Опыт работы по музейной педагогике
Тема: «Формирование речевых компетенций младших дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»
Сегодня я хочу представить Вам свой опыт работы по музейной педагогике.
Как говорил великий писатель Алексей Николаевич Толстой:
«Сказка – великая духовная культура народа,
которую мы собираем по крохам,
и через сказку раскрывается перед нами
тысячелетняя история народа»
(Алексей Толстой.)
Детская сказка - это первая и немаловажная ступень ребёнка к познанию окружающего его мира. Художественные образы и язык, которыми оперируют русские народные сказки, прост и понятен даже маленькому ребёнку. Слушая сказку, ребёнок незаметно подсознательно впитывает жизненно важную для него информацию, способы разрешения различных сложных ситуаций. Посредством сказки легче всего рассказать малышу первые и самые важные принципы нравственности: что такое «хорошо» и что такое "плохо". Сказки детям дают простор для воображения.
Актуальность выбранной темы не случайна.
Наблюдая за детьми, мы увидели, что их мало интересуют книги, нет интереса к художественной литературе, к поэтическому слову. И тогда мы решили
заняться с детьми театрализованной деятельностью. Создали в группе мини – музей «Теремок сказок», ведь сказка проста и понятна детям. Это позволило нам не только привить интерес к русскому фольклору, художественному слову, но и способствовало развитию речи, активизации словаря детей. Первые навыки театрально - исполнительской деятельности способствуют эмоциональному развитию. У детей улучшается настроение, появляется уверенность в себе, а приобретенные умения в театральных играх дети переносят в повседневную жизнь.
Цель музея: формирование у детей интереса и любви к сказкам через работу в мини музее «Теремок сказок».
Задачи:
- способствовать формированию интереса к сказкам;
- познакомить детей с различными видами театрализованной деятельности;
- способствовать развитию речи, расширению словарного запаса;
- развивать творческое мышление, фантазию;
- формировать представление о музее;
- обогащать воспитательно - образовательное пространство новыми формами;
- привлечение родителей в процесс создания мини-музея, активизировать их на сотрудничество.
В связи с новыми федеральными стандартами нельзя не упомянуть и об интеграции образовательных областей в музейной педагогике.
Что подразумеваем мы под театром….
Что подразумеваем мы под игрой…..
С чем знакомит мини-музей:
- С различными видами театральных кукол;
- С правилами поведения в театре;
- Знакомит с театральными профессиями;
- С различными костюмами и декорациями;
- С материалами, из которых создаются куклы и игрушки.
В нашем мини-музее собраны различные экспонаты, подаренные родителями, собранные воспитателями и детьми. Все экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекция мини-музея располагается в доступном для детей месте.
В мини – музее несколько разделов:
1 раздел: «Волшебный сундучок» с атрибутами из сказок: рукавичка для сказки «Рукавичка», скалочка для сказки: «Лисичка со скалочкой», 3 стула разных по высоте для сказки «три медведя» и т.д.
2 раздел: «Библиотека сказок".
3 раздел: «Волшебный театр», в котором имеются разнообразные виды театров
- Театр на фланелеграфе (сказки: "Теремок", "Колобок", "Репка", "Маша и медведь").
- Магнитный театр (Курочка ряба).
- Плоскостной театр (Смоляной бычок).
- Пальчиковый (Рукавичка).
- Театр Би-ба-бо (Теремок).
- Настольный театр (Заюшкина избушка).
4 раздел: «Угадай и поиграй».
Здесь представлены дидактические игры, пазлы с разными сказками, разрезанные картинки, с помощью которых детям очень нравится составлять сказочных героев и сюжеты из разных сказок.
5 раздел: «Галерея рисунков и картин по сказкам».
Продумали формы работы в мини-музее:
- Формы проведения занятий в музее отличаются большим разнообразием – это путешествие по сказкам, игра-занятие;
- путешествие-инсценировка, сюжетно-ролевые игры.
- Для решения задач по речевому развитию огромное значение придаём индивидуальной работе с детьми, тщательному изучению возможностей и психологических особенностей каждого ребенка.
- Разучиваем с детьми потешки, пословицы, поговорки, скороговорки, считалки, короткие сказки, загадываем загадки, знакомим с художественной литературой.
- Проводим НОД по сказкам: «Путешествие по русским народным сказкам», «Герои сказок», «Волшебный сундучок».
- Играем в дидактические игры: «Найди ошибку» (как игра четвёртый лишний), «Отгадай-ка!», «Расскажи сказку по иллюстрациям», лото «Путешествие по сказкам».
- Используем в работе игры на эмоциональное развитие «Мой любимый персонаж» (изобразить мимикой и жестами).
- Играем с детьми в подвижные, словесные игры.
- Обыгрываем знакомые сказки с помощью настольного театра, театра би-ба-бо.
- Прослушиваем сказки на магнитофоне, просматриваем их на телевизоре.
- Проводим игровые ситуации: «Путаница», игра «Что будет, если…».
- Играем в сказки, рисуем, занимаемся ручным трудом, конструируем, проводим литературные викторины.
Все накопленные знания, умения и навыки наши дети используют в самостоятельно - игровой деятельности.
С помощью русских народных сказок, дети усвоили основные жизненные нормы:
- Что такое хорошо, что такое плохо.
- Добро всегда побеждает зло.
- Слушать родителей.
- Уважать старших.
Наш музей представляет большие возможности для развития личности ребенка, для взаимодействия с семьей, социумом и обогащение предметно-развивающей среды. Главное в музее – не ценность самих экспонатов, а наличие условий для творчества и самостоятельности. Мы часто используем экспонаты мини-музея в качестве пособий для проведения занятий, игр.
Поэтому разнообразие самостоятельной деятельности детей в мини-музеях способствует развитию творческой деятельности, сюжетно-ролевых игр, интереса к исследовательской деятельности, созданию детских проектов.
Итак, ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.
Наш музей получился таким интересным, познавательным и ярким, благодаря помощи детей, родителей и педагогов.
18 мая в международный день музеев, мы планируем устроить музейный праздник и провести театрализованное представление с участием детей и родителей «В гостях у сказки».
Перспектива развития мини-музея:
- пополнение библиотеки книгами по разделу «Сказки»;
- выставка детских работ по теме «Здравствуй сказка!»;
- оформление книжек – малышек родителями;
- изготовление театров из нестандартного оборудования, декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов;
- разработка НОД по теме «Путешествие в сказку»;
составление картотек с речевым материалом (стихи, загадки, песни о сказочных героях).
Итог работы подводить рано. Это не конец, а лишь самое начало. Но любой большой и длинный путь начинается с маленького и первого шага. Планируем дальше работать в этом направлении.
«И нельзя без сказок нам прожить друзья,
Ведь со сказкой проще нам найти слова,
для любимых деток или малыша».
Читайте также |
---|
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи. Тема: Рассказ по картине…
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи Тема: Рассказ по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели» Подготовительная группа Цель: уточнить знания детей о временах года...
Летний спортивный праздник, посвященный Дню медицинского работника
Летний спортивный праздник, посвященный Дню медицинского работника (Для детей старшего дошкольного возраста) Цель: Познакомить детей с профессией врача в игровой форме. Задачи: Расширить...
Использование интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников
Использование интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников