Консультация для воспитателей на тему:

«Анималотерапия, как психолого-коррекционная программа для детей испытывающих трудности в адаптации и общении»

В последнее время социальный уклад нашего общества породил ряд проблем, которые возникают уже в дошкольном возрасте. Это агрессия, повышенная тревожность, страхи, дезадаптация в поведении, вхождение в социум. Порой общение со взрослыми и сверстниками вызывает у малыша определённые трудности. А в контакте с животными ребёнок может находиться очень долго и не испытывать при этом каких – либо затруднений. Дело в том, что маленькие дети очень остро чувствуют отношение к себе взрослых, их настроение. То же самое можно сказать и о чувствительности домашних животных. Любой четвероногий домашний любимец по совместительству – семейный психотерапевт, который снимает напряжение, время от времени возникающее в любом доме. Он как бы служит посредником между родителями и детьми, облегчает взаимопонимание. Именно поэтому в работе с детьми я использую методы анималотерапии эмоционально-личностных проблем, которая:

- включает в себя метод оказания психологической помощи через взаимодействие с животными и их символами;

- раскрывает дополнительные возможности в поведении и личности у детей;

- обогащает социально-адаптированный поведенческий репертуар через наблюдения;

- обучает и тренирует такие механизмы, которые позволяют животным максимально приспособиться к условиям жизни, находиться в гармоничном взаимодействии с окружающими.

Как и у всякого метода у анималотерапии есть широкий инструментарий – это символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки и настоящие животные, общение с которыми безопасно.

В анималотерапии предпочтение отдаётся «социализированным» домашним животным: кроликам, кошкам, собакам, лошадям, хомячкам, - всем тем, кто научился «прилично вести себя» в человеческом обществе. При выборе животного необходимо изучить его индивидуально-психологические особенности, привычки в быту и на природе, выяснить условия воспитания, посмотреть, как животное знакомится, общается, не агрессивно ли оно. Важно знать и состояние его здоровья. Замкнутым, робким, нерешительным детям животные нередко заменяют друга: им доверяют тайны, печали и радости, демонстрируют свои достижения и способности. Своим существованием рядом с ребёнком животные сглаживают его проблемы, страхи, помогают общаться с окружающими. Именно поэтому животные преданно спят в кроватках своих маленьких хозяев, а мягкие игрушки – любимое снотворное средство для детей. Обнимая пушистое существо, ребёнок чувствует тепло, покой, безопасность. В отличие от статичной игрушки, домашние животные дышат, бегают, играют, забирая часть тревог и забот у детей.

В своей работе я использовала различные методы психокоррекции: сказкотерапию, куклотерапию, игротерапию, арттерапию, телесто-ориентированные методы и др.

Дети с удовольствием включаются в анималотерапевтические игры и упражнения. Могут представить себя любимым зверьком, чуть ли не натурально «влезть в его шкуру» и представить его сценически – с его походкой, характерными движениями, ужимками. Когда дети внешне представляют кого-либо – посредством тела или через него, то им гораздо легче проникнуть в душу этого существа. Такие игры очень помогают снять мышечное напряжение, прочувствовать свое тело, разработать некоторые мускулы.

Работая, в дошкольном учреждении психологом и анализируя программу развития и воспитания детей, я могу с уверенностью сказать, что такая форма самовыражения и самораскрытия, не используется ни на каком другом занятии.

Когда дети ухаживают за своими питомцами, это помогает им вырасти людьми не только думающими, но и чувствующими. Человек и домашние животные легко заражаются настроениями других. В отличие от людей наши четвероногие друзья практически всегда улучшают нам настроение. Положительные эмоции очень полезны. Ведь недаром существует «смехотерапия», когда человека лечат исключительно положительными эмоциями. Наши домашние питомцы бывают смешны, трогательны и забавны. Забота о животном учит человека по-настоящему любить – то есть не только требовать, но и отдавать.

Через взаимодействие с домашними животными у детей формируется способность сочувствовать, сопереживать, понимать состояние окружающих, т.е. эмпатия, качество, необходимое для успешного общения. Возможность поиграть, поговорить, повоспитывать, погладить домашних животных необходима детям, особенно когда взрослые очень серьёзные и занятые. Положительные эмоции, полученные от общения с питомцами, лечат сами по себе. И поэтому общение с животными необходимо детям.

Родителям для нахождения контакта с детьми, я рекомендую использовать элементы анималотерапевтических техник, которые позволяют регулировать отношения в семье, снимают напряжение мышц тела, получать положительные эмоции, доверять друг другу.

Развивая способность к перевоплощению, эти техники помогают детям лучше ориентироваться в окружающем мире, лучше к нему приспособиться.

Наряду с вышеперечисленными техниками в своих занятиях я использую такой метод, как релаксация. Она помогает детям снять внутреннее мышечное напряжение, тем самым привести нервную систему и психику в нормальное состояние покоя. Управляя своими чувствами и эмоциями, дети становятся увереннее в себе. Название упражнений и их содержание носят образный характер. Для проведения релаксации использую спокойную музыку, которая помогает детям отвлечься от посторонних мыслей и хорошо развивает творческое воображение.

Но, на мой взгляд, воспитать уверенную в себе личность невозможно без формирования оптимистического мироощущения: позитивного отношения к жизни, активности и уверенности в себе. Поэтому я стараюсь научить детей концентрировать своё внимание на своих успехах и достижениях. В моменты неудач и неприятностей настраиваю на положительные иллюзии, красивые фантазии. Положительный настрой достигается через аффермации, (это слова и предложения, которые имеют положительное утвердительное значение и которые многократно проговариваются мысленно или вслух). На занятиях все свои мысли, желания дети высказывают в положительной форме: «я хочу…», «я смогу…», «Я сильный и помогаю слабым» и т.д. Это помогает им быть доброжелательными, радостными, счастливыми, более открытыми к людям и окружающему миру.

Дети приписывают своим друзьям-животным, человеческие черты, они общаются с ними как со сверстниками, разговаривают с ними, доверяют свои тайны. Животные всегда их выслушают и поймут, они никогда не сплетничают и не ябедничают. Наши домашние любимцы мощные инструменты для снятия стресса.

В наше время, когда детей с отклонениями в деятельности центральной нервной системы всё больше это имеет особое значение. Ведь не редко и здоровые дети боятся, например, темноты или одиночества, и присутствие пушистого друга помогает избавиться от этих страхов.

Дети предпочитают кошек и собак всем другим домашним животным. Опросив 146 человек (детей средних, старших и подготовительных групп) я выяснила, что у 45% детей были дома домашние животные: у 31% - собака, у 37% - кошка, у 10% - черепаха, у 11% - птички, у 5% - хомячок, у 4% - рыбки, 2% - крыса. Интересно, что на вопрос «Хотел бы ты иметь домашнее животное и какое?» - 97% ответили положительно, 76% детей хотели бы иметь кошку, а 22% - собаку, 2% - других.

Собаку выбирают чаще робкие дети как символ самоутверждения, ощущения безопасности и компенсации одиночества. Занятие дрессировкой собаки для детей – это идеальный способ повысить самооценку. Сознание того, что четвероногий друг выполняет твои команды, поднимает ребёнка в собственных глазах. Кошку выбирают дети, которым не хватает мягкости, доброжелательности.

Выявлена интересная особенность: оказывается дети, имеющие кошку, отличаются непосредственностью, мягкостью, творческими способностями, независимостью; те, у кого дома есть собака, аккуратны, собранны, дисциплинированны, общительны и склонны к лидерству, они зависимы от чужого мнения, открыты к взаимодействию.

Каждое животное, его манеры поведения и психологические особенности являются фактором определённых черт личности у детей. Экспериментально психологические данные в сочетании с историческими сведениями об адаптивных особенностях собак и кошки позволили использовать их и их символы в работе с детьми.

По форме организации занятий я стремилась максимально приблизить их к реальной обстановке. Подготовительный этап заключался в оформлении кабинета в домашнем стиле, чтобы детям было уютно и спокойно. В интерьере ничего лишнего, много цветов и воздуха. Мягкий ковёр и подушки создают атмосферу покоя и безопасности.

Используемый материал: куклы, мягкие игрушки, подушки-пуфики на каждого ребёнка, шаблоны для рисования, краски, пластилин и т.д. Важным компонентом занятий является специальная музыка, адаптированная для детей дошкольного возраста из серии «Счастливое детство». Удачно подобранные по тематике занятий голоса птиц, зверей, природы создают неповторимый колорит и наполняют комнату необходимыми для восприятия звуками. Дети с удовольствием посещают необычные занятия, с нетерпением ожидают продолжения, делятся впечатлениями с родителями и воспитателями. Изменения в поведении детей отмечалось уже на 4-5-ом занятии. Появилась доверительность, повысился уровень личной рефлексии. Например, после наблюдения за собакой многие ребята стали более открытыми, смелыми, коммуникабельными. А робкие дети стали смелее и громче разговаривать, отвечать на вопросы, высказывать свои мысли, чаще хвалить себя. Всем детям занятия помогли преодолеть какие – то свои поведенческие барьеры, повысили уверенность в себе и научили новым способам поведения.

Таким образом, анималотерапия, предназначенная для психолого – коррекционной работы с детьми, испытывающими трудности в адаптации и общении позволяет решать обширный круг проблем современного ребёнка.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Использование интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников

Использование интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников

Методическая разработка для детей первого раннего возраста. Игра «Книжный шкаф»

Методическая разработка для детей первого раннего возраста. Игра «Книжный шкаф» Аннотация Данная игра способствует развитию внимания, мышления, памяти и умения применять уже...

Читайте также

Развитие нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с использованием…

Развитие нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с использованием сказок Старший дошкольный возраст – период активного освоения норм морали, формирования...

Познавательно – исследовательский проект в подготовительной - логопедической группе: «Волшебные…

Познавательно–исследовательский проект в подготовительной - логопедической группе:«Волшебные свойства соли» Введение: Ребенок по своей натуре исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление...

Семья и образовательная организация: системный взгляд на проблему взаимодействия в…

Семья и образовательная организация: системный взгляд на проблему взаимодействия в условиях пандемии Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации ребенка...