Практикум для воспитателей «Дидактический материал по коррекционной работе в процессе обучения детей с нарушением зрения»
На первых этапах работы с детьми воспитатель обучает их приемам восприятия, поскольку при рассматривании изображений дети перескакивают от одной части к другой, пропускают отдельные элементы, плохо соотносят элементы изображений с соответствующими элементами предмета.
С целью активизации зрительного восприятия и умственной активности детей в процессе занятий по конструированию использовались чертежи, по которым дети учатся строить различные постройки (рис. 2).
Для этого использовались следующие темы: «Дорожки», «Ворота», «Дом», «Башенка», «Мост», «Горка», «Трамвай».
Занятиям с использованием графических схем предшествовала большая предварительная работа. Так, прежде, чем предъявить детям чертеж, проводим в игровой занимательной форме обучение чтению. Сначала знакомим детей с основными формами плоских геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг. Затем проводим работу по дифференциации плоских и объемных форм (кирпичик, кубик, треугольная призма большая и маленькая, полукубик, брусок).
В индивидуальных и подгрупповых занятиях учим детей переносить восприятие реальных предметов в плоскость, соотносить силуэтные и контурные изображения строительных форм.
Используем следующие игры-упражнения:
1. Обследование кирпичика руками. Дети обводят пальцами широкую грань кирпичика - это «спинка» у кирпичика, узкую - это «бочок» у кирпичика.
2. Перенос на бумагу. Воспитатель кладет на бумагу кирпичик и обводит фломастером его широкую грань, дети наблюдают.
- Что получилось на бумаге?
При проведении занятий по конструированию с использованием графического образца необходимо придерживаться следующей последовательности:
1. Назвать изображенный на схеме предмет.
2. Указать его функцию.
3. Обследование:
а) выделение основных частей;
б) установление пространственного расположения этих частей;
в) выделение деталей в основных частях постройки;
г) установление пространственного расположения этих деталей по отношению друг к другу.
4. Перенос в плоскость, т.е. выкладывание постройки из плоскостных фигур на магнитной доске (в случае, если дети будут затрудняться).
5. Последовательное соотнесение элементов графической модели с частями предмета, установление их соответствия и адекватных им строительных деталей.
Использование такой последовательности при обследовании обеспечивает формирование целостно расчлененного представления о конструируемом объекте, способствует не только выделению отдельных частей, но и установлению существенных отношений между ними, что имеет важное значение для формирования мыслительных процессов у детей. Систематическое проведение анализа образцов графических изображений по вышеуказанной схеме обеспечивает усвоение темы и последующее ее использование.
Безусловно, в процессе этой работы у детей возникали трудности. Так, например, на первых этапах работы дети не обращали внимания на соединение деталей, оставляли щели между деталями, смещали их и т.д. Тогда проводится обыгрывание. Например,
- приложи свой кирпичик к нарисованному (дети убеждаются в правильности своего ответа).
Перенос на цветную бумагу с последующим вырезыванием. Дети берут в руки силуэтные изображения кирпичика и накладывают его на форму, сравнивают их. Убеждаются в том, что они одинаковы.
Соотнесение силуэтного и контурного изображения реальной формы.
Дети накладывают силуэт на контур, на форму, сравнивают, делают вывод, - (это кирпичик).
Игровое упражнение «Сделай также» (рис. а, б, в).
- Кирпичики могут, как люди стоять прямо (показывается чертеж). Поставь кирпичики также.
а) - могут лежать на кроватке. Положи, кирпичики так же.
б) - могут стоять боком, друг за другом, как будто идут на зарядку. Поставь так же.
в)
Дидактические игры
«Найди то, что я скажу»
Цель: учить детей фиксировать зрительное внимание на форме. Формировать приемы установления тождества и различия путем наложения на контурное изображение реального предмета (строительной формы).
Материал: картинки с контурными изображениями разного цвета, форм, соответствующих строительным деталям (девятнадцать карточек).
Ход игры:
Игру проводим с двумя-тремя детьми. На столе разложены карточки. Предлагаем одному ребенку отобрать изображение кирпичика, втору - кубика, третьему - большой призмы. Затем дети проверяют себя. Для этого находят соответствующую деталь и накладывают ее на изображение.
Аналогичное задание дети выполняют по отбору других форм.
«Найди такой же»
Цель: упражнять детей в умении соотносить силуэтное и контурное изображение с реальными формами и наоборот.
Материал: у каждого ребенка по десять карт, на которых силуэтное и контурное изображение строительных форм, строитель.
Ход игры:
Игра проводится с двумя-тремя детьми. Дети раскладывают перед собой карты и подбирают к каждой карте строительную деталь.
Далее воспитатель показывает любую строительную деталь, а дети показывают ее контурное изображение, силуэтное, цветное.
Воспитатель показывает силуэтное, контурное изображении, дети подбирают строительную деталь.
«Выложи также»
Цель: упражнять в умении переносить пространственное расположение контурных изображений с плоскости на силуэтные изображения и на реальные предметы.
Материал: карты с изображениями домика, стульчика, кроватки, башенки.
Формы, соответствующие строительным деталям, вырезанные из картона с магнитными креплениями (рис.4). Магнитные доски на подставках.
Формы строительных деталей
Ход игры:
Игра проводится с тремя-четырьмя детьми. Карты раздаются детям. Каждый ребенок показывает свою постройку и рассказывает, из чего она построена. Затем дети подбирают соответствующие формы и выкладывают на магнитных досках такие же изображения.
После этого детям предлагается обменяться картами и выполнить аналогичное задание.
После того, как дети овладевают навыками дифференциации плоских и объемных форм, проводим занятия по конструированию с применением чертежа.
Матрешка пошла по Сашиной дорожке и споткнулась, или проехала машина по Аниной дорожке и застряла и т.д.
Правилом на наших занятиях является девиз: «На каждом занятии игровой прием», т.к. он способствует привлечению внимания к задаче, облегчает работу мышления, воображения.
На последующих этапах используются ориентиры: штриховка, цветовые сигналы, которые обращают внимание детей на то, что необходимо выполнить соединение деталей или на опорные элементы конструкции, с которых необходимо начать постройку (например, мост, рис.5).
Ориентир (штриховка), указывающий место соединения деталей моста
При каждой новой проводится с опорой на конкретный образец, иногда демонстрируется способ конструирования. Например, при постройке трамвая детям показывается способ укрепления цилиндров, чтобы они не катились; далее постройку дети выполняют самостоятельно.
Поскольку детям с нарушениями зрения трудно последовательно извлекать из модели нужную информацию, а также учитывая возраст детей, на более сложных занятиях (горка, мост, трамвай) поочередно предъявляется несколько моделей, в которых постепенно увеличивается количество элементов, т.е. занятие проводится поэтапно. Таким образом, задается не только конечный вид постройки, но и последовательность ее создания (рис.6), при такой организации занятия постройки, как правило, воспроизводятся всеми детьми значительно быстрее и с меньшим числом ошибок.
Например, постройка горки.
Последовательность создания постройки
С целью активизации мышления ребенка в конце занятия вводятся следующие игровые моменты: «Поставь матрешку или флажок там, где указано на чертеже». Сначала место обозначается цветовым сигналом, а впоследствии просто указывается указкой. Такие игровые моменты позволяют закреплять умение соотносить элементы чертежа с элементами постройки
Читайте также |
---|
Психо-эмоциональный тренинг посвящённый ко Дню «Белой трости» и «Дню слепых…
Психо-эмоциональный тренинг посвящённый ко Дню «Белой трости» и «Дню слепых людей»: «Мир добрыми глазами» Описание: игровой тренинг для педагогов посвящен Международному Дню...
Психологическая подготовка детей к школе
Психологическая подготовка детей к школе В моей статье речь пойдет о таком важном событии в жизни ребенка и его родителей как...
Мастер-класс «Хатха - йога как средство профилактики физических и эмоциональных…
Мастер-класс «Хатха - йога как средство профилактики физических и эмоциональных перегрузок у детей старшего дошкольного возраста» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я очень рада...