивать умение полно и точно отвечать на поставленные вопросы.

В. Орлов

«Ты лети к нам, скворушка…» -

работа по содержанию стихотворения.

 

Учить выразительно, в собственной манере прочесть стихотворение;

- формировать умение читать поэтическое произведение в лицах;

- побуждать к размышлениям над тем, зачем люди пишут стихи, а другие их слушают и заучивают наизусть;

- прививать любовь к природе.

 

Ознакомление с малыми фольклорными формами.

 

 

Уточнить представления детей о жанровых особенностях, назначении загадок, скороговорок, пословиц;

- учить понимать обобщенное значение пословиц и поговорок («Что посеешь, то и пожнешь» «Грозен Семен, а боится Семена одна ворона»);

- уметь составлять по ним небольшие рассказы, соотнося содержание с названием текста.

Лит-ра: О.С. Ушакова з. 6, с. 164.

 

МАЙ

Тема занятия

Программные задачи

 

С. Маршак

«Откуда стол пришел?» -

работа по содержанию стихотворения.

Учить эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения;

- развивать умение подбирать рифмы к различным словам;

- учить выразительно читать наизусть стихотворение, чувствовать напевность рифмованных фраз;

- формировать образную речь (понимание образных выражений в стихотворном тексте);

- развивать память и внимание.

Лит-ра: О.А. Скоролупова с. 36

 

А. Твардовский

«Рассказ танкиста»

- чтение рассказа.

Расширять знания детей о защитниках Отечества;

- уточнить представления о родах войск, вызвать желание быть похожими на сильных и смелых воинов;

- развивать воображение, поэтический вкус;

- воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину.

Лит-ра: В.Ю. Дьяченко с. 215.

 

М. Михалков

«Лесные хоромы» -

чтение сказки.

 

Познакомить детей с авторской сказкой;

- помочь найти сходное и отличительное от русской народной сказки «Теремок»;

- научить осмысливать идею сказки, оценивать характеры персонажей;

- развивать пантомимические навыки;

-   учить детей создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации.

Лит-ра: О.С. Ушакова з. 27, с. 195; В.Ю. Дьяченко с. 232.

 

В. Драгунский

«Друг детства» -

чтение рассказа.

 

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание произведения, осмысливать идею;

- закрепить представления о жанровых особенностях литературных произведений (сказка, стихотворение, рассказ);

- осмысливать значение образных выражений.

Лит-ра: О.С. Ушакова з. 28, с. 196; В.Ю. Дьяченко с.223.

 

Итоговая литературная викторина.

 

Закрепить, систематизировать знания детей о литературных произведениях, прочитанных за год, об особенностях разных жанров художественных произведений;

- закрепить знания о малых фольклорных формах.

Лит-ра: О.С. Ушакова з. 34, с. 205



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Развлечение по правилам дорожного движения в старшей группе «Светофор»

Развлечение по правилам дорожного движения в старшей группе «Светофор» Цель: - закрепить умения называть знакомые дорожные знаки, сигналы светофора, а так же...

Формирование национальных традиций у детей дошкольного возраста с учетом регионального…

Формирование национальных традиций у детей дошкольного возраста с учетом регионального культурно-творческого процесса (Из опыта работы) Дошкольное образовательное дошкольное учреждение №36 «Звоночек»...

Лепбук «Пожарная безопасность»

Лепбук «Пожарная безопасность» Уже с младшего дошкольного возраста, воспитатели и другие специалисты рассказывают детям о пожарной безопасности. Как себя вести, куда...

Читайте также

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в младшей группе…

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в младшей группе «Домик для зайчика» Основная образовательная область: познавательная.Возрастная категория: дети 2-3 лет.Интеграция образовательных областей: познавательное развитие...

Конспект квеста для детей старшего возраста с использованием игровых и…

Конспект квеста для детей старшего возраста с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий «Кругосветное путешествие» Цель: Закрепить знания детей о природе, бережном...

Перспективный план по использованию здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного…

Перспективный план по использованию здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста Цель: Предполагает разностороннее и гармоничное развитие и воспитание ребенка, обеспечение его...