Работа над формированием понятия «предложение» у детей подготовительного возраста с ТНР
В настоящее время при подготовке детей к обучению в школе, одной из основных задач является формирование устной речи у детей. Ребята должны научиться общаться с детьми и взрослыми, уметь составлять различные виды предложений с опорой на предметы, картинки, действия, пересказывать тексты и составлять рассказы. Эта работа проводится в соответствии с программой подготовительной группы. При планировании учитывается уровень знаний детей, выявленных при обследовании их в начале учебного года и с опорой на закономерности развития фразовой речи.
В своей работе большое внимание уделяем подбору различных видов наглядности, практическим действиям с предметами, игрушками и пособиями.
В работе выделяем несколько этапов:
- Знакомство с понятием «предложение».
- В предложении есть смысл и законченная мысль.
- Предложение состоит из слов и их количество не ограничено. Самое короткое предложение состоит из одного слова.
- Слова в предложении связаны между собой по смыслу.
- Предложение можно произносить с различной интонацией.
- Предложение можно обозначить символами и написать буквами.
- Из нескольких предложений можно составить рассказ.
В конце ноября начинается работа по знакомству детей с понятием «предложение».
Начинаем формировать фонематическое восприятие предложения; определяя в нем количество слов и выделяя предлог. Детям говорится, что количество слов в предложении может быть разным: одно, два и т.д. Поэтому предложения могут быть длинными и короткими, и самое короткое предложение состоит из одного слова. Дети придумывают такие предложения с опорой на картинки, где изображены времена года, времена суток и т.д. Затем по действиям с игрушками и предметами, сюжетными картинками дети составляют предложения из 2, 3 слов путем наращивания его с одновременным грамматическим оформлением.
Дети составляют предложения также по картинкам, где изображения можно передвигать. Например «Стол и мяч» (мяч лежит под столом), «Бабочка и цветок» (бабочка летает над цветком), «Собачка и будка» (собачка вышла из будки).
А также на панно, где все предметы и изображения животных можно передвигать. Например: Собака сидит около дома. Лодка плывет по реке. Кошка вышла из-за дома.
Для развития интереса детей в работе применяем помимо перечисленных и такие задания, как: «правильно ответишь на вопрос, на наборном полотне или на экране появится изображение героев сказок «Теремок», «Заюшкина избушка» и других.
Проводим с детьми такие игры, как придумай предложение и положи лучик солнышка или лепесток цветка, листочки на березку и получится солнечная полянка, на которой стоит березка. Дети также составляют рассказы по серии картинок и по сюжетным картинкам.
Затем начинается работа по составлению предложений с предлогами и нахождению предлогов в них. На занятии логопед выставляет либо на доску, либо на экране картинку с изображением белки и елки с дуплом, сажает белку поочередно под дерево, на дерево, в дупло. Дети отвечают: «Белка сидит под елкой, белка сидит на елке, белка сидит в дупле». После каждого ответа логопед называет «маленькое слово» (предлог) в этом предложении. .
Затем детям предлагается вспомнить, из чего состоит предложение, и они обозначают его схематически символами. Предложение обозначается длинной зеленой полоской с выступом, так как начало предложения начинаем писать с большой буквы. Затем обозначаем символами слова, маленькое слово (предлог) обозначается короткой зеленой полоской.
Логопед обозначает на доске символами предложение «Белка сидит в дупле»
!_________ _________ ___ ______________ .
Он предлагает составить схему этого предложения на столах.
Дети читают предложение и разбирают его вместе с логопедом, уточняя порядок слов в предложении, место «маленького слова»- предлога в нем.
В последующей работе ребята составляют и обозначают предложения символами по всем пройденным темам.
Работа по фонематическому анализу предложения усложняется после того, как дети учатся читать. Даем им такие задания, как
- Подбери маленькое слово, написанное на карточке, к данному предложению по данной картинке.
- Закончи предложение словом по смыслу: «Елочка, елочка, какая …….. (иголочка)».
- Вставь в предложение пропущенное по смыслу слова: «Хитрая рыжая ….. повадилась ходить в курятник».
- Составь предложение из слов, написанных в изображениях тучек.
В под дети грибы собирали
- Можно давать ребятам карточки, на которых предложения изображены символами и они придумывают по ним свои предложения
Например:
!____________ __________ Мама спит.
!____________ ___________ ___ _____________
Девочка идет в школу
!____ !_________ __________ _______
По Неве плывут корабли
Можно дать детям карточки, где в предложениях пропущен предлог. Они читают предложение и вставляют по смыслу нужный предлог.
Например: ….. дома отъехала машина.
Книга лежит ….. столе.
Вся работа с детьми по развитию связной речи проводится в тесном контакте с впоспитателями.
Читайте также |
---|
Семинар - практикум для родителей «Играем пальчиками - развиваем речь»
Семинар - практикум для родителей «Играем пальчиками - развиваем речь» Цель: построение эмоционально - доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребёнка и...
Конспект организованной образовательной деятельности по художественному творчеству в разновозрастной группе…
Конспект организованной образовательной деятельности по художественному творчеству в разновозрастной группе Тема: «Пограничник на посту» Программное содержание. Учить детей создавать в рисунке образ...
Ранние симптомы задержки речевого развития
Ранние симптомы задержки речевого развития Диагноз «Задержка речевого развития» детям ставят обычно после трех лет. Но очень часто при осмотре детей...