Формирование фонематического анализа у детей с нарушением речи с помощью наглядного моделирования

 

Применяя метод наглядного моделирования в своей работе с детьми имеющими различные речевые нарушения я убедилась в его эффективности, т.к. схемы и модели различных структур (слоги, слова, предложения, тексты) постепенно приучают детей к наблюдению за языком. Своими красочными символами и образами предметов, они вызывают желание и интерес у детей, что значительно повышает эффективность коррекционно-развивающей работы. Ребенок овладевает операциями фонематического анализа на наглядно представленном материале.

Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и тексте. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, совершенствует речемыслительную деятельность ребенка. При использовании различных схем, меняется характер деятельности детей: они получают возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть ее элементы. Кроме того, овладение приемами работы с мнемотаблицами сокращает время обучения и одновременно решает коррекционные задачи, направленные на развитие основных психических процессов.

Хочу представить вашему вниманию свой опыт работы по формированию фонематического анализа у детей с нарушением речи с помощью наглядного моделирования.

Перед началом работы по формированию фонематического анализа, я провожу с детьми работу по ознакомлению с акустическими характеристиками звуков, и их схематичном изображении. На обработку каждого звука отводится по два занятия. Согласные звуки обозначаются синим цветом, гласные красным. Звонкие звуки – колокольчиком, глухие – перечеркнутым колокольчиком. Мягкие звуки обозначались пером, твердые – кирпичом. Каждый пройденный звук сравнивается с новым изучаемым звуком и обозначался соответствующей буквой. После того, когда все звуки, буквы были изучены детьми, перед ними ставятся задачи:

  • определить гласный звук в начале слова в позиции под ударением;
  • определять наличие без ударного гласного звука в слове;
  • определить первый и последний гласный звук в слове, а также его место (начало, середина, конец слова);
  • выделение согласного звука на фоне прямого и обратного слога;
  • выделять согласный звук в слогах со стечением согласных;
  • выделить начальный согласный звук в односложных словах;
  • выделить последний согласный звук в односложных словах;
  • определить последовательность, количество и место звуков по отношению к другим звукам.

Примеры заданий:

  • «Определи пропущенный звук». Логопед называет ряд звуков, и делает паузу показывая карточку, на которой нарисованы акустические характеристики звука, проанализировав которую ребенок должен определить какого звука не хватает. Это же задание используется для определения пропущенной буквы. Для этого перед детьми выкладывается ряд букв, среди которого есть карточка с характеристикой буквы.
  • «Какого звука не хватает?». Педагог произносит ряд слогов, но один звук без пары, дети по признакам нарисованным на карточке должны определить какой звук нужно добавить, чтобы получился слог. Сначала проигрываются прямые, а потом обратные слоги.
  • «Дом с закрытыми окнами». На магнитную доску вывешивается дом, в окнах которого располагаются слоги, но есть и закрытые окна, на которых изображены признаки букв. Перед детьми ставиться задача – определить нужный слог. Сначала проигрываются прямые, а потом обратные слоги.
  • «Найди звук». Дети определяют гласный звук и место его в слове (начало, середина, конец). Можно использовать графическую схему слова, где, в зависимости от места гласного звука в слове ставится кружочек в начале, в середине, в конце схемы. Это же задание проводится и для определения согласных звуков, букв.
  • «Есть ли звук?». Педагог произносит слово, а к доске прикреплены мнемотаблицы звуков. Дети должны определить, есть ли в произнесенном слове звук, характеристики, которого изображены в мнемотаблице прикрепленной к доске.
  • «Нарисуй слово». Детям педагог предлагает нарисовать столько кружков, сколько звуков (букв) в слове.
  • «Шифровальщик». Детям предлагается заменить определенный звук в слове, на его акустические характеристики.
  • «Какой звук пропустил Незнайка?». Педагог четко, сохраняя ударение, произносит сочетания звуков (например: - тка, - голка, - рбуз, - втобус и т.д.). Дети поднимают соответствующие фишки (красного, зеленого, синего цвета, в зависимости от пропущенного звука) и произносят каждое слово целиком, называя первый звук и соответствующую букву.
  • «Куда перелетела бабочка?». Дети учатся определять и отмечать позицию заданного звука на карточке - схеме с помощью бабочки. Предлагается карточка, разделенная на три части и бабочка на магните. Педагог называет слово, а дети должны догадаться, в какой из квадратов перелетит бабочка (позиция звука в слове).
  • «Замени звук». Педагог пишет или выкладывает из букв односложное слово на доске, рядом расположены мнемотаблицы звуков. Задача детей, заменить один из звуков на звук из мнемотаблицы и прочитать какое слово получилось.
  • «Подбери схему». Детям предлагается подобрать слова к схемам двухсложных слов, в которых ударение на первом или втором слоге.
  • «Сосчитай звуки». Дети должны сосчитать количество звуков в произнесенном логопедом слове и выложить это слово фишками.

 

Список использованных источников:

Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М.: Альфа, 1993.-103 с.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по рисованию «Первоцветы» с использованием нетрадиционной техники рисования…

Конспект занятия по рисованию «Первоцветы» с использованием нетрадиционной техники рисования вилкой, ватной палочкой для детей 6-7 лет Цель. Формирование у детей...

Сборник мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возраста

Сборник мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возраста

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по финансовой грамотности в старшей группе на…

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по финансовой грамотности в старшей группе на тему: «Приключения в Денежном королевстве»

Читайте также

Конспект открытого занятия по ФЭМП в средней группе «Клад Петрушки»

Конспект открытого занятия по ФЭМП в средней группе «Клад Петрушки» Цель: Содействовать формированию элементарных математических представлений и развитию познавательной активности. Задачи: учить количественному счету...

План работы по парциальной программе «Развитие творческих способностей у детей…

План работы по парциальной программе «Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3 лет средствами кукольного театра» Цель: Развитие...

Эссе «Я педагог, а это значит…»

Эссе «Я педагог, а это значит…» «Если вы удачно выберете труд и вложитев него свою душу, то счастье само вас отыщет».Аристотел. Когда...