Сайт для воспитателей детских садов



Эмоциональный компонент готовности ребенка к школе

 

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы, разрабатываются оригинальные методические материалы, ведется активная работа по интеллектуальному развитию ребенка при подготовке к школе. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка при подготовке к школе не всегда уделяется достаточное внимание.

Однако, как справедливо указывали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную эмоциональную сферу, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения.

Придя в школу, ребенок сталкивается с рядом трудностей – адаптация к новому коллективу, новому режиму, новым требованиям и правилам. Поэтому ребенку необходимо уметь владеть собой, своими действиями и поступками, переживаниями, чувствами, эмоциями. На фоне школьных нагрузок, при недостаточной эмоциональной готовности к школьному обучению, у ребенка могут появиться негативные эмоциональные состояния: пассивность, агрессивность, плаксивость, страх к школьному обучению, повышенная тревожность, что может привести к трудностям обучения ребенка в школе.

Сейчас многие школы и детские сады говорят о готовности принимать проблемных детей и даже адаптировать свои требования и правила под конкретного ребенка. Но этого не достаточно: ребенок тоже должен быть готов к интеграции в данном обществе, не только к принятию правил детской группы, но и к тому, чтобы стать активным участником происходящих в ней событий, не нарушая естественного для окружающих течения жизни.

Эмоциональная готовность к школе подразумевает совокупность качеств, которые позволяют ребенку преодолевать эмоциональную неуверенность, различные блокады, которые мешают воспринимать учебные импульсы или ведут к тому, что ребенок замыкается в себе. Понятно, что не со всеми заданиями и ситуациями ребенок может справиться легко. Трудные задания, а также объяснения учителя могут вызывать у ребенка ощущения: «с этим я никогда не справлюсь» или «я не понимаю вообще, чего она (учительница) от меня хочет». Подобные переживания могут быть нагрузкой на детскую психику и привести к тому, что ребенок вообще перестает верить в свои силы и прекращает активно учиться. Устойчивость к подобным нагрузкам, умение конструктивно обходиться с ними - важная составная часть эмоциональной компетентности. Необходимым условием успешного обучения в школе является умение ребенка откликаться на прекрасное, проявлять эмпатию.

В этой сфере педагог должен работать на перспективу, так как эмоциональная сфера личности ребенка обладает:

  • интенсивностью проявления эмоций;
  • непосредственность в проявлении эмоций;
  • быстрой переключаемостью, сменой настроений;
  • поверхностью эмоций.

Педагог, при подготовке детей к школьному обучению, должен стремиться к развитию следующих качеств и характеристик личностной сферы в области эмоций:

  • устойчивости чувств;
  • глубины чувств;
  • осознания причин появления тех или иных эмоций;
  • проявления высших чувств: эстетических, нравственных, познавательных;
  • эмоционального предвосхищения (осознанного ожидания успеха или неудачи).

В развитии эмоциональной готовности может помочь:

  • использование примеров из сказок, рассказов;
  • упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера, на мышечную релаксацию;
  • постановка сказок детского театра;
  • сочинение историй;
  • рассматривание картин, рисунков, фотографий;
  • моделирование и анализ заданных ситуаций;
  • слушание музыки;
  • этюды;
  • использование элементов психогимнастики.

Предпосылки психологических качеств, составляющих эмоциональную готовность к школе, являются итогом развития ребенка в дошкольном детстве.

 

Источники:

  1. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет: Пособие для практических работников детских садов / Автор-составитель И.А. Пазухина – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 272 с, ил.
  2. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога – Изд. 6-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 382, [1] с. – (Справочник).
  3. http://knowledge.allbest.ru/psychology/2c0a65625b3ac68b5c53a88421306d36_1.html




Новые публикации

Спортивно-оздоровительный проект по теме: «В здоровом теле - здоровый дух»

Спортивно-оздоровительный проект по теме: «В здоровом теле - здоровый дух» (Для детей дошкольного возраста) «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение...

Использование анаглифных изображений для ранней профориентации детей старшего до…

Использование анаглифных изображений для ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения {pdf=download/files/presentation/file573.pdf|90%|700|native}

Сценарий праздника: «9 Мая — праздник Победы»

Сценарий праздника: «9 Мая — праздник Победы» Под военный марш выходит ведущая. Ведущая: Дорогие дети, уважаемые воспитатели! Поздравляем Вас с праздником Великой Победы! В этот день...

Читайте также

Конспект открытого занятия в подготовительной группе №2 «Школа мяча»

Конспект открытого занятия в подготовительной группе №2 «Школа мяча» Основные задачи: 1) Совершенствование техники ведения мяча левой и правой рукой на месте и...

Конспект совместной деятельности педагога и детей «Дорожная сказка»

Конспект совместной деятельности педагога и детей «Дорожная сказка» Задачи: - закрепить знания детей о регулировании движения транспорта и пешеходов с помощью светофора. - познакомить...

Культура речи. Занятие 2.1. Вежливость – закон для всех

Культура речи. Занятие 2.1. Вежливость – закон для всех   Цель: элементарная вежливость; понятие вульгарных слов, нецензурных выражений, слов-паразитов, нравственно-эстетическое воспитание, формирование...




Комментарии

  • Елена
    Огромное спасибо!!! Сценарий простой и очень интересный.

    Подробнее...

     
  • Ирина Кодунова
    Очень полезная методическая работа для изучения профессии в доу.

    Подробнее...

     
  • Мария
    Спасибо Вам большое! Чудесный материал!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Спасибо. Просто и интересно!!!

    Подробнее...

     
  • Андрей
    Кто нибудь может пояснить, какие обозначения для чего используются (особенно графа причины непосещения).

    Подробнее...

В блогах

Конспект итогового собрания в подготов…

Цель:  вовлечение родителей в процесс подготовки будущих первоклассников к школе.Задачи: - подведение итогов работы группы за год; -знакомство родителей с критериями готовности детей к школе контексте ФГОС.   Ход: Организационная часть. Ведущий:    Добрый день...

Конспект нетрадиционного родительского с…

Конспект нетрадиционного родительского собрания-игры «Правила дорожные полезно нам знать» Подготовили: Инструктор по физической культуре Ганиев Р.Р Учитель-логопед Шагивалеева Л.Р.   Цель: побудить родителей задуматься о том, что соблюдение ПДД самое главное для сохранения...

Консультация для воспитателей «Театрализ…

«Театрализованная деятельность детей, как средство преодоления речевых нарушений» Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Театр – это целый мир новых слов, понятий, которые в обыденной жизни не употребляются. Это сцена, занавес, кулисы. Знакомство...

Конспект физкультурно-речевого занятия в…

Конспект физкультурно-речевого занятия в старшей группе культуре по методике Н. Н. Ефименко с элементами логоритмики и с пользованием информационно-коммуникативных технологий Подготовили: Инструктор по физической культуре Ганиев Р.Р Учитель-логопед Шагивалеева Л.Р.     1 Слаид Цель: Создание оптимальных...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство